<<
>>

§ 5. Защита неимущественных прав полиции

В доктрине считается общепризнанным положение о том, что честь, достоинство и деловая (служебная) репутация представляют собой нематериальное благо и являются объектом неимущественных прав.

Поэтому полагаем необходимым проанализировать понятие не­имущественных прав в гражданском праве и определить место чести, достоинства и деловой (служебной) репутации в их системе.

В юридической литературе для очерчивания неимущественных прав применяются разные понятия — «неимущественное право», «личное право», «личное неимущественное право», зачастую упо­требляемые как идентичные. Однако относительно уместности их отождествления единой точки зрения нет. В исследованиях отече­ственных цивилистов прослеживаются различные мнения по поводу непосредственно понятия чести, достоинства и деловой (служебной) репутации, что, в свою очередь, ведет к диссонансу в определении указанных понятий. Вместе с тем, удобопонятное и четкое истолко­вание истинного смысла является непременным условием соблюде­ния законности, единообразного и верного приложения понятий «честь», «достоинство» и «деловая (служебная) репутация полиции».

По мнению М. Н. Малеиной перечисленные термины можно употреблять как равнозначные, в противопоставлении их имуще­ственным правам[69]. Противоположной точки зрения придерживается Ю. К. Толстой, полагая, что данные термины нельзя употреблять как тождественные, поскольку не все неимущественные права являются личными, а употребление словосочетания «личные неимущественные права» не отличается точностью, поскольку обозначает такой вид субъективных прав, который выделен не по одному, а по двум крите­риям: по связанности права с личностью управомоченного лица и по качеству интереса, удовлетворению которого призвано служить пра- во[70]. Беря за основу, что разделение прав на имущественные и неиму­щественные является одной из классификаций противопоставления гражданских прав, следует признать справедливым мнение авторов, не ставивших знак равенства между указанными выше терминами.

Точка зрения, в соответствии с которой личные неимуществен­ные права могут принадлежать только физическому лицу, объясняет­ся историческим формированием института неимущественных прав в связи с необходимостью обеспечивать человеку возможность выра­батывания его индивидуальности и неординарности.

«По мере форми­рования личности происходит и развитие права, которое все более усложняется, обогащаясь все новыми и новыми субъективными права­ми параллельно росту внутреннего содержания личности и усложне­нию ее интересов. Повышение общего культурного развития общества приводит к усилению общего самосознания и самооценки среднего, ти­пичного человека, а на больших стадиях развития возрастает осознание самобытности и специфика любой отдельной личности и, наряду с этим, начинает ощущаться потребность в праве на эту самобытность, в праве на индивидуальность»[71]. Последующее формирование права — это движение по стезе охраны человеческой личности как таковой в со­единении всех ее личных особенностей и интересов; оно приводит к охране жизни, телесной неприкосновенности, свободы, имени, тайны переписки, права на собственное изображение и т. д.[72]

В области права категории «честь», «достоинство» и «деловая (служебная) репутация» выступают как блага, не имеющие имуще­ственного содержания. При этом следует обратить внимание на то, что объединение в одном термине прав и благ недопустимо, посколь­ку это юридически некорректно[73]. Понятие «личные блага» использо­валось в трудах М. М. Агаркова[74], подчеркивавшего их неотделимость от личности человека. В толковом словаре В. И. Даля понятие «бла­го» означает «все доброе, полезное, служащее нашему счастью»[75].

Переходя непосредственно к исследованию воззрений на честь, достоинство сотрудника полиции и деловую (служебную) репутацию полиции как юридического лица (федерального государственного ка­

зенного учреждения[76]) следует обратить внимание, что «честь» и «до­стоинство» являются наиболее сложными и многозначными фило­софско-этическими и правовыми понятиями. Многие исследователи указанных понятий прямо указывают на полисемантичность их тол­кования — «честь принадлежит к числу тех слов, которые явились причиной блестящих и пространных рассуждений, не давших ни еди­ного истинного и твердого понятия о предмете»[77][78].

Этическое значение понятий чести, достоинства и деловой (служебной) репутации следу­ет рассматривать вместе с такими родственными категориями, как честность и достойность, чувство гордости, самолюбие и самоуваже­ние, слава, почет, уважение, долг.

Воззрения и суждения о чести вырабатывались и сформировы­вались в процессе этических навыков общества, коммуникации лю­дей. Наряду с этим обществом оценивается личность вне зависимости от воли и пожеланий самого оцениваемого лица, ибо вся его деятель­ность осуществляется подконтрольно обществу и собственно оно вы­рабатывает оценку нравственных качеств любого конкретного чело­века. У человека нет возможности «увернуться» от оценки его по­ступков окружающими людьми, т.е. от общественного мнения. Об­щественное мнение характеризует и соответствует духовной жизни общества, состоянию общественного сознания.

Дефиниции «честь», «достоинство» и «деловая (служебная) репу­тация» имеют немалое значение для ясного толкования закона. Но по­знание этих понятий осложняется тем, что одно и то же слово может выражать различные понятия, а одно и то же понятие можно выразить разнообразными словами-синонимами. Рассмотрим это более подробно.

И. Кант считал, что честь и достоинство человека заключаются в его нравственности, ибо она суть самого человека и «не допускает замены себя чем-то иным в качестве эквивалента». Исходя из этого, он сформулировал требование, заключающееся в признании того, что человек «... существует как цель сама по себе, а не только как сред­ство для произвольного применения со стороны той или другой во­

ли...»[79]. И. Кант признавал, что чувства чести и личного достоинства являются важным мотивом активности человека, так как могут побу­дить его к «общеполезным поступкам». Такие поступки, в свою оче­редь, связаны со стремлением человека к общественному признанию. Считая суждения «других о нашем достоинстве» побудительной при­чиной нравственности, И. Кант связывал чувство собственного до­стоинства с обязанностями людей «по отношению к самим себе».

По мнению философа, нравственное отношение человека к себе «состоит не в том, чтобы красиво одеваться, хотя все должно быть опрятно; не в том, чтобы удовлетворить личные страсти и наклонности — напро­тив, следует показать умеренность и аскетизм, а в том, дабы человек имел известное внутреннее достоинство, придающее ему благород­ство в сравнении со всеми остальными созданиями; его непосред­ственная обязанность — не отрешаться от этого общечеловеческого достоинства в своем собственном лице... Обязанность касательно к самому себе заключается в том, чтобы человек придерживался че­ловеческого достоинства в самом себе...»[80][81].

Проблемы категорий чести, достоинства и деловой репутации бы­ли предметом полемики ученых ещё в дореволюционной России. Зна­чимое рассмотрение было произведено профессором В. И. Лебедевым: «в основе чести заложено чувство человеческого достоинства и отсюда требование, чтобы ко мне относились соответственно моему человече­скому достоинству и общественному положению»3.

Цивилисты советского периода под честью понимали опреде­ленную социальную оценку лица, ибо «жить в обществе и быть сво­бодным от общества нельзя»[82], или же объективное общественное свойство[83]. A. M. Эрделевский определял честь как сопровождающее­ся позитивной оценкой общества воссоздание качеств лица в обще­ственном сознании[84]. Под честью понимается не только общественная оценка общественной популярности, но и тяга поддерживать личную

репутацию. Содержание чести является социальным, то есть авто­номным от конкретного человека, и относящимся к числу нравствен­ных принципов. Честь, прежде всего, выступает в качестве оценочной категории, направленной от общества к личности[85].

Понятие «честь» приводится и в толковом словаре русского языка, согласно которому это «достойные уважения и гордости мо­ральные и этические принципы личности»[86].

М. И. Малеина считает, что честь — это общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина[87].

По мнению С. В. Потапенко, честь относится к морально­правовой категории позитивно-объективного характера, определяю­щей общественную оценку личности[88].

А. А. Власов под честью понимает положительную оценку от­ражений духовных качеств лица в окружающем обществе[89].

Определение чести сотрудника полиции следует рассматривать с двух сторон — внешней (объективной), заключающейся в призна­нии и уважении заслуг сотрудника полиции со стороны общества, и внутренней (субъективной), состоящей в способности сотрудника полиции самостоятельно оценивать собственные поступки и поведе­ние, чувствовать суждение о себе в конкретной социальной среде.

Точка зрения немецкого философа И. Экштейна, высказанная в его работе «Честь в философии и праве», о том, что две формы че­сти не имеют взаимосвязи: внешняя дает «этическую оценку лично­сти обществом», результатом чего выступает уважение, внутренняя представляется в качестве «духовной «я», от всего телесного осво­божденной»[90], видится вполне аргументированной. Внутренняя честь корреспондирует убеждениям сотрудника полиции представлению общества об убеждениях человека с положительной репутацией. При оскорблении внешней чести происходит прилюдное ложное предъяв­

ление обвинения сотруднику полиции в совершении действия, всту­пающего в противоречие с его жизненными принципами.

В современном традиционном осмыслении честь — это коллек-

1 тивная оценка социально важных и нравственных свойств личности, 2 мерило социальной, духовной характеристики гражданина.

На основании многообразия человеческих взаимоотношений А. Шопенгауэр выделял несколько видов чести. В общем виде они сводились к трем основным, имевшим дальнейшее деление на разно­видности в каждой группе. К ним относились: гражданская честь, служебная честь и половая честь[91][92][93]. Проанализируем первые два.

«Наиболее обширна область гражданской чести: последняя за­ключается в предположении, что мы непреложно с уважением отно­симся к правам каждого человека и поэтому никогда не используем для личной выгоды несправедливые или законом недозволенные средства...

Под служебной честью понимается совместная точка зрения других, что человек, который занимает известную должность, действительно владеет всеми нужными для нее качествами, а также, что он всегда пунктуально осуществляет свои служебные обязанности...

Разновидностью служебной чести будет: честь чиновника... всяко­го, за кем официально признается право на известное занятие духовно­го характера и кто собственно оттого и принялся за него; словом, сюда относят честь всех несущих общественные обязанности как таковых»[94].

Таким образом, развитие верной общественной оценки сотрудника полиции, представление о нём должны базироваться не на его отдель­ных поступках и поведении, а на них в комплексе; во внимание должны приниматься служебная деятельность того или иного сотрудника поли­ции, его поведение в быту, общественных местах, семье и т. п.

Законодателем установлена обязанность сотрудника полиции вне независимости от замещаемой должности, места нахождения и времени суток:

1) оказать первую помощь гражданам, которые пострадали в ре­зультате преступления, административного правонарушения и несчаст­ного случая, а также гражданам, которые находятся в беспомощном со­стоянии либо в состоянии, которое опасно для их жизни и здоровья;

2) при обращении к нему гражданина с заявлением о преступ­лении, административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонару­шения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвратить и (или) пресечь преступление, административное правонарушение, задержать лиц, которые подозреваются в их со­вершении, осуществить охрану места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и доло­жить об этом в ближайший территориальный орган или подразде­ление полиции (п. 2 ст. 27 ФЗ о полиции).

Наряду с этим не следует игнорировать наравне с конечным результатом его поступков и то, каким мотивам, целям, побуждени­ям он следует при совершении поступков (равно как при и бездей­ствии) в тех или иных ситуациях. Следует отметить, что мотив по­ведения лица всегда подвергается рассмотрению в тесной связи с социальными результатами его поведения, поскольку наивысшее публичное признание приобретает поведение, в котором бесспорно нераздельность цельного высоконравственного мотива и обще­ственно-полезного результата.

В юридической литературе честь выступает, прежде всего, в ка­честве оценочной категории, направленной от общества к личности (общественная оценка личности). Но общественное мнение не может возникнуть на пустом месте, оно должно на чем-то базироваться. Ос­нованием, на котором основывается общественное мнение, выступает не сам сотрудник полиции, а его поведение, действия, проявляемые им при общении с другими людьми. Законодателем установлено, что общественное мнение — это одна из основных мер официальной оценки деятельности полиции, которая определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (п. 6 ст. 9 ФЗ о полиции). В свою очередь, о поведении сотрудника полиции судят, опираясь на определенные критерии, мнения о добре и зле, о спра­ведливости и милосердии и др. Как правило, оценка качеств личности производится другими людьми, каждым в отдельности, что в целом и составляет общественное мнение о личностных качествах сотрудника

полиции. При этом сотрудник полиции в ходе осуществления своей деятельности обязан стремиться обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан (п. 1 ст. 9 ФЗ о полиции).

Субъективно честь или чувство чести показывает самооценку со­трудником полиции нравственности личных поступков с точки зрения их соответствия нормам морали, которые приняты в обществе. Поэто­му, когда речь идет о правовой защите чести сотрудника полиции, то подразумевается защита объективной стороны этой дефиниции.

На основе вышеизложенного честь сотрудника полиции можно определить как беспристрастную оценку обществом конкретного со­трудника полиции в комплексе его профессиональных качеств, осо­бенностей и способностей.

Неразрывно с честью понятие «достоинство», которое становит­ся характерным воссозданием общественной оценки в сознании его обладателя. Позитивная оценка поступков и поведения сотрудника полиции со стороны общества поднимает его в глазах окружающих, с пользой оказывает влияние на чувство собственного достоинства, добавляет сил для последующего этического развития. Негативная оценка может породить различные последствия для разных лиц — одних поставит перед необходимостью постараться исправить свои недостатки, у других усугубит имеющиеся. Вследствие этого обще­ственная оценка сотрудника полиции должна быть как можно более объективна и беспристрастна.

По мнению О. С. Иоффе, понятие «достоинство» как самооценка общественной значимости личности, так же как и честь, раскрывает одно и то же явление, но в различных плоскостях, ни общественная оценка личности (честь), ни самооценка ею общественной оценки (достоинство) «не только не создаются правом, но и не определяются, не регулируются) им»[95].

Данное мнение позднее нашло поддержку у В. С. Толстого, ко­торый отмечал, что честью и достоинством — свойствами, неотдели­мыми от личности — нельзя владеть, пользоваться и распоряжаться как вещами; их невозможно изменить или прекратить путем совер­шения юридических поступков. Поэтому у лица, которому принад­лежит честь и достоинство, нет вариантов и способов, и это поведе­

ние бессмысленно регулировать[96]. Это мнение, как и предыдущее, от­рицает вообще возможность правового регулирования отношений че­сти и достоинства.

В юридической литературе советского периода понятие достоин­ства было определено как отображение в сознании гражданина его кон­кретной социальной оценки обществом, т. е. самооценка личностью данной общественной оценки[97][98][99]. Определение, которое давали советские ученые-правоведы понятию «достоинство», практически ничем не от­личается от определения, существующего в настоящее время.

Толкование дефиниции «достоинство» приводится в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и определяется как «совокуп­ность свойств, характеризующих возвышенные этические качества, 3 а также осознание ценности этих свойств и самоуважение».

По мнению В. И. Даля, «достоинство как внутреннее (субъек­тивное) качество представляет собой стоимость, ценность, доброт­ность, степень годности», но в то же время по отношению к объек­тивной действительности это отличительное качество или превос­ходство, имеющее свое внешнее выражение, такое, как «сан, зва- 4

ние, чин, значенье и проч.».

Приведенные выше дефиниции характеризуют, прежде всего, индивидуальную оценку категории этики — «чести» и отчасти субъ­ективную сторону категории «достоинства». Осмысление сотрудни­ком полиции своей чести, как и осознание достоинства, охватывает собой интеллектуальную, эмоциональную и волевую сторону — осо­знание сотрудником полиции собственного правового и социального положения, личного морального реноме, восприимчивость к мнению общества, к общественной оценке собственной деятельности и лич­ного достоинства, тяга добиться и поддерживать добрую репутацию и избежать общественного порицания.

Преамбула Всеобщей декларации прав человека 1948 г. опреде­ляет, что в основе свободы, справедливости и всеобщего мира лежит признание достоинства, которое свойственно всем членам человече­ской семьи, и равные и неотъемлемые их права. Поэтому они нахо- 1

дятся под охраной права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации достоин­ство представляет собой абсолютную охраняемую государством цен­ность каждой личности. В ст. 21 говорится: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Иными словами, независимо от того, как общество оценива­ет индивидуальные качества и проявления личности конкретного со­трудника полиции и вне зависимости от того, как он сам относится к себе, как личность он уже имеет ценность для государства и общества.

В противоположность категории чести, которая напрямую зави­сит от определённых заслуг человека, его места в обществе, призна­ние достоинства человека выступает безусловной ценностью, свиде­тельством этому является защита достоинства лиц, не всегда способ­ных к самооценке, например, лиц, которые страдают психическим расстройством, или малолетних.

Среди цивилистов имеется мнение, что честь и достоинство яв­ляются близкими понятиями, в их основе заложены моральные свой­ства, моральная оценка личности. Разница состоят только в подходе к оцениванию данных качеств (субъективная для достоинства и объ­ективная для чести). Другими словами, «если подразумевается оценка с точки зрения окружающих — речь идет о чести гражданина, а если самооценка — о его достоинстве»[100][101].

Подводя итог, следует признать, что честь — это позитивная оценка отображений духовных особенностей сотрудника полиции в сознании окружающего общества; достоинство — это позитивная оценка отображений духовных особенностей сотрудника полиции в его личном сознании.

Деление достоинства на принадлежащее группе людей или лич­ное носит довольно условный характер. Под личным достоинством обычно понимают комплекс морально-этических качеств человека, его духовную индивидуальность; сознание собственных человече­

ских прав, личной важности, нравственной ценности и уважения их в себе[102]. Но если личное достоинство обусловливается индивидуаль­ной значимостью конкретного сотрудника полиции, то категория особенного достоинства воплощает в себе комплекс свойств, обу­словленных принадлежностью сотрудника полиции к определенной общности (представители государственной власти).

При исследовании правового содержания рассматриваемой ка­тегории необходимо принять во внимание двойственность его приро­ды: внутреннюю (субъективную) и внешнюю (объективную) сторо­ны. Субъективная сторона достоинства соединена с духовным миром человека и отождествляется с сознанием собственного достоинства, своей значимости и ценности. Объективная сторона заключается в признании человека высшей ценностью.

Самооценка сотрудника полиции лежит в основе субъективного подхода к пониманию достоинства. В современной юридической ли­тературе понятие достоинства определяется как внутренняя оценка самой личностью своих личных качеств и способностей[103], самооценка гражданином социально значимых и моральных свойств, характер­ных гражданину[104], внутренняя самооценка личных качеств, способно­сти, миропонимания, общественного смысла[105]. Таким образом, от­дельный сотрудник полиции как субъект права становится носителем конкретной ценности, обладая определенным достоинством.

В непростой системе общественных отношений каждый сотруд­ник полиции занимает определенную социально-правовую позицию. Жизнь сотрудника полиции и его сущность неотделимы от системы общественных отношений (экономических, культурных, политиче­ских, семейных, бытовых и др.). Следовательно, достоинство сотруд­ника полиции представляет собой самооценку сотрудника полиции своей значимости, основанную на совокупности его духовно - нравственных качеств, ценных с точки зрения общества.

Как отмечалось ранее, сотрудник полиции в то же время имеет конкретную ценность независимо от его индивидуальных качеств,

социального положения, профессиональной принадлежности. Такая ценность и есть человеческое достоинство сотрудника полиции. Обе эти позиции корреспондируют друг другу как две стороны одного понятия. В этом случае категорию «достоинство сотрудника поли­ции» можно рассматривать с двух сторон — в узком и широком смысле. В узком смысле достоинство сотрудника полиции — это оценка сотрудником полиции себя как высоконравственной судьбо­носной личности. В широком смысле слова достоинство сотрудника полиции — это значимость, нужность, авторитетность данного со­трудника полиции для окружающих его людей и для общества в це­лом, независимо от его служебного положения.

Понимание достоинства сотрудника полиции в широком смыс­ле отвечает общетеоретической трактовке данной категории и в об­щем виде может быть представлено как набор личных прав и свобод сотрудника полиции, которые гарантируются каждому человеку: за­прет на негуманное, унижающее человека отношение к его лично­сти, жизни и здоровью, а также обязанность государства обеспечить достойную жизнь, защиту жизни и здоровья, чести и достоинства со­трудника полиции и членов его семьи, а также имущества, которое ему принадлежит, от преступного посягательства в связи с выполне­нием служебных обязанностей (п. 6 ст. 30 ФЗ о полиции). В таких случаях речь идет о человеческом достоинстве сотрудника полиции как конституционном праве.

Понимание достоинства в узком смысле наиболее соответствует содержанию и объему гл. 8 ГК РФ «Нематериальные блага и их защи­та». В данном контексте речь идет о «достоинстве личности» (ст. 150 ГК РФ) как объекте гражданского правоотношения. Защите подлежит нравственная самооценка личностью своих человеческих возможно­стей, ответственности за собственное поведение перед самим собой и обществом, осознание общественного суждения о себе как личности.

Отношение к человеку как высочайшей общественной ценности определяется посредством категорий «честь» и «достоинство». Эти не­простые общественные категории, являясь неразрывными и взаимосвя­занными, представляют собой целостное явление и выступают в каче­стве оценочных категорий по отношению к личным качествам человека.

Несмотря на то, что указанные категории едины, между ними имеется и различие, заключающееся в том, что честь — это коллектив­ная оценка сотрудника полиции, а достоинство — его субъективная

личная самооценка. Сотрудник полиции сам осознает собственную об­щественную важность и ценность. Достоинство сотрудника полиции зависит от его воспитанности, внутреннего духовного мира, качества его психологического склада и от умения соответствующе оценить об­щественное мнение о себе, которое выступает основной мерой офици­альной оценки деятельности всей полиции (п. 6 ст. 9 ФЗ о полиции).

Не следует забывать, что честь и достоинство не зависят от их правового регулирования, они существуют сами по себе. Гражданско- правовые нормы не порождают их существование, равно как и не могут их прекратить. На их существование не оказывает воздействия тот факт, предусматриваются ли они нормами права и какой его отрасли[106].

Таким образом, достоинство сотрудника полиции определяет отражение положительной субъективной внутренней оценки со­трудником полиции комплекса своих качеств, способностей и об­щественной значимости в собственном сознании, основанное на их общественной оценке.

С рассмотренными выше понятиями «честь» и «достоинство» не­разрывным образом связано понятие «деловая (служебная) репутация».

Под репутацией (фр. reputation от лат. reputatio — обдумыва­ние, размышление) понимается сформировавшееся совместное мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо, об­щественная оценка[107].

В толковом словарю В. И. Даля под репутацией понимается «сла­ва человека, добрая и дурная, как и чем слывет, общее мнение о ком»[108].

Репутация рассматривается как «выработавшееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека (коллектива), основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, престижа, в том, чего от него ждут в буду­щем, какой предел ответственности на него возложен и как оценива­ются его действия[109]. Д. Н Ушаков понимал под репутацией состояв­шееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-либо»[110]. Ре­

путация является своего рода отражением деятельности конкретного человека в «зеркале» общественного сознания. Причем для создания целостной картины необходимо отражение всей совокупности име­ющихся сведений о личности, а также, что является немаловажным, они должны быть известны обществу.

Детальную дефиницию деловой репутации дала М. Н. Малеина: «Деловая репутация — это комплект качеств и оценок, с которыми их носитель соотносится в глазах собственных контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), из­бирателей (для выборных должностей) и олицетворяться среди про­чих профессионалов в данной области»[111].

Л. О. Красавчикова под деловой репутацией понимает обще­ственное мнение, выработавшееся о профессиональной, производ­ственной, торговой, коммерческой, посреднической и другой слу­жебной деятельности лица[112].

Проявление деловых качеств личности в её репутации преоб­ладает над морально-этическими. Если обратиться к Толковому словарю С. И. Ожегова, то мы найдем там подтверждение этому: «Дело — работа, занятие, деятельность. Деловой (-ая, -ое) — отно­сящийся к общественной, служебной деятельности, к работе»[113]. Ре­путация достигается делом, это и послужило введению такого по­нятия, как деловая репутация.

Говоря о деловой репутации, подразумевают выработавшееся общественное мнение о служебной, профессиональной, коммерче­ской и т. п. деятельности как гражданина, так и юридического лица. Отдельные цивилисты предлагали рассматривать репутацию как ка­тегорию, в которой отражается всестороннее восприятие человека остальными людьми. Защита репутации должна включать последова­тельность правовых средств, таких как невторжение в личную жизнь, надлежащую персонификацию и неприкосновенность внешнего вида

гражданина[114]. Однако законодатель в ст. 152 ГК РФ не исходит из настолько пространного разумения деловой репутации.

Современные цивилисты дают следующее толкование дефини­ции деловой репутации — это оценка качеств личности в сфере её профессиональной деятельности[115]; общественная оценка лишь его профессиональных качеств[116]; комплекс свойств и оценок, ассоцииру­ющих их носителя в глазах его контрагентов. и персонифицирую­щих среди прочих профессионалов в данной области деятельности[117].

Репутация находится во власти самого человека, поскольку определяется на основе его поведения. В какой степени человек до­рожит своей репутацией, определяют по его поступкам. Позитив­ный или негативный характер репутации зависит о того, какая ин­формация положена в основу.

Следует отметить, что законодательно закреплено лишь понятие деловой репутации, причем в противоположность «чести» и «досто­инству» (понятиям, употреблявшимся ещё в дореволюционный пери­од), деловая репутация — понятие, вошедшее в современный юриди­ческий лексикон недавно. В первый раз в современном гражданском законодательстве деловая репутация была упомянута в п. 1 ст. 7 Ос­нов гражданского законодательства 1991 г[118]. Деловая репутация явля­ется нематериальным благом, которое принадлежит как физическим, так и юридическим лицам. Нормативное закрепление категории «де­ловая репутация» явилось вполне обоснованным и последовательным шагом законодателя в условиях рыночной экономики, когда все участники имущественных отношений (товаропроизводитель, пред­приниматель и т. д.) неравнодушны к поддержанию своей славы вер­ных партнеров и добросовестных конкурентов.

Как правило, понятие деловой репутации ассоциируется, в первую очередь, с предпринимательской деятельностью. Бытует следующее мнение: «.деловой репутацией обладает всякий гражда­

нин и каждое юридическое лицо. Однако взгляд на деловую репута­цию в гражданско-правовом смысле применим лишь к физическим и юридическим лицам, которые участвуют в деловом обороте...»[119]. Надо отметить, что дискуссионность данного мнения не утрачена и по сей день. Если отталкиваться от мнения, что деловая репутация распространена единственно на субъектов предпринимательской дея­тельности, что следует предпринять, когда сотрудник полиции поро­чится как представитель государственной власти, когда передается негативный отзыв о его профессиональных качествах, служебной де­ятельности? Трактовать подобные сведения как порочащие служеб­ную честь, но не деловую репутацию? Оставить служебную репута­цию без судебной защиты?

Судебная практика специально акцентирует внимание на том, что право граждан на защиту деловой репутации — это их консти­туционное право, а деловая репутация юридических лиц — одно из условий их благополучной деятельности. Это возлагает обязанность на суды при разборе спора о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц всесторон­не и тщательно подвергать анализу все обстоятельства любого дела подобной категории[120].

Полагаем, что деловая (служебная) репутация — это оценивание профессиональности всякого физического или юридического лица, а не только тех, кто участвуют в предпринимательской деятельности.

Каждое из понятий «честь», «достоинство» и «деловая (служеб­ная) репутация» имеет много общих объединяющих их признаков, но помимо этого они содержат и отличительные черты, позволяющие отделить одно от другого, в зависимости от того, как происходит смысловая эволюция этих понятий в конкретном обществе. Призна­ние моральных и правовых норм формирует и нормы соответствую­щего поведения, соблюдение которых порождает престиж и уваже­

ние, позитивные отзывы о профессиональной (служебной) деятельно­сти. Законодателем установлено, что полиция, осуществляя свою дея­тельность, стремится обеспечить общественное доверие к себе и со­действие граждан (п. 1 ст. 9 ФЗ о полиции).

Когда мы говорим о достоинстве, то речь идет об осознании личностью и оценке полезности обществу. А когда рассматривается вопрос о чувстве чести, то под этим понимается самооценка соотно­шения внутренних мотивов поведения личности с общепринятыми нормами морали, а также чувствительность к внешней (обществен­ной) оценке. И, наконец, честь может проявляться во внешней форме (почести, награды и иные виды материального и морального призна­ния заслуг), в то время как достоинство проявляется только внутрен­не и не имеет своего внешнего выражения.

О совпадении (но не об идентичности) в определённом смысле репутации с понятием чести в её внешнем, объективном значении как моральной оценки поведения другими людьми писал А. П. Сергеев[121].

Деловой (служебной) репутацией может служить любая оценка физических или юридических лиц, в то время как честь — оценка че­ловека единственно с точки зрения морали и права, а достоинство — внутреннее самооценивание личности.

Деловая репутация присуща любому юридическому лицу, будь то коммерческая или некоммерческая организация, государственное или муниципальное предприятие, федеральное государственное ка­зенное учреждение органов внутренних дел и др. Деловой репутаци­ей, составляющей неотъемлемую часть правоспособности, юридиче­ское лицо обладает с момента своего образования.

Исходя из вышеизложенного, под «деловой (служебной) репу­тацией» полиции следует понимать сформировавшуюся обществен­ную оценку по поводу профессиональных качеств сотрудников по­лиции и полиции как юридического лица в правоохранительной об­ласти деятельности.

Говоря о праве на честь, достоинство, деловую (служебную) ре­путацию, не следует полагать, что законодатель регулирует данные духовные блага. Законодатель регулирует те общественные отноше­ния, которые формируются во взаимной связи с обладанием настоя­щими благами, и те общественные связи, которые появляются при их нарушении, используя средства охранительного воздействия.

Деловая (служебная) репутация полиции складывается преиму­щественно вследствие публичной деятельности, открыто распростра­няемым сведениям, а также в результате ставших в силу многообраз­ных причин популярными сведений, которые часто укрываются са­мими правоохранительными органами во избежание дискредитации.

Деловая (служебная) репутация полиции имеет динамичный ха­рактер и может быть как позитивной, так и негативной. От этого не­редко зависит место полиции в системе общественных отношений и её благополучное развитие в последующем. Правовая защита рас­сматриваемого блага полиции реализовывается при нарушении или причинении вреда собственно позитивной деловой (служебной) репу­тации полиции. Если у полиции объективно сформировалась нега­тивная деловая (служебная) репутация, то защитить её нельзя.

Юридическому лицу дается возможность пользоваться сложив­шимися в обществе представлениями о себе в правоохранительной, предпринимательской и иных сферах деятельности и совершить опре­деленные действия по поддержке и (или) изменению своей позитивной деловой (служебной) репутации. Нарушение права на деловую (слу­жебную) репутацию полиции происходит вследствие распространения ошибочных, неточных или извращенных порочащих сведений.

До момента нарушения чести, достоинства, деловой (служеб­ной) репутации гражданское право охраняет названные нематери­альные блага, установив всеобщую обязанность воздержаться от их нарушения. Учитывая двойственность природы понятия «репута­ция», следует иметь в виду, что правовой охране и защите подле­жит лишь позитивная репутация. Говорить о защите отрицательной репутации не имеет смысла.

Если рассматривать защиту репутации в данном ключе, то это понятие находится в тесном соприкосновении с другим — «доброе имя». На наш взгляд, это соприкосновение настолько тесное, что можно говорить о частичном совпадении понятий[122]. Иными словами, «доброе имя» является внешним выражением положительной репута­ции. Подтверждением этому может служить и тот факт, что законода­тель в ст. 150 ГК РФ в числе нематериальных благ указывает не репу­тацию (общее понятие), а деловую репутацию. Среди требований к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел прямо определено, что в ходе осуществления служебной деятельности, рав­

но как и во внеслужебное время, сотрудник органов внутренних дел обязан заботиться о сохранении своих чести и достоинства. не со­вершать при выполнении служебных обязанностей поступки, кото­рые наносят ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государ­ственной власти (п. 1 ст. 13 ФЗ № 342-ФЗ).

На сегодняшний день законодательно закреплены общие прави­ла для всех личных неимущественных прав и нематериальных благ об их регулировании и защите.

Согласно п. 2 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага подлежат за­щите в соответствии с ГК РФ и иными законами в предусмотренных ими случаях и порядке, а также в пределах, когда использование спосо­бов защиты гражданских прав (ст. 12) следует из существа нарушенно­го блага или права и характера последствий такого нарушения.

Нематериальные блага гражданина, если этого требуют его ин­тересы, могут быть защищены, например, через признание судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликова­ние решения суда о допущенном нарушении, или через пресечение или запрещение действий, которые нарушают или создают угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягают или со­здают угрозу посягательства на нематериальное благо.

Нематериальные блага, которые принадлежали умершему граж­данину, могут быть защищены другими лицами.

Из сказанного следует, что гражданско-правовая защита немате­риальных благ допустима в следующих случаях. Во-первых, если сущность нарушенного блага и характер результатов данного нару­шения не запрещает возможность использовать общие способы граж­данско-правовой защиты (ст. 12 ГК РФ). Во-вторых, когда ГК РФ или иные законы предусмотрели для защиты этих благ специальные спо­собы (например, защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц [ст. 152 ГК]). В-третьих, когда этого тре­буют интересы гражданина, но, в силу особенности нематериальных благ, не все из перечисленных в ст. 12 ГК РФ общих способов могут применяться судом при их защите в случае нарушения. В-четвертых, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищать­ся иными лицами (например, в силу ст. 152 ГК РФ по требованию за­интересованных лиц допускается защита чести, достоинства и дело­вой репутации гражданина и после его смерти; согласно ст. 1316 ГК

РФ охрана имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется его наследниками, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды объектов гражданских правоотношений вы знаете?

2. Что входит в понятие объекта гражданских прав? Каково его отличие от понятий «предмет гражданского права», «объект правоот­ношения», «предмет договора»?

3. Что входит в понятие вещей?

4. Какова классификация объектов гражданских прав в зависи­мости от критерия оборотоспособности?

5. Каков правовой режим ценных бумаг?

6. В чем находит свое выражение результат работы, оказание услуги?

7. Что входит в понятие и каковы особенности охраняемых ре­зультатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации?

8. Какие нематериальные блага как объекты гражданских прав вы знаете? Кто является их носителем?

9. Каковы свойства нематериальных благ?

10. Что входит в понятие честь, достоинство и деловая (служеб­ная) репутация полиции?

<< | >>
Источник: Молчанов А.А.. Гражданское право (общая часть): учебник. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России,2018. — 332 с.. 2018

Еще по теме § 5. Защита неимущественных прав полиции:

  1. 62. Формы и порядок защиты субъективных гражданских прав.
  2. 61. Защита субъективных гражданских прав: понятие и основания
  3. 3.3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
  4. 47. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.
  5. Право на защиту и право на судебную защиту
  6. 45. Деньги как объекты гражданских прав.
  7. 43. Объекты гражданских прав: понятие, общая характеристика, основания классификации и виды.
  8. 48. Работы и услуги как объекты гражданских прав.
  9. 46. Ценные бумаги как объекты гражданских прав: понятие, признаки, основания классифицирования.
  10. 49. Результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских прав: понятие, признаки охраноспособности, основания классифицирования, виды.
  11. 44. Понятие и признаки вещей как объектов гражданских прав. Классификация вещей и её правовое значение.
  12. Содержание права на судебную защиту
  13. Механизм реализации права на судебную защиту
  14. §3 Гарантии реализации права на судебную защиту
  15. §3 Суд в механизме реализации права на получение судебной защиты
  16. §5 Перспективы совершенствования процессуального законодательства в сфере реализации права на судебную защиту (вместо заключения)
  17. §2 Суд в механизме реализации права на обращение за судебной защитой
  18. § 2 Соотношение права па судебную защиту со смежными правовыми кате­гориями