<<
>>

Виды, сущность и социальное назначение государства

Становление западной (доминирующей) концепции государства началось еще в глубокой древности, с аристотелевского понимания государства как политической ассоциации (объединения) свободных и равных граждан.

В таком понимании государство практически не выделялось из общества. Концепция Аристотеля впоследствии под­держивалась Цицероном, Ф. Аквинским, М. Падуанским, Г. Гроци- ем, Дж. Локком, И. Кантом и др. На рубеже XVI—XVII вв. виде­ние государства постепенно приобрело новые черты. Оно стало ас­социироваться в большей степени со специальным аппаратом, пуб­личной властью (Ж. Бодэн, Т. Гоббс, В. Гумбольт, К. Маркс, В. Ленин и др.).

В XVII в. были четко сформулированы основы концепции есте­ственных прав человека и договорной теории государства. XVIII век связал эти два элемента в единую систему либерального государства,

призванного защищать индивида от произвола (Руссо, Монтескье, Гумбольт). Научные изыскания XIX в. привели к теоретическому обоснованию основ правовой государственности (Р. Моль). В XIX в. зародились и практически на протяжении всего XX в. воплощались в жизнь идеи социалистического (пролетарского, общенародного) государства. В прошлом веке существовало также государство фа­шистского типа.

В различные эпохи человеческой истории появлялись и совер­шенно фантастические в своей гармоничности концепции общест­венного и государственного строя. Возникали представления об альтернативном обществе, в котором устранены все виды социаль­ного зла, удовлетворены все запросы человека и достигнуто всеоб­щее благополучие за счет воцарения абсолютной справедливости, свободы, равенства и других идеалов. Это, например, сочинение философа древности Ямбула «Путешествие на остров Солнца», иде­альное государство Платона (428—348 гг. до н.э.), «добродетельный город» Аль-Фараби (870—950), «Утопия» Т. Мора (1478—1535), «Го­род Солнца» Т. Кампанеллы (1568—1639), «Земля Офирская» М.

Щербатова (1733—1790) и др.

Разновидности государств таковы:

• тоталитарное государство, максимально вмешивающееся в жизнь граждан и их объединений, насаждающее единство мнений и оценок, по­литической организации и экономики. Такое государство поглощает все общество. Тоталитарное государство — это диктатура государства;

• авторитарное государство, которое характеризуется излиш­ней опекой общества и отдельных граждан, вмешательством во все их внутренние дела, мелочной регламентацией общественных от­ношений;

• правовое государство, которое не только закрепляет, но и га­рантирует реализацию и защиту основных прав и законных интере­сов, признает личность свободной и полноправной;

• социальное государство — государство, в котором имеются конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина (особенно социально не защищен­ных слоев населения), а их надлежащая реализация является важ­нейшей обязанностью государства; это государство, основанное на законодательно закрепленных принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности («Российская Федерация — социальное государство, политика которого направ­лена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный мини-

мальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанав­ливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии соци­альной защиты» (ст. 7 Конституции РФ);

• светское государство — это государство, свободное от какого- либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных рели­гиозных организаций и их представителей на устройство и деятель­ность ее политических и правовых институтов, на систему государст­венного образования и другие сферы государственной жизни; свет­ское государство нейтрально по отношению к религии, в нем при­знается свобода от религии и атеизма («Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; рели­гиозные объединения отделены от государства и равны перед зако­ном.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповеда­ния, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 14, 28 Конституции РФ);

• корпоративное государство является одной из имевшихся в истории государственных форм авторитаризма, при которой основ­ные коллегиальные органы формировались из представителей про­фессиональных корпораций, строго отобранных правительством (фашистская Италия в 1926—1943 гг.).

Таким образом, сущность современного государства состоит в том, что оно является организующей силой общества, которая вы­ражает и охраняет личные и общие интересы его членов.

В настоящее время продолжают существовать также теократиче­ские и клерикальные государства. В теократических (теистических) государствах, где государственная власть в значительной мере принад­лежит церковной иерархии, ее высшие органы практически полностью повторяют структуру церковной организации, а жизнь общества про­низана системой специального религиозного контроля, вплоть до на­личия специальных полицейских подразделений по надзору за нрава­ми (мутава). Яркими примерами теократических государств являются Саудовская Аравия и Ватикан. В клерикальных государствах верховная власть не принадлежит церковной иерархии, но церковь посредством своих законодательно установленных институтов (например, высшие государственные посты могут занимать только священнослужители) самым активным образом воздействует на функционирование государ­ственной власти (Иран).

3.

<< | >>
Источник: Иванов А.А., Малахов В.П.. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:2012. - 351 с.. 2012

Еще по теме Виды, сущность и социальное назначение государства:

  1. 14.1. Административный процесс: сущность, виды
  2. 12.3. Назначение административного наказания
  3. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Теория государства и права России. Том 1. Государство: учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,2019. - 640 с., 2019
  4. 9.1. Сущность убеждения и принуждения.
  5. 10.1. Сущность и признаки административного правонарушения
  6. О сущности административно-юрисдикционной деятельности воинских должностных лиц
  7. Кузурманова И.В.. О сущности административно-юрисдикционной деятельности воинских должностных лиц,
  8. Иванов А.А., Малахов В.П.. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:2012. - 351 с., 2012
  9. Участие государства в финансово-хозяйственной деятельности эмитента
  10. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Теория государства и права России. Том 2. Право: учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,2019. - 448 с., 2019
  11. Заячковский О.А., Маскаева И.И., Усенко Ю.Н.. Теория государства и права: учебное пособие. — Ка­лининград: Изд-во БФУ им. И. Канта,2011. — 272 с., 2011
  12. Государство и право дореволюционной России. ЛЕКЦИЯ, 2019