26.3. Основные проблемы биомедицинской этики

В связи с большими достижениями в биологической и медицин­ской науке и внедрением новых медицинских технологий в началеXXI в. врач в исключительных случаях вынужден принимать реше­ния, которые входят в противоречия с нормами классической меди­цинской этики.

Большое внимание к правам личности, в том числе ик правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотно­шений между врачом и пациентом. Все это послужило предпосылка­ми к возникновению и развитию биомедицинской этики (биоэтики).Термин «биоэтика» был введен американским биологом В. Поттеромв 1969 г., по его определению биоэтика — это соединение биологиче­ских знаний и человеческих ценностей.

В нашей стране изучение биоэтики началось намного позже посравнению с другими странами. В 1992 г. создан Российский Нацио­нальный комитет по биоэтике (РНКБ), учрежденный Российскойакадемией наук. Основная цель РНКБ — способствовать защитеправ, свобод и достоинства человека в условиях бурного прогрессабиологических и медицинских наук и во взаимодействии человекакак пациента со сферой здравоохранения.

Биоэтика является одним из приоритетных направлений дея­тельности ЮНЕСКО[7], которой в 2005 г. была принята Всеобщая де­кларация о биоэтике и правах человека.

Изучая моральные, философские, теологические, правовыеи социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологиии медицины, биоэтика тем самым является междисциплинарной об­ластью знаний; она охватывает медицинскую этику и простираетсяза ее пределы. Круг проблем биомедицинской этики гораздо ширепроблем классической медицинской этики, но отчасти переклика­ется с ними. Центральным в биоэтике является отношение к жизнии смерти, причем жизнь понимается как высшая ценность. Поэтомуиногда биоэтику определяют как систему знаний о границах допу­стимого манипулирования жизнью и смертью человека.

Основными аспектами приложения биомедицинской этики яв­ляются:

♦ право на жизнь;

♦ проблема эвтаназии;

♦ право на аборт, контрацепцию, стерилизацию;

♦ новые репродуктивные технологии;

♦ медико-биологические эксперименты на человеке;

♦ современные технологии генной инженерии;

♦ трансплантация органов и тканей;

♦ психиатрия и права человека;

♦ моральные проблемы ВИЧ-инфицированных;

♦ межпрофессиональные отношения в медицине;

♦ проблемы социальной справедливости в медицине.

Врач, работающий в специализированном учреждении, оказы­вающем медицинскую помощь женщинам, не может не задумывать­ся об этических аспектах искусственного прерывания беременности,контрацепции и стерилизации, являющихся современными формамимедицинского вмешательства в репродуктивную функцию челове­ка. Скажем, является ли аборт нарушением основного принципамедицинской этики — «не навреди»? Допустимо ли его проведениес этической точки зрения (а она совсем не обязательно совпадаетс юридической)? Если да, то в каких случаях? Ответы на эти вопро­сы зависят от профессиональной подготовленности и нравственныхпринципов врача.

Одна из важнейших проблем, связанных с разработкой новыхрепродуктивных технологий, — искусственное оплодотворение, кото­рое предоставляет возможность преодолеть бесплодие. Использова­ние этой технологии затрагивает такие человеческие ценности, какприрода самого брака, взаимоотношения супругов, судьба личностибудущего ребенка. С точки зрения морали здесь важно не перейтиту грань, когда вмешательство в репродуктивную сферу помогаетженщине обрести долгожданную беременность, а не превращаетсяв вид манипуляции, эксперимента. Искусственное оплодотворениене вызывает морального осуждения в обществе и даже имеет законо­дательное разрешение. Действительно, каждая женщина имеет правобыть матерью, и долг врача — помочь ей в этом.

Спорным и уязвимым с точки зрения биоэтики является методсуррогатного материнства, когда оплодотворенную яйцеклетку (от био­логических отца и матери) вносят в матку другой женщины (сурро­гатная мать), которая вынашивает и рожает ребенка, а потом пере-дает его биологическим родителям. Таким образом, с одной сторо­ны, становится очевидной манипуляция телесной природой ребен­ка, получающего генетическое наследие от двух определенных лици вместе с тем кровь, питание от суррогатной матери. С другой — этоединственный способ для отдельных семейных пар обрести желан­ного ребенка.

Ожесточенные споры велись и ведутся вокруг проблемы клони­рования человека на основе современных технологий генной инже­нерии. В обсуждении морального аспекта клонирования участвуютбиологи, врачи, политики, философы, священнослужители. Выска­зываются две противоположные точки зрения. Первая — клонирова­ние морально этично и появление человеческих генетических копийбезопасно для самого человека и общества. Эта технология открыва­ет путь к освобождению от болезней и бессмертию. Вторая — клони­рование аморально и не безопасно, так как наука еще не в состоянииопределить последствия, к которым оно приведет, нет эксперимен­тальных доказательств, что каждый клонированный эмбрион будетразвиваться нормально и у клонированного ребенка не возникнутуродства, задержка умственного развития.

Кроме того, могут поя­виться самые непредсказуемые злоупотребления.

Для врача, работающего в специализированном учреждении хи­рургического профиля, может оказаться немаловажной выработкаэтической позиции по отношению к такому важнейшему достиже­нию медицинской науки ХХ в., как трансплантация органов и тка­ней человека. Сегодня пересаживаются практически все жизненноважные органы и ткани: почки, сердце, печень, легкое, костныймозг и др. Вместе с тем трансплантология породила много сложныхэтических и правовых проблем, связанных с определением прав иобязанностей донора и его родственников, реципиента и медицин­ских работников, а также сопряженных с ними условий полученияинформированного согласия (реципиента, живого донора), конста­тации необратимой гибели головного мозга предполагаемого доно­ра. В настоящее время основным правовым документом в этой об­ласти является Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканейчеловека». В нем определены условия и порядок трансплантациичеловеческих органов и тканей с учетом современных достижениймедицинской науки и практики, однако не даны ответы на многиеэтические вопросы.

Одной из наиболее горячо обсуждаемых сегодня этических про­блем является проблема эвтаназии, то есть намеренного ускорениянаступления смерти неизлечимого больного с целью прекращенияего страданий. Иными словами, эвтаназия — это преднамеренноеубийство человека (по его просьбе). Различают две основные фор­мы эвтаназии: активную и пассивную. Активная эвтаназия — пред­намеренное применение медицинскими работниками каких-либосредств с целью прерывания жизни пациента. К активной эвтаназиитакже относят самоубийство при помощи врача, который предо­ставляет больному средства для прекращения жизни. Пассивная эв­таназия — отказ от поддерживающего лечения, которое или совсемне начинают или прекращают на определенном этапе. В «Основах»существует специальная статья 45 «Запрещение эвтаназии». В нейговорится: «Медицинскому персоналу запрещается осуществлениеэвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении егосмерти какими-либо действиями или средствами, в том числе пре­кращением искусственных мер по поддержанию жизни». Эвтаназияпротиворечит религиозным взглядам всех основных конфессий иклассической медицинской этике, в частности, клятве Гиппократа,однако этот вопрос не может считаться окончательно решенным.

Еще один принцип биоэтики — социальная справедливость, ко­торый предусматривает равное предоставление необходимых видовмедицинской помощи любому пациенту независимо от его физиче­ского, психического и материального состояния. Врач при оказаниимедицинской помощи пациентам должен руководствоваться исклю­чительно профессиональными и этическими нормами, а не отдаватьпредпочтение больным с особым социальным статусом и высокимматериальным положением.

Социально-психологической основой профессиональноговоспитания врачей является формирование и развитие у них соот­ветствующей этико-деонтологической культуры. Это означает, чтосопереживание и милосердие должны стать внутренним содержа­нием, нравственным стержнем медицинского работника. Этическиенормы врача должны находить свое проявление в профессиональнойдеятельности, прежде всего в общении с пациентами, их близкими,взаимоотношениях с коллегами.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятий «медицинская этика» и «деонтология».

2. Какие основные проблемы изучает медицинская этика?

3. Какие нормы профессиональной морали содержит «Международныйкодекс медицинской этики»?

4. В каких международных и отечественных правовых документахзафиксированы принципы медицинской этики?

5. Каковы этические правила беседы с пациентом?

6. Каковы этические правила проведения инвазивных лечебныхи диагностических процедур?

7. В чем суть принципа информированного согласия? Каков порядок егособлюдения?

8. Что такое ятрогения? В чем причины ее возникновения? Какие видыятрогений вам известны?

9. Раскройте суть и разъясните важность соблюдения принципа сохраненияврачебной тайны.

10. Дайте определение понятия «биомедицинская этика».

11. Какие основные проблемы изучает биомедицинская этика?

12. Каковы этические проблемы внедрения новых репродуктивныхтехнологий?

13. Каковы правовые, этические проблемы клонирования человека? Вашеотношение к этой проблеме.

14. Каким нормативным актом регулируется трансплантация органов и тканейчеловека в РФ?

15. Эвтаназия и ее этическая оценка.

16. В чем суть принципа социальной справедливости при оказаниимедицинской помощи?

<< | >>
Источник: Медик В.А., Юрьев В.К.. Общественное здоровье и здравоохранение. 2009

Еще по теме 26.3. Основные проблемы биомедицинской этики:

  1. Цель преподавания биомедицинской этики
  2. Глава бОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
  3. Другие проблемы этики и целесообразности
  4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
  5. 26.1. Медицинская этика, деонтология:содержание и основные проблемы
  6. ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  7. Раздел 1 Основные проблемы и подходы к их решени
  8. Глава 1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ
  9. 1.1. Основные проблемы правового регулирования и действия соглашения
  10. РАЗДЕЛ 1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
  11. 5.2. Основные проблемы пациента и методы ихпреодоления в поведенческой психотерапии
  12. И.П. Ашмарин. НЕЙРОХИМИЯ:Москва: Изд. Института биомедицинской химии РАМН, 1996, 470 с, 1996
  13. Противоречие биологического и социального как основная проблема здорового существования
  14. § 7. Правила нотариальной этики