<<
>>

Некоторые ключевые понятия темы

Правовой идеализм — явление, которое противоположно правово­му нигилизму и которое завышает возможности правового регулиро­вания, т.е. возможности права определять реальное поведение людей.

Правовой фетишизм (романтизм, идеализм, волюнтаризм) — ги­пертрофированные представления о роли правовых средств в реше­нии социально-экономических, политических и иных задач.

Правовой популизм — деятельность, имеющая целью обеспече­ние популярности права в массах ценой необоснованных обеща­ний, демагогических лозунгов и др.

Правовая демагогия — особый вид социальной демагогии, со­стоящий в намеренном, обманном, конфликтном, внешне эффек­тивном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, знания, действия доверяющих им людей по­средством различных форм ложного одностороннего представления о правовой действительности для достижения собственных пороч­ных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы на­роду и благосостоянию государства.

Правовой инфантилизм — форма искажения правосознания, ко­торая заключается в несформированности и наличии пробелов в правовых взглядах, знаниях и т.д.

Юридическая индифферентность (безучастность) — безразличное отношение субъектов к проблемам установления в обществе режи­ма законности, правопорядка, охраны и защиты прав и свобод че­ловека и гражданина.

Правовой нигилизм (негативизм) — форма деформации право­сознания, выражающаяся в наличии у субъекта пренебрежительного, отрицательного отношения к праву и правовой действительности.

Перерожденное правосознание — утрата прежних правовых ориен­тиров, социального облика под воздействием определенной среды, негативных правовых явлений в обществе, выражающееся в осознан­ном игнорировании и отрицании закона и сопровождающееся нали­чием у субъектов умысла на совершение правонарушений.

Славянофилы — представители одного из направлений русской общественной, философской и правовой мысли XIX в.

Они настаи­вали на самобытном развитии России, ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии и стремились доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими экономически­ми, культурными, нравственными и религиозными началами (К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский,

A. И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.).

Западники — представители одного из направлений русской обще­ственной, философской и правовой мысли XIX в.; социальные преоб­разования России они связывали с усвоением исторических достиже­ний стран Западной Европы; основывались на признании изначально­го единства человечества и закономерностей его исторического развития и полагали, что Россия неизбежно вступит на тот же исторический путь, что и ушедшие вперед западноевропейские народы (П.В. Анненков,

B. П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков,

П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев и др.).

Правопонимание — научная категория, отражающая процесс и ре­зультат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающая в себя познание права, его восприятие (оценку) и от­ношение к нему как к целостному социальному явлению.

Естественно-правовой (философский) тип правопонимания — такое отношение к праву, когда оно рассматривается в виде естественного (природного) права (совершенного и неизменного) в противовес ус­тановленному волей государства несовершенному закону.

Школа естественного права — направление правовой науки, ос­нованное на идее естественных прав человека, обусловленных бо­жественной природой его происхождения; прав, принадлежащих человеку от рождения, неотчуждаемых и неотъемлемых ни при ка­ких условиях (право на жизнь, свободу, личную неприкосновен­

ность, на частную собственность, на нормальные условия жизни, на общение с себе подобными и др.).

Теория возрожденного естественного права (неотомистская теория права и «светские» концепции естественного права) — направление правовой науки, основанное на современной трактовке идеи естест­венных прав человека, и выражающееся в производности позитивного права от высшего естественного права, вытекающего из человеческой природы; законодательные нормы могут быть признаны правом толь­ко в случае, если они не противоречат общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

Неотомизм — современная интерпретация средневекового уче­ния Фомы Аквинского (1225—1274) о природе и сущности права, основывающаяся на попытке соотнесения основных позитивных (законодательно установленных) прав человека с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом, ко­торый призван устранять несовершенство человеческого закона, если он расходится с естественным (божественным) правом.

Социологическая школа права — одно из направлений правовой науки, возникшее в XIX в. и активно развивающееся в настоящее время, сторонники которого считают, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. Поэтому доминирующее значение отводится широчайшей свободе судейского усмотрения, т.е. деятельности судей при практически полном отрицании роли стабильного закона.

Психологическая школа права — одно из направлений современ­ной юриспруденции, возникшее на рубеже XIX—XX вв., и обосно­вывающее право не социально-экономическими условиями жизни общества, а некими явлениями психики человека (психическими переживаниями), формирующими у него чувство этически должного как основу правового сознания (Г. Тард, Л. Кнапп, А. Вирлинг, Э. Ленинг, А. Росс, П.А. Сорокин, Л.И. Петражицкий и др.).

Психологический подход к праву — такое отношение к правовым явлениям, при котором под правом понимаются только сознание людей, эмоции восприятия правовых требований адресатами права, правосознание.

Реалистическая школа права — одно из направлений американ­ской юридической науки, возникшее в 1920 г., рассматривающее право как результат влияния внешних факторов — интересов, дви­жущих человеком и заставляющих его ставить цели, которые осу­ществляются при посредстве права — защищенного государством интереса не законодателей, а его пользователей (Р. Иеринг, Е. Трубецкой, Дж. Френк, К. Ллевеллин).

Исторический подход к праву — такое отношение к правовым явлениям, при котором оно рассматривается как явление, возни­кающее с течением времени в естественно сложившихся условиях и имеющее самоорганизующий характер.

Классово-волевой подход к праву — такое отношение к правовым явлениям, которое ставит вопрос существования государственно- правовых явлений в прямую зависимость от особенностей экономиче­ских процессов, протекающих в обществе, основывается на видении права как возведенной в закон воли господствующего класса (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И.

Ленин, Г.В. Плеханов, Ф. Лассаль и др.).

Феноменологическая школа права — направление правовой мысли XX в., опирающееся на феноменологию (одно из течений субъектив­ного идеализма) и основывающееся на том, что право имеет онтоло­гическую основу в виде независимого от законодателя и суда бытия как уже готовых, сложившихся правовых моделей, которые правотвор­ческим и судебным органам необходимо только «уловить» и оформить (А. Рейнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио и др.).

Коммуникативная концепция права (А.В. Поляков) — такой взгляд на сущность права в современном мире, который рассматри­вает его в качестве специфической формы социальной коммуника­ции, не обусловленной государством, а сформулированной в про­цессе психосоциокультурных, коммуникативных действий членов общества, которая объективируется в правовые тексты, нормы и правовые отношения.

Контрольные вопросы

1. Право как социальная ценность.

2. Понятие права: исторические и современные трактовки.

3. Соотношение государства и права.

4. Сущность права и ее проявления.

5. Неразрывная связь права с государством.

6. Естественное и позитивное право.

7. Сущность права согласно различным правовым концепциям.

8. Проблема правопонимания и основные концепции права в оте­чественной дооктябрьской науке.

9. Основные школы (направления) права.

10. Понятие и формы проявления правового нигилизма.

11. Причины правового нигилизма и пути его преодоления в рос­сийском обществе.

12. Основные концепции современного правопонимания.

<< | >>
Источник: Иванов А.А., Малахов В.П.. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:2012. - 351 с.. 2012

Еще по теме Некоторые ключевые понятия темы:

  1. Ставка восстановления как ключевой параметр расчета требований к капиталу и резервирования
  2. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  3. Понятие «идеальный школьный учитель» в истории развития американской педагогической мысли
  4. § 1. Понятие банковской тайны и правовые средства ее обеспечения
  5. 4.1. Понятие органов исполнительной власти
  6. Понятие ставки восстановления
  7. 14.3. Понятие и виды процедурных производств
  8. 9.2. Понятие и основания административного принуждения
  9. 50. Понятие, признаки и виды сделок.
  10. 11.1. Понятие и основные черты административной ответственности
  11. 41. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права: понятие, правоспособность.
  12. 15. Правоспособность физических лиц: понятие, содержание и пределы.
  13. Понятие сакрально-религиозной (христианской) составляющей семантики славянизмов
  14. 23. Юридические лица как субъекты гражданского права: понятие и признаки.
  15. 7.1. Понятие административно-правовых форм
  16. 12.1. Понятие и цели административного наказания
  17. 5.1. Понятие и система государственной службы.