<<
>>

Особенности происхождения права

Современная правовая наука различает два вида социального регулирования:

• индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица в конкретном случае);

• нормативное (упорядочение поведения людей с помощью об­щих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи).

Появление на определенном этапе истории че­ловечества нормативного социального регулирования послужило каче­ственным толчком к становлению (возникновению и развитию) права.

«Известно, что представления людей о происхождении права существенно изменялись: в ранних догосударственных образовани­ях полагали, что право установлено богами; далее оно ассоциирова­лось с обычаями, лишь затем его стали понимать как обязательные для всех законы, принятые властью» (В.Н. Кудрявцев).

В первобытном обществе таким нормативным социальным регу­лятором были нормы-обычаи (правила поведения, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения в течение длительного времени) и религиозные (культовые) нормы. Нормы-обычаи были осно­ваны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйст­венной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности.

Сформировавшись в значительной мере из религиозных пред­писаний, право истолковывалось и применялось жрецами. На про­тяжении тысячелетий нормативные требования выступали в виде системы запретов и мононорм. Именно они своими непререкаемы­ми требованиями и всеобщей обязательностью должны были за­щищать имеющиеся в обществе обычаи.

Запреты (табу) на совершение чего-либо имели ранг религиоз­ного запрещения, налагаемого на конкретный предмет или дейст­вие, их нарушение грозило неминуемой карой со стороны духов и богов, причем не только в отношении самого нарушителя, но и все­го племени, рода или общины в целом.

Например, запрет кровно­родственных браков; запрет на отношения с носителями «злобной магии»; табу на выход из жилища; на соприкосновение с землей; нельзя смотреть на правителя (сглаз); табу на смешение с простыми смертными (японский и китайский императоры, африканские ко­роли); табу на остатки пищи (нанесение вреда остаткам вредит едо­ку, поэтому объедки следовало сжигать или закапывать); на обще­ние с людьми в трауре; на общение с воинами, возвратившимися из похода (их еще преследуют души убитых ими врагов), а также с убийцами и палачами. В 1874 г. камбоджийский король выпал из перевернувшегося во время прогулки экипажа. Он лежал без созна­ния на земле, но никто из его свиты не осмеливался прикоснуться

к нему. Наконец, один из оказавшихся поблизости европейцев, не зная о табу, помог королю подняться и добраться до дворца. В эпо­ху императорского Китая никто не мог прикоснуться к священной особе. Прикосновение (а равно и взгляд) каралось немедленной смертью. Прикосновение же императора к своему подданному сразу делало последнего избранным, так как в этом случае ему оказыва­лась особая честь, а если прикосновение было случайным, то счаст­ливчик должен был всю оставшуюся жизнь носить особый знак от­личия — шнурок из красного шелка.

Кроме запретов возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в первоначальной форме). Дозволения, т.е. разрешения на совершение конкретных действий (или бездействия в тех или иных условиях) имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, ви­дов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание как категоричное предписание на совершение определенных действий имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.

Имевшиеся правила поведения формулировались в виде так на­зываемых мононорм, т.е. единых социальных нормах, регулировав­ших складывающиеся в обществе отношения и при этом характери­зовавшихся универсальностью и неразделенностью правовых, мо­рально-этических, религиозных и иных требований.

Иначе говоря, в мононормах требования всех социальных норм причудливо пере­плетались между собой и при этом представлялись непреложными истинами для всех членов общества.

Особое место в регулировании поведения людей занимали ми­фы. Они представляли собой совокупность рассказов и повествова­ний о жизнедеятельности сказочных существ (богов, героев, духов), отражавших мистические представления людей о мире, природе и человеческом бытии на заре его истории. В отдельных местностях (Месопотамия, Египет, Индия (IV—III тыс. лет до н.э.) к этим ис­точникам права добавлялись агрокалендари в виде сборников пись­менных строгих нормативов и правил, по дням расписывающих всю повседневную жизнь ранней земледельческой общины (вспаш­ка, посев, сбор урожая), соблюдение которых поддерживалось спе­циальным аппаратом, уполномоченным применять суровые санк­ции за нарушение установленных требований. Иногда правовые нормы закладывались в особые инструкции для чиновников (напри­мер, в Древнем Египте так называемые «Сорок кожаных свитков»).

Для зарождающегося права были характерны ссылки на автори­тетные высказывания, записи конкретных случаев (казуистика). Отраслевое деление отсутствовало повсеместно. Право закрепляло коллективную ответственность общинников за преступление со­племенника, а также возможность кровной мести и самосуда в ка­честве последствия преступления. Наказание характеризовалось консерватизмом, формализмом и символизмом, зачастую строилось по принципу талиона. Вполне естественными были кровная месть и круговая порука. Вершинами развития древнего права (по степени юридической разработанности и всеохватности отношений) были древневавилонские законы царя Хаммурапи (ок. 1750 г. до н.э.) и римские Законы XII таблиц (ок. 450 г. до н.э.).

4.

<< | >>
Источник: Иванов А.А., Малахов В.П.. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:2012. - 351 с.. 2012

Еще по теме Особенности происхождения права:

  1. 10. Гражданское правоотношение: понятие, особенности и виды.
  2. 1.5. Система административного права. Соотношение административного права с другими отраслями права
  3. 42. Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
  4. Языковые особенности современной медианоминации
  5. Технологические особенности производства труб, влияющие на стойкость к КРН
  6. Особенности конструктивных решений вентилируемых фасадов с воздушными пространствами
  7. 3.5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
  8. 1.4. Социокультурные факторы, обусловливающие особенности функционирования славянизмов в поэзии Вяземского
  9. 2.2 Особенности процессов теплообмена в конструкциях с вентилируемыми воздушными пространствами при учете скорости ветрового воздействия
  10. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТАЛЛА ВОКРУГ СТРЕСС-КОРРОЗИОННЫХ ДЕФЕКТОВ И ВЛИЯНИЕ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ВКЛЮЧЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ И МОРФОЛОГИЮ ТРЕЩИН
  11. 6. Система гражданского права.
  12. Механизм реализации права на судебную защиту
  13. 1.3. Понятие и система субъектов административного права