ГЛАВА 9. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

Важной стороной взаимодействия медицинского работ­ника и пациента является этика и деонтология — учения о нравственных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия Кроме того, наиболее важными проблемами считаются проблемы врачебной тайны, эвтаназии, сообщения паци­енту истинного диагноза его заболевания, паттернализ- ма, реконструкции личности при психотерапии и другие.

Некоторые из перечисленных проблем можно отнести к сфере правового регулирования диагностического и ле­чебного процесса. Однако традиции, существующие в об­ществе, нередко приводят к их столкновению. К при­меру, необходимость информировать онкологически боль­ного об истинном диагнозе его заболевания, обусловлен­ная правовым принципом, часто приходит в противоре­чие с точкой зрения врача или сообщества врачей о негу- манности данного действа, о необходимости использова­ния для поддержания психологически комфортного со­стояния пациента принципа «святой лжи».

Квалификация медицинского работника включает в себя такие качества, как уровень знаний и навыков, ко­торыми он обладает, и использование им в профессио­нальной деятельности нравственных принципов. Ни в какой иной специальности нет такой взаимообусловлен­ности этических и профессиональных качеств человека.

Медицинская этика и деонтология — это совокуп­ность этических норм и принципов поведениямедицинско - го работника при выполнении им своих профессиональ­ных обязанностей. Этика определяет законы морали и нравственности, нарушение которых зачастую не ведет к уголовной или административной ответственности, но при­водит к нравственному суду, «суду чести». Этические нор­мы поведения достаточно динамичны. В первую очередь, они подвержены влиянию общественных факторов и норм общественной морали.

В теоретическом плане задачами медицинской этики становится выявление этической оправданности и обосно­ванности моральных норм. В области медицинской этики

доминируют две теории морали: деонтологическая и ути­литарная. Первая считает основой нравственной жизни долг, выполнение которого связано с внутренним пове­лением.

Следуя долгу, человек отказывается от корыстно­го интереса и остается верен самому себе (И. Кант). Основ­ным критерием нравственности выступает честность. Вто­рая теория морали исходит из убеждения о том, что кри­терием оценки поступков человека является полезность.

Принципы непричинения вреда, благодеяния и спра­ведливости вытекают из клятвы Гиппократа и соответ­ствующим образом нацеливают медицинского работника.

Конкретные этические нормы, применяемые в меди­цине, включают правдивость, приватность, конфиденци­альность, лояльность и компетентность. Этические нор­мы поведения врача, разработанные еще Гиппократом, в настоящее время все чаще подвергаются критическому анализу.

Сложной этической ситуацией считается инфор­мирование больного о диагнозе его болезни (к примеру, в онкологической практике). Проблема информированнос­ти больных в вопросе диагноза их онкологического забо­левания в отечественной медицине стоит достаточно ост­ро. Как правило, делается попытка разрешить ее на осно­ве не столько медицинских, сколько деонтологических или юридических принципов (А.Я. Иванюшкин, Т.И. Хмелев- ская, Г.В. Малежко). Подразумевается, что знание боль­ным диагноза своего онкологического заболевания поме­шает адекватному проведению необходимой терапии вслед­ствие возможной и «высоко вероятной» негативной эмо­циональной реакции пациента (вплоть до суицидальных попыток). В то же время неопределенность может нести защитные психологические функции (В.Н. Герасименко, А.Ш. Тхостов). С целью утверждения правоты той или иной позиции предпринимались попытки статистических исследований. Однако, неопределенность может нести и защитные функции. «В сущности, сообщение больному диагноза не снимает неопределенности, а переносит ее в другую, еще более важную сферу: в неопределенность про­гноза, который в онкологии не может быть окончатель­ным и достаточно определенным» (А.Ш. Тхостов). И в такой ситуации лучше, если больной будет не до конца знать, что с ним, чем зная это, будет думать о том, сколько ему осталось жить.

1.

<< | >>
Источник: Шкурсико Д. А.. Общая и медицинская психология. 2002

Еще по теме ГЛАВА 9. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ:

  1. Вопросы медицинской деонтологии и врачебной этики в клинике раннего детского возраста
  2. Глава 26. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ
  3. ГЛАВА 2. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  4. ВОПРОСЫ ДЕОНТОЛОГИИ И ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ
  5. Медицинская этика и деонтология в работе фельдшера скорой медицинской помощи
  6. Медицинская этика и деонтология в работе фельдшера скорой медицинской помощи
  7. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ
  8. РАЗВИТИЕ и ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ этики
  9. РАЗДЕЛ IX ОСНОВЫ ДЕОНТОЛОГИИ В НЕОНАТОЛОГИИ
  10. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
  11. Необходимость философского обоснования медицинской этики
  12. 26.1. Медицинская этика, деонтология:содержание и основные проблемы
  13. МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ
  14. ЗАНЯТИЕ 2КЛАССИЧЕСКАЯ (ГИППОКРАТОВА) МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА (ДЕОНТОЛОГИЯ). ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВРАЧУ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  15. Раздел 4. БИОЭТИКА КАК ОСНОВА И МЕХАНИЗМ СВОВРЕМЕННОЙ КОЭВОЛЮЦИИ НАУКИ, ПОЛИТИКИ И ЭТИКИ.
  16. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ ПЕДИАТРА
  17. 1.2. Вопросы медицинской деонтологии при профессиональных заболеваниях