<<
>>

А. Что такое суфизм

«Вся религия подчинена идее раз­вития. Суфии считают, что эволюция суфия осуществляется внутри него самого, а также в его взаимоотношениях с обществом. Развитие общества и ко­нечная цель всего творения, включая сюда и даже номинально неодушевлен­ные вещи, неотделима от конечной цели суфия».

Идрис Шах

Однажды у суфия спросили: «Как можно распознать ду­ховного человека?» И суфий ответил: «Не по тому, что он говорит, и не по тому, каким он кажется, а по той атмосфе­ре, которая создаётся в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмос­феру, не принадлежащую его духу».

Суфизм — религиозная философия весьма глубокого идеалистического содержания.

Цель суфизма — создание всесторонне развитого чело­века.

Главная задача суфизма — наделение человека знани­ями, обеспечивающее приоритет общественных интересов перед частными, что предполагает гармонизацию взаимо­действия личности с обществом и с природой.

Суфии представляют собой конгломерат древних ду­ховных братств (орденов), происхождение которого не может быть точно установлено или датировано. Сами суфии не проявляют особого интереса к подобным ис­следованиям, довольствуясь ссылками на проявление их образа мышления в различных странах в разные периоды времени. Историческая деятельность суфиев протекала, главным образом, в русле ислама. Однако (вопреки ши­роко распространенному, но от того не менее ложному

мнению) не следует считать суфиев исключительно «исламским явлени­ем» или «мусульманской сектой». Суфиев можно встретить среди испо­ведников любой религии, и этим они похожи на «вольных каменщиков» (франкмасонов, или просто масонов), которые, в зависимости от кон­кретной ситуации, могут положить перед собой в ложе христианскую Библию, мусульманский Коран или иудейскую Тору. Сами суфии име­нуют ислам «оболочкой» суфизма только потому, что считают суфизм тайным учением всех религий.

Среди суфиев были великие богословы (теологи), поэты, ученые. Суфии с даних времен придерживались ато­мистической теории и сформировали учение о происхождении видов и эволюции за 1000 лет до Чарльза Дарвина. Суфии разрабатывали ди­алектику за 500 лет до Гегеля (не говоря уже о Карле Марксе и прочих «младогегельянцах»).

Огромный вклад в развитие суфизма внесли египтянин Зу-н-Нун аль- Мисри и багдадец (или, говоря по-современному, иракец) Абу Абдуаллах аль-Мухабиси (живший в IX веке Христианской эры). Они создали те­орию самонаблюдения над соотношением поступков человека и его со­кровенных намерений с целью достижения наивысшей искренности че­ловека перед Богом (что противопоставлялось лицемерию и показному, ханжескому, с точки зрения истинных суфиев, благочестию официально­го исламского духовенства). Плодом их творчества стало также учение о «Хал» — мгновенном озарении (символика суфизма), экстатическом состоянии суфия на пути к Богу.

Суфий Джунайд создал учение о «Фана» — мистическом растворе­нии суфия в Боге, ведущем к Сверхбытию (подобному Нирване у будди­стов) — Вечности в Абсолюте, основанное на базе эзотерической симво­лики, разработанной упомянутыми выше суфийскими мудрецами. Как и в основе всякой другой мистики, в основе мистики суфиев лежали заветные мечты и стремление человеческой души к совершенству. Джунайд предло­жил считать первым этапом мистического пути шариат (логический путь сознания) — общемусульманский путь, соответствующий религиозному закону, вторым — суфийский путь тарикат (психологическую устойчивую переориентацию), а третьим — хакикат, то есть мистическое постижение истины в Боге (в соответствии с символикой суфизма).

Для Джунайда одна из основ ислама — таухид — заключалась не в словесном доказательстве единственности Бога, как в официальном ис­ламском богословии, а в самой аскетической жизни суфия, в трансценден­тальном (потустороннем) единении с Богом.

Суфий Абу Язид создал учение о тройной градации сознания бытия (Я, Ты, Он — самость).

Суфий Абу Абдаллах Хусейн ибн Мансур аль-Халлодж утверждал возможность реального единения суфия с Богом и в моменты экстаза

восклицал: «Я есмь Истинный!». За это он был объявлен еретиком и каз­нен в 922 году п. Р.Х..

В Х-XI веках суфийское учение о тарикате приобрело законченную форму, появилось положение о «стоянках» на мистическом пути, о трой­ной традиции истинного знания, завершающегося слиянием познающего с познаваемым.

В результате реформаторской деятельности суфия Аль-Газали, извест­ногов средневековой Европе под именем «Альгазель» (1058-1111) и при­знанного высшим авторитетом мусульманского мира в вопросах теории, суфизм получил известное признание со стороны правоверного мусульман­ского духовенства (которое до конца XI — начала XII века преследовало су­фиев как опасных вольнодумцев). Аль-Газали примирил религиозные мифы Корана с рационалистической философией, заслужив тем самым почетный титул «Опора Корана». Несмотря на это, суфии по-прежнему нередко ста­новились жертвами погромов в менее культурных районах и были вынужде­ны применять в общении с единомышленниками секретные пароли, особые рукопожатия и другие средства самозащиты (подобно вышеупомянутым франкмасонам). На Западе ни один христианский суфий (даже обладающий большим авторитетом в церковных кругах) не смог бы защитить своих дру­зей перед церковным судом, и, тем не менее, суфийская мысль продолжа­ла оставаться тайной силой, развивающейся параллельно с официальным, ортодоксальным христианством. Отсюда и восхищение (смешанное с по­дозрительностью), с которым относились современники и более поздние христианские богословы Запада к монаху Роджеру Бэкону, блаженному Раймунду Луллию (ожидавшему своей беатификации римско-католической Церковью ни много, ни мало — 700 лет!) и другим европейским суфиям, ко­торым приписывали обладание «паранормальными» способностями и зна­ние неведомых учений. На суфийские труды Аль-Газали ссылались Ибн- Рушд (известный на христианском Западе под именем «Аверроэс») и Абу Бакр, или Абу Бекр (известный на Западе как «Абубацер»), пользовав­шийся почти непререкаемым авторитетом в христианских университетах (прежде всего, расположенных в королевствах Иберийского полуострова, наиболее близко граничивших с исламским миром).

Суфий Сухраварди развивает учение об «ишран» (мистическом озаре­нии), Ахмед аль-Газали, Айн аль-Кузат Хаммадани и Ибн аль-Араби раз­вивают учение о «вахдат» (единстве бытия): дух суфия должен был, по их мысли, «сбросить цепи множественности», присущей материи, и прийти к единению с Абсолютом.

Суфизм проник в христианскую Европу сразу же после завоевания ее значительной части (прежде всего — Испании) арабами-мусульмана­ми. Об этом красноречиво свидетельствует книга Ибн Туфейля «Повесть о Хайе, сыне Якзака».

<< | >>
Источник: Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил.. 2019

Еще по теме А. Что такое суфизм:

  1. 38. Акционерное общество как участник гражданских правоотношений.
  2. Метод решения
  3. Технологические особенности производства труб, влияющие на стойкость к КРН
  4. 8. Понятие и состав гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства. Толкование гражданско-правовых норм.
  5. Производство в порядке надзора
  6. Право на защиту и право на судебную защиту
  7. 25. Способы и порядок создания юридических лиц.
  8. Право на судебную защиту как конституционное и субъективное процес­суальное право
  9. Органические расширители
  10. Численные исследования внутреннего резонанса 1:1:2
  11. Выводы по главе 7
  12. Выводы по главе 2
  13. 4.3 Модель формирования электрического потенциала в системе «медь - графит»
  14. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
  15. Резонанс два-к-одному
  16. 19. Признание гражданина недееспособным: основания, условия, правовые последствия.
  17. Пухова Т.Л.. Бизнес-адвокатура. Советы «тёртого калача». — М,2004. — 144 с., 2004