<<
>>

Б. Что нового привнес в процесс обучения пророк Мухаммед

На рубеже VI-VII веков Христианской эры в арабском мире произошли стремительные перемены, вызванные пе­реходом от традиционного кочевого родоплеменного строя к ярко выраженному классовому обществу, порождая в сер­дцах большинства арабов чувства уныния и отчаяния.

Для людей, мыслящих традиционными понятиями, жизнь ста­новилась попросту непереносимой — унылой, бессмыслен­ной, унизительной и нелепой. Так или иначе, нужно было вырабатывать такое мировоззрение, которое позволило бы человеку и в условиях явной социальной несправедливости ощущать ценность и осмысленность жизни.

При разработке новой религии и, соответственно, новой системы мировоззрения — ислама — пророк Мухаммед умело использовал главные черты национального характе­ра арабов: безграничную преданность в любви и дружбе, верность долгу (в том числе — и даже преимущественно — долгу кровной мести), мужество в борьбе со всеми внеш­ними опасностями (воспитанное суровой, полной лишений кочевой жизнью в пустыне) и страсть к смелым подвигам (постоянно подпитываемая непрекращающимися междоу­собицами). Эти главные положительные черты арабского национального характера, выражающие решительно прео­бладание в нем субъективной, личной стороны духа.

Перечисленным выше положительным чертам арабско­го характера вполне соответствовали и отрицательные: равнодушие к объективной истине как таковой, к истине внешнего фактора, сварливость и, наконец, то упрямство, о котором даже сам пророк Мухаммед вынужден был сви­детельствовать в Коране в следующих выражениях: «Арабы пустыни самые упрямые в неверии и обмане» (не случай­но Мухаммеду потребовалось на покорение Аравийского полуострова немногим меньше времени, чем его преемни­

кам-халифам — на завоевание Святой Земли, Северной Африки и Пер­сидского царства Сасанидов). Эти стороны и особенности сильного и в своих недостатках арабского национального характера Мухаммед умело использовал при создании своей исламской системы миросозерцания.

Он отчетливо понимал одну простую истину. Для того, чтобы объе­динить вокруг себя кочевые племена Аравии, необходимо разработать систему взглядов, положений и рекомендаций, предлагающую решение наиболее важных, ключевых вопросов жизни человека. Причем пред­лагающую решение их таким образом, чтобы с этой системой взглядов и положений соглашался и воспринимал ее, как свою, практически любой кочевник-бедуин (вне всякой зависимости от его социального положения и рода занятий).

Исходная система понятий, разработанная пророком Мухаммедом, была такова, что с ее помощью можно было легко формализовать, проана­лизировать, оценить любое явление реальной жизни кочевника. Ответить на основной вопрос — смысла и цели человеческой жизни. Разрешить извечную проблему жизни и смерти.

Сама жизнь показывала, что большая часть успеха зависит от правиль­ного и адекватного восприятия положений Корана, а правильное воспри­ятие невозможно без педагогической практики, для этого же, в свою оче­редь, нужна система воспитания и обучения. И Мухаммед занялся этой проблемой.

Он формализовал общую цель обучения и воспитания. Общая цель об­учения и воспитания — распространение ислама среди самых широких слоев населения. Цель воспитания — формирование морально-этических норм воина ислама, закрепленных на уровне сознания и подсознания.

Цель обучения заключалась в наделении воина ислама теоретически­ми и практическими добродетелями (знаниями, умениями, навыками), за­крепленными на уровне долговременной памяти.

Задачи военного обучения и воспитания сводились к работе с детьми и подростками, со взрослыми членами племени, как в мирное, так и в воен­ное время. В наделении их морально-этическими нормами и знаниями, за­ложенными в религии (идеологии) ислама, обеспечивающими состояние единства части (индивидуума, конкретного человека-муслима) и целого (мусульманской общины — «уммы», совокупности частей, окружающих индивидуум людей-единомышленников), реализованное через неустанное стремление к Богу (Аллаху).

В качестве смысла жизни всякого мусульманина (главной задачи вос­питания) — того, к чему его должно было, прежде всего, готовить воспи­тание, рассматривались послушание, повиновение, покорность («ислам») воле Аллаха, исполнение всех религиозных и прочих обязанностей, пред­писанных Богом и являющихся священным долгом всякого правоверного

муслима. Правильное, адекватное восприятие положений Корана долж­но было обеспечивать состояние и чувство удовлетворенности жизнью. Иными словами, смысл и цель жизни любого мусульманина должны были заключаться в его стремлении к единству с общим целым — «уммой», окружающими людьми, реализованном в стремлении к тем нормам (по которым он оценивал характер своего сосуществования с «уммой», как с общим целым), которые сформировались у него в процессе обучения и воспитания.

Воспитание рассматривалось как способ наделения муслима этически­ми (нравственными) добродетелями, для чего считалось важным привить ему привычку совершать правильные действия, вести себя должным обра­зом.

Образование считалось и было для всякого арабского воина обязатель­ной составной частью воинского искусства. В доисламский период школа обучения и воспитания арабских воинов существовала, в основном, в ка­честве развивающего и воспитательного учреждения, и вполне соответ­ствовала критериям воинской подготовки. Образовательный аспект при­сутствовал лишь в рамках обучения воинов, осуществляемого в арабских городах. С появлением ислама школа подготовки воинов приобрела, в до­полнение к вышеуказанным нами функциям, также ярко и четко выражен­ную образовательную функцию и функцию психологической подготовки. Пророк Мухаммед взял курс на обновление и дополнение разработанных ранее форм обучения и воспитания воинов.

Как известно, религия является универсальным механизмом психоло­гической подготовки (в том числе, и механизмом снятия противоречий, возникающих в жизни человека) в силу весьма многогранного воздей­ствия на человека: с одной стороны, религия может снимать у человека противоречия в его мировоззренческой сфере существования, с другой — включает человека в непротиворечивое сообщество единомышленников, а также обладает очень мощным и эффективным механизмом обращения к подсознанию человека, его оздоровлению.

Религия является также единственным сравнительно эффективным механизмом снятия абсолют­но неразрешимых другими способами противоречий типа противоречия «жизнь-смерть», что мы наблюдаем в сурах Корана пророка Мухаммеда.

И обучение, и воспитание основывались на обретении молодым чело­веком (или молодым воином ислама, что мыслилось, как одно и то же) истинного знания. Знанию придавалось исключительно большое значе­ние. Оно подразделялось на:

1. Предвечное и всеобъемлющее Божье знание, являющееся одним из символов всемогущества Бога (Аллаха);

2. Человеческое знание — обычное (мирское, секулярное) и религиоз­ное (равное вере).

Вера на исламском Востоке в известной степени отождествлялась со знанием. При этом вера противопоставлялась неверию, а знание — не­ведению (невежеству). Стремление к знанию рассматривалось, как долг каждого мусульманина (и это представляется нам особенно важным). Обладание знанием в глазах общества, с точки зрения общественного мнения, ценилось выше, чем обладание собственностью. Считалось, что в идеале всякий образованный человек должен быть беспристрастным, ибо знание больше, чем собственность.

Собственность уменьшается по мере расходования, в то время как зна­ние возрастает.

К овладению знанием, согласно принятой в Арабском Халифате точке зрения, вело четыре пути:

1) Усвоение исламских традиций;

2) Мистическое озарение;

3) Понимание посредством логического рассуждения;

4) Энциклопедическое знание.

При этом настойчиво подчеркивалась взаимосвязь между знанием и действием (делом, поведением), которая, в частности, должна была обеспечиваться единством должного обучения и воспитания. Все это де­лало проблему образования одной из центральных проблем в жизни Араб­ского Халифата.

Уточняя формы существования обучения и воспитания воинов в Ха­лифате периода правления пророка Мухаммеда и первых четырех (пра­ведных) халифов, отметим появление многоступенчатости образования:

1) семейное (домашнее) обучение и воспитание;

2) начальная школа,

3) средняя ступень;

4) высшая ступень.

Основную часть учеников начальной школы составляли дети торгов­цев и ремесленников, в меньшей степени — дети крестьянской верхуш­ки. Феодальная аристократия, выделившаяся со временем из «уммы» (являвшейся, по первоначальному замыслу пророка Мухаммеда, «общи­ной равных»), предпочитала пользоваться услугами домашних учителей. В программе домашнего образования, наряду с Кораном, молитвами, фи­зическим воспитанием, осваивали чтение, письмо, счет; уделялось внима­ние также изучению грамматики и литературы.

Со второй половины VII века школы существовали не только в городах, но и в крупных селениях исламского мира. Значительная часть населения Халифата была грамотна (в отличие от большей части населения стран тогдашнего Христианского мира). Так же, как в античном греко-римском и в ромейском христианском обществе, начальная школа в средневековом мусульманском мире была частной. Учитель договаривался с родителями

учеников об условиях обучения. Обычно плата за обучение была невели­ка.

Общая направленность обучения и воспитания, даваемая мусуль­манской школой, соответствовала духу семейного воспитания. Именно семейное воспитание, в значительной мере, обеспечивало адекватность передачи знаний из поколения в поколение. Оно также было проникнуто духом ислама, установления которого строжайшим образом исполнялись в повседневной жизни. Это создавало исключительно благоприятную и благотворную почву для более глубокого изучения и постижения рели­гии в процессе школьного обучения. Научить молодого человека не только читать Коран, но и обучить его военному делу (дабы он в равной степени владел как духовным мечом — словом Божьим, так и материальным, же­лезным, мечом — не зря клинок меча пророка Мухаммеда — Зульфика- ра — был раздвоен) считалось религиозным долгом всякого учителя.

На средней и высшей ступени образования обучение чаще всего осу­ществлялось при мечетях (мусульманских молитвенных домах). В наи­более крупных мечетях в свободное от богослужений время занимались десятки классов.

Такие классы именовались «кругами».

Изучаемые предметы делились по своему содержанию на две группы:

1) традиционные;

2) рациональные (умопостигаемые).

В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: тол­кование Корана, интерпретация устных преданий о жизни пророка Му­хаммеда (хадисов), мусульманское право и теология (богословие). Кроме того, в рамках данной группы предметов изучались арабская филология (грамматика, стихосложение, литературоведение и риторика).

Вторую группу изучаемых предметов составляли: логика, математика, астрономия, медицина и другие естественнонаучные дисциплины, а также связанные с ними философские концепции, идущие, в основном, от древнег­реческого «царя философов» Аристотеля (или, по-арабски, Аристоталиса), высоко почитаемого как в христианском, так и в мусульманском мире.

На всех ступенях образования обязательным было военное обучение и воспитание. Таково было требование времени. Каждый мусульманин рассматривался, прежде всего, как воин Аллаха, защитник ислама, при­званный своим мечом не только защищать истинную веру, но и распро­странять ее по всему миру.

В этот исторический период развития общественной системы Хали­фата, на основе пяти основных молитв, происходит формирование ме­тодических систем психофизиологической саморегуляции, в основу ко­торых закладываются практические аспекты гармонизации тела и духа: «регулирование сознания», «регулирование дыхания» и «регулирование тела». Исходным положением в этой практике является психологический

настрой, произнесение определенных звуков (это, как правило, молитвы), сопровождающееся физическими боевыми упражнениями. При условии правильности этих действий в сознании возникает определенный набор образов-символов (набор этих образов-символов был отображен на щитах мусульманских воинов и на украшениях разного рода военного снаряже­ния; на всех этих предметах изображены базовые ключевые образы, слу­жащие наглядными методическими пособиями), что позволяет при пра­вильном сочетании «звук-упражнение-дыхание-символ» привести ритм всего организма в соответствии с суточным ритмом Земли.Это значитель­но укрепляет здоровье, повышает работоспособность и выносливость, а также стимулирует умственные способности человека, обеспечивает его быструю адаптацию к разного рода стрессовым ситуациям. Упор в рам­ках данной практики делался на индивидуальный учебно-воспитатель­ный процесс. Основу практики составляла военная гимнастика, каждо­му упражнению соответствовал не только определенный мыслеобразный символ, но и определенное звуковое сочетание — молитва. Об этом писал Абд аль-Гамид (Хамид) в своем труде «Правила удачной уловки». В про­цессе обучения уделялось особое внимание основным базовым боевым упражнениям, к совокупности которых можно было свести все остальные. Большое значение придавалось обучению правильному ритму выполне­ния этих боевых упражнений. Именно ритм боя был одним из ключевых понятий военного обучения у мусульман.

<< | >>
Источник: Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил.. 2019

Еще по теме Б. Что нового привнес в процесс обучения пророк Мухаммед:

  1. Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном процессе
  2. Моделирование разрядных процессов
  3. 14.1. Административный процесс: сущность, виды
  4. Доказательства и доказывание в арбитражном процессе
  5. В процессе дозревания
  6. 14.2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
  7. Влияние углеродных активаторов на процессы структурирования в электродных материалах
  8. В процессе формирования (в активной массе)
  9. Изменения в процессе дозревания положительных и отрицательных электродных материалов
  10. Влияние термоциклических процессов на развитие КРН
  11. Физико-химические явления и процессы в свинцово-кислотном эле­менте
  12. Предъявление иска и возбуждение дела в арбитражном процессе
  13. Физико-химические процессы при изготовлении электродных пла­стин
  14. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  15. Процессы изготовления свинцово-кислотных аккумуляторных бата­рей