<<
>>

Время собраний и порядок созыва

Мы не находим никаких указаний на периодичность ве­чевых собраний[XII]. Они составлялись по мере потребности и

всякий раз по особому приглашению. При отсутствии необ­ходимого повода вече могло не собираться не только в тече­ние месяца, но даже целого года; и наоборот, в одну неделю могло быть несколько вечевых собраний.

В 1384 г. в Новго­роде по делу князя Патрикея вече созывалось ежедневно в течение двух недель (Новогор. IV).

Порядок созвания веча определяется сущностью этого учреждения. Это форма участия народа в общественных де­лах в силу присущего народу права, а потому вече может быть созвано как самим народом, так и князем, или иным каким-либо органом власти. Мы имеем немало известий о созвании веча народом, несмотря на присутствие в городе князя или его посадника. Под народом не должно разуметь ни всего народа, ни значительной его части; для созвания веча довольно было ясно выраженной воли и весьма не­большого числа людей. Новгородская история представляет примеры, когда вече собиралось по требованию, заявленно­му только двумя заинтересованными в деле лицами1.

Народ сходится потому, что имеет право, но он не обя­зан сходиться, а потому, чтобы вече состоялось, мало од­ного призыва, а надо еще, чтобы народ желал совещаться о том или о другом предмете. Без желания народа вече не со­стоится, хотя бы призыв исходил и от самого князя. Во вре­мя похода Мстислава Мстиславича с новгородцами к Киеву на Всеволода Чермного новгородцы, дойдя до Смоленска, поссорились со смольнянами и не захотели идти далее.

„Князь же Мьстислав, — рассказывает летописец, — в

вече поча звати, они же не поидоша; князь же человав всех, поклонився, пойде. Новогородьци же створивше вече особе, почаша гадати“ (Новог. I. 1214).

Новгородцы не пошли на княжеское вече, но устроили свое, без князя.

Из того начала, что народ собирается только в том слу­чае, если захочет, а не по обязанности, надо вывести и даль­нейшие последствия.

Часть народа может желать пойти на вече, созванное князем или кем иным, а другая часть может пожелать устроить свое, особое. Таким образом, одновре­менно могут состояться два веча. Кто не желает участвовать ни в том, ни в другом, остается дома. Из последующего уви­дим, что это так и бывало в действительности.

Вече созывалось двумя способами: колокольным звоном и посредством приглашения чрез особых рассыльных. Коло­кол был обыкновенным способом созыва в Новгороде и Пскове. К нему обращались и князья:

„На утрий же день, — говорит летописец, — послав Изяслав на Ярославов двор, и повеле звонити вече, и тако новьгородци и плесковичи снидошася на вече“ (Ипат. 1148).

В Новгороде и Пскове колокол сделался символом вече­вой жизни, а потому требование об отмене веча было выра­жено в форме: „Не быть вечному колоколу, снять вечный кол о кол Надо полагать, что вследствие вековой практики установился обычай звонить в один определенный колокол.

Для других городов не встречаем известий о колоколь­ном звоне. Только раз созвонили вече в Москве, но во все колокола. Это случилось в 1382 г., в нашествие Тохтамыша. Великий князь, Дмитрий Иванович, не нашел поддержки в других князьях для встречи татар на границе и вынужден был отступить к Костроме. В Москве, оставшейся без князя,

„Бысть замятня велика. Овии, — говорит летописец, — хотяху сести в граде и затворитися, а друзии бежати помыш- ляху, и бывши распре межи ими велице, овии с рухлядию вметающеся в град, а друзии из града бежаху ограблени су­ще; и створиша вече, позвониша во все колоколы“ (Воскр.).

Можно думать, что это поздний отзвук первоначально общей практики.

Но и новгородцы не всегда созывались колоколом. Во время похода их, по всей вероятности, скликали биричи и подвойские, которые в мирное время собирали народ на княжеские обеды (Ипат. 1148).

О киевском вече 1147 г. говорится, что князь Владимир „вабит“ на вече, т.е. приглашает, зовет, может быть, чрез по­средство биричей.

Особенно важных лиц князья приглашали сами прибыть на вече. Так, князь Владимир в том же 1147 г. перед вечем поехал к митрополиту и лично звал его.

IV.

<< | >>
Источник: Сергеевич В.И.. Древности русского права: в 3 т. /В.И.Сергеевич; вступ. ст. Ю.И.Семенова; Гос. публ. ист. б-ка России. — М., 2007. Т.2: Вече и князь. Советники князя. —2007. — 595 с.. 2007

Еще по теме Время собраний и порядок созыва:

  1. 62. Формы и порядок защиты субъективных гражданских прав.
  2. 30. Возникновение юридических лиц: способы образования, порядок создания.
  3. 32. Органы управления юридических лиц: понятие, виды, основания и порядок деятельности.
  4. 25. Способы и порядок создания юридических лиц.
  5. 35. Прекращение деятельности юридических лиц: понятие, основания, способы и порядок.
  6. 22. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим: основания, порядок, правовые последствия.
  7. 20. Опека и попечительство: основания и порядок установления, прекращения и отмены. Правовые последствия. Патронаж над дееспособными гражданами.
  8. Сергеевич В.И.. русского права: в 3 т. /В.И.Сергеевич; вступ. ст. Ю.И.Семенова; Гос. публ. ист. б-ка России. — М., 2007. Т.З: Землевладение. Тягло. Порядок обложения. —2007, —497 с., 2007
  9. 65. Исковая давность: понятие, виды, порядок исчисления и применения. Правовые последствия истечения исковой давности.
  10. 14.3. Понятие и виды процедурных производств
  11. Быкова А.Г.. и пьянство в России в XIX - начале ХХ вв.: из истории проблемы: Монография. - Омск: Омский юридический институт,2006. - 136 с., 2006
  12. 10.3. Виды административных правонарушений
  13. Юридический аспект функционирования названия СМИ