<<
>>

Х. Осень патриарха низаритов

Проходили годы и десятилетия. «Горный старец» все больше старел. Он никогда не покидал «орлиного гнезда». Как и всякий тиран, Гассан ибн Саббах опасался убийц, потому что сам их готовил и знал, насколько трудно от них укрыться.

Он опасался толп народа, опасался сам участ­вовать в военных действиях. «Даис» постоянно укреплял свой заоблачный замок и строил все новые крепости вокруг Аламутской долины.

Последние годы жизни «горного старца» прошли в тя­желых оборонительных боях с сельджукскими войсками. Султан Мухаммед был беспощаден к низаритам и неуто­мим в походах против их крепостей. События первых деся­тилетий XII века представляются нам в ретроспективе не­прерывной цепью осад и штурмов, предательств и убийств. Но ситуация была поистине патовой, тупиковой. Сель­джукские армии никак не могли истребить низаритов. Ни в городах, где продолжала действовать законспирирован­ная сеть низаритских лож-ячеек, ни в крепостях, которые были отлично расположены и укреплены, снабжены продо­вольствием, водой и всем необходимым. И даже если низа- риты теряли крепости, они захватывали новые — в Иране, Ираке, Сирии, Палестине...

Но беда низаритов как раз и заключалась в том, что им самим казалось их главной силой — в желании захватить как можно больше крепостей. Паучий характер их «горного шейха» привел к тому, что измаилиты стремились к созда­нию конспиративной организации, не имевшей лозунгов, которые могли бы поднять народ. Гассан ибн Саббах до­бился ряда побед. Но множество маленьких побед не ведет к одной большой победе. Множество крепостей — это все- таки не страна. Ни одно из восстаний, которые низариты поднимали вне крепостей, к успеху не привело. А какими бы неприступными ни были крепости — в конце концов,

они все равно были обречены на падение. Низариты избрали стратегию обороны (как и «франкские» рыцари римско-католических военно-духов­ных орденов в Сирии и Палестине).

Это была изумительно организован­ная оборона, а потому их крепости держались долго. Но, в конце концов, они должны были неминуемо пасть (как и крепости «франков»).

Однако и султан Мухаммед был далеко не всемогущ. Его борьба с ни- заритами, хотя и носила крайне ожесточенный, упорный характер и со­провождалась невероятными жестокостями (творимыми, впрочем, как следует признать, обеими противоборствующими сторонами), велась от­носительно малыми силами. В основном в ней участвовали сельджукские феодальные ополчения тех областей державы Мухаммеда, в которых сто­яли низаритские крепости. Со смертью султана Мухаммеда борьба сель­джуков с низаритами велась спорадически — уж очень плохи были дела в самой Сельджукской державе.

С другой стороны, если бы учение Гассана ибн Саббаха было столь близко народным массам, как утверждают историки, поднимающие «гор­ного старца» на щит как «друга и учителя обездоленных», то именно в об­становке распада сельджукского государства, казалось бы, пришло время поднять восстание по всему Ирану. Однако ничего подобного не прои­зошло. «Крепостная держава» Гассана ибн Саббаха все более замыкалась в стенах цитаделей и раздиралась внутренними конфликтами.

Как ни странно, повинен в этом был сам «горный старец» низаритов.

К описываемому времени «даис» стал старцем не только в переносном, но и в буквальном смысле этого слова. За последние тридцать пять лет своей жизни «горный шейх» ни разу не спустился с аламутского утеса на грешную землю. Всецело овладевшее им сознание собственной непогре­шимости достигло уровня паранойи — обычного недуга всех диктаторов и деспотов нашего мира. «Горный старец» довольствовался лишь теми све­дениями о событиях в мире, происходящих за стенами Аламута, которые приближенные доставляли в его «горное гнездо». А приближенные «да­иса» уже потихоньку начали делить власть. В этом дележе участвовали и сыновья Гассана ибн Саббаха, считавшие себя законными наследниками престола. Однако для «горного старца» перед лицом величия ордена не существовало отцовских (и вообще родственных) чувств, и сыновей своих он не жаловал.

И если бы он узнал, что от них исходит угроза его власти над орденом, он расправился бы с сыновьями, не колеблясь ни минуты. «Шхеранул бы их со страшной силой», как выражается современная мо­лодежь...

И этот час настал. Один из приближенных «горного старца» замыслил против него заговор. Лицемерно (что-что, а уж лицемерить-то низариты умели!) изображал из себя верного слугу и преданного друга Гассана ибн Саббаха, заговорщик ухитрился подстроить убийство старого соратника

«горного старца» — наместника Кухистана, вернейшего из верных, про­изведшее на «даиса» удручающее впечатление. Затем коварный кознодей представил одержимому манией преследования Гассану сфабрикованные им «неопровержимые доказательства», что покушением на наместника Кухистана руководил не кто иной, как сын «горного старца» Устад соб­ственной персоной. Расчет изощренного интригана оказался безошибоч­ным. Охваченный гневом и страхом за собственную драгоценную жизнь, Гассан ибн Саббах без долгих разбирательств приказал предать Устада лютой казни. Однако по прошествии некоторого времени Гассан ибн Саб- бах получил от других приближенных столь же неопровержимые доказа­тельства того, что сын его был подло оклеветан. Тогда шейх низаритов приказал замучить подлого клеветника, а заодно и его сыновей — чтоб другим неповадно было...

С течением лет жизнь на аламутском утесе становилась все более су­ровой. Как-то раз «горный старец» услышал ночью из своей кельи, как кто-то в крепости играет на свирели. Гассан вызвал стражу и приказал найти нарушителя установленного в «орлином гнезде» строжайщего запрета на музыку и музыкальные инструменты. Им оказался молодой «фидаин». С тех пор его никто не видел. Незадолго до смерти Гассан ибн Саббах узнал, что его второй сын, Мухаммед, которому, подозревая его в изменнических планах, он приказал жить в Аламуте, хранит у себя в ке­лье кувшин вина (что было также строжайше запрещено). Был произве­ден обыск, кувшин найден. Мухаммед клялся и божился, что кувшин ему подбросили враги. Но «горный старец», охваченный сильнейшим присту­пом гнева, несмотря на слезные мольбы жены, приказал тут же, у себя на глазах, отсечь голову нечестивцу Мухаммеду, нарушившему законы шариата и орденский устав. По другой версии, «даис» собственноручно столкнул своего сына с утеса в пропасть за гораздо меньшее преступле­ние, чем тайное винопитие — молодой человек якобы прихватил с собой в «орлиное гнездо» с грешной земли цветок ромашки! Как бы то ни было, «горный старец» ради «чистоты идеологических риз», не дрогнув, погубил своих собственных сыновей.

<< | >>
Источник: Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил.. 2019

Еще по теме Х. Осень патриарха низаритов:

  1. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  2. 3.4. Обращения граждан.
  3. Заключение
  4. 9.3. Виды административного принуждения
  5. Общая характеристика исследования
  6. 16.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  7. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  8. ПРИЛОЖЕНИЕ
  9. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  10. Право на удовлетворение иска и право на получение судебной защиты
  11. Психолингвистический анализ современной медианоминации
  12. 21. Исполнение опекунами и попечителями обязанностей в отношении подопечного. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.
  13. Статистика влияния типа грунтов на распространение КРН
  14. 53. Оспоримые сделки: основания, условия, последствия и момент недействительности.
  15. Моделирование методом конечных элементов. Численный эксперимент
  16. Химченко Алексей Игоревич. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2014, 2014
  17. Комбинационные резонансы аддитивно-разностного типа
  18. Заячковский О.А., Маскаева И.И., Усенко Ю.Н.. Теория государства и права: учебное пособие. — Ка­лининград: Изд-во БФУ им. И. Канта,2011. — 272 с., 2011
  19. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при турбулентном режиме
  20. Моделирование теплопотерь в конструкции вентфасада с учетом скорости ветра и термического сопротивления вентилируемого воздушного пространства с отражательной теплоизоляцией