<<
>>

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙШЕГО ИСКУССТВА

Чтобы попытаться разобраться в истоках изобразительного творче­ства людей палеолитического периода, приходится в особенности иметь в виду находки в пещерах Бланшар, Ла Ферраси и некоторых других.

Эти находки пока совершенно недостаточно оценены по тому значению, какое они имеют для понимания происхождения первобытного искусства вообще и его наиболее ранних проявлений в частности. Особенно большой интерес с этой точки зрения представляет вторая из них, стоянка Ла Ферраси.

Неплохо изученная, эта стоянка, составляющая целый комплекс палеолитических поселений разного времени, как известно, дала факти­ческий материал для ряда весьма ценных наблюдений. В частности, в культурных напластованиях так называемого большого убежища Фер­раси, относимых его исследователями к средней поре „ориньяка“, были сделаны находки, которые нельзя не поставить в прямую связь с опи­санными выше проявлениями изобразительной деятельности палеолити­ческих общин.

Так, уже в самом нижнем слое мощных напластований, относимых к указанной выше эпохе, исследователям посчастливилось сделать наход­ку плоской, грубо моделированной статуэтки, вырезанной из кости. Несмотря на все несовершенство работы, мастер, несомненно, стремился передать в ней черты знакомого нам женского образа с его массивной, крайне преувеличенной в своих формах фигурой. Ближе всего, пожалуй, эта статуэтка напоминает примитивные рельефные изображения жен­щины в профиль из Терм Пиала (Дордонь), относящиеся, бесспорно, к довольно ранней поре позднего палеолита, хотя более точно возраст их не мог быть установлен. В этом же слое была найдена неопределенная роспись на обломке известняковой породы, видимо свалившемся со сво­да, который, следовательно, был украшен какими-то изображениями.

В вышележащих горизонтах описываемых отложений было встречено множество изображений, столь же грубо выполненных нарезкой и одно­

цветным красочным рисунком на кусках известняка.

Часть из них, очевидно, происходит от обвалившихся стен пещеры, другие имеют вид довольно крупных плит с выглаженной поверхностью, на которой нано­сился рисунок.

таниях схвачены характерные черты изображаемого. В этих в прямом смысле слова перво­бытных рисунках можно рас­познать изображения живот­ных: лошади, льва, носорога, оленя и др. Лошадь воспроизво­дится чаще других. Любопыт­но, что животное относительно редко передается целой фигу­рой. Большей же частью это набросок самого характерного в изображении зверя — его головы.

Еще чаще в этих находках встречаются группы загадоч­ных чашечковидных ямок и углублений, которые Дидон, открывший такие же чашечко­видные знаки в пещере Блан- нор, совершенно наивно объя­сняет как приспособления для игры. Более правы, конечно,

Рис. 172. Известняковая плита с высечен­ными на ней различными изображениями (из третьего слоя главного убежища Ла Ферраси).

Особенно интересно то, что во многих случаях они оказались изло­маны и большей частью брошены изображением вниз, как будто с целью намеренного уничтожения. Все они сделаны очень примитивно: контур­ной нарезкой и черной или красной линией. Часто для композиции фи­гуры использовались естественные неровности или изломы камня, хотя в общем их смысл не возбуждает сомнения, так как в этих скупых очер­авторы (Капитан и Пейрони), считающие возможным поставить в связь с находками в Ферраси и Бланшар камни с чашечковидными углубле­ниями, которые идут через всю первобытную историю Европы и отношение которых к культовой обрядности вряд ли можно было бы отрицать.

Чашечковидные углубления в находках, сделанных в Ферраси, часто сопровождаются другими изображениями. Среди них на первом месте стоит знак, который должен быть истолкован как изображение признака женского пола (рис. 172). Это изображение часто встречается в место­нахождениях „среднеориньякского“ времени в Дордони. В подобных знаках некоторые авторы, в частности, например, Обермайер, склонны усматривать проявление эротизма, которое, по их мнению, свойственно „ориньякскому“ искусству и в трактовке описанной выше женской фи­гуры.

Однако к таким примитивным изображениям можно подходить с иной точки зрения. Без сомнения, в подобной тематике нельзя не видеть прямой связи с более поздним образом Костенок, Гагарина, Брассемпуи, Ментоны, Виллендорфа, в котором воплощено, лишь в бо­лее художественной форме, в сущности, видимо, то же представление первобытного человека, ставящее женщину в центре общественной жизни первобытной родовой общины.

В изображениях Ферраси, так же как в совершенно сходных изо­бражениях, открытых в пещере Бланшар и других пещерах, эта идея

Знак пола

Характер древней­шего искусства

Попытки их истолко­вания

выражена только более примитивно, поскольку палеолитическое изо­бразительное творчество делает здесь, видимо, свои первые шаги. Интересно, как отмечалось, что в этих изображениях часто применяется принцип pars pro toto (часть вместо целого), который, кстати сказать, не всегда представляет явление упрощения, редукции, „отхода от реа­лизма", а мог быть в иных случаях и явлением первичного порядка.

Из этих фактов можно, таким образом, сделать следующие выводы. Палеолитическое изобразительное искусство в своих начальных формах вовсе не дано нам, как это представлялось раньше, в художественной вполне реалистической скульптуре типа Костенок, Брассемпуи или Ментоны. Оно появляется в более раннюю пору, причем одинаково и в скульптуре, и в линейной резьбе, и в живописной передаче, то есть носит в этом смысле вовсе не диференцированный характер, тогда как скульптура в качестве главной формы художественного выражения при­обретает значение уже в более позднее время, вместе с техническим овладением, прежде всего, костью как материалом для изделий. Уже в то раннее время людей особенно интересовал мир животных, за счет которых было возможно их существование, к числу таких изображений, кроме тех, которые были найдены в пещерах Ферраси и Бланшар, отно­сятся, нужно думать, группы наиболее древних рисунков в ряде пещер, очень ранний возраст которых и прежде не вызывал сомнений.

Изобразительное творчество в своих первых известных нам про­явлениях, опять-таки вопреки первоначальным взглядам, оказывается гораздо менее законченным, чем в последующее время. Сами изобра­жения животных имеют черты упрощенности как в смысле манеры воспроизведения, так и в господствующем принципе передачи части вместо целого. Они всегда даются в тесном сочетании со знаками и изо­бражениями определенно условного значения. Наконец, — и это осо­бенно для нас существенно, — мы приходим к выводу, что изображение женского начала играло большую роль уже в то древнейшее время, от которого сохранились наиболее ранние произведения палеолитического искусства. Таким образом, фигурки женщины, происходящие из палеоли­тических стойбищ более поздней эпохи, есть лишь наиболее совершенное в художественном отношении выражение идеи, корни которой уходят, возможно, еще в начальную пору позднего палеолита, если не в более раннее время.

<< | >>
Источник: Π. П. ЕФИМЕНКО. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ. ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ. ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК УКРАИНСКОЙ ССР. КИЕВ - 1953. 1953

Еще по теме ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙШЕГО ИСКУССТВА:

  1. Лекціи и изслѣдования ДРЕВНЕЙ ИСТОРІИ РУССКАГО ПРАВА. ТРЕТЬЕ ИЗДАНІЕ В. Сергѣевича С.-Петербургъ, 1903, 1903
  2. Конструктивные элементы зданий с бревенчатыми наружными стенами и дощатой обшивкой
  3. Приложение 13 Исходные данные для процедуры факторизации (на примере названий специализированных и узкоспециализированных изданий)
  4. 49. Результаты интеллектуальной деятельности как объекты гражданских прав: понятие, признаки охраноспособности, основания классифицирования, виды.
  5. Приложение 14 Результаты компьютерной обработки матриц экспериментальных данных методом главных факторов с помощью программы SPSS Statistics
  6. Π. П. ЕФИМЕНКО. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ. ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ. ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК УКРАИНСКОЙ ССР. КИЕВ - 1953, 1953
  7. О ПЛѢННЫХЪ ПО ДРЕВНЕМУ РУССКОМУ ПРАВУ (XV, XVI, XVII в-ька). И3СЛЕДОВАНІЕ И. д. Адъюнкта РишеЛьевскаГо Лицея Кандидата А. Лохвицкаго. МОСКВА. ВЪ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ типографіи, 1855
  8. 10.1. Сущность и признаки административного правонарушения
  9. Военно-духовные братства Востока и Запада / В. В. Акунов. - СПб.: Алетейя,2019. - 328 с.: ил., 2019
  10. Отечественная история: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Куди­новой, С.М. Нечитайлова. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн, ун-та,2004. - 193 с., 2004
  11. История России: учебное пособие / под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Кудиновой, - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,2013. - 167 с., 2013
  12. 2. Предмет гражданско-правового регулирования.
  13. 43. Объекты гражданских прав: понятие, общая характеристика, основания классификации и виды.
  14. 15. Правоспособность физических лиц: понятие, содержание и пределы.
  15. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  16. Церковнославяно-русский полисемант век
  17. Проблемы изучения коммерческой номинации в лингвистике
  18. Славянизм книга и библеизм книга жизни
  19. О секулярных славянизмах - стилистических синонимах общеупотребительных слов