<<
>>

О суфийском (философском) камне

Что же такое философский или софистский (то есть су­фийский) камень (камень мудрецов), который может прев­ращать так называемые простые металлы в благородные? Мы поймем, о чем говорил Джабир, сделав обратный пере­вод некоторых слов на арабский язык и рассмотрим роль, которую они играли в технической терминологии суфиев.

Суфии считают, что предназначение людей состоит в обновлении важнейшей части их существа. Причина дис­гармонии и незавершенности человека заключается в том, что он отделен от своей сущности. Его цель — очищение от шлака и активизация золота. Средства для достижения этой цели скрыты в самом человеке — они и есть фило­софский камень, камень мудрецов. Арабское слово «зат», означающее «камень», ассоциируется со словом, означаю­щим «скрытое», «запретное». Таким образом, камень был избран суфиями в качестве символа на основе звуковой ассоциации, что практикуется суфиями очень часто.

Этот могущественный камень, это Скрытое, западные алхимики и розенкрейцеры именовали «азотом». Востоко­ведами было установлено, что слово «азот» происходит от арабского слова «аз-зат», означающего «сущность», «вну­тренняя реальность». Суфии считают, что «камень» — это и есть «зат», то есть «сущность», которая является столь могущественной, что может преобразовывать (превра­щать, трансмутировать) все, что с ней соприкасается. Речь идет о сущности человека, являющегося частью того, что люди называют Божественным. Это «свет солнца», кото­рый может поднять человека на новую ступень.

3 элемента образуют «зат» только после того, как с ними будет проделана определенная работа (перевод арабского слова «амаль»). В число этих 3 элементов вхо­дит сера (по-арабски «кибрит», что является омонимом слова «кебират», означающего «благородство, величие»),

соль («мильх», омоним одинаково звучащего слова «мильх», означающего «доброта» и «ученость») и ртуть («зибак» — корень, от которого образова­но это слово, может означать также «ломать», «взламывать», «открывать замок»). Известный европейский розенкрейцер и алхимик, врач Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм по прозвищу Парацельс (1493-1541) подчеркивал: «Ртуть — это дух, сера — душа, а соль — тело».

Ибн аль-Араби поясняет 2 значения, говоря о том, что сера олицетворя­ет божественность, а ртуть — сущность. Взаимодействие определенных частей этих элементов создает «азот», «облагороженную сущность». В пе­реводах с арабского на латынь исчезают созвучия, которые используются в суфийских произведениях, но их толкования (не к пользе арабов) содер­жатся и в суфийских книгах, написанных на персидском языке (фарси), например, в «Алхимии счастья» Аль-Газали.

<< | >>
Источник: Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил.. 2019

Еще по теме О суфийском (философском) камне:

  1. Генезис теоретических представлений американских мыслителей об идеале школьного учителя в ХІХ веке
  2. 16.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  3. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  4. ПРИЛОЖЕНИЕ
  5. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  6. Право на удовлетворение иска и право на получение судебной защиты
  7. Психолингвистический анализ современной медианоминации
  8. 21. Исполнение опекунами и попечителями обязанностей в отношении подопечного. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.
  9. Статистика влияния типа грунтов на распространение КРН
  10. 53. Оспоримые сделки: основания, условия, последствия и момент недействительности.