<<
>>

Введение

«История государства и права России» является базовой дисциплиной, которая, наряду с другими историко-юридическими учебными курсами[1], представляет собой не­обходимый и неотъемлемый элемент подготовки специалиста с высшим юридическим образованием.

Одной из составляющих цели изучения этой дисциплины является фор­мирование научного представления об эволюции отечественного государства и права, наряду с необходимостью развития юридического мышления для усвоения прикладных юридических дисциплин и будущей практической деятельности.

Поскольку научная значимость курса «История государства и права России» со­стоит в теоретическом осмыслении эволюции этих социальных институтов, он является фундаментальной дисциплиной. В то же время, показывая исторические истоки совре­менного состояния государства и права, данный курс дает также возможность наметить механизм их совершенствования, обретая прикладное значение.

В московской Руси юридические функции выполняли дьяки и подьячие. Специ­альным образованием они не обладали и попадали в приказы лишь в силу сословной принадлежности и грамотности. Со временем они приобретали практические навыки, чего вполне хватало для продвижения по службе. В 1721 г. была организована школа по­дьячих. В 1725 г. при Академии наук учреждается кафедра «Права натуры и публичного купно с политикою и этикою». Лет через десять элементы правового образования начали вводиться в гимназиях и кадетских корпусах. В 1755 г. в Московском университете созда­ется уже целый юридический факультет, где с 1783 г. стал читаться курс «Русское граж­данское право и судопроизводство».

Возникновение «Истории государства и права России» как науки следует отнести к 1811-1816 гг., когда появилось «Руководство к познанию российского законодательства. Че­тыре переплета» З. Горюшкина. В 1817-19 гг. увидело свет «Систематическое собрание рос­сийских законов с присовокуплением правил и примеров из лучших законоучителей, распо­ложенное трудами С.

Хапылева». С тех пор сменилась не одна научная школа, каждая из ко­торых оставляла после себя десятки монографий и статей, учебников и учебных пособий.

Данное пособие написано на основе программы Министерства образования и науки РФ по специальности «Юриспруденция». Но программа фиксирует лишь явления и объекты изучения в хронологическом порядке, тогда как их содержание и оценка у представителей разных научных школ различны.

В Советском Союзе могла существовать только марксистская школа. Она представляла собой синтез взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса с государственной практикой КПСС. После утраты Коммунистической партией в 1991 г. монополии на политическую власть, из учебной литературы исчезла былая политизация и ме­тодологическая однобокость. В результате исторический процесс предстал в более сложном виде, что само по себе стало важным шагом вперед[2]. Однако советская наука слишком долго находилась под прессом недемократической власти, поэтому по-прежнему выходят в свет учебники, сохраняющие упрощенные подходы преж-

них десятилетий. Это особенно обидно, поскольку в других отраслях юридических знаний за эти годы достигнуты более существенные результаты[3].

За последние 10-15 лет в науке накоплен материал, позволяющий предложить но­вое осмысление истории в целом и русского государства и права в частности. Прежде все­го, это относится к трактовке понятия «государство».

В большинстве существующих учебников «Истории государства и права России» под государством, в основном, понимается государственный аппарат. Такой узкий юри­дический подход порождает невольное возложение ответственности за все недостатки со­циальной системы именно на него. Между тем, государственный аппарат был порожде­нием общества, а не наоборот. Лишь в очень короткие отрезки времени, когда в обществе созрели новые производительные силы, государство прекращается в тормоз и в результа­те уходит с политической арены. Поэтому правильнее будет использовать более широ­кое, социологическое понимание государства «как социологической реальности, сущест­вующей независимо от ее правового порядка и правовой реальности»[4].

То есть под госу­дарством следует понимать определенным образом организованное общество, где на первом месте находится именно общество, а на втором - государственный аппарат. Именно такой подход к определению государства и утвердился в конце XX в. в курсе «Теории государства и права». Однако для объяснения многих запутанных и сложных историко-правовых проблем этого не достаточно.

На сегодняшний день в учебниках по-прежнему используются такие категории, как: феодализм, сословия, классы, абсолютизм и т.д., разработанные европейскими уче­ными для Европы. Впервые сомнение в правильности такого подхода возникло в совет­ской науке в 30-е гг. в виде дискуссии о рабстве в Киевской Руси. В 50-е гг. проходила дис­куссия об особенностях русского феодализма. На рубеже 60-70-х гг. развернулись споры о русском абсолютизме. Каждый раз, когда ученые подходили к предположению, что ко­личество специфических черт того или иного уклада настолько велико, что впору отка­зывать России в принадлежности к Европе, дискуссии завершались. В конце 80х гг. нача­лась дискуссия об особенностях русской цивилизации, но и она быстро затихла. Боль­шинство авторов не пошли тогда дальше констатации различия между Западом и Восто­ком, поскольку для более серьезного разговора не хватило научного материала.

Половина как дореволюционных, так и советских историков и юристов считали, что в определенные моменты своего развития Россия существенно отличалась от Европы. В настоящее время вопрос о принадлежности России к европейской цивилизации в нау­ке, как минимум, считается спорным. Что же касается современных европейских полити­ков и международных организаций, то они отказывают России в этом статусе. Это дает возможность в данном курсе лекций рассматривать Россию как специфическую социаль­ную систему, то есть основное внимание уделять не тому, чем она похожа на другие страны и регионы, а ее политическим, социальным и правовым особенностям.

Одной из задач любой науки является классификация изучаемых явлений и про­цессов.

В истории государства и права эта задача предстает в виде проблемы периодиза­ции. Проблема не так проста, как кажется на первый взгляд.

Во-первых, традиционным элементом является периодизация данного курса на основе периодизации истории государства. Между тем, строя ее на основе этапов разви­тия государства, мы тем самым преувеличиваем его значение, полагая, что именно оно предопределяло развитие общества, а не наоборот.

История государства и права России

Во-вторых, этапы развития общества, государства и права не всегда совпадают.

В-третьих, любая периодизации - это определенное методологическое упрощение, поскольку в истории не бывает четких граней, после которых начинается нечто принци­пиально новое. На самом деле процесс зарождения новых социально-экономических и политических отношений и институтов происходит не одномоментно, и никогда старые отношения и институты не уходят полностью в прошлое, а лишь видоизменяются и про­должают жить в новых условиях. Благодаря этому народы и регионы сохраняют свою со­циокультурную специфику.

Определенный выход из этой ситуации можно найти путем определения основно­го предмета. Хотя курс и называется «История государства и права», именно общество определяло формы и функции государства, а не наоборот.

Изучение в первую очередь общества, а не государственного аппарата требует пе­ресмотра привычной периодизации. Она должна определяться совокупностью измене­ний, протекающих одновременно в социальной, государственной и правовой сферах. По всей видимости, будет правильно выделить в истории российской социальной системы восемь периодов, каждый из которых обладает определенной целостностью.

1. Древняя Русь (IX-XII вв.).

2. Удельная Русь. (XII в. - первая половина ХV в.).

3. Формирование единого, централизованного государства (вторая половина XV в. - первая половина XVI в.).

Хронологические рамки этих трех периодов являются традиционным.

4. Россия во второй половине ХVI в. - первой трети ХVIII в.

В истории государства этих веков традиционно выделялись два периода:

- сословно-представительная монархия (вторая половина XVI-XVII в.);

- царствование Петра I.

Но с точки зрения истории общества этот период был един. Его основным содер­жанием стала утрата всеми социальными слоями тех минимальных прав и свобод, кото­рыми они обладали ранее[5]. В этот период система развивалась как разновидность восточ­но-деспотического мира. Бесправие сословий было подтверждено - закреплено Собор­ным уложением 1649 г. и достигло своего апогея при Петре I.

Следующий период - XVIII в., - в дореволюционной и советской литературе опре­делялся как век абсолютизма. Но против такой периодизации существуют серьезные воз­ражения. Гораздо логичнее установление абсолютизма отнести к середине XVII в., когда с политической арены ушли Земские соборы и Боярская дума, а окончанием абсолютизма явилось принятие Конституции 1906 г.

Ключевым этапом в истории России всегда считалась отмена крепостного права - событие, в большей степени относящееся не к истории государства, а к истории социаль­ных отношений.

На наш взгляд, основным содержанием пятого периода явился выход общества из- под власти государства. Это началось с царствования Анны Иоанновны, когда давление государства на дворян несколько ослабло и завершилось отменой крепостного права. При таком подходе отмена крепостного права действительно становится гранью периода.

Рамки трех следующих периодов традиционны.

1. Россия в 1861 - начале 1917 г.

2. Советская Россия. 1917-1991 гг.

3. Россия в 90-е гг. - начале XXI в.

Такая периодизация истории российского общества в целом соответствует ходу и истории государства, и истории права.

История как наука представляет собой определение тенденции развития (общест­ва, государства, права), которая закладывается в одном поколении, развивается в другом и завершается в третьем, а то и в четвертом. Она проявляется через определенные собы­тия, действия государственных деятелей, через череду законов. То есть основной целью изучения курса является не зубрежка исторических фактов и некой суммы нормативно­правовых актов, а понимание тенденции развития государства и права.

Особенность данного пособия состоит также в том, что в нем, по мере возможно­сти, рассматривается не только законодательство, но и правоприменительная практика; поскольку народ с его обычаями и привычками, чаяниями и пороками - не менее важ­ный субъект права, чем законодатель.

К числу недостатков существующей учебной литературы следует отнести и отсут­ствие в ней информации о дискуссионных проблемах. В переломные исторические мо­менты единство политических взглядов вряд ли достижимо. А поскольку история отно­сится к числу общественных наук, многообразие этих взглядов порождает различные ме­тодологические подходы и оказывает определенное влияние на формирование научные школ. Отсутствие материала о существующих в науке разных точках зрения, с одной сто­роны, может создать иллюзию окончательного решения той или иной проблемы. С дру­гой стороны, уважение чужой позиции - обязательный элемент научной культуры и та­кой опыт должен прививаться студентам и позицией преподавателей, и содержанием учебной литературы.

В данном учебном пособии предпринята попытка преодоления этих недостатков.

<< | >>
Источник: Б.Н. Земцов. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ: Учебное пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ.2008. - 336 с.. 2008

Еще по теме Введение:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. Введение
  4. ВВЕДЕНИЕ
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. Введение
  8. Введение
  9. ВВЕДЕНИЕ
  10. ВВЕДЕНИЕ