<<
>>

Место собраний

Известия, которые мы имеем о месте собраний, весьма характерны для рассматриваемой формы быта.

Вечевые думы, на которые сходится „многое множество народа44, собираются на свободных местах под открытым небом.

Самое место всякий раз определяется созывающим. В 1147 г. Игорь созывает киевлян на вече под Угорское; сами же киевляне в том же году и по тому же предмету собирают­ся у Туровой божницы. И это несмотря на то, что в Киеве у святой Софии было место, более приспособленное для вече­вых собраний. Там, можно думать, были устроены скамьи, на которых народ мог сидеть; у Туровой же божницы сиде­ний не было, и народ держал вече на конях (Ипат. 1146, 1147). Кроме этих трех мест, в Киеве упоминается еще Тор­говище (Лавр. 1067) и Ярославов двор (Ипат. 1146), как мес­та вечевых собраний.

В Новгороде чаще всего собирались у святой Софии и на Ярославовом дворе, но были и другие места собраний: в 1015 г. Ярослав созвал вече „на поли44 (Воскр.). В случае же разделения мнений единовременно составлялись два веча в разных местах. По делу князя Патрикея Славянский конец созвонил вече на Ярославовом дворе, а три других конца у святой Софии (Новог. IV. 1384).

В разных местах собирались иногда и сторонники одно­го мнения. Так случилось в деле посадника Твердислава.

Противники его собрались одни у святого Николы, другие у святых 40 мучеников (Новог. I. 1218).

У святых мучеников собрался Неревский конец, в пре­делах которого находилась эта церковь. Это наводит на мысль, что у концов были свои вечевые собрания, по общим вопросам подготовительные, а по своим местным оконча­тельные. Для мирных переговоров с Великим князем Иваном Васильевичем в 1477 г. были отправлены из Новгорода пред­ставители от каждого из пяти концов: пять житьих и пять черных.

Вечевые собрания вне города также не представляют редкости. Они весьма обыкновенны во время походов и встречаются у новгородцев, псковичей и смольнян; но бы­вают и по причине слишком большого числа участников, которое не может удобно разместиться на какой-либо из го­родских площадей. Этим надо объяснять, что ростовцы, суз- дальцы и переяславцы, съехавшись для выбора князя во Владимир, держат вече не в городе, а у города.

Иногда вече собиралось в закрытых помещениях, но не в особенно устроенных залах, а по „дворам“ частных лиц. О таких вечах я скажу ниже (с.90—91).

V.

<< | >>
Источник: Сергеевич В.И.. Древности русского права: в 3 т. /В.И.Сергеевич; вступ. ст. Ю.И.Семенова; Гос. публ. ист. б-ка России. — М., 2007. Т.2: Вече и князь. Советники князя. —2007. — 595 с.. 2007

Еще по теме Место собраний:

  1. Медианоминация. Место медианоминации в системе коммерческой номинации
  2. Быкова А.Г.. и пьянство в России в XIX - начале ХХ вв.: из истории проблемы: Монография. - Омск: Омский юридический институт,2006. - 136 с., 2006
  3. 14.3. Понятие и виды процедурных производств
  4. 32. Органы управления юридических лиц: понятие, виды, основания и порядок деятельности.
  5. 66. Приостановление и перерыв исковой давности.
  6. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  7. ОГЛАВЛЕНИЕ
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. Вязкость порядка ε
  10. Роль электроосмоса
  11. 11.3. Административная ответственность юридических лиц
  12. 31. Учредительные документы юридических лиц: понятие, виды, содержание.
  13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  14. 56. Гражданско-правовая обязанность: основание установления, содержание, соотношение с субъективным гражданским правом.
  15. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
  16. 7. Гражданское право как наука и как учебная дисциплина.
  17. Список литературы
  18. Принципы арбитражного процессуального права
  19. 59. Представительство без полномочий.
  20. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ