>>

ЗАЧИН

Истлели кости и мечи

В Святой Земле...

И пламя восковой свечи

Дрожит во мгле.

А я, колени преклонив -

В иных веках,

Где над пустыней кружит гриф

И вьётся прах...

Среди песка, среди камней

Уж тысячу лет

Железных всадников, коней

Потерян след.

Но я, среди еще живых

Бреду в пыли...

А в жарком небе кружит гриф

Святой Земли.

На небе солнца адский круг, Как знак беды...

Но, как на зло, не снять кольчуг, И нет воды.

Вновь грохот битвы, лязг и треск, Мольбы и кровь...

Безгрешен всяк, принявший крест, -

Бог — есть любовь!

Мы рубим нехристей, вперёд!

Коней — в галоп!

Всех, кто дойдёт — награда ждёт: Господень Гроб!

Грабь, убивай и умирай - Господь с тобой!

Погибших ждет пресветлый рай

И крест земной.

Иерусалим! Поёт душа

Слова молитв...

А в синем небе, не спеша

Кружится гриф...

... Что было дальше? Бог — судья!

Сомненья — прочь!

Молитвы, крики и резня

И день, и ночь!

Господень Гроб освобождён... Господь простит

За эту кровь, за чёрный сон,

За боль в груди...

За то, что слабый менестрель,

Посмел воспеть

Не Божий промысел, не цель,

А жизнь и смерть.

Истлели кости и мечи

В Святой Земле...

И пламя восковой свечи

Дрожит во мгле.

А я, колени преклонив, -

В иных веках,

Где над пустыней кружит гриф

И вьётся прах...

Кирилл Ривель. «Истлели кости и мечи»

Константинополь обязательно будет завоеван, и как прекрасен тот амир, и как прекрасно то войско, что завоюет его.

Предсказание пророка Мухаммеда

Блаженны падшие в сраженьи! Они теперь вошли в Эдем И потонули в наслажденьи, Не омрачаемом ничем.

А.С. Пушкин. «Подражание Корану»

8 Вольфганг Акунов. Военно-духовные братства Востока и Запада

М ы привыкли ассоциировать понятие военно-духовных, военно-мона­шеских и рыцарских орденов, да и понятия «рыцарь» и «монах» как та­ковые, исключительно с христианской, западной религией, культурой и идеологией.

Между тем, вcе эти понятия оказываются на поверку оче­редным мифом наших традиционных, европоцентристских, или евроцен- тристских, представлений.

В действительности архетип духовного, рыцарского, военно-монаше­ского, духовно-рыцарского ордена является, при ближайшем рассмотре­нии, непоколебимо чистым и незамутненным, архетипическим идеалом не только Запада, но и Востока, ни в коей мере не ограничивающимся военно-духовными орденами, существовавшими в средневековой Европе (но возникшими, между прочим, в своей значительной части, также не собственно в Европе, а на Ближнем и Среднем Востоке, на Иберийском полуострове и в других зонах длительного противостояния, и в то же вре­мя — длительных контактов между Европой и Азией, но в первую оче­редь — между христианской и исламской цивилизациями).

Здесь представляется уместным указать на следующее обстоятельст­во. Слово «орден» (по-латыни: ордо, ordo) означает в переводе на русский язык буквально «порядок», «сословие», «строй» или «чин». Так, например, выражение «все чин-чином» означает: «все в надлежащем порядке». Сразу бросается в глаза не только созвучие, но и смысловое соответствие слова «орден»-«ордо» (от которого происходят аналогичные слова других индо­европейских языков — английское «ордер», немецкое «Орднунг», фран­цузское «ордр», итальянское «ордине», испанское «орден», португальское «ордем» и т.д.) тюркско-монгольскому слову «орда» (или «орта»; так, на­пример, отряд в янычарской гвардии султанов турок-османов назывался «орта»), исконное значение которого — «ставка правителя (военачаль­ника)», «военный стан», «военный лагерь», «упорядоченное войско» или «боевой порядок (строй)». Это одно из древнейших слов, вероятно, поза­имствованных в незапамятные времена кочевыми племенами — предка­ми народностей тюркского и монгольского корня — у древних иранских (арийских) кочевников, своих соседей по описанной в «Авесте» Великой Степи («Ариана Вэжа», «Арьянам Вайджа», «Арийский Простор»), наря­ду, например, со столь же древним словом «богатырь»-«богатур»-«богадур» «бахадур»-«батор»-«баатар»-«багадур» (происходящим от древнего арий­ского слова «баг(а)» — «Бог»); «богатырь» — человек, одаренный Богом силой, отвагой и доблестью; «богатый», «богач» — человек, одаренный Богом большим имуществом.

Впрочем, довольно об этом...

Архетип ордена — на уровне идейной преемственности — связан с мно­горазличными структурами. Такими, как тайный союз пифагорейцев. Как каста воинов-спартиатов в древнем Лакедемоне. Как фиванские бойцы

«Священного отряда» Пелопида. Как сословие всадников-эквитов — зна­менитое «ордо эквестер» — Древнего Рима (до его вырождения и превра­щения в касту сребролюбивых ростовщиков, откупщиков и торгашей). Как члены воинских союзов у древних германцев — дружинники-антрустио- ны франков, «люди-волки» лангобардов, берсерки, ульфхедины, варульвы, бьорнульвы, и свинфюлькинги норманнов дохристианской Скандинавии. Как «эвиониты»-ессеи (эссены), «ревнители»-зилоты и «кинжальщики»- сикарии древней Иудеи времен земной жизни Спасителя. Как ирландские фианы-фении из «Красной Ветви» короля Конхобара Мак Нессы в столи­це древнего Ольстера Эмайн-Махе. Как африканские «люди-леопарды», «люди-львы» и «люди-крокодилы», вудуистские «тонтонмакуты», «закол­дованные рубашки» индейских племен дакотов и сиу. Как адепты тайных обществ «Краснобровых», «Желтых повязок», «Красных повязок», «Кра­сных кафтанов» и «Белого Лотоса» в древнем Китае. Как японские «буси»- самураи. И, не в последнюю очередь (а может быть — в первую, учитывая, что именно они оказали наибольшее влияние на непосредственно контак­тировавшие с ними духовные и военно-духовные ордены христианского Запада, а также нашедшие на том же Западе широкое распространение в последующие эпохи тайные общества розенкрейцеров, алхимиков, воль­ных каменщиков-«франкмасонов», карбонариев-«угольщиков», иллюми­натов и проч. - вплоть до американского Ку-Клукс-Клана) — как мисти­ки из тайных орденов суфиев-дервишей (многие из которых — Айссауа, Бекташи, Кадырийа, Кубравийа, Мевлеви, Накшбанди, Ниматуллахи, Ри- файа, Сенусийа, Сухравардийа, Тиджанийа, Чишти, Шазимийа, Ясавийа и другие — существуют по сей день), карматов-батинитов и измаилитов- низаритов мусульманского мира.

Вся жизнь адептов этих организаций, имевших эзотерический, то есть тайный, скрытый от непосвященных («профанов») характер, и жесткую дисциплину, определялась (и определяется) кодексом, носившим (и нося­щим) не только морально-этический характер.

Этот кодекс был направлен на приведение деятельности адепта в гармонию с порядком мироздания. Все эти (а также многие другие им подобные) тайные общества, ордены и организации всегда требовали от своих адептов не только строжайшей военной и общественной дисциплины, но и обязательного духовного по­слушания. Ибо считалось, что адепт ордена, руководствуясь в своем по­ведении этими послушанием и дисциплиной, будет действовать в согла­сии с непреложным законом, установленным самим Богом, Творцом Неба и Земли.

Почему же все эти вопросы, все эти, казалось бы, «дела давно минув­ших дней», до сих пор волнуют нас, современных людей XXI века?

В данной связи нам представляется уместным привести цитату из книги Майкла Бэйджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Мессианское

10 Вольфганг Акунов. Военно-духовные братства Востока и Запада наследие», посвященную анализу причин привлекательности «рыцарст­ва». Естественно, речь идет о привлекательности рыцарства, понимаемого в широком плане, как членство в эзотерических организациях, обществах, орденах, или хотя бы причастность к ним, для современного человека, «утратившего корни».

При мысли же об этом современном человеке невольно сразу приходят на память два литературных героя.

Во-первых — незабвенный Джордж Огест Уинтерборн из бессмертно­го романа Ричарда Олдингтона «Смерть героя», который, вставив в рамки грамоты, удостоверяющие его принадлежность к разным тайным обще­ствам и орденам, «вывесил их в самых неожиданных местах, чтобы они повергали непосвященных в изумление и трепет».

Во-вторых - незабвенный Люк Люббок из «Утопии-14» (известной так­же под другим названием — «Механическое пианино») Курта Воннегута, состоящий во множестве разных секретных союзов и проводящий все свое свободное — от скуки и безысходности серого будничного существова­ния! — время в переодевании: то он — член братства «Королевских парме- занцев», красующийся в голубом, расшитом золотом мундире с пышными эполетами, грозно размахивающий обнаженной саблей; то — член тай­ного индейского общества «Заколдованных Рубашек» в соответствующем антураже; то — адепт некоего глубоко законспирированного и в то же время устраивающего публичные костюмированные шествия дервишско- суфийского ордена с накладной седой бородой в украшенном драгоцен­ными (фальшивыми) камнями шелковом тюрбане, бережно несущий — напоказ собратьям по ордену — огромный слоновий клык, испещренный таинственными письменами — ключом к позабытой измельчавшим миром Мудрости Былых Веков.

Итак, цитата:

«...современная политика — это во многом вопрос эффектной подачи и «упаковки» товара, то бишь политических фигур. Если «товар» упакован привлекательно, то есть вызывает интерес и симпатии, то рыцарство — «упаковка» как нельзя более привлекательная. Оно способно предложить красочные ритуалы, праздничную обрядовость и пышность миру, который все более и более лишается причастности подобным зрелищам и все силь­нее скучает по ним.

Рыцарство дает чувство преемственности, традиции секулярному миру, отрезанному от древних корней и ощущающему свою беспочвен­ность (добавим к этому — «богооставленность» — В.А.). Оно способно предложить ощущение величия людям, которым с малых лет вдалбливают в головы чувство собственной ничтожности и мизерности. Людям, вос­стающим против навязанной им беспомощности, одиночества и изоляции, рыцарство обещает и реально дает причастность к некоему общему делу,

единой братской идее, уходящей корнями в прошлое. Оно позволяет мно­гим людям испытывать свойственное им тайное чувство причастности к некоей тайной «элите», пусть даже не являющейся особенно престиж­ной в современном мире. Рыцарство может предложить иерархию цен­ностей, которая не является банальной и пресной, а зиждется на некоем ином, тоже традиционном, основании — основании, которое служит от­ражением некоего Божественного замысла или плана. Оно может пред­ложить ритуализированный и потому имеющий особую санкцию свыше канал выражения разнообразных эмоций. Таким образом, рыцарство мо­жет являть собой воплощение принципа сплоченности, хранилища устоев веры и смысла бытия. В определенных условиях оно может стать анало­гом веры, а его деятельность — эквивалентом смысла бытия. Громадный потенциал возрождения рыцарства наглядно продемонстрировала в годы Второй Мировой войны Япония, где самурайский кодекс чести — «бу­сидо» — ставший основополагающим принципом всей культуры Страны Восходящего Солнца, достиг своей кульминации в явлении, которое, на взгляд Запада, кажется проявлением самого дикого фанатизма — явлении камикадзе».

Добавим к сказанному, что весьма сходным явлением представляются действия какого-нибудь массового убийцы вроде Андерса Беринга Брей­вика (не только объявившего себя «рыцарем-тамплиером», но и реально состоявшего в масонской ложе тамплиерского обряда) или самоубийст­венные акции современных радикальных исламистов, чьи «шахиды — му­ченики за веру» из рядов «Братьев-мусульман», «талибов», «Хезболлы», «Аль-Каиды», «Хамас» и всевозможных «джамаатов», и «фидаины» — аналог японских летчиков-смертников «камикадзе (да и вообще японских «токкотай» — этим термином обозначали всех добровольцев-смертников, не только летчиков) -черпают силы, вдохновляющие их на самоубийст­венные террористические акты в традициях, уходящих своими корнями в эпоху тайных орденов мусульманского Востока.

| >>
Источник: Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил.. 2019

Еще по теме ЗАЧИН:

  1. 16.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  2. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  3. ПРИЛОЖЕНИЕ
  4. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  5. Право на удовлетворение иска и право на получение судебной защиты
  6. Психолингвистический анализ современной медианоминации
  7. 21. Исполнение опекунами и попечителями обязанностей в отношении подопечного. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.
  8. Статистика влияния типа грунтов на распространение КРН
  9. 53. Оспоримые сделки: основания, условия, последствия и момент недействительности.
  10. Моделирование методом конечных элементов. Численный эксперимент
  11. Химченко Алексей Игоревич. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2014, 2014
  12. Комбинационные резонансы аддитивно-разностного типа
  13. Заячковский О.А., Маскаева И.И., Усенко Ю.Н.. Теория государства и права: учебное пособие. — Ка­лининград: Изд-во БФУ им. И. Канта,2011. — 272 с., 2011
  14. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при турбулентном режиме
  15. Моделирование теплопотерь в конструкции вентфасада с учетом скорости ветра и термического сопротивления вентилируемого воздушного пространства с отражательной теплоизоляцией
  16. Выводы по главе
  17. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы