<<
>>

3.1. Ценностные и коммуникативные основания модели идеального школьного учителя

Краткие замечания о развития США в начале ХХІ века

Современный этап развития американской педагогики, ее целей и перспектив характеризуется рядом особенностей. Третье тысячелетие за полтора десятка лет своего существования внесло массу изменений в политику, экономику, технологию, культуру и образование, что не могло не отразиться на личности школьного учителя.

Для обоснования понятия «идеальный школьный учитель» необходимо коротко охарактеризовать особенности развития США в начале XXI века, и как они повлияли на развитие школьного образования и идеал учителя.

В политическом и экономическом аспектах развития общества США не прекращают борьбу за мировое господство, при этом и другие крупные страны мира стали заявлять о себе как о сильных экономических державах. «Темпы роста ВВП Китая, Индии, Бразилии позволяют этим странам войти в группу крупнейших мировых экономик» [200]. Заметно усиливается конкуренция на всех уровнях, а продолжающаяся глобализация мира приводит к формированию международной системы многоступенчатой и многоуровневой взаимозависимости стран, основанной на механизмах сотрудничества, взаимовыгодного партнерства и конкуренции. Глобализация лежит в основе стратегии XXI века, а экономика США со своим потенциалом, развитым рынком является одним из важных сегментов глобальной мировой экономики. Транснациональные корпорации продолжают свою успешную работу как внутри страны, так и за ее пределами, развивая сеть своих филиалов и дочерних предприятий. Американизация и демократизация мира чувствуется на всех континентах, оказывая как позитивное, так и негативное воздействии на национальные экономики других государств.

Ощутимо присутствие американских военных сил во всех уголках земного шара. Миллиарды долларов тратятся на военные расходы, что приводит к значительному бюджетному дефициту, и негативно отражается на экономике США. Следовательно, финансирование других отраслей экономики (в том числе сферы образования)

218 осуществляется по остаточному принципу. Участие США в военных конфликтах вскрыло проблему терроризма и способы борьбы с ним, а также заставило расставить новые приоритеты в делах национального военного строительства.

Разразившийся глобальный финансово-экономический кризис негативно повлиял на международные экономические связи, внес коррективы в мировую политику. Кризис также вскрыл проблемы эффективности всех институциональных субъектов. Налицо очевидно, что США переживают неблагоприятные условия своего развития во многих отраслях экономики. Кроме того появляется много публикаций о потере долларом своих позиций в мире, о том, что США теряют свои позиции сверхдержавы, при этом все чаще слышны прогнозы об усилении влияния Китая и выдвижении его на роль главной экономики мира. Несмотря на все спекуляции, экономика США пока сохраняет позиции лидерства, и этому есть доказательства. Кроме упора на экономическое развитие страны, США в конце XX - начале XXI века обращают свое внимание на человеческий капитал, вкладывают финансы в социальное развитие общества, в интенсивное продвижение и внедрение инновационных технологий, в финансирование системы школьного образования и подготовки профессиональных учителей.

Кроме того, XXI век характеризуется внедрением и изобретением новых технологий, которые облегчают жизнь человека, позволяют сберегать источники энергии, экономить время и ресурсы, в том числе природные ресурсы и т.д.

На первый план выходят научные знания и разработки, ощущается потребность в высококвалифицированных кадрах, в развитии эффективной образовательной системы. США стоит в первых рядах по разработке и внедрению новейших технологий, вкладывая в технологии миллиарды долларов.

Эффективные технологии позволяют создавать и использовать новые источники энергии, роботизация заметно экономит материальные и человеческие ресурсы, повышая эффективность экономики и положительно влияя на благосостояние общества. Сверхмощные компьютеры позволяют решать сложные трудоемкие задачи. Телекоммуникационные технологии и социальные сети создают бесконечные возможности общения, обучения, обмена информацией в максимально короткие сроки. Замена в XXI веке виниловых пластинок и компакт-дисков цифровыми носителями информации, включая электронные книги, позволяет иметь целые библиотеки и фонотеки в одном гаджете. Трансплантация органов, создание искусственных органов и

современных протезов позволяет медицине уверенно шагнуть вперед, а главное, продлить жизнь человеку, сохранив его трудоспособность на долгие годы. Только квалифицированные специалисты, молодые перспективные ученые, которые получили хорошее образование, могут участвовать в разработке новейших высокоэффективных технологий, при этом невозможно развивать эти технологии, если не уделять должного внимания эффективному обучению молодых людей, начиная со средней школы, заканчивая университетом.

Несмотря на то, что США инвестирует огромные средства в развитие человека, в образование и науку, государство с трудом решает общенациональные социальные проблемами, среди которых выделяются следующие: большая разница в доходах бедных и богатых слоев населения, неудовлетворительное положение дел в системе школьного образования (особенно низкие баллы учащихся, получаемые на стандартизированных тестах), трудности адаптации новых иммигрантов, необходимость проведения реформ в системе здравоохранения, пенсионные реформы. Осознание перечисленных проблем произошло еще в последние десятилетия ХХ века, но актуальность их не уменьшается и сейчас. Почти две трети современных иммигрантов являются выходцами из стран Азии и Латинской Америки, которые в массе своей превалируют в численном составе, чем выходцы из Европы, и которые стремятся закрепить свою национальную идентичность, язык и традиции.

Глобализированное образование в идеале дает каждому человеку неограниченные возможности определить свое будущее предназначение, когда профессиональные умения и знания будут ассимилироваться с желаниями и потребностями каждой уникальной личности, при этом не идти вразрез с гражданскими установками и ценностями, принятыми в данном обществе. Очевидно, что изменение в качестве образования может быть достигнуто только при условии нового видения миссии школьного учителя и повышения его статуса в полиэтническом обществе. Кроме того, и учитель должен измениться, а именно: повышать свой профессиональный уровень, постоянно работать над компетентностью, обогащать знания в области многокультурного образования, внедрять новейшие технологии в преподавании своего предмета, использовать интерактивные технологии и новые методики. На государственном уровне следует пересмотреть содержание профессиональной подготовки педагогов с учетом изменившегося общества и развитием технологий. Среди

220 главнейших задач современного педагогического образования выделяются следующие: эффективное профессиональное образование учителей, в результате которого будущий учитель овладевает важнейшими профессиональными компетенциями, будет мотивирован к личностному развитию, будет внедрять инновационные технологии в своей работе, не останавливаться в изучении нового на протяжении всей жизни.

Р.Г. Сахиева в своем исследовании о модернизации профессионально­педагогической подготовки американских учителей (2004) подчеркивает, что современный учитель «творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель вариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии» [153].

Одной из основных проблем американской системы образования на современном этапе выступает многокультурная подготовка учителей. Многокультурный состав обучающейся молодежи требует от учителя специфических знаний и компетенций, важнейшими из них являются: ясная позитивная культурная идентификация, осознание собственной этнической принадлежности, культурных аспектов своей жизни и жизни учеников; принятие и уважение культурного многообразия. При этом идеальный школьный учитель должен не только знать и понимать культурное многообразие, но и видеть в нем не проблему взаимодействия учителя и разных по своим культурным, расовым, гендерным и религиозным признакам учеников, а, как отмечает М.Л. Воловикова, возможностью «интеллектуально и эмоционально обогатить учащихся, расширить их кругозор, помочь приобрести новый жизненный опыт» [42]. Современные программы педагогического образования содержат данный компонент среди обязательных дисциплин для изучения и методику применения многокультурного образования в классном пространстве.

В сфере образования США, как и в других странах, активно используются информационные технологии, разнообразные компьютерные программы, учителя имеют возможность пользоваться лучшими образовательными программами, обмениваться опытом и повышать свою квалификацию, просматривая видео-уроки лучших преподавателей, осуществляя консультации с опытными профессионалами напрямую или посредством сети интернет. Вместе с тем, как отмечает А.С. Кравченко,

«ввиду нарастающих тенденций глобализма в образовании, происходит согласование терминов и теорий. Электронные средства обучения во многом позволяют совмещать эти направления, создавать новые конструкты, одновременно появляются и согласованные ресурсы, новые средства педагогических измерений» [91, с. 46].

Реконструкция модели идеального школьного учителя США основана на критическом анализе исследований, посвященных генезису, развитию североамериканского образования, роли и миссии учителя, а также с учетом реалий современного общества.

Моделирование, будучи объективной и универсальной процедурой познания, позволяющей выявить определенные закономерности, широко применяется в педагогике. В самом общем, в теоретическом смысле модель представляет собой мысленный или знаковый образ конструируемого объекта / оригинала. Модель в научном контексте выполняет познавательную функцию, выступая средством объяснения, предсказания, толкования и эвристики. Именно в этом контексте мы будем рассматривать термин «модель идеального учителя». Модель идеального школьного учителя США - это воображаемый образ идеального, совершенного педагога, некий объективный эталон.

Модель идеального американского школьного учителя включает в себя совокупность личностных и профессиональных качеств идеального учителя, его ценностные установки, убеждения, наиболее благоприятный стиль педагогического общения в американских школах, а также развенчание мифов об идеальном школьном учителе США.

Рассмотрим ценностные и коммуникативные основания модели идеального школьного учителя США.

Эффективность деятельности североамериканской средней школы зависит от педагогов, преподающих в них. Именно на учителях лежит ответственность за обучение и воспитание молодого поколения с учетом ценностей современной жизни. В современных условиях развития США общество ожидает такого идеального школьного учителя, в котором бы сочетались вечные, неизменные (ядерные) качества и ценности, а также новейшие, соответствующие требованиям глобального общества начала XXI века.

Особенностью и ценностью работы идеального учителя является преобладающая умственная, аналитическая деятельность (Э. Мэнсфилд, М. Липман, Дж. Брунер, Т.
Гордон и др.). Обязательным условием роста учителя как профессионала своего дела является специальное педагогическое образование. Ценность преподавательской деятельности идеального педагога состоит не в финансовом вознаграждении, а в нравственной удовлетворенности от профессии и ощущение пользы этого нелегкого труда для всего общества. Также среди традиционных, вечных ценностей педагогической профессии можно назвать следующие: любовь к детям, искренность и справедливость в отношениях с учащимися, высокий профессионализм и творческая составляющая педагогической деятельности.

Вместе с тем, некоторые ценности могут трансформироваться по ряду причин, включая экономические, культурные, политические предпосылки, а также из-за изменений в мыслях и суждениях граждан. Так, в образовательной сфере США господствовала концепция педоцентризма, когда личность ребенка была в фокусе внимания и учителей, и воспитателей. Главная цель адептов педоцентризма была в том, чтобы сформировать наиблагоприятнейшие условия для обучения молодежи, а также воспитывать в учащихся нравственные качества.

Идеи прагматизма были актуализированы и востребованы в первой половине ХХ столетия не только в США, но и в других прогрессивных странах мира. Умозаключения Джона Дьюи и его сторонников нашли свое отражение в таки профессиональных характеристиках учителей, как знание психологии подростка, рефлексивные способности и навыки исследования. Кроме того, одной из ценностей идей прагматизма для идеала учителя - это профессиональный навык экспериментатора. Во второй половине ХХ века в педагогической мысли США складывается мнение, что развитие ребенка невозможно, если учителя не будут иметь условий для проявления их личностной самореализации. Творческий подход к своей профессии, интерес к педагогическим исследованиям выходят на передний план. Американская педагогика все более развивается в духе идей гуманизма. Гуманистический вектор педагогической деятельности включает в себя разносторонние знания учителя, владение культурой межличностного общения, способность к проявлению эмпатии и творческую составляющую профессии. В концепции гуманизма идеальный учитель с уважением относится к индивидуальным способностям ребенка и помогает их развитию. Обучение и коммуникация учителей и учащихся на эмоциональном и творческом уровне, способствующем развитию интеллектуальных способностей (Дж. Дьюи, Дж. Брунер и
др.). В такой деятельности знание приобретает иную ценность, это не просто знание само по себе, а возможность через общение, через создание системы отношений между учителем и учеником на принципах равноправия научиться чему-то новому, приобрести опыт. Дж. Брунер, считает, что на современном этапе развития общества в школах идет активный обмен опытом и идеями, в классах учителя и ученики проявляют свою готовность помогать друг другу. Кроме того, наблюдается стремление к оптимальному разделению труда и распределению ролей, присутствует «дружеская критика и самокритика» [33, с. 11]. Главной ценностью школьного образования Дж. Брунер видит в совместном творчестве учеников и учителей, а знания и умения проявляются как средства оптимизации такой совместной деятельности.

Какие ценности и убеждения являются базовыми для идеального американского школьного учителя? При постепенном ослаблении влияния традиционных институтов общества, таких как семья и церковь, школа продолжает быть тем единственным социальным заведением, которое так или иначе знакомит и прививает учащимся те ценности и те этические нормы, которые влияют на наше будущее. Поскольку культуры разных стран отличаются друг от друга, и этические нормы имеют свои исторические корни, в том числе и религиозные верования и др., существуют и универсальные ценности, жизненно важные для всех. М. Барбер, К. Донелли и С. Ризви выделяют следующие универсальные ценности: «уважение мнений, отличных от твоего

собственного; уважение людей вне зависимости от из благосостояния, расы, пола, сексуальной ориентации или происхождения; признания многообразия форм жизни на земле - не только человеческой жизни - и осознание опасностей, связанных с нарушением экологического равновесия; понимание того, что процветание общества обеспечивается соблюдением законов всеми его членами, и это процветание окажется под угрозой, если каждый человек или каждая семья будут поступать, как им заблагорассудится» [18, с. 163].

Известный теоретик и практик североамериканского школьного образования Роберт Слатер замечает, что «современное либерально-демократическое общество стремится отделить обучение как процесс формирования определенной системы ценностей от процесса обучения как передачи конкретных знаний в области письма, математики, чтения т.д.» [159, с. 88]. Общеизвестно, что вне зависимости от наших предпочтений и желаний в процессе изучения конкретных школьных дисциплин

224 подростки знакомятся с понятиями о моральных ценностях, среди которых Р. Слатер выделяет понимание важности упорно трудиться; выполнять определенные обязанности, даже если нет на это желания; преодолевать трудности, уважать взрослых и многое другое. При этом в школе, по мнению американского педагога, «учителя учат детей не только думать и решать проблемы, но и различать, что правильно и что нет, что хорошо и что плохо, что важно и что несущественно для жизни» [159, с. 88].

Американские школы на протяжении всей своей истории находились перед выбором тех способностей, которые необходимо было воспитывать в детях. Определенные способности считались базовыми, другие - второстепенными; шла дискуссия о том, какие способности в большей степени нужны были девочкам, какие - мальчикам; шел спор о воспитании способностей вне зависимости от гендерной принадлежности; и, в конце концов, особое внимание школьных учителей было адресовано одаренным детям, к которым требовался особый подход. Дж. Брунер отмечает, что «школьная программа и организация педагогического процесса всегда отражают не только явно провозглашаемые цели образования, но и культурные установки и традиции, характерные для данного общества» [33, с. 43].

Каким образом американские учителя прививают ценности молодежи? С момента открытия первых школ в США учителя воспитывали в учениках христианские добродетели и культ труда. Обучение и воспитание было в русле протестантской этики (индивидуализм, патриотизм, честность, нравственность, трудолюбие, позитивизм, нацеленность на успешность и др.). Внешнее проявление патриотизма - американские флаги, развешанные повсюду.

Наиважнейшей ценностью учителя является гуманизм. Педагог-гуманист - нравственная личность, с богатым духовным миром. Такой учитель полностью отвечает за свои мысли, за свою деятельность. Устремления учителя-гуманиста направлены на любовь к детям, добрые дела, заботу о молодом поколении. К гуманистическим ценностям относятся любовь, доброта, сочувствие, забота, альтруизм, совесть, честность, справедливость и другие. Педагог-гуманист имеет сформированное гуманистическое мировоззрение, нравственно ценностные ориентации, гражданскую ответственность. Идеального педагога-гуманиста отличает социальная активность, богатый духовный мир и готовность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Среди личностных и педагогических качеств наиболее

225 значимыми атрибутивными признаками гуманистического учителя являются любовь к детям и педагогической деятельности, наблюдательность, развитая интуиция, педагогический такт, целеустремленность, общительность, справедливость, терпение, умение владеть собой, оптимизм и чувство юмора. Он обладает организаторскими способностями, основу которых составляет умение сотрудничать с детьми. Кроме того, как справедливо отмечает отечественный исследователь О.К. Позднякова: «формирование нравственного сознания будущего учителя должно быть основано на развитии у него способности к морально-этической педагогической рефлексии, уровнями которой являются нравственно-педагогическая, морально-педагогическая и этико-педагогическая рефлексия» [137].

Школа является тем местом, где в большей мере сталкиваются люди с различными убеждениями и набором ценностей. На учителе лежит ответственность не допустить острых конфликтов ценностей, а найти способы терпимо относиться к чужим мнениям, установкам и убеждениям. Т. Гордон, рассуждая о конфликтах, которые могут встречаться в педагогической деятельности учителя, особо выделяет конфликты, имеющие дело с «убеждениями, идеалами, духовными ценностями, предпочтениями, личными вкусами» [52, с. 382]. Очень трудно прийти к консенсусу, когда речь идет о стандартах в одежде, прическах, требовании к нормативной речи, манерах и привычках в общении. Когда в пределах школы, так или иначе, встают вопросы патриотизма, религии, морально-этического поведения, а также полового выбора и даже наркотиков, то не представляется возможным однозначно прийти к какому-то решению, такие вопросы практически невозможно разрешить. Существуют такие вещи и отношения к определенным понятиям, ценностям, которые люди не будут менять ни при каких обстоятельствах, поэтому «они не могут быть темой для нахождения взаимоприемлемого решения» [Там же]. В рекомендациях, которые администрация американских школ дает учителю, поступающему на работу, содержится и такой совет: «По доброму относитесь к учащемуся, не обсуждайте с ним один на один вопросы на темы морали, политики и религии» [131].

Американский идеальный школьный учитель является демократом по своим убеждениям. С самого зарождения молодого североамериканского государства его основателями были заложены и закреплены принципы демократического его развития. Граждане США с воодушевлением приняли эти принципы, а учителя стали

пропагандировать основы демократии в школах. Молодое североамериканское государство воплощало в себе идеалы свободы и демократии, давало возможность каждому его жителю реализовать себя на новой родине. Получение базового образования являлось главной ступенью к мечте. Учителя-предметники призваны развивать, соответственно, языковую, историческую, математическую и мировоззренческую культуру с общей целью формирования демократических убеждений учащихся. Демократизация образования США, в трактовке А.В. Жуланова, есть «процесс развития (эволюции и прогресса) системы образования, как сложноорганизованной социальной системы от тоталитарных к демократическим формам, последовательно и максимально реализующих права и свободы личности в сфере образования» [70, с. 16].

Граждане демократичного общества, как правило, являются свободными (независимыми) в своих убеждениях. Однако институты, созданные для воспроизводства и поддержания такого общества, не могут быть свободными (независимыми). Любая система образования культивирует себе подобных людей, обладающих в той или иной мере способностью чувствовать и действовать определенным образом, придерживаться соответствующего поведения. Декларируемое в демократичном обществе право граждан участвовать в управлении, в целью удовлетворения всеобщих интересов, обусловливает предрасположенность образовательных учреждений к изучению и оценке таких ценностей, как свобода и равенство, взаимодоверие, главенство закона. США, воплощая идеалы демократического общества, опирается на школы и учителей, которые должны развивать соответствующие демократические черты характера ее учеников. И вновь ответственные для страны решения ложатся на плечи школьных учителей, поскольку, как отмечает Р. Слатер, «необходимо, чтобы учителя больше, чем другие граждане, осознавали и поддерживали принципы демократии» [159, с. 89].

В американских исследованиях, посвященных вопросами личного мировоззрения школьных учителей, особую ценность представляют те работы, в которых делается акцент на установки, значения, понимания педагогами сложных вопросов, связанных с теорией и практикой образования, а также рефлексии их педагогической деятельности. К сожалению, ожидания будущих школьных учителей часто не совпадают с реальностью школьных будней. Представляется целесообразным раскрыть некоторые

227 мифы об идеальном американском школьном учителе, которые помогают расставить правильные акценты в модели личностных и профессионально важных качеств идеального учителя.

Для раскрытия содержания мифических представлений о профессиональной деятельности американского школьного учителя и его доминантных характеристик обратимся в трудам известного американского психолога и педагога Томаса Гордона (1918 - 2002), который сделал удачную попытку развенчать эти мифы. Будем отталкиваться от положения, что учитель (даже если он и претендует на звание идеального педагога) является живым человеком, с тем или иными недостатками.

Один из мифов состоит в том, что идеальный учитель «спокоен, невозмутим, никогда не показывает своего раздражения. Он никогда не выходит из себя и не проявляет своих эмоций» [52, с. 41]. Учителя склонны проявлять свои эмоции, эмоционально нейтральный педагог никогда не будет считаться хорошим, тем более идеальным наставником. Идеальный учитель умеет контролировать свои эмоции, он проявляет их уместно ситуациям и обстоятельствам, требующим эмоционального отклика. Согласно исследованию типов личности Майерс-Бриггс, анализ которого был представлен во второй главе данной работы, большинство женщин-учителей принадлежат к эмоциональному типу личности, они отзывчивы, восприимчивы, искренне проявляют свои эмоции, оказывают моральную и психологическую поддержку детям, выступая иногда в роли «мамы» для своих подопечных.

Следующий миф связан с представлением общественности о том, что хороший учитель всегда справедлив к детям и относится к ним беспристрастно. При этом он не выделяет детей по каким-то признакам, например способностям, национальной или гендерной принадлежности. При этом идеальный учитель ни в коем случае не расист. Многонациональный состав школьников в США складывался с самого зарождения североамериканского демократического государства. После отмены рабства темнокожие представители страны получили права и осознали ответственность за свои поступки и свою судьбу. Равный доступ к школьному образованию для всех детей был провозглашен официально, но в реальности не все дети имели равные права и возможность ходить в лучшие школы страны. Учителям пришлось не только адаптироваться к многонациональному составу учащихся, но и выработать иммунитет к тем проблемам, которые они каждый день решали, как только переступали порог

228 школы. Утверждение о беспристрастности учителя по отношению к своим ученикам вызывает сомнение. В глубине души учитель имеет свое мнение о каждом ребенке, но не позволяет своему раздражению, удивлению, неприязни или восторгу проявляться открыто на аудитории.

Третий миф как раз связан с тем, что учитель умеет сдерживать свои искренние, настоящие чувства от учеников, при этом он должен контролировать свои эмоции. В большинстве случаев хорошие учителя так и делают, но не скрывается ли здесь лицемерие, обман и неискренность? Ученики - хорошие барометры, способные за несколько секунд определить искренность и формальную приветливость / заинтересованность, обман и настоящие чувства.

Следующее распространенное мнение об идеальном учителе гласит, что он одинаково нейтрально относится во всем ученикам. Он не позволяет себе иметь фаворитов. Если учителю и удаётся не показывать свое особое расположение к некоторым ученикам, дети всё равно скоро узнают, кто является любимчиком у учителя в их классе. Скрыть особое отношение к определенным детям практически невозможно.

Очередной миф сводится к тому, насколько идеальный учитель может создать прекрасную, продуктивную, «стимулирующую среду обучения, которая раскрепощает детей, но обеспечивает тишину и порядок» [52, с. 41]. Теоретически данный миф имеет место быть в особых условиях, например в престижной частной школе с отобранными детьми. Но даже и там дети не смогут подолгу прибывать в тишине и соблюдать идеальный порядок, просто потому, что они - дети.

Шестой миф утверждает, что учителю свойственна последовательность. Подразумевается, что идеальный учитель не меняет своего убеждения, мнения, относится к детям непредвзято, практически никогда не ошибается. При этом ничего не забывает и не показывает своего дурного настроения. Любой человек - это живое существо со всеми своими плюсами и минусами. Учитель тоже может сделать ошибку или забыть важную деталь, главное во всем этом - признать свою оплошность и постараться изменить ситуацию в лучшую сторону.

Седьмой миф гласит о том, что идеальный учитель может ответить на все вопросы. Он - умнее и мудрее его воспитанников. Утверждение о том, что учитель знает, как ответить на любой вопрос - не просто миф, а глубокое заблуждение. Идеальный школьный учитель действительно много знает и имеет большой опыт

преподавания, но он никогда не скажет, что знает всё, а может признаться, что не может разъяснить что-то ввиду недостатка знаний / информации и вместе со своими учениками постарается найти ответы на сложные вопросы. При этом будет создана совместная познавательная деятельность, где и учитель, и ученик на равных будут искать и анализировать информацию. Хороший учитель, как правило, не будет утверждать, что знает все, поскольку понимает, что некоторые ученики более осведомлены в некоторых сферах и областях знаний ввиду их любознательности.

И последний миф, на который указывает Т. Гордон, гласит о том, что хорошие учителя «поддерживают друг друга. Они выступают «единым фронтом» перед учениками, независимо от собственного мнения, ценностей или убеждений» [52, с. 42]. Не согласимся с данным утверждением, поскольку всем известно, что учителя в школе не всегда представляют собой сплоченный коллектив единомышленников, многие редко общаются между собой, а другие имеют свою собственную точку зрения по всем вопросам. В отдельных случаях учителя могут найти себе поддержку в коллективе педагогов, но каждый учитель при этом может иметь свои убеждения и не соглашаться по некоторым вопросам с другими коллегами.

Перечисленные мифы об идеальном педагоге воспринимаются общественностью как некие правила о том, что должен представлять собой идеальный школьный учитель. При этом учителя наделяют идеальными характеристиками, которые не всегда ему присущи. Получается, что идеальный учитель поставлен выше человеческих слабостей, и должен «в равной мере быть честным, последовательным, заботливым, сострадательным и к тому же отличным организатором. Одним словом, учитель - средоточие добродетелей» [Там же].

В действительности многие практикующие учителя хотели бы обладать характеристиками, перечисленные в мифах. Но когда они начинают критически сравнивать свою личность с идеальными характеристиками, то понимают, что во многом не соответствуют званию идеального педагога. Томас Гордон призывает педагогов и всех заинтересованных в вопросах образования лиц создать идеал американского учителя, приближенного к реальному человеку и который бы «позволил учителям стать обычными людьми» [Там же. С. 43].

Т. Гордон рассказывает об опыте работы одной учительницы, которая многие годы играла роль супервумэн, уверенная в том, что всё дает правильно. При этом она не

230 получала истинного удовлетворения от своей работы. Однажды она решила отказаться от этой роли и «быть просто человеком» [52, с. 43]. Именно с этого момента отношения этой учительницы с её учениками изменились; они стали более искренними, простыми и доброжелательными. «Несмотря на весь испуг от потери роли, я вдруг поняла, что именно теперь я могу учить, а школьники - учиться. А ведь я многие годы металась между собой настоящей и собой в роли учителя» [Там же].

Краткое заключение по параграфу

1. Модель личностных и профессионально важных качеств идеального школьного учителя США включает в себя ценностные основания и убеждения, которые существенным образом влияют на образ идеального учителя.

2. Выделены следующие гуманистические ценности, которыми руководствуются американские школьные учителя: любовь, доброта, сочувствие, забота, альтруизм, совесть, честность, справедливость. Гуманизм учителя, в первую очередь, направлен на ученика. Идеального педагога-гуманиста отличает социальная активность, богатый духовный мир и готовностью к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Среди универсальных ценностей: уважение чужих мнений, уважение людей вне зависимости от благосостояния, расы, пола, сексуальной ориентации или происхождения; соблюдение законов всеми членами общества.

3. Декларируемое в демократичном обществе право граждан участвовать в управлении, с целью удовлетворения всеобщих интересов, обусловливает предрасположенность образовательных учреждений к изучению и оценке таких ценностей, как свобода и равенство, взаимодоверие, главенство закона. США, воплощая идеалы демократического общества, опирается на школы и учителей, которые должны развивать соответствующие демократические черты характера ее учеников.

4. Базовым фактором для подготовки американских учителей должен стать баланс между исторически сложившимися, традиционными ценностями и новыми ценностями, появляющимися под воздействием современных тенденций развития общества, включая увеличивающийся информационных поток. В школьном образовании необходимо провести правильный вектор, отражающий наиболее значимые человеческие ценности, четко прописанные и обоснованные цели образования. В этом контексте учителю

231 необходимо предоставить относительную свободу в выборе средств, планировании, методическом обеспечении, использовании современных технологий обучения для успешного достижения основных целей школьного образования. Подготовка американского учителя должна в полной мере соответствовать требованиям современного общества. В первую очередь, программы колледжей и университетов должны соответствовать стандартам образования США.

5. Мифы об идеальном школьном учителе в большинстве своем расходятся в реальностью. В идеале учитель спокоен, невозмутим, не позволяет себе проявлять свои эмоции, однако на практике учителя склонны проявлять свои эмоции, а такое качество, как способность проявлять эмпатию, является важным личным качеством идеального школьного учителя. Утверждение о беспристрастности идеального школьного учителя по отношению к своим ученикам вызывает массу сомнений, поскольку у каждого учителя формируется свое мнение о каждом учащемся, а подростки на интуитивном уровне понимают, насколько искренне или формально к ним относится учитель. Утверждение о том, что идеальный школьный учитель может ответить на все вопросы - является еще одним мифом, поскольку хотя учитель действительно много знает и имеет большой опыт преподавания, но он никогда не будет утверждать, что знает всё. На практике идеальный школьный учитель организует совместную познавательную деятельность, в которой учащиеся и наставник на равных будут и анализировать информацию и искать ответы на сложные вопросы.

3.2.

<< | >>
Источник: АСТАПЕНКО Елена Владимировна. ИДЕАЛ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ АМЕРИКАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XX- НАЧАЛА XXI ВЕКА. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тверь 2019. 2019

Еще по теме 3.1. Ценностные и коммуникативные основания модели идеального школьного учителя:

  1. Модель личностных и профессионально важных качеств идеального школьного учителя
  2. Профессионально важные качества идеального школьного учителя
  3. Понятие «идеальный школьный учитель» в истории развития американской педагогической мысли
  4. Социокультурная обусловленность обращения к проблеме идеального школьного учителя в американской педагогической мысли
  5. Личностные качества идеального американского школьного учителя
  6. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  7. Трансформация представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1920-1950 гг.
  8. Новационное расширение представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1950 - 1980 гг.
  9. Тенденции критического осмысления педагогической деятельности в зеркале представлений об идеальном учителе
  10. Генезис теоретических представлений американских мыслителей об идеале школьного учителя в ХІХ веке