<<
>>

Тема 13. Понятие, сущность и функции права

Методологические подходы к анализу природы права. По­нятие и определение права. Признаки права. Право в объек­тивном и субъективном смысле. Право как государственный регулятор общественных отношений.

Сущность и социальное назначение права. Инструментальная и гуманистическая цен­ность права. Функции права: понятие, виды. Принципы права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые. Справедливость как главный принцип права. Соотношение убеждения и прину­ждения в праве. Статика и динамика права. Основные концеп­ции правопонимания: естественно-правовая, историческая, марксистская, нормативистская, психологическая, социологи­ческая. Методологические подходы к анализу природы права. Понятие и определение права. Признаки права.

Право, как и государство, относится к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных яв­лений. Начиная с античных времен человечество затрачивает громадные интеллектуальные усилия, чтобы познать сущность права, разгадать его природу. Существуют сотни, а может быть и тысячи определений права, и среди них нет ни одного общепризнанного, разделяемого всеми, кто его ценит и изуча­ет. «Для правоведа, — замечал И. Кант, — остается тайной — является ли правом то, что требуют законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и неправовое»[19]. Общество никак не может прийти к согласию в вопросе о том, что есть право, так как сфера его бытия многослойна, иерархична, на своих низших ступенях

право как бы «стелется по земле», включая в себя массу конк­ретных эмпирических фактов и явлений, а на высших уровнях «парит в небе» в виде идей, концепций и представлений. Большинство определений способно отражать только одну из сторон права, может быть самую очевидную или близкую к очевидной. Тот, кто претендует на истинное понимание права, должен опираться не на одно, а множество определений, свя­занных между собой единой логикой.

Следует отметить, что право как общественное явление принадлежит к классу таких социальных явлений, как мораль, политика, религия, которые выступают в качестве норматив­но-регулятивных систем, призванных упорядочивать общест­венные отношения путем подчинения их определенным пра­вилам (нормам).

Право как нормативно-регулятивная система есть сово­купность норм, идей и отношений, которая устанавливается государственной властью и служит средством обеспечения порядка и организованности в обществе. Таким образом, право структурируется на трех уровнях — нормы, отношения и идеи.

В зависимости от того, что берется за основу права: норма права, правоотношения или идеи — выделяют нормативист- ские определения, социологические или философские. В со­временных отечественных учебниках по теории права и госу­дарства можно найти в основном нормативистские определе­ния права. Они, пожалуй, самые распространенные в России и в зарубежных странах, где принята европейская правовая мо­дель. Приведем одно из таких определений в качестве типич­ного и, пожалуй, наиболее удачного в своем роде: «Право — это система общеобязательных, установленных и обеспечива­емых государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе»[20].

Стремлением развернуть юридическую проблематику в сторону общества и его задач продиктованы определения права социологического типа, которые берут за исходный, оп­ределяющий момент правовое отношение. Право характери­зуется прежде всего с его практической стороны, эмпириче­ской реальности, с точки зрения того, что оно в действитель­ности представляет собой как нормативно-регулятивная сис­тема общества. На право смотрят как на систему (совокуп­ность) правовых отношений либо, что почти то же самое, систему общественных отношений, поставленных под защи­ту закона. Социологические определения права провозгла­шают первенство сущего в отношении должного. Определяю­щими моментами для права здесь выступают социальные инс­титуты и явления, потребности, интересы, цели (юриспруден­ция интересов), решения, договоры, приговоры, соглашения, компромиссы (юридический реализм).

Большое количество социологических определений встречается в англо-американ­ской юриспруденции, а в Европе они часто формулировались в противовес преобладающему здесь нормативизму. Эмпири­ческие реальности, взятые в основу определения права, распо­ложены на уровнях — поведенческом, эмоциональном, инсти­туциональном и других, доступных для социологического из­мерения и методов социальных исследований. Среди очевид­ных недостатков социологических определений права можно отметить слабый акцент на нормативности правовых явлений (нормативность — признак не только системы норм, но и пра­вовых идей, правовых отношений), а также размытость крите­риев, по которым право выделяется среди социальных явле­ний, и как следствие — утрата правовой специфики, растворе­ние права в других общественных системах.

Наконец, третье ведущее звено в структуре нормативно-ре­гулятивной системы — правовая идея — берется в основу оп­ределений права, которые можно назвать идеолого-ценност­ными. Это наиболее древний тип определения права, класси­

ческим его образцом можно назвать то, которое Ульпиан при­писывает другому римскому юристу — Цельсу: «Право есть наука о добром и справедливом»[21].

Правовая норма, правовое отношение, правовая идея — «три кита», на которых выстраивается правовая (то есть нор­мативно-регулятивная) система, называемая правом. Не слу­чайно эти фундаментальные правовые уровни (звенья) легли в основу различных типов определений права. Но дело в том, что в самой нормативно-регулятивной системе данные уровни неразрывно связаны, образуют динамическое единство. Нормы права дают импульс к возникновению и являются ос­новой правовых отношений; последние, будучи практической школой, возбуждают юридическую мысль, апологетические и критические правовые идеи, многие из которых, пройдя про­цедуры формальной институционализации, становятся право­выми нормами. «Дух права», как сказал бы Гегель, беспре­рывно и неукротимо движется по кругу: от правовой нормы к правовому отношению, от него — к правовой идее, которая снова трансформируется в правовую норму.

Вопрос в том, можно ли выразить это динамическое единство в определении права. До сих пор никому не удавалось объединить элементы трех подходов (нормативистского, социологического, идеоло­го-ценностного), и дело здесь, очевидно, в особенностях мето­дологий, которые применяются при выработке соответствую­щих определений.

По мнению Г. В. Мальцева, существующие в правовой ли­тературе определения права можно с некоторой долей услов­ности разделить на субстанциональные (содержательные) и формальные[22]. Субстанциональные определения и понимания права связаны преимущественно с естественно-правовой тра­дицией, а формальные — с юридико-позитивистской.

Субстанциональные определения права обычно одновре­менно являются и ценностными определениями. Здесь все за­

висит от содержания права, от его качества. Например, для приверженцев естественного права оно должно быть справед­ливым, нести обществу добро, благо, быть нацелено на пользу, счастье людей; либералы в таких случаях пользуются катего­рией свободы личности. Русскому философу Вл. Соловьеву принадлежит известное определение права как минимума нравственности: «Право есть принудительное требование реа­лизации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла»[23][24]. Из современных определений остановимся на определении В. К. Бабаева: «Пра­во — это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общест-

28 венные отношения» .

В отличие от субстанциональных, формальные определе­ния права связывают действительность нормы права не с ее содержанием, а с формой или способом ее создания, действия и обеспечения. Право действительно не потому, что оно удов­летворяет каким-то ценностным критериям и обладает неко­торыми внутренне присущими ему качествами, а потому, что принято в надлежащем порядке, на основе формальных про­цедур, авторитарно обеспечено, принудительно действует и т.

д. Позитивное право, по словам Гегеля, «есть вообще право, которое действует в государстве. И оно имеет силу потому, что оно есть, а не потому, что оно разумно»[25]. Начиная со вто­рой половины XIX в. и до наших дней правовая литература многих стран заполнена формальными определениями права, которым юридический позитивизм придает большое значение, тогда как субстанциональные определения считает практиче­ски непригодными.

Многие из формальных определений права имеют прагма­тический, инструментальный характер. С точки зрения праг­матизма — философии, как известно, широко распространен­ной в Америке, — важно не то, что представляет собой норма права, а то, что она делает, как работает в обществе, каким об­разом функционирует.

Верное понимание права не только определяет перспекти­вы и направления развития юридической науки и ее эффек­тивность, но и вооружает юриста-практика надежным и точ­ным средством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном применении, законности, юридической ответственности.

Современные отечественные исследователи предпринима­ют попытки сочетать разные типы понимания права и рассмат­ривать их как взаимодополняющие друг друга. Так, интегра­тивное определение права формулирует В. В. Лазарев: «Пра­во — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование сво­бодных воль в их взаимоотношении друг с другом»[26].

Как своеобразному социальному феномену, праву прису­щи следующие общие и особенные (специфические) признаки.

1. Интеллектуально-волевой характер права.

Право — проявление воли и сознания людей. В нем выра­жаются социальные закономерности, находят отражение по­требности, интересы общества, отдельных граждан и их объ­единений. Часто эти потребности и интересы не совпадают — в праве же выражается социальный компромисс на началах справедливости и разума.

Это возможно лишь в развитом гра­жданском обществе и правовом государстве.

2. Нормативность.

Нормативность — универсальное и глубинное качество права. Норма есть во всякой его форме — и в правовом обы­чае, и в современном законе.

Нормативный характер права означает то, что оно состоит из норм — правил поведения общего характера, регулирую­щих общественные отношения. «Норма» в переводе с латин­ского означает «образец», а нормативное регулирование об­щественных отношений представляет собой установление об­щих правил для определенной группы конкретных случаев.

3. Общеобязательность.

Общеобязательность права означает, что все члены обще­ства, к которым обращен тот или иной нормативно-правовой акт, непременно выполняют требования, содержащиеся в нем. Общеобязательность возникает вместе с нормой права, вместе с ней и прекращается.

4. Формальная определенность.

Государство придает форму правовому содержанию. Во- первых, нормы права четко сформулированы, в них определя­ются субъективные права и юридические обязанности; во-вто­рых, они закрепляются в официальных документах — норма­тивно-правовых актах, судебных прецедентах, правовых обы­чаях.

5. Системность.

Право — это не просто совокупность норм, а определенная их система, отражающая упорядоченность, внутреннюю со­гласованность и определенную иерархичность права. Нормы права могут проявить свои регулирующие свойства, свою эф­фективность только тогда, когда они действуют в системе, во взаимосвязи.

6. Обеспеченность права государством.

Исторически право возникло и развивалось во взаимодей­ствии с государством. Оно, во-первых, обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правона­рушителя к исполнению обязанностей в интересах пострадав­шей стороны; во-вторых, в определенных законом случаях ви­новный привлекается к юридической ответственности и под­вергается наказанию.

7. Динамизм.

Иногда говорят о таком признаке права, как динамизм. Право с развитием общества не остается неизменным: вводят­ся новые правовые нормы, отменяются старые, многие пред­писания со временем формулируются иначе.

Право в объективном и субъективном смысле. Право как государственный регулятор общественных отношений. Различают право в объективном и субъективном смысле. Как известно, в философии под объективностью явления понима­ется его независимость от воли и сознания человека. Объек­тивное право — это право, выраженное в законодательстве данной страны в конкретный период времени. Оно объективно в том смысле, что уже установлено государством, существует в виде нормативно-правовых актов, не связанно с волеизъяв­лением конкретного субъекта, с его личным усмотрением. Объективное право создается в результате нормотворческой деятельности государства и включает конституцию, кодексы, различные нормативно-правовые акты, то есть всю систему за­конодательства.

Субъективное право — это право, принадлежащее субъек­ту, это мера его возможного поведения, обеспеченная возмож­ностью государственного принуждения. Право в субъектив­ном смысле — это индивидуализированное право, то есть об­щие юридические права становятся принадлежностью кон­кретных лиц. Принадлежащее субъекту право выражается в конкретных возможностях, требованиях, притязаниях, кото­рые возникают на основе законодательства, то есть объектив­ного права. Субъективное право как мера возможного поведе­ния субъекта зависит — в известных пределах — от его лично­го желания и усмотрения, воли и сознания.

Право является важнейшим государственным регулятором общественных отношений. Оно всегда выражает государст­венную волю, которая, в свою очередь, может воплощать в себе волю отдельного класса, правящей группы, народа, обще­

ства или нации. В праве выражается прежде всего воля власт­вующих, которые зачастую вынуждены считаться с волей и интересами подвластных. «Те, в чьих руках власть, вводят по­ведение подвластных в те нормы, которые наиболее отвечают интересам властвующих. Чем уже круг властвующих, тем рез­че выступает противоположность интересов властвующих ин­тересам остальной части государства. Чем шире этот круг, на­пример в республике, тем сильнее затушевывается это значе­ние права», — писал Г. Ф. Шершеневич[27].

В современном демократическом обществе государство выражает волю всего общества и закрепляет ее в правовых нормах.

Сущность и социальное назначение права. Под сущно­стью права понимается его главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа, которая отражает его истин­ную природу и назначение в обществе. Ранее, в марксистко­ленинской теории государства и права вопрос о его сущности трактовался однозначно: «Сущность права выражается в его классовости. Право — классовый регулятор общественных отношений. По своей сущности право представляет собой воз­веденную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жиз­ни»[28]. В современной юридической науке бытуют различные мнения по поводу сущности права: она определяется через вы­раженную в нем волю — господствующего класса или всего народа. Сущность права видится в «обеспечении» или «разгра­ничении» жизненных интересов людей, в «установлении» оп­ределенного порядка общественной жизни[29]. В. Д. Перевалов в

качестве сущности права рассматривает «меру свободы чело­века», которая обусловлена социальным бытием человека и связана с осознанием этой меры как определенной необходи­мости[30]. В. В. Лазарев под сущностью права понимает обу­словленную материальными и социально-культурными осо­бенностями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общую волю как результат согласования, сочетания частных или спе­цифических интересов, выраженную в законе либо иным спо­собом признаваемую государством и выступающей вследствие этого общим масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей[31].

О. Э. Лейст полагает, что право по своей сущности пред­ставляет собой «нормативную форму упорядочения и стаби­лизации общественных отношений, охраняемую государствен­ным принуждением»[32].

Некоторые ученые отмечают, что сущность права выража­ется в его социальном назначении — в регулировании обще­ственных отношений[33]. Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория цен­ность права. Можно отметить следующие основные проявле­ния социальной ценности права.

1. Право обладает прежде всего инструментальной ценно­стью. Оно нацелено на создание устойчивого, стабильного по­рядка в общественных отношениях.

2. Право является выразителем свободы личности во всех сферах ее жизнедеятельности.

3. Право выражает идеи справедливости: оно выступает критерием справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом.

4. Благодаря праву человек обретает состояние защищен­ности, безопасности для себя и своей семьи.

5. На правовой основе формируются институты граждан­ского общества: рыночная экономика, многопартийная поли­тическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информа­ции) и правовое государство.

Функции права: понятия, виды. Сущность и социальное назначение права проявляются также в его функциях. В юри­дической науке в настоящее время нет единого взгляда на по­нятие «функция права». Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то можно сказать, что в ко­нечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо то и другое вместе.

По мнению Т. Н. Радько, понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и направ­ления его воздействия на общественные отношения, вытека­ющие из его назначения. Собственно функция права — это 38

реализация его социального назначения .

Социальное назначение права выражается в урегулирова­нии, упорядочении общественных отношений, в придании им должной стабильности, единства и динамизма — иначе гово­ря, в создании необходимых условий для нормального и про­грессивного развития общества.

Для функций права характерны следующие признаки.

1. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе.

2. Функция права выражает его наиболее существенные, главные черты и направлена на осуществление коренных за­дач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

38 См.: Общая теория права и государства / под ред. В. В. Лазарева.

3. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия. Поэтому одним из важнейших при­знаков функции права является ее динамизм.

4. Функция права отличается постоянством, стабильно­стью, непрерывностью, длительностью ее действия.

Право, играя значимую общесоциальную роль, выступая как явление культуры, оказывает широкое воздействие на весь комплекс общественных отношений (экономических, полити­ческих, духовных) и выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Кроме общесоциальной роли у права имеются и собствен­но юридические функции: регулировать и охранять общест­венные отношения. Это функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-статическая функция направлена на закреп­ление, стабилизацию общественных отношений. Она наиболее отчетливо выражается при определении общественного стату­са различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они дейст­вуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвину­ты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих норм. На их основе субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Регулятивно-динамическая функция выражается в воздей­ствии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, рас­крывает значение права для определения будущего поведения людей. Эта функция осуществляется с помощью обязываю­

щих норм. Так, законодательно установлены обязанности: вы­полнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязатель­ства по договору и т. д.

Охранительная функция — это такое правовое воздейст­вие, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Она выражается в следующем:

— в определении запретов на совершение противоправных деяний;

— в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;

— в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.

Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для лич­ности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулирован­ного процессуальными нормами.

Таковы основные направления воздействия права на обще­ственные отношения. В них выражается социальное назначе­ние права.

Принципы права. Слово «принцип» (от лат. principium) буквально означает основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организа­ции, деятельности и т. п.). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium es- tpotissimaparscuiuguerei).

Принципы права — это исходные нормативные руководя­щие начала (императивные требования), определяющие об­щую направленность правового регулирования общественных отношений.

По своей сути принципы права представляют собой опре­деленные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформу­лированы на основе научного и практического опыта. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — это наиболее общие нормы, которые действуют во всех сферах правового регулирования и распространяются на все субъек­ты. Принципы права всегда выступают в виде общеобязатель­ных требований и являются важнейшими элементами системы права.

Принципы, как и право в целом, обладают объективно­субъективными качествами. Они объективны в силу их обу­словленности реально существующими экономическими, со­циальными, национальными и другими общественными отно­шениями. Но поскольку принципы права и закрепляющие их формально-юридические источники — результаты сознатель­ной волевой деятельности, правотворчества, то в этом плане они субъективны. Для того чтобы быть реально действующими нормативными правовыми предписаниями, а не благими по­желаниями и лозунгами, принципы права должны достаточно полно, правильно и всесторонне отражать существующую дей­ствительность и основные закономерности развития общества.

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространя­ются. Существует три основные группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые.

Ученые практически единодушны в том, что принципы права — это не результат субъективного усмотрения законо­дателей, а объективно присущие праву качества. Однако когда дело доходит до установления конкретного перечня общих принципов права, то каждый автор имеет здесь собственное мнение.

Так, С. С. Алексеев выделяет принципы законности, спра­ведливости, юридического равенства (всеобщности правосубъ- ективности), социальной свободы, социального, гражданского долга (дисциплины) объективной истины, ответственности за вину.

В. К. Бабаев видит в праве генеральные принципы спра­ведливости и свободы, которые получают свое развитие в иных правовых принципах: демократизма в формировании и реализации права, законности, национального равноправия, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответ­ственности государства и личности.

По мнению В. Н. Синюкова, российскому праву свойст­венны принципы народовластия, верховенства права федера­лизма в устройстве государства и строении правовой системы, юридического равенства граждан перед законом, политиче­ского, идеологического экономического плюрализма, гума­низма, незыблемости и неотчуждаемости прав человека, за­конности, справедливости, ответственности за вину.

Еще один перечень правовых принципов предложен О. И. Цы- булевской. Это социальная справедливость, равноправие граж­дан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание в пра­ве убеждения и принуждения, демократизм.

Обращение к Конституции РФ позволяет выделить следу­ющие принципы права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепри­знанных принципов и норм международного права, верховен­ство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

Рассмотрим некоторые общие принципы права более под­робно.

Принцип социальной справедливости имеет морально-пра­вовое содержание. Справедливость требует соответствия меж­ду действиями индивидов и их социальными последствиями, между их правами и обязанностями, между трудом и возна­граждением, преступлением и наказанием. Посредством права достигается наиболее оптимальная соразмерность между воз­можным и должным поведением и оценкой его результатов. Принцип социальной справедливости в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к по­иску компромисса между участниками правовых связей, меж­ду личностью и обществом, гражданином и государством.

Принцип гуманизма. Право закрепляет и реально гаранти­рует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность, собственность и другие, которые составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы выступают высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, со­держание и применение законов, деятельность законодатель­ной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, то есть их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, на­циональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре­лигии, убеждений, принадлежности к общественным объеди­нениям, а также других обстоятельствах. Запрещаются любые формы ограничения прав гражданин по признакам социаль­ной, расовой, национальной, языковой или религиозной при­надлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сфе­рах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возмож­ностей зависит от социально-правовой активности самого че­ловека.

Принцип законности имеет наиболее общий, всеобъемлю­щий характер. Его содержание выражается в требовании стро­гого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Статья 15 Конституции РФ гласит, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юри­дическую силу, прямое действие и применяется на всей терри­тории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты,

принимаемые в Российской Федерации, не должны противо­речить Конституции Российской Федерации. Органы государ­ственной власти, местного самоуправления, должностные ли­ца, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию Российской Федерации и законы».

Принцип социальной свободы. Данный принцип обеспечи­вает социальную защищенность личности, предоставляет уча­стникам правоотношений реальные гарантии максимальной свободы в реализации своих прав, закрепляет обязанность го­сударственных органов обеспечивать и охранять права и сво­боды человека как высшие социальные ценности.

Принцип демократизма. Непосредственное выражение он находит в правовых нормах, определяющих правовое положе­ние личности, характер ее взаимоотношений с государством и регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти.

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъек­тивных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сло­жились и принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не мо­жет быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых акси­ом закреплено в законе.

Межотраслевые принципы — это такие руководящие на­чала, которые выражают особенности нескольких родствен­ных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указан­ных правовых отраслей можно назвать, например, коллеги­альность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, глас­ность судебного разбирательства. В то же время на родствен­

ные (смежные) отрасли права в полной мере распространяют­ся и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

Отраслевые правовые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). Например, принципа­ми гражданского права выступают равенство сторон в имуще­ственных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и др. Более подробно содержание отраслевых принципов рас­сматривается при изучении соответствующих отраслевых юридических дисциплин.

Грамотное использование (соблюдение, применение и т. п.) принципов права в своей практической деятельности свиде­тельствует о высоком уровне правосознания и правовой куль­туры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и принципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве.

Основные концепции правопонимания. В мире всегда существовало множество теорий, объясняющих процесс воз­никновения и развития права. Это вполне естественно и понят­но, если учитывать сложность и многогранность такого явле­ния, как право. В разные эпохи каждая из теорий отражает различные взгляды и суждения определенных групп, слоев, классов и наций на данный процесс.

• Теория естественного права. Естественное право (jusna- turale) — это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. Возникнув в древности (Сократ, Платон, Цицерон), идея естественного пра­ва получила основательную разработку в трактате голланд­ского юриста Гуго Гроция «О праве войны и мира» (1625), а также в трудах Т. Гоббса, Д. Локка, Вольтера, Монтескье, Ж. Ж. Руссо и др.

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.),

стоящее над позитивным правом. Естественные права принад­лежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осу­ществляться и гарантироваться государством.

Значение данной теории состоит в том, что она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека, соединяет право и нравственность; благодаря этой теории стали разли­чать право и закон, естественное и позитивное право.

• Историческая школа права (Г. Гуго, К. Савиньи, Ф. Пух­та и др.) возникла в первой половине XIX в. как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократи­ческие и революционные идеи. Основатели этой теории ут­верждали, что действующее в государстве право не сводится к совокупности законов. Право (частное и публичное) возникает спонтанно. Савиньи приравнивал право к языку народа, его манерам. Так же, как и язык, право вырастает из национально­го духа, народного сознания, независимо от субъективной воли государства. Специфический характер, присущий лишь данному народу, право приобретает еще в самый ранний пе­риод своей истории. Поэтому право исключает все факторы случайного и произвольного происхождения. Право всегда национально. Задача юристов состоит не в том, чтобы созда­вать законы, а в том, чтобы облекать в юридическую форму то, что существует в народном духе. В этом процессе законо­дательная деятельность государства становится лишь его фи­нальной стадией.

Историческая школа чрезмерно преувеличивает роль обы­чая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

• Марксистская (материалистическая) теория права. В со­ответствии с этой теорией право есть выражение и закрепле­ние воли экономически и политически господствующего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистиче­ской партии» писали, что буржуазное право есть возведенная в закон общая воля буржуазии. Как и государство, оно — про­дукт классового общества, его содержание носит классово-во-

левой характер. Ф. Энгельс подчеркивал, что господствующий класс должен придать своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

В марксистской подчеркивается экономическая обуслов­ленность права — то, что оно всегда выражало требования экономических отношений. Право не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. Право — явление, производное от государства, в полной мере определя­ется его волей; государство охраняет законы, принуждает к их исполнению. Известны слова Ленина о том, что право ничто без государства, способного принуждать к его исполнению. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Рав­ное право, следовательно, оборачивается фактическим нера­венством.

Недостатки марксистской теории: отсутствие общечелове­ческих критериев, игнорирование культурных факторов, огра­ничение существовавшего права историческими рамками классового общества.

• Нормативистская теория права (Р. Штаммлер, Г. Кель- зен и др.). Главный тезис этой теории — признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном норматив­ном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Г. Кельзен представлял право в виде «пирамиды норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Тео­рия права должна быть свободной от идеологии и представ­лять собой «чистую науку». Право — это система должного поведения людей. Нормативное понимание права хорошо слу­жит в условиях стабильного общества. В настоящее время ши­рокое признание получило требование соответствия позитив­ных законов государства правам человека. Утверждается при­оритет прав и свобод личности.

К недостаткам этой теории относится игнорирование со­держательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т. п.), угроза праву со стороны государства.

• Психологическая теория права (Г. Тард, Л. И. Петражиц- кий). Эта теория подразделяет право на позитивное и интуи­тивное. Позитивное — совокупность норм права. Интуитив­ное, или неофициальное, право — это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно­притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

• Социологическая школа права (Л. Дюги, Ф. Жени, Е. Эр­лих, Г. Ф. Шершеневич и др.). Сторонники социологического направления подчеркивали недостаточность нормативного подхода к праву. Согласно их взглядам, право охватывает не только нормы, установленные государством, но и всю сово­купность фактически сложившихся правоотношений. По их мнению, право, прежде всего, — это «живой», динамичный правопорядок, система правоотношений, поведения людей в правовой сфере. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права; оно представляется «сосудом», кото­рый следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по мнению сторонников социологической школы, сле­дует искать не в нормах, а в самой жизни. Эта школа имеет широкое распространение в США, где значительную роль в ее развитии сыграл американский юрист Р. Паунд. Следуя крае­угольному постулату философии прагматизма, гласящему, что любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения, или пользы, Паунд призывал юристов изучать не только «право в книгах» (то есть права в нормативных актах), но и «права в действии».

Разновидностью социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права,

основанного на норме социальной солидарности, как внешне­го выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпо­ративному государству.

Каждая из рассмотренных теорий права по-своему объяс­няет его в зависимости от условий, места и времени. Такое многообразие подходов к пониманию права следует приветст­вовать, ибо на этом пути решаются многие практические воп­росы: основания права, его источников, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др.

Соотношение убеждения и принуждения в праве. Исто­рия развития общества знает два основных метода социально­го управления, понуждения воли людей к надлежащему пове­дению и реализации государственных велений — это убежде­ние и принуждение.

Под убеждением понимают такое воздействие на волю и сознание людей, которое выражается в формировании заинте­ресованности субъектов в определенном поведении. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей лю­дей. В нем должно находить принципиальное соответствие государственная воля и воля субъектов реализации права. Убеждение как метод реализуется в правовой сфере через пре­доставление субъективных прав, законных интересов, льгот, дозволений. Стимулом к осуществлению прав здесь должно быть получение желаемых благ.

К важным формам убеждения относятся правовое воспи­тание, правовое информирование, участие в правотворческой деятельности, в реализации форм прямой демократии.

Под методом принуждения понимается воздействие на волю и сознание людей путем давления, ограничения свободы их выбора. Принуждение осуществляется в правовой сфере через такие средства, как юридическая ответственность, меры пресечения, приостановления, наказание и т. д. Этот метод

применяется, если убеждение не действует, он реализуется в особой процессуальной форме и выступает как средство ис­правления и перевоспитания. Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетания мер убеждения и принуж­дения в праве.

<< | >>
Источник: Заячковский О.А., Маскаева И.И., Усенко Ю.Н.. Теория государства и права: учебное пособие. — Ка­лининград: Изд-во БФУ им. И. Канта,2011. — 272 с.. 2011

Еще по теме Тема 13. Понятие, сущность и функции права:

  1. Функции медианоминации
  2. 2.3. Понятие, сущность и юридическая природа административно-правовых отношений. Классификация административно-правовых отношений.
  3. 17.2. Функции административных органов в зарубежных странах
  4. 1.3. Понятие и система субъектов административного права
  5. 5. Источники гражданского права: понятие и виды.
  6. 4. Принципы гражданского права: понятие, основания формирования, значение,ограничения в действии.
  7. ГЛАВА 2. СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФУНКЦИИ СЛАВЯНИЗМОВ В ПОЭЗИИ П.А. ВЯЗЕМСКОГО
  8. 14.1. Административный процесс: сущность, виды
  9. 23. Юридические лица как субъекты гражданского права: понятие и признаки.
  10. 57. Осуществление субъективного гражданского права: понятие, принципы, способы, пределы.
  11. 9.1. Сущность убеждения и принуждения.