<<
>>

Натурализація плѣнныхъ.

Древняя Россія сознала свое внутреннее единство въ чистѣйшемъ видѣ, въ видѣ православія. До конца ХѴТІ в. всѣ Русскіе подданные неправославные стоятъ отдѣльно ; по­литическія и гражданскія права ихъ отдѣльныя.

Всѣ дум­ные люди, дворяне, дѣти боярскіе, приказные—всѣ они пра­вославные. Служилые Татары составляютъ съ своими князь­ями и мурзами отдѣльный слой отъ Русскихъ; имъ даны въ надѣлъ земли, которыя не смѣшиваются съ Русскими вот­чинами. Въ такомъ же отдѣльномъ положеніи стояли и хри­стіане неправославные. Въ нашемъ правѣ до сихъ поръ со­хранилось для извѣстныхъ племенъ и религій особенное со­стояніе инородческое, изъ котораго молено выйти только чрезъ принятіе православія.

Вслѣдствіе этого въ древней Россіи для всѣхъ инород­цевъ вообще и для плѣнныхъ въ частности принятіе право­славія было главной и при томъ безвозвратной Формой на­турализаціи, вступленіе въ службу и свободное принятіе подданства играли второстепенную роль.

Такимъ образомъ принятіе православія было и религіоз­нымъ и государственнымъ дѣломъ, отьтого оно совершалось 2*

надъ знатными иновѣрцами съ разрѣшенія Царя х). Мы уже поминали , что плѣнные особенно мусульмане, бывшіе на «государевѣ имени», разсылались по монастырямъ ®). По­нятно, что цѣль такой разсылки была расположить и побу­дить ихъ къ принятію православія. При этомъ запрещено было всякое принужденіе. Въ примѣръ мы можемъ привести актъ, дѣлающій честь христіанскому чувству древней Рос­сіи,—это грамота Новгородскаго воеводы въ Тихвинскій мо­настырь о содержаніи плѣнныхъ Татаръ (1639 г.): «И вамъ бы нхъ кормити и одѣвати изъ монастырскихъ обиходовъ до Государева указу, и держати ихъ въ большихъ желѣзахъ и работати имъ велѣти всякую черную работу (а даромъ бы хлѣба не ѣли и не гуляли) и беречь ихъ велѣти на крѣпко, чтобы они одноличпо пи куды не ушли, а которые будетъ Татары похотятъ волею креститися и тѣхъ велѣно разсма-

’) Татарскіе царевичи и мурзы, желавшіе креститься были о томъ челомъ Царю, и крещеніе совершалось пополученіи разрѣше­нія, паприм.

«Познавъ Романовскіе мурзы и татары истинную вѣру греческаго закона и желая добрымъ своимъ хотѣніемъ быти во благочестіи, волею своею били челомъ Великому Го­сударю , чтобы В. Г-рь пожаловалъ . велѣлъ ихъ крестить въ православную христіанскую вѣру».... П. С. 3. J\i823_________________ «А бу­

детъ кто изъ ясачныхъ людей похочетъ крестигись своею во­лею и протѣхъ людей сыскивать до пряма: а буде по сыску явится , что тѣ люди будутъ прочны и въ кормахъ и еъ да­чахъ Государева жалованья не убыточны велѣть крестить.» П. С. 3. т. III, А? 1542.

s) Судеб. Грознаго, дополи, стат. 7067 г.: «которые полоняники.... живутъ по монастырямъ».— Допол. къ Ак. Истр. т. I, А? 97. Поляки также разсылались по монастырямъ; напримѣръ , воеводскій наказъ (1663 г.) стрѣльцу Павлову: «Да ему жъ стрѣльцу въ тѣхъ монастыряхъ игуменовъ и всей братьи до­просить, которые Польскіе и Литовскіе люди Ивашко Перес- мыцкій съ товарищи па корму въ Вологодскомъ уѣздѣ въ монастыряхъ» ... А. Э. I, А? 142.

тривать гораздо: прямо ли хотятъ креститися и волею, или отъ неволи хотя тѣмъ избыти, и приводили бы ихъ въ чув­ство, да будетъ кто прямо хочетъ съ радѣніемъ креститися и о томъ писати въ Великій Новгородъ къ боярину и вое­водѣ къ князю Ю. Я. Сулешову , а безъ Государева указу ихъ не крестити» [33]).

Въ ХѴИ вѣкѣ подвергались при переходѣ въ правосла­віе крещенію и католики и лютеране, что и продолжалось до 1718 года [34]). Принявшій православіе плѣнный вступалъ въ разрядъ новокрещеновъ. Хотя принятіе православія и да­вало принявшему всѣ права Русскаго, но изъ опасенія но­ваго отступнрчества и для укрѣпленія въ вѣрѣ , такіе ново­обращенные люди оставались обыкновенно подъ надзоромъ правительства во всю свою жизнь. Обыкновеннымъ прави­ломъ было отдѣлять иовообратившихся отъ ихъ прежнихъ единовѣрцевъ, — по этому Татарскимъ дворянамъ новокре­щеннымъ давались помѣстья внутри коренныхъ Русскихъ зе­мель; новокрещены изъ простыхъ людей , негодныхъ въ царскую службу, селились отдѣльными слободами.

Они поль­зовались разными льготьми въ податяхъ и проч. что и дѣ­лало изъ нихъ особенное сословіе [35]). По принятіи право­

славія плѣнный изъ служилыхъ людей могъ вступать въ со­словіе дѣтей боярскихъ и другихъ служилыхъ людей «). Принятіе православія было безвозвратной Формой натурализа­ціи. Выдавать такого плѣннаго, особенно Татарина, значило подвергнуть его смерти за принятіе православія, а потому такіе плѣнные и не возвращались. Относительно Татаръ это было тѣмъ легче , что съ ними , какъ увидимъ въ слѣдую­щей главѣ, никогда и не было условливаемо обязатель­наго возвращенія плѣнныхъ [36][37]). Съ Швеціей невозвращеніе плѣнныхъ, принявшихъ въ Россіи православіе, было посто­янно признаваемо въ трактатахъ XVI и ХѴП вѣка , начи­ная съ договора Московскаго 1557 г. Опредѣлительно оно выражено въ договорѣ Кардійскомъ и сохраненно въ Ниш- тадскомъ [38]).

Въ сношеніяхъ съ Польшею натурализація чрезъ при­нятіе православія была признана только для плѣнныхъ Евре­евъ, [39]) потому что въ Литовскомъ и Польскомъ государствѣ были цѣлыя области съ православнымъ населеніемъ, слѣдо­вательно съ одной стороны значительная часть плѣнныхъ были православные, а съ другой стороны не было возмож­ности поставить православіе существеннымъ отличіемъ между Литовскимъ и Московскимъ государствами, — а по этому для Литовскихъ и Польскихъ плѣнныхъ была другая Форма на­турализаціи.

Вторая Форма натурализаціи въ древней Россіи для хри­стіанскихъ плѣнныхъ было вступленіе въ службу и нако­нецъ собственное ихъ желаніе остаться въ Россіи по заклю­ченіи мира. Эта Форма выработалась изъ характера нашихъ дипломатическихъ отношеній къ Литвѣ, какъ государству родственному. Россія и Литва долго сохраняли право при-

ннмать къ себѣ на службу другъ отъ друга князей и дворянъ, какъ это существовало между Русскими княжествами, сна­чала съ вотчинами, а потомъ безъ вотчинъ.

Отсюда понят­но, чго плѣнный князь, или дворянинъ (вольный слуга) , свободно соглашаясь вступить въ службу, тѣмъ самымъ на- турализоровался, слагалъ съ себя зЕаніе плѣннаго, и его го­сударь лишался права на его возвращеніе О- При нена­дежности освобожденія и тяжести плѣна множество плѣн­ныхъ Литовцевъ вступало въ нашу службу, и наоборотъ [40][41]). Впрочемъ вступленіе въ службу не было безвозвратной Фор­мой натурализаціи,—требовалось еще, чтобъ по заключеніи мира такіе плѣнные изъявили желаніе остаться въ Россіи; для удостовѣренія въ непринужденности ихъ согласія посы­лались иногда особые коммиссары Х1).

Такимъ образомъ въ древней Россіи было признано при­нятіе православія за безвозвратную Форму натурализаціи. ХѴТП вѣкъ представляетъ нѣкоторое измѣненіе въ условіяхъ натурализаціи.

Начало этого вѣка представляетъ неслыханный примѣръ правъ и наградъ, даваемыхъ плѣннымъ , принимающимъ наше подданство съ вступленіемъ въ службу , или и безъ этого. Петръ Великій, желая устроить администрацію и во­енную силу Россіи по европейски, имѣлъ нужду во множе­ствѣ иностранцевъ , которые обходились слишкомъ дорого , а потому рѣшился обратиться къ ІПведскимъ плѣннымъ, тѣмъ болѣе , что въ военномъ отношеніи Шведская нація занимала тогда первое мѣсто въ Европѣ, въ админисгравтив- номъ и судебномъ отношеніи стояла также высоко, и Петръ Великій нѣкоторое время желалъ даже просто перенести въ Россію Шведское уложеніе , сведя его съ нашимъ. 9 авг. 1717 г., вслѣдствіе представленія генерала Брюса, послѣдо­валъ именный указъ сенату: что Государь , желая учредить въ Россіи государственныя коллегіи , повелѣваетъ пріискать для нихъ удобныхъ ассесоровъ изъ Шведскихъ плѣнни­ковъ [42]). По представленію Брюса сенатъ разослалъ губер­наторомъ указы, чтобъ они уговаривали Шведскихъ плѣн­ныхъ вступать въ предлагаемую службу, и обнадежили ихъ въ жалованьи и наградахъ.

— Въ 1721 г. послѣдовалъ зна­менитый манифестъ о приглашеніи Шведскихъ плѣнныхъ вступать въ подданство, или службу Россіи, — причемъ въ первый разъ было отмѣнено коренное начало полной нату­рализаціи въ древней Россіи—принятіе православія. Плѣн­нымъ по вступленіи въ службу, или подданство обѣщаны такія гражданскія и политическія права, которыми въ древ­ней Россіи пользовались только православные , — такъ что съ этихъ поръ исповѣданіе православія потеряло политиче­скій характеръ; и въ сферѣ правъ гражданскихъ и въ СФерѣ правъ политическихъ всѣ христіанскіе подданные Россіи стоятъ на ровной ногѣ.

... .1

Главныя положенія манифеста слѣдующія: 1 ) Всѣ Шведы, принеся присягу па подданство, получаютъ право жениться па Русскихъ, или иностранкахъ и селиться во всей Россіи, исключая пограничныхъ со Швеціей и Литвою мѣстъ; 2) Они могутъ пріобрѣтать въ собственность деревни, заводы и пр. 3) Могутъ заниматься торговлею , ремеслами, пауками, быть домашними учителями (вотъ первые наши гувернеры)! 1) Тѣмъ изъ нихъ, которые дворянскаго происхожденія, или имѣли офицерскій чипъ, по ихъ прошенію будетъ подтверж­денъ ихъ рангъ и достоинство; 5) Они пользуются съ потом­ствомъ своимъ свободою вѣроисповѣданія, могутъ имѣть свои кирки и пасторовъ [43]). Вслѣдъ за симъ синодъ издалъ по­сланіе къ православнымъ, въ которомъ примѣрами изъ Вет­хаго п Новаго Завѣта, Греческой и Русской исторіи доказы­вается законность браковъ между православными и христіа­нами другихъ исповѣданій, и потому убѣждаются православ­ные вступать съ Шведами въ брачный союзъ [44]). Такимъ образомъ чрезъ вопросъ о плѣнныхъ послѣдовало важное измѣненіе въ древнемъ Русскомъ брачномъ правѣ, а также и въ имущественномъ, п. ч. гіозакону Царя Михаила Феодо- ровича иновѣрцы не могли обладать православными кресть­янами.

<< | >>
Источник: О ПЛѢННЫХЪ ПО ДРЕВНЕМУ РУССКОМУ ПРАВУ (XV, XVI, XVII в-ька). И3СЛЕДОВАНІЕ И. д. Адъюнкта РишеЛьевскаГо Лицея Кандидата А. Лохвицкаго. МОСКВА. ВЪ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ типографіи. 1855

Еще по теме Натурализація плѣнныхъ.:

  1. Лекціи и изслѣдования ДРЕВНЕЙ ИСТОРІИ РУССКАГО ПРАВА. ТРЕТЬЕ ИЗДАНІЕ В. Сергѣевича С.-Петербургъ, 1903, 1903
  2. О ПЛѢННЫХЪ ПО ДРЕВНЕМУ РУССКОМУ ПРАВУ (XV, XVI, XVII в-ька). И3СЛЕДОВАНІЕ И. д. Адъюнкта РишеЛьевскаГо Лицея Кандидата А. Лохвицкаго. МОСКВА. ВЪ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ типографіи, 1855
  3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЯ ЮРИДИЧЕСКІЯ СВѢДѢНІЯ для ПОЛНАГО ОБЪЯСНЕНІЯ РУССКОЙ ПРАВДЫ. Н.Калачова С. ПЕТЕРБУРГЪ. Типо-Литографія І. Е. Ландау. Площадь Большаго театра, 2., 1846
  4. Моделирование теплопотерь в конструкции вентфасада с учетом скорости ветра и термического сопротивления вентилируемого воздушного пространства с отражательной теплоизоляцией
  5. Выводы по главе
  6. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  7. 3.4. Обращения граждан.
  8. Заключение
  9. 9.3. Виды административного принуждения
  10. Общая характеристика исследования