<<
>>

В. Что нового было привнесено в процесс обучения при Омейядах

Очередной этап в развитии обучения и воспитания во­инов армии Арабского Халифата связывается источника­ми с приходом к власти халифов из династии Омейядов (Омайадов, Умайядов, Умейядов) в 661 году.

В этот исто­рический период развития общественного строя Арабского Халифата началась реорганизация его вооруженных сил, вызванная целым рядом факторов. К числу этих факторов относились: усилившийся в ходе успешных завоеватель­ных войн процесс феодализации арабского общества, не­обходимость ведения боевых действий на неприятельской территории, необходимость держать в повиновении мно­гочисленное население завоеванных стран и низы араб­ских племен, чтобы обеспечить возможность беспрепят­ственной эксплуатации обширных и богатых завоеванных иноплеменных областей, необходимость защиты и охраны городов и, наконец, необходимость продолжения безудер­жной территориальной экспансии, вытекающей из самой сущности ислама, как религии покорения (приведения к истинной вере) Вселенной, прежде всего, силой меча. Все эти факторы требовали создания более организован­ной и более централизованной военной силы, чем племен­ные ополчения предыдущего исторического периода. Кроме того, огромное исламское государство нуждалось в хорошо организованной администрации, которой, естественно, из­начально не было, да и быть не могло в первичной ячейке исламской цивилизации - небольшой мусульманской общи­не арабов Хиджаза времен выхода пророка Мухаммеда на историческую арену.

При Омейядах, перенесших столицу единого исламско­го государства из Медины в Дамаск, в Халифате появились перенятые у Новоперсидского царства Сасанидов государ­ственная канцелярия, органы управления финансами и ха­

лифатскими земельными владениями. По иранским и ромейским образцам были учреждены почтовое ведомство и полиция (государственная и го­родская стража). В связи с большой потребностью государства в квали­фицированных чиновниках появилась потребность в создании системы народного образования.

Были организованы и другие государственные учреждения, началась разработка правовая основа исламского государ­ства, по своей юридической значимости не уступающей римскому праву. Возникла и необходимость в патриотически настроенной, преданной делу ислама аристократии.

Проведенная омейядским халифом Муавией I военная реформа, суть которой заключалась в создании хорошо организованной централизо­ванной административной системы (центральный военный округ — ре­гиональный военный округ — город-база — пограничные воинские фор­мирования, полиция) и в создании органов управления (канцелярия, финансовое и почтовое ведомство), потребовала новых подходов к обуче­нию и воспитанию воинов ислама. Была разработана военно-педагогиче­ская концепция, в рамках которой армия рассматривалась не только как вооруженная сила, но и как средство распространения мусульманской веры. Догматические основы ислама разрабатывались в виде всеобъем­лющей универсальной системы философских, социальных, нравственных, правовых взглядов и идей, призванных обеспечить победоносное шествие арабов-мусульман по всей обширной территории Ближнего и Среднего Востока — для начала, а уж опосля...

Стиль жизни Арабского Халифата и присущая ему религиозная иде­ология, пронизывающая все аспекты этой жизни, ставили перед всяким педагогом (воспитателем, наставником, учителем) задачу интегрировать воспитуемого в господствующую и подлежащую безоговорочному, без­условному принятию систему исламских религиозно-этических норм, по­могать в их освоении и усвоении, как разумом, так и сердцем.

Всякий правоверный мусульманин был обязан:

1) уверовать всем сердцем в Аллаха,

2) провозгласить (открыто исповедовать) свою веру,

3) совершать добрые (богоугодные) поступки, обусловленные искрен­ними намерениями (а не ханжеством и лицемерием).

Вера, сопровождаемая подобающим ей поведением — приобретенное качество. В его формировании важное место отводилось воспитанию.

Исполнение мусульманином своего долга связывалось не только и не столько со стремлением к воздержанию и разумному самоограничению, сколько со способностью приобретать мирские блага в пределах, необхо­димых для обеспечения себя и своих близких средствами к существова­нию.

Формирование этой способности также связывалось с соответству­ющим воспитанием и обучением.

Говоря о целях и средствах воспитания, мусульманские теоретики опи­сываемого периода исходили из соответствующих идей античных, преиму­щественно греческих, ученых (благодаря огромной переводческой работе, проведенной в VII-VIII веках, мусульманскому миру стали известны почти забытые в тогдашней христианской, в первую очередь — Западной, Евро­пе труды многих эллинских авторов — Аристотеля, Гиппократа, Платона, Феофраста, Евклида, Архимеда, Галена, Птолемея, Порфирия, Прокла, Плотина и др.). Античные философы учили, что все нравственные каче­ства являются не врожденными, а приобретаются человеком в результате упражнений, привычки и навыка. Что велика роль воли, с помощью кото­рой человек вырабатывает в себе умение сознательно выбирать желаемое между чувственными и духовными потребностями. Это впоследствии ста­новится нормой, обязательной чертой характера, вырабатывается опреде­ленный духовный облик человека. Духовный облик человека, его характер формируется, изменяется, в силу различных объективных и субъективных воздействий, факторов — таких, как, например, общественная среда, воз­действие воспитателя, человеческая воля и др. Самое существенное прояв­ление воли — свобода, когда человек умеет выбирать между чувственными и духовными потребностями. Но то, что вначале было результатом свобод­ного решения, со временем становится обязательной чертой характера. Хотя Аристотель и говорил об этике, но его трактовка нравственных пра­вил и их кодекса носила лишь универсальный и абстрактный характер, без связи с чем-либо другим. Как известно, любой нрав, если его рассматривать в общем, способен передаваться и изменяться даже в трудных условиях. Ни одна черта характера не избегает изменения и передачи.

Нравственное воспитание всякого мусульманского воина начиналось с воспитания у него главных свойств — качеств, которые не исчезают во­обще или исчезают лишь с трудом. При этом следовало исходить из того, что все нравственные качества, как положительные, так и отрицательные, не присущи человеку от рождения, а приобретаются.

Воспитание того или иного нрава зависит от окружающей среды, воли и желания воспитуемого. Вначале следует прививать какую-либо устой­чивую привычку, под которой следует понимать длительное повторение какого-либо одного действия.

Необходимые нравы заложены, кроются в природе человека, но они только через сознательное, систематическое воспитание реализуются, осуществляются в человеке.

Для того, чтобы у военного человека выработался определенный нрав, необходима привычка к совершению соответствующих действий. Доказа­тельства того, что нравы образуются от привычки, были видны на приме­рах гарнизонов, дислоцированных в мусульманских городах-базах, кото­рые готовили воинов с учетом особенностей конкретного театра военных

действий. Политические деятели должны были «делать жителей городов добрыми, приучая их творить добро».

Таким образом, при формировании духовного облика человека, по мыс­ли мусульманских педагогов, решающее значение имели такие факторы, как общественная среда, взаимоотношения людей в общественном объе­динении и человеческая воля.

В процессе ведения активных боевых действий с врагами внешними («неверными») и внутренними (мусульманами-бунтовщиками, часто вы­ступавшими под знаменем той или иной исламской ереси) армия Халифата несла большие потери. Она нуждалась во все большем числе хорошо об­ученных воинов. Возникла потребность в ускоренной массовой подготовке новобранцев к ведению боевых действий. Соответственно, стала получать все большее развитие форма военного обучения и воспитания, предложен­ная еще четвертым (праведным) халифом — «хызратом» («хазратом», «хаз- ретом») Абу-ль-Хасаном Али ибн Абу Талибом аль-Кураши, часто имену­емым просто Али (о котором мы будем еще не раз говорить на страницах этой книги), двоюродным братом, соратником и зятем пророка Мухаммеда. Стали особенно активно внедряться в государственную практику обучения ее методы, позволяющие достигнуть максимально адекватного поведения воина в критической ситуации. Упор при этом делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс.

Основным методом обучения воинов ис­лама в период правления халифов из династии Омейядов стал метод ассо­циативного мыслеобразного отождествления воином себя с тем или героем прошлых времен, например с «хызратом» Али — «Мечом Ислама». Вну­треннее психологическое содержание этой практики нашло свое отражение в символах, запечатленных на щитах и боевых доспехах воинов, и в другой армейской символике. Основу практики в рамках данного метода составля­ли специальные гимнастические упражнения, с оружием и без оружия, под музыкальное сопровождение. При этом акцент делался не на физическом, а на умственном усилии обучаемого. Комплексное внушающее воздействие и специально подобранная последовательность боевых приемов позволяли в короткие сроки проводить массовую подготовку воинов к участию в реаль­ных боевых действиях.

При правлении арабских халифов из династии Омейядов обучение и воспитание воинов начало развиваться в двух основных сферах:

1) в сфере государственной армии, обеспечивающей массовую уско­ренную подготовку воинов к действиям в условиях реального боя;

2) в частной сфере, где обеспечивались воспитание и обучение патри­отически настроенной, верной делу ислама аристократии.

Оба эти направления обучения вооружили правящий класс Халифа­та весьма эффективными инструментами управления «народом ислама», обеспечив возможность решения политических вопросов.

<< | >>
Источник: Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил.. 2019

Еще по теме В. Что нового было привнесено в процесс обучения при Омейядах:

  1. Физико-химические процессы при изготовлении электродных пла­стин
  2. 2.2 Особенности процессов теплообмена в конструкциях с вентилируемыми воздушными пространствами при учете скорости ветрового воздействия
  3. Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном процессе
  4. Эффективность ВТД при поиске дефектов КРН
  5. Явление внутреннего резонанса при нелинейных колебаниях.
  6. Суд в механизме реализации права на получение судебной защиты при вынесении решения
  7. Морфологические формы КРН, обнаруженные при обследовании объектов ЕСГ
  8. 2.3 Эффективность методов НК при поиске и оценке дефектов КРН
  9. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при переходном режиме
  10. В процессе дозревания
  11. Моделирование разрядных процессов
  12. 14.1. Административный процесс: сущность, виды
  13. Доказательства и доказывание в арбитражном процессе
  14. Факторы, сопутствующие КРН и выявленные при полевых и натурных исследо­ваниях на различных газопроводах
  15. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при турбулентном режиме
  16. Методология и возможности факторного анализа при исследовании коммуникативной эффективности современной медианоминации