<<
>>

Ж. В ЦЕНТРЕ НИЗАРИТСКОЙ ПАУТИНЫ

В своей аламутской штаб-квартире Гассан ибн Саббах создал настоящую школу по подготовке разведчиков и ди­версантов-террористов. К середине 90-х гг. XI века Аламут- ская крепость стала лучшей в тогдашнем мире академией по подготовке тайных агентов как узкого, так и широкого профиля.

Действовала она крайне просто, тем не менее, достигаемые ею результаты были весьма впечатляющи. Гассан ибн Саббах сознательно сделал процесс вступления в свой тайный орден крайне сложным. Из примерно двух­сот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Перед тем, как кандидат попадал во внутреннюю часть «Орлиного гнезда», ему со­общалось о том, что после приобщения к тайному знанию обратного пути из ордена у него быть не может.

Одна из многочисленных сложенных о низаритском ор­дене легенд гласит, что Гассан ибн Саббах, будучи чело­веком весьма образованным и разносторонним, имевшим доступ к самого разного рода знаниям, никогда не отвергал чужого опыта, почитая его как желанное приобретение. Так, при отборе будущих мулидов-террористов, он вос­пользовался методикой древних китайских школ боевых искусств, в которых отсеивание кандидатов начиналось за­долго до первых испытаний. Молодых юношей, желавших вступить в орден низаритов, держали перед закрытыми во­ротами от нескольких суток до нескольких недель. Только самых настойчивых приглашали во внутренний двор. Там их заставляли несколько дней впроголодь сидеть на холод­ном каменном полу, довольствуясь скудными остатками пищи и ждать, порой под ледяным проливным дождем или снегопадом, когда их пригласят войти внутрь дома. Время от времени на внутреннем дворе перед кельей Гассана ибн Саббаха появлялись его адепты из числа низаритов, успеш­но прошедших первую степень посвящения. Они всячески

оскорбляли, даже избивали молодых соискателей, желая проверить, на­сколько сильно и непоколебимо их желание вступить в ряды фидаинов.

В любой момент молодому человеку позволялось подняться и уйти восво­яси. Лишь прошедшие первый круг испытаний допускались в дом главы тайного ордена. Их кормили, иыли, переодевали в теплую и добротную одежду... Для них начинали приоткрывать «врата иной жизни».

Измаилиты «горного старца» отбирали в свои боевые группы физиче­ски сильных молодых людей. Предпочтение отдавалось сиротам, посколь­ку от «фидаина» требовалось навсегда порвать с семьей. После вступления в орден его жизнь всецело принадлежала «горному старцу», или, как его называли, Великому Владыке. Правда, в ордене измаилитов вступившие в него адепты не находили решения проблем социальной несправедливо­сти, зато «горный старец» гарантировал им вечное блаженство в райских садах взамен отданной реальной жизни.

Секретный орден, созданный Гассаном ибн Саббахом, имел, как и вся­кая орденская организация, строгое иерархическое построение. На самой низшей ступени орденской иерархии находились рядовые члены ордена — «фидаины» — исполнители смертных приговоров (и в ходе исполнения этих приговоров, действительно, нередко «жертвующие собой»). «Фидаины» действовали в духе слепого повиновения и, если умудрялись выжить, через несколько лет, повышались до следующей степени — «рафика» (рефика), буквально «товарища», «старшего рядового» или «рядового проповедника». Следующей за степенью фидаина была степень «ласика» («причастного к тайне»). До этой степени непосредственно через «даисов» передавалась воля «горного старца». Следующей за степенью «ласика» в иерархической пирамиде ордена измаилитов была степень «даи» (даиса, дая), или «стар­шего проповедника» («старшего миссионера»). Продолжая продвигаться по иерархической лестнице, теоретически можно было подняться и до стату­са «дай (даи, дая, даиса) аль-кирбаль», которые подчинялись только, скры­тому от посторонних глаз, таинственному «горному старцу» — Великому Владыке ордена измаилитов и главе низаритского орденского государства с центром в Аламуте — шейху Гассану ибн Саббаху.

Эти семеро «высших даисов», или «высших неизвестных», именовавшихся также «хранителя­ми тайны» или «хранителями учения», скрывали ото всех свои лица под белыми капюшонами с прорезями для глаз. Выше «горного старца» стоял (по крайней мере, теоретически) сам «скрытый (тайный, сокровенный) имам» — проводник и вершитель воли Аллаха на земле.

Нельзя не заметить, что орден низаритов своим примером вдохновил многие тайные общества и ордены Востока и Запада. Европейские военно­духовные ордены, тайные общества и братства подражали ордену измаи- литов, перенимая у них методику жесткой дисциплины, принципы повы­шения в степени (градусе), принципы знаков отличия, эмблем и символов.

Нетрудно заметить также и другое. Иерархическая внутренняя струк­тура ордена низаритов Гассана ибн Саббаха была неразрывно связана с наличием в ней различных «степеней посвящения» («ступеней» или «градусов»), что было весьма характерно для всех измаилитских тайных лож, ячеек и общин того периода. Каждая новая ступень посвящения все дальше отдалялась от исламских догм, приобретая все больше чисто поли­тическую окраску. Высшая степень посвящения почти не имела ничего об­щего с религией вообще (а не только с исламом). На этом этапе такие бази­сные понятия, как «священная цель» или «священная война» приобретали совершенно иной, диаметрально противоположный смысл. Оказывается, можно употреблять алкогольные напитки, нарушать исламские законы, ставить под сомнение святость пророка Мухаммеда и воспринимать его жизнь всего лишь как красивую поучительную легенду (или, проще го­воря, сказку). На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что верхушка ордена измаилитов придерживалась, тщательно скрываемо­го как от внешнего мира, так и от рядовых членов секты, «религиозного нигилизма» или, если быть более точным, «религиозного прагматизма», посредством которого решались те или иные насущные политические за­дачи. Тайное учение измаилитов сводилось к теории полного нравствен­ного безразличия, вседозволенности и к чистому атеизму. Однако во всей своей полноте оно открывалось лишь измаилитам, достигшим высших степеней посвящения в своем ордене, в то время как основная масса их приверженцев, принадлежавших к низшим степеням, посредством туман­ного мистического вероучения держалась в состоянии беспрекословного, слепого повиновения вышестоящим.

Владычество низаритов опиралось не на обширные земельные владения или огромные массы войск, а на безусловную преданность и фанатическое презрение к смерти массы рядовых приверженцев секты — «фидаинов», этих «шахидов» — «борцов-мучеников за веру». Укрытиями и военными базами им служили отдельные неприступные крепости, разбросанные по Ирану, Ираку и Сирии.

<< | >>
Источник: Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил.. 2019

Еще по теме Ж. В ЦЕНТРЕ НИЗАРИТСКОЙ ПАУТИНЫ:

  1. Б.Н. Земцов. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ: Учебное пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ.2008. - 336 с., 2008
  2. Роль изоморфизма сульфата бария в зародышеобразовании
  3. Теплотехнические исследования стеновых конструкций с внутренними поверхностями, имеющими различные коэффициенты излучения
  4. Приготовление электродных материалов
  5. Выводы по главе
  6. 3.3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
  7. В процессе формирования (в активной массе)
  8. Эффективность медианоминации
  9. Активация зародышеобразования
  10. 2.1.2 Сульфаты свинца
  11. Исследование ассоциативного соответствия современной медианоминации
  12. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
  13. Приложение 10 Значимые фоносемантические признаки исследуемых медианазваний
  14. Приложение 5 Ассоциативно соответствующие/несоответствующие медианазвания
  15. Выводы по главе 3
  16. Опыт интерпретации целого текста. Поэтический некролог «Памяти Авраама Сергеевича Норова» как отображение православного миросозерцания
  17. Модельный образец
  18. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы