<<
>>

Религиозные нормы

Религиозные нормы — разновидность социальных норм, установ­ленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значе­ние для лиц, исповедующих определенную веру.

Религиозные предписания касаются основ (догматов) той или иной ве­ры, исполнения обрядовых церемоний, порядка организации деятельности соответствующих религиозных организаций и пр.

Общие черты правовых и религиозных норм таковы:

• как религиозные нормы в заповедях устанавливают «не убий, не укради», так и правовые предписания запрещают такие действия;

• есть определенное сходство во внешнем выражении (рели­гиозные нормы формализованы, системно изложены и зафиксиро­ваны в Коране, Библии, Талмуде, в книгах буддистов);

• религиозные предписания относятся не к конкретному че­ловеку, а к определенной группе лиц, последователей;

• в некоторых странах религиозные нормы выступают в каче­стве источников права (мусульманская правовая система).

Вместе с тем, по сравнению с нормами права, сфера действия и круг лиц, на которых распространяются религиозные нормы, зна­чительно уже; нормы религии более категоричны в своих требова­ниях, которые основываются единственно на вере людей в них.

Для западноевропейского средневековья огромное значение имело так называемое каноническое право — право, выработанное в рамках римско-католической церкви. Оно не только оказало влия­ние на формирование правовой культуры и правосознания, но и напрямую содействовало распространению юридического образова­ния и совершенствованию многих правовых институтов. Основным источником канонического права являлись папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). К XVI в. сложился Свод канонического права.

В России до 1917 г. официальными источниками права в раз­личное время выступали Стоглав 1551 г., Устав духовных концес­сий, Книга правил Священного синода, Кормчая книга и др.

В настоящее время распространенным источником права в араб­ских странах остаются мусульманские религиозные воззрения. Суть состоит в том, что религия, во-первых, устанавливает догмы и уточ­няет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, предписывает верующим, что они должны и чего не должны делать. Шариат («путь следования») и адат (собственно обычаи) составляют то, что называ­ют мусульманским правом.

Несмотря на то, что ислам признан государственной религией, как минимум, в 30 странах, лишь в нескольких из них он является непосредственным источником права. Это Саудовская Аравия, Оман, Иран, Пакистан, Судан и некоторые княжества Персидского залива. Несколько меньшее влияние правовые нормы, основанные

на исламе, имеют в Египте, Сирии, Ираке, Марокко, Иордании и Алжире.

4.

<< | >>
Источник: Иванов А.А., Малахов В.П.. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:2012. - 351 с.. 2012

Еще по теме Религиозные нормы:

  1. Лекция 2. Административно-правовые нормы и отношения.
  2. 1.5. Семантика славянизмов как основание интерпретации религиозных мотивов
  3. Понятие сакрально-религиозной (христианской) составляющей семантики славянизмов
  4. О способах понятийно-терминологической фиксации места славянизмов с сакрально-религиозной семантикой в русской речевой практике
  5. ГЛАВА 3. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНО-РУССКИЕ ПОЛИСЕМАНТЫ КАК МАРКЕРЫ РЕЛИГИОЗНЫХ МОТИВОВ
  6. Церковнославяно-русская полисемия как отражение секулярной и сакрально-религиозной функций русского языка
  7. ОГЛАВЛЕНИЕ
  8. 42. Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
  9. 8. Понятие и состав гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства. Толкование гражданско-правовых норм.
  10. Собственно церковнославянизмы и христианские религионимы
  11. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
  12. Выводы по главе 1