<<
>>

ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО ВОПРОС о ПРОИСХОЖДЕНИИ человека

К началу четвертичного времени мир живой природы в результате чрезвычайно долгого процесса развития, продолжавшегося многие мил­лионы лет, начинает приобретать знакомый нам облик.

Это можно ска­зать прежде всего в отношении наиболее высоко организованных живот­ных, то есть млекопитающих, время особенного расцвета которых приходится на предшествующий четвертичному периоду третичный период.

В самом деле, уже к концу третичной поры уменьшается количество форм млекопитающих, которые поражали своим исключительным разно­образием в третичное время. Параллельно с обеднением мира млеко­питающих к концу этого периода происходит и более или менее заканчи­вается их специализация в определенных типах (травоядных, хищников, грызунов и т. д.) из обобщенных форм раннетретичной эпохи. Таким образом, в отложениях Европы, относящихся к самому начальному

времени четвертичного периода, мир млекопитающих оказывается уже представленным такими видами животных, которые и сейчас населяют леса и травянистые равнины Европы и Северной Азии.

Несколько иначе, видимо, стоит вопрос в отношении человека. Дей­ствительно, согласно общему закону биологического развития, чем выше организована данная форма, то есть чем она более сложна и совер­шенна, тем позже, как правило, она должна появиться в цепи возни­кающих форм.

При сравнении человека с окружающим миром животных не возни­кает сомнения в том, что человек должен быть поставлен во главе их прежде всего с точки зрения своей физической организации. Среди . других млекопитающих его выделяют такие признаки, как развитие мозга, которое далеко превосходит строение мозга самых в этом отно­шении высокостоящих животных — человекообразных обезьян. Ему свойственно вертикальное положение тела, в огромной степени облегчив­шее нагрузку мускулов, поддерживающих череп, в связи с чем находится также диференциация конечностей, освободившая передние конечности — руки — для разумной, целесообразной работы.

Таким образом, как существо высшей организации, человек должен был появиться позже других животных. В отложениях, относящихся к третичному периоду, остатки человека, действительно, до сих пор не известны; нужно думать, что они и не заходят вглубь этого времени.

Первые достоверные находки остатков нашего человекообразного Четвертич- предка приходятся на время, лежащее на рубеже третичного и четвер- ный тичного периодов. Можно сказать, таким образом, что появление человека Эра человека, отмечает новую эру в истории земли — четвертичный период, являю­щийся эрой человека, деятельность которого становится новым, чрезвычайно важным фактом в жизни природы[58].

Устанавливая родство человека с животным миром, нетрудно ука­зать очень много признаков из области сравнительной анатомии, эмбрио­логии, физиологии и т. д., которые ближайшим образом связывают человека с другими млекопитающими. Сравнительное изучение человека и животных дает в то же время достаточное количество фактов, позво­ляющих установить его ближайших родственников в ряду высших позво­ночных. Общеизвестно, что их приходится искать среди той группы обезьян, современными представителями которых являются орангутанг, гиббон, горилла и шимпанзе, обитающие в лесах Южной Азии, Зондских островов и экваториальной Африки.

В отличие от других, нижестоящих форм обезьян, эти виды объеди­няются в семейство антропоидов —■ человекообразных обезьян. Они имеют достаточное число характерных особенностей, которые позволяют рассматривать современных антропоидов как ближайших родственников человека. Сюда мы относим развитие головного мозга, так же как спо­собность к вертикальному хождению, правда у антропоидных обезьян проявляющуюся лишь в зачаточной форме. Сюда же относятся наме­чающееся выделение руки как органа действия, отсутствие хвоста и дру­гие черты, которые не известны у прочих обезьян.

Развитие

представ­лений

О единстве

происхож-

дения орга-является для нас совершенно бесспорным, лического

мира

Представление об эволюционном развитии всего органического мира^.

включая сюда и человека, неразрывно связанного со всей живой приро­дой, представление о том, что человек есть последнее звено в цепи; общей эволюции, результат скачка от биологического к социальному, —ι

Научное, то есть диалектико-материалистическое, понимание про-1 псхождения человека сложилось, в сущности, недавно как одно из ■ завоеваний быстро развивавшегося естествознания, поднятого на высшую ' ступень в гениальных трудах основоположников марксизма.

Первый серьезный удар теологическим учениям был нанесен посте­пенно прокладывавшей себе путь в науке теорией единства развития всего органического мира, которая устанавливает прямую связь и общ­ность происхождения человека со всеми другими животными существами. Эта теория, правда в еще не оформившемся виде, чувствуется уже в первых построениях натуралистов XVIII в., отражающих революцион­ную идеологию буржуазии периода ее борьбы с феодальной аристокра­тией за власть.

Собственно, начиная уже с Линнея, включившего в свою общую классификацию животных также и человека под обычным двойным латинским названием Homo sapiens,все крупные натуралисты волей- неволей становятся на этот путь в истолковании места человека среди окружающей его природы.

После Линнея естествоиспытатели-материалисты рассматривают че­ловека как одного из представителей млекопитающих, тесно связанного с ними всеми чертами своей организации. Этим признанием единства природы человека и животных намечается путь к идее единства развития всего животного мира, то есть к идее эволюции, усвоение которой было подготовлено в известной степени учением о непрерывности развития вселенной, одним из виднейших сторонников которого в XVIII в. был великий Ломоносов [59].

Я. Дарвин

<< | >>
Источник: Π. П. ЕФИМЕНКО. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ. ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ. ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК УКРАИНСКОЙ ССР. КИЕВ - 1953. 1953

Еще по теме ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО ВОПРОС о ПРОИСХОЖДЕНИИ человека:

  1. Вопрос о семантической систематизации славянизмов (церковнославяно-русских полисемантов)
  2. Секулярные славянизмы, христианские религионимы, церковнославянизмы и церковнославяно-русские полисеманты: вопрос о семантико-дискурсивной специфике
  3. Лексикографические пометы «церк.-слав.», «церк.» и «поэт.» как критерии выявления славянизмов
  4. 14. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права и индивидуализирующие их признаки.
  5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  6. 3.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.
  7. Введение
  8. Выводы по главе 1
  9. О секулярных славянизмах - стилистических синонимах общеупотребительных слов
  10. Высокочастотные морфосемантические гнезда как специфический объект исследования (на примере гнезда с корнем благ-)
  11. Особенности конструктивных решений вентилируемых фасадов с воздушными пространствами
  12. Виды медианоминации
  13. Церковнославянский язык как сакральное средство богообщения. Понятия и термины славянизм и церковнославянизм
  14. 3.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  15. 1.5. Семантика славянизмов как основание интерпретации религиозных мотивов
  16. Тенденции критического осмысления педагогической деятельности в зеркале представлений об идеальном учителе
  17. ПРИЛОЖЕНИЕ