<<
>>

Порядок вечевых решений

Порядок вечевых решений представляет чрезвычайно характерную особенность. Счета голосов у нас вовсе не де­лалось по той причине, что большинство голосов (абсолют­ное и тем более относительное) не считалось достаточным для решения дела.

У нас требовалось или единогласное ре­шение, или такое большинство, которое ясно видно без вся­кого счета голосов. Это должно быть подавляющее боль­шинство, которое заставляло бы смолкать всех разномысля­щих.

Такой порядок совершенно понятен. Решение по боль­шинству не заключает в себе никакой разумной идеи. Если сто человек думают так, а пятьдесят иначе, то отсюда вовсе не следует, что сто думают правильно, а пятьдесят ложно, и что пятьдесят должны подчиниться мнению ста. Если теперь везде принимается большинство, то как единственно воз­можный мирный выход из затруднения, представляемого разделением голосов, и только. Древний человек не был спо­собен к такому искусственному решению вопроса. Он пред­почитал биться за свои убеждения и силою принуждать про­тивника принять мнение, в истинности которого был уверен.

А, с другой стороны, решение по большинству предпо­лагает наличность самостоятельной исполнительной власти, достаточно сильной, чтобы привести в действие народное решение, несмотря на противоречие многочисленного боль­шинства. В период господства вечевого быта исполнитель­ная сила не успела еще обособиться от силы народа вообще, а потому значительное меньшинство народа всегда могло

противопоставить большинству деятельное сопротивление. Так оно в действительности и было.

Что голосов не собирали и не считали, а принимали за решение подавляющую силу их, это мы видим, во-первых, из обычных для того времени выражений, в которых гово­рится о состоявшихся народных решениях; и, во-вторых, из последствий, которые наступали в случае такого разделения мнений, при котором не было ни на одной из сторон подав­ляющего большинства.

Все вечевые решения имеют в своем основании согла­шение всех. В договорных грамотах Новгорода с князьями употребительны две формы, краткая:

„Благословение от владыце, Моисея, поклон от посад­ника, Данила, от тысяцкого, Аврама, и от всего Новагорода к господину Великому князю, Олександру^ (1327),

и пространная:

„Благословение от владыки, покланяние от посадника, Михаила, и от тысяцькаго, Кондрата, и от всего Новагорода, и от всех старейших, и от всех меньших к князю Ярославу“ (1265).

В пространной редакции прямо упомянуто, что договор заключен от имени всех старших и младших людей. Тот же смысл, конечно, имеет и краткая редакция.

Такую же форму решения от имени всех находим и в летописных известиях. В 1212 г. на вопрос князя своего, Ярослава Всеволодовича, переяславцы дают все один ответ (с.27). В 1215 г. тот же князь, Ярослав, послал из Торжка в Новгород сто новгородцев, чтобы составить там партию против князя Мстислава и выпроводить его из Новгорода:

„И не яшася по то, — говорит летописец о новгородцах, — но вси быша единодушно и те сто муж“ (Новог. I).

Во время борьбы Даниила Московского и Михаила Тверского с Андреем Александровичем на стороне первых стоят переяславцы с единого, т.е. все, как один человек (Воскр. 1296).

В 1372 г. новгородцы, приехавшие в Торжок для защи­ты этого города от Михаила Тверского, совокупились и соединились с новоторжцами и укрепились крестным це­

лованием, еже быти и стати за един (Новог. I). В 1391 г. новгородцы ответили отказом на просьбу митрополита о су­де. Летописец передает их ответ в таких выражениях:

„И ноугородци отвещаша единеми усты: целовали се­мя крест с одного, а грамоты пописали и попечатали, и душу запечатали**[XIII].

Но поводов к разногласию в древнее время было не меньше, чем в наше. А потому господствовавший тогда по­рядок заключал в себе возможность междоусобной брани. При нерешительном разделении голосов стороны стояли друг против друга без всяких средств к мирному выходу из разногласия.

Им ничего не оставалось, как обратиться к суду Божию. Они это и делали. Мы приведем несколько примеров борьбы разномыслящих вечевых партий, которые представят вместе с тем и новое доказательство как необходимости „одиначества**, так и полного отсутствия мысли о лучшем праве большинства.

В 1218 г. посадник Твердислав возбудил против себя значительное число новгородцев. Против него были Славян­ский, Плотницкий и значительная часть Неревского конца; за него Людин конец и Прусская улица Неревского конца. Противники Твердислава собрали два веча, одно у святого Никиты, другое у сорока святых. Где собирались сторонники посадника, летопись не говорит. Она сообщает только, что Твердислав с Людиным концом и Прусской улицей пошел против своих противников. Загородский же конец, прибав­ляет летописец, не присоединился ни к тем, ни к другим. Здесь мы имеем перед глазами богатый содержанием случай вечевой практики. Три конца без одной улицы составляют два веча против посадника; один конец плюс чужая улица составляют вече в пользу посадника; наконец, еще один ко­нец совершенно остается в стороне и не участвует ни на од­ном из трех единовременно действующих вечевых собраний. Дело дошло до войны: на той и другой стороне были убитые и много раненых. Но битва не была решительна. Вечевые

собрания продолжались целую неделю, пока спорящие не пришли к единению:

„Но Богом, — говорит летописец, — диявол попран бысть и святою Софиею, крест возвеличян бысть: и съидо- шася братья в купе однодушно, и крест целоваша“ (Но- вог. I).

Посадник Твердислав удержал за собой свое место. В данном случае перевес получило мнение, которое первона­чально поддерживалось одним концом против трех, т.е. мне­ние меньшинства. Надо полагать, что меньшинство это про­явило более энергии и настойчивости, чем большинство, а потому и одержало победу.

В 1384 г. ореховцы и корельцы приехали в Новгород с жалобой на своего посадника, князя Патрикея. Патрикей также приехал в Новгород и „посулом“ склонил на свою сторону Славянский конец.

Весь остальной Новгород был против князя Патрикея. И этого громадного большинства было недостаточно, чтобы заставить Славянский конец ус­тупить. Он продолжал собираться на Ярославовом дворе и стоять на своем. Он даже обратился к силе и сделал нападе­ние на двор тысяцкого, который с левой стороны Волхова ходил на софийское вече, где собирались противники Пат­рикея. Остальному Новгороду пришлось вооружиться как на рать. Только тогда Славянский конец уступил.

„И по усобной той рати, — говорит летописец, — по- идоша вся пять концов в одиначество: отняша тыи городы у князя, а даша ему Русу да Ладогу и Наровьский берег; и грамоту списаша с князем, и запечаташа на вечи, на Яро­славле дворе“ (Новог. IV).

Таким образом, как необходимость соглашения всех, так и возможность междоусобной брани в случае разделения суть две стороны одного и того же явления. При господстве таких порядков волость постоянно переходит из состояния мира в состояние размирья и обратно. Приведем два приме­ра.

В 1342 г. новгородец, Лука Варфоломеев, отправился, против воли Новгорода, воевать по Двине. Этот своевольный поход кончился для него неудачно, он был убит в Заволочьи.

Надо думать, что его поддерживали черные люди, потому что, получив известие о смерти Луки, они восстали на по­садника, обвиняя его в подговоре к убийству. Сын убитого формально обратился к Новгороду с жалобой на посадника, утверждая, что он подослал убийц.

„И Онцифор (сын Луки), — говорит летописец, — с Матфеем созвони вече у Святей Софии, а Федор (посадник) и Ондрешко другое созвониша на Ярославле дворе. И посла Онцифор с Матфеем владыку на вече, и не дождавше влады- це с того веча, и удариша на Ярославль двор, и яша ту Мат­фея Козку и сына его, Игната, и всадиша в церков, а Онци­фор убежа с своими пособникы. Тоже бысть в утре, а по обеде доспеша весь город,: она страна собе, а сиа собе. И владыка Василий с наместником, Борисом, докончаша мир межи ими. И взвеличан бысть крест, а диавол посрамлен бысть“ (Новог.

I).

В 1388 г. восстали три конца Софийской стороны на по­садника Есипа Захарьича, созвонили вече у св. Софии, а с веча пошли на его двор, как рать сильная в оружии, взяли дом его и хоромы разнесли. Посадник бежал на Торговую сторону, которая вся стала за него.

„И тако, — говорит летописец, — быша без мира по две недели, и потом снидошася в любовь и даша посадничество Василию Ивановичу** (Новог. I).

Единение всех было обыкновенной формой вечевого решения. Но необходимость такого единения не шла у нас до того, чтобы вече вовсе не сознавало за собой права поста­новить обязательное для всех решение, едва был хотя один несогласный. Под единением всех надо разуметь не согла­шение всех без исключений, а соглашение такого подав­ляющего большинства, которое заставляет молчать разно­мыслящих.

В 1016 г. новгородцы, поддерживавшие своего князя, Ярослава Владимировича, в войне со Святополком, решили во время похода напасть на войско противника, перепра­вившись через Днепр. Вот в какой форме доводят они до сведения князя о своем решении:

„Яко заутра перевеземся на не. Аще кто не пойдет с на­ми, сами потнем“ (Лавр.).

Подобное этому решение находим и под 1148 г. Новго­родцы, призвав к себе князя Изяслава для защиты от Юрия, решают объявить последнему войну. Они говорят Изяславу:

„Княже! ать же пойдем! И всяка душа, аче и дьяк, а гу- менцо ему прострижено, а не поставлен будет, и ти пойдет. А кто поставлен, ать Бога молить“ (Ипат.).

Киевляне, решившись в 1151 г. воевать с тем же князем Юрием, в такой форме извещают об этом дружественных им князей, Вячеслава, Изяслава и Ростислава:

„Ать же пойдут вси, како можеть и хлуд в руци взяти; пакы ли хто не пойдеть, нам же и дай, ать мы сами побьемы“ (Ипат.).

О вечевых совещаниях никаких протоколов не велось. Но когда дело того требовало, вечевое решение заносилось на грамоту. Записывались, например, условия, на основании которых известному князю предоставлялся известный стол. Мы не можем сказать за неполнотой известий, с какого именно времени вошло в обычай излагать на письме догово­ры городов с князьями.

Древнейший писаный договор, о ко­тором упоминают наши памятники, относится к 1175 г. В этом году владимирцы (северные) признали своим князем Ярополка Ростиславича и с радостью посадили его на столе, „в Святей Богородице весь поряд положыие“ (Сузд.). Осно­вания соглашения с князем, принятые городом, были запи­саны и положены для хранения в соборную церковь Св. Бо­городицы. Нет, однако, основания думать, что изложение на бумаге вечевых решений сделалось общей практикой в XII веке. Киевский летописец рассказывает с некоторою подробностью о соглашении киевлян с князем Игорем (с. 16), но не говорит, чтобы оно было записано. Он упоминает только о скреплении его крестным целованием.

Целиком дошедшие до нас вечевые грамоты все при­надлежат одному Новгороду; древнейшая из них относится к 1265 г. Но уже от самого начала XIII века имеем известие, из которого надо заключить, что не только в это время, но и ранее договоры князей с Новгородом сохранялись на пись-

3—1728

65

ме. В 1209 г. новгородцы оказали помощь князю Всеволоду в войне его с черниговцами. Отпуская их домой, он одарил их без числа и

„Вда им волю всю и уставы старых князь, его же хотяху новогородцы, и рече им: кто вы добр, того любите, а злых казните“ (Новог.І).

„Уставы старых князь“ это, конечно, договоры князей XII века с Новгородом. Всеволод в 1209 г. переписал их на свое имя и дал Новгороду.

Описанные порядки давали полную свободу образова­нию политических партий и полный простор их взаимной борьбе. Наши древние политические партии группирова­лись, обыкновенно, около князей и имели целью доставить стол тому из них, на стороне которого они стояли. Торжест­во князя вело и к торжеству членов партии, так как князь раздавал доходные должности и прежде всего, конечно, оде­лял своих приятелей. Именно этим словом обозначаются в летописях лица дружественной князю партии[XIV]. Летописи постоянно дают примеры разделения городов на партии. Но эти указания слишком кратки, чтобы можно было написать историю древних партий. Мы приведем два-три примера единственно с целью указать на существование партий и на то, что они играли важную роль.

В 1136 г. новгородцы в соединении с псковичами и ла- дожанами осудили и изгнали князя Всеволода Мстиславича. Но в следующем же году приятелям его удалось доставить ему стол во Пскове. Сторонники его в Новгороде были слишком слабы, чтобы доставить ему торжество и в главном городе, а потому им пришлось также уйти во Псков. Это удаление вместе с князем и приятелей его, потерпевших по­ражение, довольно обыкновенное явление. При той беспо­щадности, с которой велась в древности борьба партий, уда-

ление побежденных представлялось единственным средст­вом спасения от преследований раздраженных противников.

Выше (с. 12) мы рассказали историю занятия Рогволо- дом Борисовичем Друцка, где сидел сын полоцкого князя, Ростислава. Но Рогволод имел приятелей и в Полоцке. Они дали знать о себе, как только Рогволод утвердился в Друцке. Ростиславу едва удалось остановить возбужденное ими дви­жение, одарив их многими дарами. Но и это ненадолго. По замирении его с Рогволодом они снова подняли голову, склонили на свою сторону всех полочан и доставили, нако­нец, полоцкий стол своему любимцу.

В Пскове мы встречаем даже немецкую партию, и это в 1240 г., во время войны Пскова с немцами. Партия эта дер­жит перевет к немцам и подводит их к Пскову. Псковичи были разбиты немцами, а Твердила Иванкович, глава немец­кой партии, „сам нача владети Псковом с немцы, воюя села новогородския“. Побежденная русская партия должна была укрыться в Новгороде с женами и детьми (Псков. I).

В Смоленске была литовская партия. В 1401 г. подсту­пил к этому городу, где сидел тогда наместник Витовта, князь Юрий Святославич. В городе произошло возмущение, говорит летописец: „овии хотяху Витофта, а друзии отчича своего". Сторонники Юрия получили перевес, убили наме­стника Витовтова, князя Романа, перебили смоленских бояр, которые князя Юрия не хотели, и доставили Юрию облада­ние смоленским столом (Воскр.). Но литовская партия про­должала существовать в Смоленске. В 1404 г., когда Юрий ездил в Москву, она снова передала город Витовту[XV].

VII.

<< | >>
Источник: Сергеевич В.И.. Древности русского права: в 3 т. /В.И.Сергеевич; вступ. ст. Ю.И.Семенова; Гос. публ. ист. б-ка России. — М., 2007. Т.2: Вече и князь. Советники князя. —2007. — 595 с.. 2007

Еще по теме Порядок вечевых решений:

  1. Метод решения
  2. Метод решения
  3. Технические и организационные решения по повышению надежности МГ
  4. 15.6. Пересмотр постановлений и решений
  5. Особенности конструктивных решений вентилируемых фасадов с воздушными пространствами
  6. Суд в механизме реализации права на получение судебной защиты при вынесении решения
  7. 62. Формы и порядок защиты субъективных гражданских прав.
  8. 30. Возникновение юридических лиц: способы образования, порядок создания.
  9. 25. Способы и порядок создания юридических лиц.
  10. 35. Прекращение деятельности юридических лиц: понятие, основания, способы и порядок.
  11. 32. Органы управления юридических лиц: понятие, виды, основания и порядок деятельности.