<<
>>

Т. Вторая битва в секторе Газа

Предысторией этой кровопролитной битвы послужило завоевание Иерусалима тюрками-хорезмийцами, выте­сненными к описываемому времени повелителем монголов и татар победоносным Чингиз-ханом из далекой Средней Азии.

Пройдя с боями всю Персию, Месопотамию и Малую Азию, хорезмийцы разгромили войска азербайджанских атабеков Эльдегезидов, а затем — армию православного Грузинского царства во главе с пользовавшимся славой непобедимого полководца амир-спахсаларом Иванэ и его не менее прославленным братом Закарэ. Пытаясь спастись бегством от хорезмийских клинков, грузинские ратники срывались с круч в пропасть и заполнили ее доверху своими окровавленными телами. Пленных грузин победоносные хорезмийцы, по приказу своего предводителя — султана Джелал-эд-Дина Менгбурны, или Менгуберти (вошедшего в историю как самый опасный враг и неукротимый сопер­ник Чингиз-хана, которому он мстил за разгром и лишение власти своего отца — хорезмшаха Мухаммеда) — прямо на поле боя, под страхом немедленной смерти, подвергли обрезанию. По свидетельству армянского летописца Кира- коса, два хорезмийца держали при этом одного пленного христианина за руки, а третий, оттянув крайнюю плоть «назарянина», обрезал ее прямо мечом, еще не остывшим от крови его соплеменников и единоверцев!

После победы над мусульманским Азербайджаном и хри­стианской Грузией хорезмийцы, вырезавшие почти все на­селение разрушенной ими грузинской столицы Тбилиси, вторглись на территорию Сирии и Палестины и вскоре уста­новили контакты с айюбидским султаном Египта. Продви­гаясь в южном направлении, хорезмийцы вторглись в Га­лилею, захватили Тивериаду, а затем — лишенный своих укреплений еще Салах ад-Дином и обороняемый слабым гар­низоном Иерусалим (ненадолго возвращенный «латинянам»

в результате не санкционированного папой римским Крестового похода римско-германского императора Фридриха II Гогенштауфена, возложивше­го на себя в 1220 году корону королей Иерусалимских, невзирая на папское отлучение).

Святой Град в очередной раз стал ареной ужасающей резни и грабежей. Хорезмийцами был осквернен Храм Живоносного Гроба Го­сподня. Бренные останки «латинских» правителей Иерусалима, в том чи­сле прах Готфрида Бульонского, потомка Кала Великого и предводителя Первого Крестового похода, были выброшены агарянами из гробниц, все христианские церкви разграблены и сожжены. В этот кровавый день — 11 июля 1244 года — западные христиане навсегда утратили власть над Свя­тым Градом Иерусалимом.

Египетское войско под командованием Бейбарса — тогда еще не сул­тана, а мамелюкского эмира — при поддержке отрядов хорезмийской конницы, развернулось в секторе Газа. Христианское войско соединилось под Акконом с воинством дамасского султана, а также с сарацинскими контингентами расположенных юго-восточнее Дамаска султанатов Хомс и Керак. Вступление крестоносцев в военный союз с сарацинами, против которых они, собственно говоря, были призваны сражаться по долгу служ­бы, невозможно расценить иначе, как свидетельство полной утраты ими прежних ориентиров, упадка духа и общей внутренней нестабильности.

Ни разу с рокового дня битвы при Хиттине христианам Святой Земли не доводилось выводить в поле такое громадное войско, как на этот раз. Наряду с местным сирийским рыцарством, в состав армии пилигримов входили контингенты духовно-рыцарских орденов во главе с их Вели­кими магистрами, в сопровождении значительных отрядов туркопулов и большого количества сержантов-сервиентов и пеших ратников. Чи­сленность объединившихся с христианским войском под Акконом му­сульманских вооруженных сил составляла около двадцати пяти тысяч человек. Как и следовало ожидать, сарацины лишь вынужденно заклю­чили военный союз с христианами и очень неохотно сражались против своих единоверцев.

Судьба сражения (вошедшего в сочинения «латинских» хронистов под названием «битвы при Ле Форби») была, по сути дела, решена в первом же столкновении, ибо мусульманские бойцы Дамаска, Хомса и Керака были, по выражению арабского современника и очевидца той битвы, попросту «развеяны, как пыль», тяжеловооруженными конными дружинами хорез­мийцев.

Вследствие этого мгновенного разгрома левый фланг христиан лишился мусульманского прикрытия, и хорезмийские всадники погнали крестоносцев в направлении египетского войска, так что «франки» ока­зались зажатыми с двух сторон в сарацинские клещи. В течение всего нескольких часов они были истреблены почти поголовно. Согласно тому же анонимному арабскому источнику, в плен было взято восемь сотен

христиан, в том числе Великий магистр ордена иоаннитов, Гийом де Ша- тонеф.

Что же касается потерь, то в этом кровопролитном сражении погибло никак не менее десяти тысяч крестоносцев (не считая потерь их мусуль­манских союзников), в том числе триста рыцарей из Антиохии и Триполи, триста рыцарей с Кипра, Великий магистр тамплиеров Арман де Перигор, а с ним — триста двенадцать рыцарей и триста двадцать четыре туркопула ордена Христа и Храма Соломонова. Иоанниты потеряли триста двадцать пять рыцарей и туркопулов. В результате, из участвовавших в битве воо­руженных сил иоаннитов и тамплиеров уцелело всего-навсего пятнадцать человек, спасшихся от резни и плена. Из трех сотен братьев-рыцарей и «се­рых плащей» («услужающих братьев») Тевтонского ордена Святой Девы Марии, участвовавших в сражении под Газой, пали двести девяносто семь и вернулись из боя живыми только трое! Из дамасского войска султана Измаила в битве с египтянами и хорезмийцами пал каждый десятый, сам он едва спасся бегством в сопровождении всего пятерых соратников.

Вторая военная катастрофа, постигшая крестоносцев под Газой, была особенно болезненной не только из-за большого числа павших в этой битве христиан, но и вследствие утраты территорий, приобретенных им­ператором Фридрихом II от мусульман путем переговоров. У «латинян» остались только несколько клочков земли на побережье Сирии и сильно укрепленных замков. Обладавший мощными оборонительными соору­жениями и упорно обороняемый иоаннитами город Аскалон пал после ожесточенного сопротивления, только когда мусульманам, при помощи мощных осадных машин и многочисленных подкопов, удалось обратить его стены в груды развалин. При защите Аскалона рыцарям ордена го­спитальеров также пришлось пролить немало крови, хотя и меньше, чем в битве под Газой.

<< | >>
Источник: Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил.. 2019

Еще по теме Т. Вторая битва в секторе Газа:

  1. КРАСНИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ. Система национально-регионального управления в Российской империи (вторая половина XVII - начало XX вв.). ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора юридических наук. Новосибирск - 2019, 2019
  2. Библиография
  3. Введение
  4. Влияние термоциклических процессов на развитие КРН
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Систематизированный перечень лексем, фиксированных в «Словаре поэтического языка П.А. Вяземского» и наличествующих в авторитетных словарях церковнославянского языка (церковнославяно-русские полисеманты)
  6. Введение
  7. 5.1. Понятие и система государственной службы.
  8. ВВЕДЕНИЕ
  9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
  10. БИБЛИОГРАФИЯ
  11. Вид экономической деятельности