<<
>>

Формационный подход

Формационная теория основана на понятии общественной форма­ции, ее разновидностями являются общественно-экономическая фор­мация, «стадии экономического роста» и другие разновидности обще­ственного развития, возникшие под влиянием развития научно­технической революции: «индустриальное», «постындустриальное», «технотронное», «информационное» общества.

В последнее время ста­ла формироваться идея о так называемом обществе гуманистического типа, которое, в отличие от собственно классовых или технологиче­ских критериев, будет основываться на свободе и уважении достоинст­ва человека независимо от его происхождения, вероисповедания, со­циального положения и других факторов (Ю.Г. Волков).

Формационная типология государства и права базируется на катего­рии общественно-экономической формации как историческом типе обще­ства, основанном на определенном способе производства и выступаю­щим важнейшей ступенью поступательного развития человечества.

В марксистской теории понимания истории общественно­экономическая формация является основой. Вся история — это ис­тория отдельных формаций, переходящих от одной к другой. Энер­гия движения, основывающаяся на развитии производительных сил и производственных отношениях, неизбежно порождает классовую борьбу, которая приводит, в конечном счете, к социальной револю­ции («локомотиву истории»). Она является той вехой, которая отде­ляет одну формацию от другой.

Таким образом, формационный подход к типологии государства и права — это исследование состояния и развития общества, законо­мерностей смены исторических типов государства и права с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, в его производственных отношениях и классовой структуре.

Уровень развития производительных сил определяет матери­ально-техническую базу общества, а производственные отноше­ния, складывающиеся по однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общест­ва, которому соответствуют определенные политические, государ­ственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от од­ной общественно-экономической формации к другой происходит

в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изме­нения экономического базиса закономерно влекут коренные пре­образования в надстройке.

Тип государства определяется на основании того, какой эконо­мический базис это государство защищает, интересам какого гос­подствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Стадиальная типология общества выделяет различные типы общества путем отнесения его к той или иной стадии развития по критериям особенностей способа производства и отношений собст­венности (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества). Этой типологии обществ соответствуют три основных типа эксплуататорского госу­дарства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталисти­ческое). Последний исторический тип — социалистическое госу­дарство, которое теоретически в ближайшей исторической перспек­тиве должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

Приведем основные характеристики различных типов государ­ства, выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства — первая государственно- классовая организация общества. По своей сущности рабовладельче­ское государство — это организация политической власти господ­ствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств и их правовых си­стем — защита собственности рабовладельцев на средства производ­ства, в том числе на рабов. Яркими примерами таких государств вы­ступали греческие города-полисы и античный Рим.

Феодальный тип государства — результат гибели рабовладельческо­го строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Определяющие черты — условность прав собственности на землю и наличие юридически неравных и социально изолиро­ванных друг от друга сословий.

Расширяя привилегии для одних слоев общества, феодальное государство вытесняло другие за преде­лы права вообще, в полное бесправие.

Право прямо говорило о зависимости людей друг от друга. Об этом весьма красноречиво свидетельствуют положения действовав­ших тогда законов. Так, в Кутюмах Бовези (XIII в.) говорилось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния: знатное, состояние свободных по происхождению людей, рожденных

свободной матерью, и крепостные... Между правами дворян и других свободных людей имеется большая разница, так как дворянами на­зывают тех, кто по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов и рыцарей». Крестьяне, крепостные, будучи полностью зави­симы от своих сеньоров, тоже находились в неодинаковом положе­нии, «ибо одни из них так подчинены своим сеньорам, что эти сень­оры могут распоряжаться всем их имуществом, имеют (над ними) право жизни и смерти, могут держать их в заключении как им будет угодно — за вину или без вины — и ни перед кем не могут за них отвечать, кроме как перед Богом. С другими (крепостными) обраща­ются более мягко, ибо при их жизни сеньоры не могут ничего от них требовать, если только они не провинятся, кроме их чиншей, рент и повинностей, обычно платимых ими за их крепостное состояние». Феодальное право было правом силы («кулачным правом»).

Для права феодального государства был характерен так называе­мый партикуляризм права — состояние, выражающееся в отсутствии единого права на всей территории государства и господстве правовых систем, основанных на местных обычаях, иммунных и цеховых пра­вах, сеньориальном и каноническом законодательстве и юстиции.

История большинства современных европейских государств бе­рет свое начало именно в средневековый период. В своем развитии феодальное (средневековое) государство прошло ряд этапов:

• раннефеодальная монархия(V—IX вв.), во время которой проис­ходил процесс становления феодального государства и права, сопро­вождающийся появлением крупной феодальной собственности на зем­лю, постепенным закрепощением свободных крестьян, объединением мелких и средних землевладельцев, а также горожан вокруг монарха (империя Карла Великого, древнерусское (Киевское) государство);

• сеньориальная монархия, существовавшая в условиях фео­дальной раздробленности (X—XII вв.), для которой были характер­ны замкнутость (натуральность) феодального хозяйства, отсутствие товарного производства, формальность монаршей власти (ее сла­бость), постоянные войны, запустение городов и упадок связей;

• сословно-представительная монархия (XIII—XV вв.), когда появляются социальные силы, заинтересованные в укреплении цен­тральной власти: главный налогоплательщик — городское населе­ние, страдающее от произвола на дорогах, от плохой торговли, а также мелкие и средние феодалы, находящиеся под гнетом крупных земельных магнатов и под страхом постоянных крестьянских вос­станий.

Эти слои всегда были готовы поддержать монарха. Со време­нем формируются сословно-представительные органы (в Англии — парламент (1265), во Франции — Генеральные штаты (1357), в Рос­сии — земские соборы (1547) и др.);

• абсолютная монархия(XVI—XVIII вв.), к появлению которой привели укрепление государства во всех сферах общественной жизни и появление особого сословия служилых людей — дворянства (джен­три, шляхта, шевалье). Королевская власть, используя непримиримое противостояние дворянства и родовой аристократии, чрезвычайно укрепляется и создает мощный бюрократический аппарат, полностью зависящий от монарха, регулярную армию и полицию.

Буржуазный тип государства — последний тип эксплуататорско­го государства. Он сформировался в недрах абсолютистского госу­дарства, его появление стало результатом становления новых обще­ственных отношений, заинтересованность в которых проявляло формирующееся сословие буржуазии. Именно оно, крайне недо­вольное мелочной опекой государства и стеснением частной ини­циативы, подняв лозунги «Свобода, равенство, справедливость», выступило инициатором революционных потрясений XVII—XIX вв. в Англии, Франции, Германии и в других странах. Сословное нера­венство в рамках буржуазного государства заменяется социальным. Юридически свободный рабочий лишен средств производства и вынужден продавать себя капиталу. Право закрепляет свободу предпринимательства, охраняет частную собственность.

Социалистический тип государства возникает в результате объ­ективных противоречий капиталистического общества, которые обусловливают неизбежность пролетарской революции. Переход государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, ниспровергает отношения частной собственности и основанную на них государственную машину. Со­циалистическое государство — орудие политической власти трудя­щихся классов. Оно, по представлениям марксистско-ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.

Однако со временем госу­дарство как таковое просто исчезнет, растворившись в обществен­ном самоуправлении, а само общество вступит в высшую стадию своего развития — коммунистическую.

Существует еще один тип государства, который не вполне впи­сывается в рамки формационной типологии, но логически близок к нему. Это государство переходного типа. С точки зрения материали­стического подхода оно представляет собой государственность, возни­кающую в результате классовой или национально-освободительной борьбы, резкой смены политических режимов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому.

Вышеизложенный классово-формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей науч­ной литературе. Вместе с тем у него имеются существенные недостат­ки: при доминировании социально-экономических и политических факторов совершенно не учитываются особенности культуры, морали, религии и других факторов развития общества (технологические, при­родно-климатические и т.д.); игнорируются многоукладность эконо­мики, разнообразие социальной структуры общества и др.

3.

<< | >>
Источник: Иванов А.А., Малахов В.П.. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:2012. - 351 с.. 2012

Еще по теме Формационный подход:

  1. Экономический подход
  2. Рыночный подход
  3. Теоретические и методические подходы к расчету ставки восстановления
  4. О методологических подходах к изучению языка поэзии П.А. Вяземского
  5. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КРН НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДАХ
  6. Подходы к оценке опасности дефектов КРН, реализуемые в нормативной доку­ментации
  7. Глава 1 Понятие, область применения и подходы к расчету ставки восстановления по корпоративным облигациям
  8. Отечественная история: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Куди­новой, С.М. Нечитайлова. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн, ун-та,2004. - 193 с., 2004
  9. История России: учебное пособие / под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Кудиновой, - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,2013. - 167 с., 2013
  10. Ставка восстановления как ключевой параметр расчета требований к капиталу и резервирования
  11. Вопрос о семантической систематизации славянизмов (церковнославяно-русских полисемантов)
  12. 1.6. Исполнительная власть и государственное управление.
  13. Заключение
  14. Основные результаты и выводы исследования
  15. Введение