<<
>>

Некоторые ключевые понятия темы

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удов­летворение которых надежно обеспечивает существование и возмож­ности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Интересы личности — совокупность необходимых для существова­ния государства условий, которые заключаются в наиболее полной реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы государства — совокупность необходимых для суще­ствования государства условий, которые заключаются в незыблемо­сти конституционного строя, суверенитета и территориальной цело­стности, политической, экономической и социальной стабильности, безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного со­трудничества.

Социальный институт — историческая форма организации и ре­гулирования общества, с помощью которой упорядочиваются от­ношения между людьми, их деятельность и поведение, обеспечива­ется устойчивость общественной жизни; это определенная совокуп­ность учреждений, соответствующих социальной структуре общест­ва; это совокупность социальных норм и культурных образцов, оп­ределяющих устойчивые формы социального поведения и действия, это система поведения в соответствии с этими нормами.

Структура общества — внутреннее строение общества, от­ражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обес­печивающее целостность и динамизм развития. Структуру совре­менного общества составляют социальная, экономическая, полити­ческая, духовно-культурная и информационная системы.

Человек (философский аспект) — субъект исторического про­цесса, развития материальной и духовной культуры, биосоциальное

существо, выделившееся из других форм жизни благодаря способ­ности производить орудия труда, обладающее членораздельной ре­чью, мышлением и сознанием.

Семья — круг лиц, связанных общностью быта и взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усы­новления или иной формы принятия детей на воспитание.

Социальная группа — общность взаимодействующих объединен­ных общими интересами индивидов, помогающих друг другу в дос­тижении личных и групповых целей; это объединение двух и более лиц, связанных общением и общей целью, ориентированных на общие ценности и обособленных по названным и иным признакам от других социальных общностей.

Народ — все население данного государства, образующее еди­ную социально-экономическую и политическую общность незави­симо от деления его на какие-либо национальные общности.

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность лю­дей, складывающаяся в процессе формирования общности их тер­ритории, экономических связей, языка, самосознания и социальной структуры, этнических особенностей культуры и характера.

Классы — большие социальные группы людей, владеющих (либо не владеющих) средствами производства, занимающих определен­ное место в системе общественного разделения труда и характери­зующихся специфическим способом получения дохода.

Касты — обособленные общественные группы, члены которых связаны происхождением или правовым положением, и принад­лежность к которым является наследственной.

Элита — термин, обозначающий общественный слой или лиц, об­ладающих специфическими личностными особенностями и профес­сиональными качествами, делающих их уникальными в той или иной сфере общества (науки, производства, искусства и др.).

Стратификация — иерархическое расположение социальных слоев по признаку неравенства (неодинаковости) в доходах, образо­вании, профессиональной деятельности и др.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Социальная мобильность — переходы людей из одних общест­венных групп и слоев в другие (социальное передвижение), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низ­ким иерархическим позициям.

Толерантность (психол.) — отсутствие или ослабление реагиро­вания на какой-либо неблагоприятный фактор в результате сниже­

ния чувствительности к его воздействию; это способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты пси­хологической адаптации.

Социальные отношения — отношения людей, определяющие со­циокультурное и духовное воспроизводство общественной жизни (семья, церковь, учреждения образования и культуры и др.).

Социальная система — упорядоченная, самоуправляемая целост­ность множества разнообразных общественных отношений, носите­лем которых является человек и те социальные группы, в которые он включен.

Духовно-культурная система современного общества — совокуп­ность отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соот­ветствующих материализованных институтов, учреждений (образо­вательных, научных, культурных, религиозных), через которые реа­лизуются эти отношения.

Социальная система современного общества — совокупность объ­ективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними.

Социальный контроль — механизм саморегуляции и самооргани­зации общества путем установления и поддержания в нем норма­тивного порядка, устранения, нейтрализации или минимизации нормонарушающего поведения.

Групповые нормы — совокупность требований и правил, выраба­тываемых внутри группы как определенного сообщества и играю­щих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, а также характера взаимоотношений, взаимодействия и общения внутри нее.

Ценностные ориентации личности — разделяемые личностью со­циальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основ­ных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индиви­дов.

Религия (социол.) — сложная социальная система, в которую входят религиозное сознание, религиозное отношение, религиозные организации и религиозный культ.

Церковь — организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа; это специфическое поня­тие мистического сообщества верующих, в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в таинствах.

Контрольные вопросы

1. Общество, его составные части и их характеристика.

2. Основные социальные и политические институты общества.

3. Гражданское общество: понятие и основные характеристики.

4. Возникновение и развитие идеи гражданского общества.

5. Правовое государство в истории политико-правовой мысли.

6. Социально-экономическая, политическая, идеологическая и ду­ховная структуры гражданского общества.

7. Гражданское общество и политическая организация общества.

8. Право и личность. Понятие и природа прав и свобод личности.

9. Права человека и права гражданина: понятие и классификация.

10. Взаимоотношения гражданского общества и правового государ­ства.

11. Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации.

<< | >>
Источник: Иванов А.А., Малахов В.П.. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:2012. - 351 с.. 2012

Еще по теме Некоторые ключевые понятия темы:

  1. Ставка восстановления как ключевой параметр расчета требований к капиталу и резервирования
  2. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  3. Понятие «идеальный школьный учитель» в истории развития американской педагогической мысли
  4. § 1. Понятие банковской тайны и правовые средства ее обеспечения
  5. 4.1. Понятие органов исполнительной власти
  6. Понятие ставки восстановления
  7. 14.3. Понятие и виды процедурных производств
  8. 9.2. Понятие и основания административного принуждения
  9. 50. Понятие, признаки и виды сделок.
  10. 11.1. Понятие и основные черты административной ответственности
  11. 41. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права: понятие, правоспособность.
  12. 15. Правоспособность физических лиц: понятие, содержание и пределы.
  13. Понятие сакрально-религиозной (христианской) составляющей семантики славянизмов