<<
>>

Влияние суфиев на нашу повседневную жизнь

Считается, что схоластика и мистицизм противоречат друг другу. Тем не менее, суфии развивали оба этих на­правления человеческой мысли, как и многие другие. Были ли эти два направления мусульманскими? Нет.

Как устано­вили профессор Паласиос и другие исследователи суфиз­ма, представители этих направлений были христианами, сотрудничавшими с августинцами и с последователями Святого Иоанна Крестителя. Итак, из чисто восточных ми­стиков суфии постепенно превратились в предшественни­ков католических мистиков и философов. Кофе, который мы пьем, согласно традиции, впервые стали употреблять суфии для большей ясности сознания. Мы носим одежду, принятую у суфиев (рубашки, пояса и брюки), слушаем их музыку (андалузские мелодии, ритмическая музыка, любовные песни), танцуем их танцы (например, вальс), читаем произведения, проникнутые суфийскими по про­исхождению идеями (такие, как «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера, «Робинзон Крузо» Дэниэла Дефо, «Вильгельм Телль» Фридриха Шиллера и др.), используем их эзотери­ческие выражения и словосочетания («момент истины», «человеческий дух», «идеальный человек»), играем в их игры — например, в карты.

Игральные (а также гадательные) карты (колода Таро) появились на христианском Западе в 1379 году. Феличиано Бузи цитирует слова одного летописца: «В 1379 году в Ви­тербо были завезены игральные карты. В сарацинских (араб­ских, мусульманских — В.А.) землях, в которых они появи­лись, игру в карты называют Наиб». В своей книге «Суфизм» Идрис Шах указывает на то, что до сих пор еще сохрани­лись материалы, послужившие ее основой — карточки Таро (Тарот или Тарок), а слово «Наиб» означает по-арабски «наместник», «заместитель» или «заменяющий материал».

Карты представляют собой аллегорию учения суфийских мастеров об опре­деленных космических влияниях на человечество. Этот материал делится на четыре части, обозначаемые общим наименованием «турук» («четыре пути»).

Слово «Таро» («Тарок», «Тарот») образовано от этого названия (а вовсе не является анаграммой названия древнееврейского Священного пи­сания — «Тора», как ошибочно пишут и думают многие). Хотя, с другой стороны, не подлежит сомнению, что на известную в настоящее время на Западе систему гадания по картам Таро (Тарот, Тарок) оказали немалое влияние иудаизм и каббала (предполагалось привести ее в соответствие с определенными учениями, не нашедшими непосредственного отражения в первоисточниках). Предпринимавшиеся неоднократно поверхностные попытки связать «западные» игральные и гадательные карты с картами, ис­пользующимися в Персии и Китае, не увенчались успехом, поскольку до сих пор одним лишь суфиям известен основной элемент шифра (кода), со­держащегося в карточных мастях и козырях. Знакомая всем нам карточная колода может считаться правильной лишь частично, ибо с течением вре­мени произошло искажение некоторых символических значений входящих в колоду карт. Эта ошибка была следствием неправильного перевода неко­торых арабских слов, которые были чисто формально перенесены из восточ­ной суфийской в иную, западно-европейскую, культурную среду. Нередко наши современники принадлежат к ответвлениям суфийских обществ — таким, как масонство, розенкрейцерство, или к некоторым военно-монаше­ским или рыцарским орденам, таким, как ордены храмовников-тамплиеров (включая происходящие от тамплиеров ордены Христа, Святого Андрея или Чертополоха, Эворы, Монтезы и проч.), иоаннитов-госпитальеров, сепуль- криеров (рыцарей Святого Гроба Господня), орден Золотого Руна, орден Подвязки и т.д., — даже не догадываясь и не задумываясь об их изначально суфийском происхождении.

Современная психология показывает, что стремление человека к обо­гащению может быть признаком его внутренней неуверенности в себе. Но это стремление не является единственным, с исторической точки зрения оно все еще идет против течения. Суфийское отношение к жизни начи­нает действовать на иной основе. Суфии утверждают, что вся жизнь есть борьба, но эта борьба должна быть логически последовательной.

Обычный человек борется против слишком многих вещей сразу. Если запутавшийся и несовершенный человек (именуемый в масонстве, в соответствии с «ка- менщицкой» терминологией последнего, «нео(б)тесанным камнем» — от этого, изначально масонского понятия, между прочим, происходит наше, давно уже вошедшее в общее употребление обозначение грубого, не уме­ющего вести себя человека как «неотесанного») заработает денег или до­бьется каких-либо профессиональных успехов, он все равно так и останет­ся запутавшимся и несовершенным.

Психологи изучают этот процесс, в то время как суфии давно уже осоз­нали его. Суфизм уничтожает в человеке обычную врожденную или при­витую ему непоследовательность, превращая его в инструмент, при помо­щи которого достоинство и предназначение человека смогут подняться на более высокую ступень.

Для суфиев нет ничего нового в том, что дали Западу психоаналити­ческая теория Фрейда и глубинно-психологическая теория Юнга. Суфий­ский шейх Аль-Газали в своем труде «Алхимия счастья», написанном бо­лее девятисот лет тому назад, указывал на то, что выводы относительно основ сексуальной жизни человека, к которым гораздо позднее пришел Зигмунд Фрейд, уже в то далекое от нас время вовсе не являлись открове­нием, но были хорошо известны мусульманским богословам.

Как отмечал профессор Ром Ландау в своем исследовании «Философия Ибн аль-Араби», профессора Карла-Густава Юнга ни в коем случае нельзя считать первооткрывателем теории архетипов, которая была задолго до него сформулирована суфийским мастером Ибн аль-Араби.

Суфизм невозможно изучать с помощью психологии по нескольким причинам. Самой интересной из этих причин для западного человека будет, вероятно, та, что суфизм сам по себе является психологической системой, причем намного более развитой, чем любая психологическая система, получившая доселе развитие на Западе. Эту психологию нельзя назвать восточной. Это — общечеловеческая психология. Нет необходи­мости утверждать это бездоказательно. Мы можем привести высказыва­ния Юнга, в которых он признает, что западный психоанализ находится в зачаточном состоянии по сравнению с восточным.

Западный психоанализ как таковой и те направления мышления, кото­рые он порождает, являются не более чем попытками новичка по сравне­нию с древним искусством Востока.

Суфии утверждают, что учение или, точнее, комплекс воззрений, именуемый обычно «суфизмом», представляет собой непосредственный эволюционный опыт, являющийся определяющим фактором всех великих школ мистицизма, как на Востоке, так и на Западе.

<< | >>
Источник: Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил.. 2019

Еще по теме Влияние суфиев на нашу повседневную жизнь:

  1. Жизнь как подвиг и подвиг бытия
  2. Статистика влияния типа грунтов на распространение КРН
  3. Влияние углеродных активаторов на процессы структурирования в электродных материалах
  4. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  5. Влияние термоциклических процессов на развитие КРН
  6. Гипотеза влияния неметаллических включений на КРН
  7. Оценка влияния мелких дефектов КРН на механические характеристики трубы
  8. Влияние уровня механических напряжений и циклических изменений давления на развитие трещин КРН
  9. ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ РАСЧЕТА ОГРАЖДАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ С ВОЗДУШНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ ВЕТРА
  10. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТАЛЛА ВОКРУГ СТРЕСС-КОРРОЗИОННЫХ ДЕФЕКТОВ И ВЛИЯНИЕ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ВКЛЮЧЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ И МОРФОЛОГИЮ ТРЕЩИН
  11. Харсеев Виктор Алексеевич. ВЛИЯНИЕ МИКРО- И НАНОСТРУКТУРИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ИХ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук. Курск - 2019, 2019
  12. 1.6. Исполнительная власть и государственное управление.
  13. 1.4. Социокультурные факторы, обусловливающие особенности функционирования славянизмов в поэзии Вяземского
  14. СОДЕРЖАНИЕ
  15. Славянизм книга и библеизм книга жизни
  16. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  17. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  18. ВВЕДЕНИЕ
  19. Структурирование электродных материалов углеродными активато­рами