<<
>>

Алхимики и суфии

В 1144 году англичанин Роберт Честерский, обучав­шийся в мусульманской Испании, написал книгу, ознако­мившую средневековый христианский мир с алхимией. Он категорически заявлял, что до него эта наука была неиз­вестна «латинскому миру».

Уже тогда мнения об этом «царственном (королевском) искусстве» резко разделились. Следовало ли понимать ее буквально — как науку о трансмутации (превращениях) металлов, или же алхимия представляет собой духовную или интеллектуальную систему развития? Исследователи почти всегда упускали из виду то обстоятельство, что ал­химия решала не только химические, но и духовные про­блемы. В результате одни стали называть алхимию пред­шественницей химии, чья цель состоит исключительно в поисках философского камня; другие утверждали, что алхимия родилась из первых попыток покрывать простые (неблагородные) металлы золотом или серебром и выда­вать их за настоящее золото или серебро (считающиеся и называющиеся благородными металлами); третьи же говорили о том, что алхимия является утонченным искус­ством выявления потенциальных возможностей человече­ского сознания.

В действительности же все обстоит несколько проще, чем это кажется людям, не связывающим суфийскую ал­легорию с тем, что зачастую является только ее литера­турной производной. Прежде всего, нужно помнить о том, что люди, которых без разбору причисляли к «алхимикам» и деятельность которых воспринималось как одно целое, в действительности представляли собой несколько групп, работавших в различных (или в одних и тех же) направ­лениях.

Рецепты древних ювелиров и златокузнецов еще не доказывают того, что мистики не использовали алхимиче­

скую терминологию в совершенно иных целях. Если считалось, что 2 раз­ных человека сумели «получить эликсир», то вполне вероятно, что один из них был шарлатаном-алхимиком, а другой — мистическим учителем. Средневековая литература изобилует примерами, свидетельствующими о постоянных усилиях, целью которых была одна из форм интеллектуаль­ного развития, лишь выраженная в терминах алхимии, но ничего общего не имевшая с попытками превратить реальный свинец в золото.

Тщательный анализ документов по алхимии показывает, что самым древним из них около 2000 лет. Исследователями были также обнаруже­ны книги, содержащие металлургические рецепты по обработке и окраске металлов и представляющие собой своеобразные наставления мастеров, тексты которых в определенной степени носят духовный характер. Было сделано ошибочное заключение о том, что алхимия представляет собой некое заблуждение, выродившуюся форму металлургии и одну из древ­нейших форм химии, которой древние греки занимались в покоренном Александром Македонским Египте («Кеми» или «Хеми», что означает буквально «Черная (Земля)»; так древние египтяне называли свои пло­дородные черноземные земли, удобряемые нильским илом, в отличие от красных земель окружающих Египет пустынь; «аль» — арабский опреде­ленный артикль).

Между тем, при изучении этих материалов исследователи упустили из виду, что алхимия была системой терминов, использовавшейся одной из обучающих школ с целью передачи в аллегорической форме знаний, не имевших ничего общего с металлургией.

Предположения, что поиски ключа к трансмутации обусловлены не­правильным пониманием произведений древних мастеров, никак не мо­жет объяснить того, что алхимики постоянно использовали их термино­логию. Рассматривая арабские слова, к которым переводчики подбирали латинские эквиваленты, и исходя из того, что эти термины широко упо­треблялись, мы можем судить о том, действительно ли западные алхимики пытались добиться трансмутации металлов, или же их цель была иной.

Следует начать с раннего этапа, связанного с деятельностью отца известной нам алхимии Джабира ибн аль-Хайама (именуемого в средне­вековой христианской Европе «Гебером»). С тех пор все известные нам алхимические трактаты излагают учение о 3 элементах — соли, сере, рту­ти. Для получения философского камня (камня мудрецов) их необходимо смешивать в правильной пропорции. Алхимики подчеркивают, что эти элементы отличаются от известных нам соли, серы и ртути.

Начиная с VIII века, вся алхимия носила на себе отпечаток деятель­ности Джабира Ибн аль-Хайама.

Кем он был, и что он имел в виду, говоря о «соли», «сере» и «ртути»? И арабские, и латинские книги говорят о том, что Джабира называли «Ас-Суфи», то есть «суфием» (между прочим,

М. Алхимики и суфии 233

в Средние века алхимию в христианской Европе называли также «софи­стикой» — от греческих слов «софия», то есть «мудрость», и «софист», то есть «мудрец», но также и от слова «суфий»).

В своих трудах Джабир называет своим учителем имама Джафара ас- Садика (700-765), употребляя по отношению к нему самые почтительные выражения. Джафар ас-Садик (Садык) был одним из величайших суфий­ских учителей, имя которого можно встретить в каждой «золотой цепи пе­редачи» (традиции) суфийского учения, именуемого «алхимией», такими авторитетами как Руми и Аль-Газали. Одно из своих главных сочинений Аль-Газали даже назвал «Алхимией счастья». Ибн аль-Араби подчерки­вал, что «великие имена называют золотом и серебром».

<< | >>
Источник: Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил.. 2019

Еще по теме Алхимики и суфии:

  1. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  2. 3.4. Обращения граждан.
  3. Заключение
  4. 9.3. Виды административного принуждения
  5. Общая характеристика исследования
  6. 16.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  7. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  8. ПРИЛОЖЕНИЕ
  9. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  10. Право на удовлетворение иска и право на получение судебной защиты
  11. Психолингвистический анализ современной медианоминации
  12. 21. Исполнение опекунами и попечителями обязанностей в отношении подопечного. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.
  13. Статистика влияния типа грунтов на распространение КРН
  14. 53. Оспоримые сделки: основания, условия, последствия и момент недействительности.
  15. Моделирование методом конечных элементов. Численный эксперимент
  16. Химченко Алексей Игоревич. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2014, 2014
  17. Комбинационные резонансы аддитивно-разностного типа