<<
>>

§ 1. Образование древнерусского народа

По мере подчинения племенных союзов полянам, формировался общий язык, культура ритуально-обрядовых норм. На этой основе и складывался древнерусский эт­нос. Этот процесс начался в X в.

Судя по договору с Византией 944 г., где перечислены все входившие тогда в состав древнерусского государства племена, но среди которых не оказалось полян, поляне осоз­навали себя центром всех восточнославянских племён и не сочли нужным выделяться.

В том же веке на базе нескольких диалектов начал формироваться общий язык.

Постепенно общенациональным определением стало слово «русские». Этимоло­гия этого слова чрезвычайно сложна: по всей вероятности, у него две разные лингвисти­ческие основы. Первая - южнорусского происхождения.

Иордан и сирийские писатели VI в. упоминают племя «рос», обитавшее в Низовь­ях Днепра. Некоторые исследователи связывали термин «русь» с его притоком Припяти речки Рось, хотя это маловероятно. В немецком «Баварском хронографе», составленным между 811 г. и 821 г., сказано, что между Волгой и Доном обитали хазары и «ruzzi». Веро­ятно, на этот раз немцы имели в виду именно восточных славян. Но в этот период у самих славян такого племенного союза не было. Скорее всего, термин «русь» восходит к древ­неиранскому «aurusa» - белый. Со временем он стал применяться по отношению к родо­вой знати и дружинникам. То есть этот термин являлся показателем определенного соци­ального положения.

Вторая основа слова «русские» северного происхождения. Проживавшие в районе Ладоги и Волхова финно-угры называли скандинавских торговцев и воинов «riotsi» - гре­бец, мореход.

Таким образом, понятие «Русь» появилось в результате совпадения двух разных терминов, которые со временем стали применяться по отношению к восточнославянским племенам в целом.

В середине XI в. митрополит Илларион в «Слове о Законе и Благодати» употребил понятие «русская земля».

В последней трети XI в.

начал формироваться общерусский христианский панте­он: первыми в 1072 г к лику святых были причислены погибшие в ходе борьбы за княже­скую власть младшие сыновья Владимира I Борис и Глеб.

Судя по «Повести временных лет», процесс формирования древнерусского этноса к началу XII в. ещё не завершился: Нестор называет себя сначала славянином, а уже затем - русским, причем термин «русин» применялся им и по отношению к варягам, и по от­ношению к финно-уграм. Но автор созданного в конце XII в. «Слова о полку Игореве» все русские земли от Карпат до верхней Волги воспринимает уже как единое целое. Он зовет всех князей помочь Игорю в борьбе с половцами, встать «за землю Русскую». В его глазах беда Игоря - общая беда всего народа.

Территория восточных славян была слишком обширной и малозаселенной, чтобы быстро стереть в сознании людей память о племенных союзах. Тем не менее, постепенно исчезают племенные этнонимы: древляне последний раз упоминаются в летописи под 990 г., словене - под 1018 г., кривичи - 1127 г., дреговичи - 1183 г., вятичи - 1197 г.

Стирание племенных различий среди восточных славян хорошо прослеживается по археологическим данным: со второй половины XII в. от Ладоги до причерноморских степей начинается унификация погребальных обрядов и украшений.

Древнерусское государство было полиэтническим. В Новгороде проживали фин­но-угорские племена чудь и весь. С расширением государства на северо-восток в его со­став вошли мурома, мещера и другие. Огромные земельные пространства позволили сла­вянам и финно-уграм избежать столкновений. Русский митрополит Илларион в «Слове и Законе и Благодати» (XI в.) пишет о равноправии народов.

К XI-XII вв. сформировалось единое национальное мировоззрение. Оно было ис­ключительно религиозным, но не чисто христианским, и представляло собой синтез язы­чества и православия.

Характерной чертой религиозной культуры являлась ее приземленность: если в Европе развитие христианской мысли в XI в. вышло на уровень схоластики, то есть пусть ложного, но абстрактного мышления, то русское православие остановилось на уровне культа, обрядности.

Это было вполне естественно, так как жизнь в Киевской Руси была тяжелее, чем на Востоке и в Европе. Здесь не только не мог сформироваться индивидуа­лизм, но трудно было жить даже в рамках крестьянской общины. Общественное в древ­нерусской культуре превалировало над индивидуальным, например, в деяниях русских святых подчеркивается служение людям, для восточнославянского православия харак­терна любовь к ближнему. Тяжелые бытовые условия проявились в русской религиозно­сти большим светом, мягкостью и смирением, чем в византийской.

Традиций светской культуры, которая досталась западноевропейскому и визан­тийскому обществу от Римской империи, русская культура не знала. На рубеже веков в Византии и Европе начинают формироваться основы для светской литературы: романов, поэм, лирики. Ничего подобного в Киевской Руси еще не было. Слишком тяжелая жизнь не представляла интереса для древнерусских авторов, хотя, вероятно, существовала фольклорная лирика. Потребность в развитии науки отсутствовала.

Итак, процесс трансформации племенного уровня организации общества в госу­дарственно-организованное общество растянулся на четыре столетия - с 30-40-х гг. IX в. до середины XII в. Именно к середине XII в. на базе восточно-славянских племен завер­шилось формирование древнерусского общества с единой политической системой, соци­альными отношениями и культурой.

<< | >>
Источник: Б.Н. Земцов. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ: Учебное пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ.2008. - 336 с.. 2008

Еще по теме § 1. Образование древнерусского народа:

  1. 3ибарев В.Л.. Юстиция у малых народов Севера (XVII— XIX пв.). — Томск: Изд-во Том. ун-та,1990. — 218с., 1990
  2. 42. Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
  3. 41. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права: понятие, правоспособность.
  4. 30. Возникновение юридических лиц: способы образования, порядок создания.
  5. 1.2 Основные теории образования и развития стресс-коррозионных трещин, пред­ставленные в материаловедческой литературе
  6. ТИУНОВА Ольга Вячеславовна. ВЕРБАЛЬНАЯ МАНИФЕСТАЦИЯ МЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ПО ДАННЫМ СЛОВАРЕЙ И ОБРАЩЕНИЯ К НОСИТЕЛЯМ ЯЗЫКА. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь 2019, 2019
  7. Приложение 8 Информативные/неинформативные медианазвания
  8. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
  9. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
  10. Приложение 5 Ассоциативно соответствующие/несоответствующие медианазвания
  11. Приложение 14 Результаты компьютерной обработки матриц экспериментальных данных методом главных факторов с помощью программы SPSS Statistics
  12. Новационное расширение представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1950 - 1980 гг.
  13. 25. Способы и порядок создания юридических лиц.