<<
>>

Религиозно-традиционные правовые системы

Рассмотренные выше правовые семьи, несомненно, являются основными в современном мире. Но существует множество стран, которые используют в повседневности нормы, не относящиеся ни к романо-германской, ни к англосаксонской системам :

• семья религиозного права — признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии (страны мусульманского, индусского и иудейского права);

• семья традиционного права — отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламенти­роваться моральными нормами (обычное право стран Африки, Ма­дагаскара и Дальнего Востока).

Религиозно-традиционные правовые системы — это такие системы регулирования, в которых юридические элементы в значительной мере существуют еще в первоначальном состоянии, будучи связан­ными регулирующими формами традиционных обществ — религи­

озными догмами, учениями, традициями, обрядовостью и т.п. Для таких систем характерны принципы непререкаемости авторитета Священных текстов и верховенства религиозных (культовых) уста­новлений.

Мусульманское право сложилось в Арабском халифате в VII— X вв. и основано на мусульманской религии — исламе. Ислам — самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Однако есть страны, где проповедуется ислам, но мусульманское право не воспринято.

Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухам­меда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому об­щество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий.

Мусульманское право сложилось трудами многочисленных его толкователей и охватывает все сферы жизни, а не только те, кото­рые обычно относятся к праву (посты, молитвы). Закона в запад­ном понимании для мусульманского правопонимания не существу­ет.

Только Бог имеет законодательную власть.

Предписания верующим — шариат (в переводе на русский язык — путь следования) состоит из двух частей: принципов веры (акида) и собственно правовых требований (фикха). Фикх, или мусульман­ское право, указывает, как правоверный должен вести себя по от­ношению к себе подобным и к Аллаху.

Основными источниками шариата являются Коран (священная книга, включающая в себя высказывания Аллаха, обращенные к последнему из его пророков Мухаммеду), сунна (сборник традици­онных правил, основанных на поступках и высказываниях Мухам­меда), иджма (высказывания крупнейших ученых-исламистов, кон­кретизирующие положения Корана), кияс (толкования Корана и сунны, имеющие законный общеобязательный характер).

Мусульманское право основано на идее обязанностей, возло­женных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Не­выполнение обязанностей — грех. И государство, исполняя роль служителя мусульманской религии, обязано следить за соблюдени­ем требований Аллаха. В мусульманском праве отсутствует деление на публичное и частное право. Основные отрасли мусульманского права: уголовное право, судебное право и семейное право. Наказа­ния установлены только за тяжкие преступления (убийство, прелю­бодеяние, ложное обвинение, вооруженное ограбление, бунт, упот­ребление спиртных напитков). Это весьма жесткие наказания. Су­дья (кади) может назначать и другие наказания. Ранее иерархии судов не существовало. Кади решал дела единолично. К судьям в

плане их религиозно-правовой подготовки предъявляются весьма высокие требования.

Индусское право является ярким примером традиционного пра­ва. Оно относится к древнейшим в мире. Это право общины, обу­словленное неформально еще имеющей место варново-кастовой структурой общества. Наиболее распространено в Индии, Пакиста­не, Бирме, Сингапуре, Малайзии, в странах восточного побережья Африки (Танзания, Уганда, Кения).

Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей верить, что люди с рождения разделены на социальные и иерархические катего­рии, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.

Проявляется в основном в брачно-семейных, наследственных и иных отношениях.

Из важнейших материальных источников индусского права можно назвать веды и дхармашастры. Веды — это сборники самых ранних религиозных индийских песен, молитв, гимнов, созданных за два тысячелетия до нашей эры, содержащие тексты, которые ис­толковываются местами как правила поведения. Основой дхарма- шастр являются дхармы — предписания о круге налагаемых на че­ловека законами и обычаями его касты религиозных, семейных, нравственных и общественных обязанностей (законы Ману II в. до н.э.).

Африканское обычное право является правом групп или сооб­ществ, а не правом индивидов. Эта характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права.

Следует подчеркнуть и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявляется в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили ис­пытание «судом божьим» (ордалии). Судебные решения принимают, основываясь на понятии примирения или восстановления гармонии. Задача суда или арбитра заключается не в том, чтобы отыскать факты, сформулировать правовые нормы и применить их с учетом найденных фактов, а навести порядок так, чтобы устранить причиненное зло и восстановить гармонию в обеспокоенной общине.

5.

<< | >>
Источник: Иванов А.А., Малахов В.П.. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:2012. - 351 с.. 2012

Еще по теме Религиозно-традиционные правовые системы:

  1. § 4. Банковская тайна в системе правовых режимов конфиденциальной информации
  2. Анализ точности оценки параметров дефектов КРН традиционными и распро­странёнными методами неразрушающего контроля в лабораторныхусловиях
  3. Лекция 1. Административное право как отрасль права в правовой системе Российской Федерации.
  4. 1.5. Семантика славянизмов как основание интерпретации религиозных мотивов
  5. Понятие сакрально-религиозной (христианской) составляющей семантики славянизмов
  6. О способах понятийно-терминологической фиксации места славянизмов с сакрально-религиозной семантикой в русской речевой практике
  7. ГЛАВА 3. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНО-РУССКИЕ ПОЛИСЕМАНТЫ КАК МАРКЕРЫ РЕЛИГИОЗНЫХ МОТИВОВ
  8. Церковнославяно-русская полисемия как отражение секулярной и сакрально-религиозной функций русского языка
  9. 6. Система гражданского права.
  10. 5.1. Понятие и система государственной службы.
  11. 1. Гражданское право в системе отраслей российского права.
  12. 1.3. Понятие и система субъектов административного права
  13. Ильина О.П.. Архитектура корпораций и информационных систем : учебное пособие / О. П. Ильина. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ,2015. - 119 с., 2015
  14. 13.1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
  15. 4.3 Модель формирования электрического потенциала в системе «медь - графит»
  16. Медианоминация. Место медианоминации в системе коммерческой номинации
  17. Моделирование процессов конвективного теплообмена в конструкциях вентилируемых фасадных систем с учетом скорости ветрового воздействия и режимов движения воздуха
  18. АЛИМХАНОВА РОЗА КЕНЖЕЕВНА. Экономическое развитие территориальных природно­рекреационных систем на основе повышения эффективности инвестиций. Диссертация на соискание степени доктора философии PhD. Алматы, 2019, 2019
  19. КРАСНИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ. Система национально-регионального управления в Российской империи (вторая половина XVII - начало XX вв.). ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора юридических наук. Новосибирск - 2019, 2019
  20. 1.5. Система административного права. Соотношение административного права с другими отраслями права