<<
>>

Социокультурная обусловленность обращения к проблеме идеального школьного учителя в американской педагогической мысли

Проблема идеального американского школьного учителя во второй половине XIX века актуализирована многими социокультурными детерминантами. США во второй половине века становятся страной развитого капитализма и превращаются в мировую супердержаву, готовую инвестировать средства в школьное образование как источник построения конкурентоспособного индустриального демократического общества.

Образование начинает рассматриваться как обязательное для граждан и как источник и залог конкурентоспособности и обороноспособности страны. При этом выполнение миссии обеспечения качественного решения образовательных задач возлагается на

школьного учителя.

Итак, первой детерминантой проблемы идеального школьного учителя второй половины XIX века выступил заказ государства и общества страны, превращающейся в мирового лидера.

Второй детерминантой проблемы идеального школьного учителя выступили вызовы мирового образования, в первую очередь, в передовых капиталистических странах (Англия, Франция, Германия и др.)

Третьей детерминантой выступила реальная ситуация в сфере обеспеченности педагогическими кадрами и системы их подготовки.

Значимой следует признать и четвертую детерминанту - собственно идеологическую составляющую формирования образа идеального школьного учителя США, отражающую его национальную специфику и колорит. Идеологическая составляющая североамериканского образования тесным образом связана с историческими особенностями социально-политического развития американского общества, послужившими базисом для ее формирования и развития на протяжении веков и определившего ее константные черты.

Для самосознания общества США второй половины XIX века характерны такие влиятельные идеологические концепции как (а) американское мессианство, основанное на образах поиска и нахождения земли обетованной на новом континенте; (б) идеология либертарианства, связанное с колонизацией новых территорий, освобождением от власти метрополии, движением аболиционизма и развитием американских демократических ценностей; (в) идеология супердержавы. Следует отметить, что эпоха формирования (г) установки на создание полиэтнического, поликультурного, полиязыкового и многоконфессионального общества в описываемый период еще не наступила. Следовательно к социокультурным детерминантам описываемого периода следует отнести первые три вида идеологии, а также потребность в школьном образовании как источнике обеспечения потребностей и нужд развития сильного индустриального демократического государства, предъявляющего претензии на статус супердержавы.

Подробнее рассмотрим социокультурные детерминанты, актуализирующие проблему идеального школьного учителя во второй половине ХІХ века в США.

Заказ государства и общества страны, превращающейся в мирового лидера

Американский народ, провозгласив 4 июля 1776 г. Декларацию о независимости и окончательно оформив принятием в 1787 г. Конституции Соединенных Штатов свою государственность как федеральной республики, объединившей первоначально 13 штатов, вступил на путь строительства правового демократического общества. При этом основатели североамериканского государства осознавали, насколько важную роль играют школа и нравственное воспитание в становлении государства.

Так, Томас Джефферсон (1743-1826), составивший в 1778 году проект развития системы образования в США (Билль о всеобщем распространении знаний), надеялся на осознание гражданами страны чувства моральной ответственности и важность поддержания порядка в государстве. Джефферсон подчеркивал, что дети могут стать счастливыми вне зависимости от условий жизни, куда направила их судьба, а успех и счастье зависят от совести, крепкого здоровья, выбранной профессии и ремесла, а также свободы и справедливости. Т. Джефферсон писал: «Молодых людей будут направлять в университет. самое важное и самое разумное в этом законе то, что люди получают возможность стать надежными и главными блюстителями собственной свободы. чтобы сделать народ также надежным, необходимо в какой-то степени усовершенствовать его дух» [197, с. 231]. План развития системы образования США явился логическим продолжением классического знакового документа «Декларация независимости», где Т. Джефферсон аргументировал национальную концепцию американцев - быть свободными гражданами и совершенствовать свои уникальные способности таланты, данные от Бога.

С момента обретения независимости правительство США разработало важные для того времени задачи экономического, культурного, социального и государственно­правового развития страны: увеличение территории, трансформация устоявшихся семейных и религиозных ценностей, установление «фермерского образа жизни», индустриализация, экономический рост. Следовательно, были созданы предпосылки для нового социального запроса на качественное среднее и высшее образование американских граждан. Между тем, своевременно выявилось, что отсутствия собственной, отвечающей запросам времени и национальным интересам страны педагогической теории вызывает тревогу и обеспокоенность. Кроме того, необходимо было разработать эффективные методики преподавания североамериканского варианта английского языка и истории США. Экономическое и сельскохозяйственное развитие

США диктовали необходимость введения в систему обучения новых важных предметов: основ агрономии, растениеводство, основы механики и др.

Потребность серьезных качественных реформ в школьном образовании в конце XIX века были продиктованы вступлением США в индустриальное общество и прогрессом в экономике. Реформа школьного образования в США началась с 1890-х годов одновременно с интенсивным развитием промышленности, экономики, значительные изменения в культурной жизни США. В североамериканской педагогической мысли второй половины XIX и начала XX веков на теоретическом уровне были разработаны важные положения многоаспектной демократизации системы образования. Переосмыслению подверглись педагогические цели, задачи, формы, методы и средства воспитания и обучения.

Вызовы мирового образования в передовых капиталистических странах (Англия, Франция, Германия)

В XIX веке в США появлялись разнообразные типы частного обучения, семейного и религиозного воспитания со своими специфическими целями: воспитание предприимчивости, индивидуализм, стать профессионалом своего дела, патриотизм, законопослушание, трудолюбие, стремление к успеху. До начала XIX столетия североамериканская школа развивалась, главным образом, на основе евангелических ценностей, определивших важность духовного воспитания на основе христианской морали, что не соответствовало интересам США в начале XIX века, когда экономическое развитие страны вывело ее на мировую арену как главного претендента на индустриальное господство.

В разработке концепции государственной школы в США участвовали многие прогрессивные педагоги и государственные деятели, среди которых выделяется Генри Барнард (1811-1900). Г. Барнард изучал не только американские, но и прусскую школу, где практиковались жестокая дисциплина, наказания, авторитарность учителей. Прусский вариант средней школы был неприемлем для североамериканских образовательных заведений. Более года Барнард путешествовал по всей Америке и собирал материалы по истории школьного образования в стране. Все исследования, статьи и размышления Барнарда были опубликованы в журнале Barnard’s American Journal of Education и явились предметом изучения и анализа недостатков школьного образования, профессиональной подготовки педагогов и других проблем. Главная

66 задача идеального учителя, по мнению Г. Барнарда, состоит в том, чтобы «тренировать, развивать и дисциплинировать способности, при помощи которых добываются знания, а не пытаться немедленно накопить знания» [208, с. 9]. Масштабные исследования, практические рекомендации, методические разработки Хораса Манна, Генри Барнарда и других педагогов способствовали разработке реформ школьного образования на государственном уровне.

В 1852 году в штате Массачусетс при непосредственном участии Х. Манна вступил в силу закон о всеобщем начальном образовании, и, постепенно штат за штатом, данный закон был реализован и охватил все школы страны к 1918 году. В 1868 году был основан «Департамент США по образованию», который был первым государственным учреждением, контролировавшим систему образования страны.

Как показывает история, в США экономическая и социальная жизнь в северных и южных штатах, на востоке и западе страны сильно разнилась, не говоря уже о сельских районах и индустриальных городах. Следовательно и школьное образование развивалось со своими особенностями, причем крупные города были консервативны по многим вопросам, включая основание совместного образования. Тем не менее, к концу XIX века всеобщее светское государственное школьное «совместное образование» было введено практически во всех штатах США. Название «совместное образование» (coeducation) стал использоваться американскими педагогами с начала 1850-х годов, вместо ранее использованного термина «смешанное образование» (mixed education).

В 30-40-е годы XIX века школы должны были решить проблему различия религиозной принадлежности учеников. В Нью-Йорке, например в это время более половины всех детей, посещающих школы, были в большинстве своем католиками из Ирландии, но американские школы пропагандировали протестантскую веру, поэтому на уроках можно звучали протестантские гимны, детей заставляли учить наизусть молитвы и псалмы, которые не имели ничего общего с католицизмом. Большая часть учителей негативно относились к ирландцам и их вере, что выражалось в манере преподавания и общения. Постепенно к началу XX века католики и протестанты, а также приверженцы других конфессий могли учиться в светских государственных школах совместного обучения.

Важно отметить, что проблема расовой дискриминации в обозначенный период оставалась неразрешенной. При этом афроамериканцы и евроамериканцы с середины

XIX века имели юридически подкрепленные права обучатся в школе на равных со всеми. Во всех штатах страны открывались образовательные учреждения для бывших рабов. Таким образом постепенно увеличивалось количество грамотных среди афроамериканцев, и заметно повысилось их культурное развитие. Этот процесс даже получил название «подъем расы» (uplifting of the raee), однако на практике в большинстве штатов темнокожее население страны обучалось отдельно от других. По большому счёту результаты обучения афроамериканцев значительно отставали от их светлокожих сограждан. Заметим, что и на сегодняшний день проблема образования афроамериканцев в Соединенных Штатах существует и не разрешена окончательно.

В конце XIX века Национальная Ассоциация Образования (The National Education Association) решила разработать стандартное содержание образования в США. Процесс подготовки национального «куррикулума», т.е. уникального американского стандарта образования взял на себя «Комитет десяти» (The Committee of Ten) в 1892 году. Комитетом руководил Чарльз У. Элиот, авторитетный педагог, ученый-химик, президент Гарвардского колледжа (в 1869-1909 гг.). Итогом работы было вынесено решение на одобрение правительством страны учредить «8-летнее «элементарное» образование (elementary education) и 4-летнее вторичное (secondary education) образование» [70]. Члены Комитета разработали четыре учебных плана, необходимых для поступления в университет. Вот как описывает сущность этих документов А.В. Жуланов: «Первые два были классическими (один с двумя древними языками и второй с одним латинским). Вторые два были реальными (один лингвистический, включавший изучение современных языков, второй - естественнонаучный)» [Там же].

Реальная ситуация в сфере обеспеченности кадрами

и системы их подготовки

В указанный период времени не существовало единой системы подготовки учителей. Будущие педагоги обучались лишь в нескольких педагогических заведениях, мало отличающихся от обычных средних школ. Не было разработано хороших программ подготовки школьных учителей, в итоге к детям приходили учителя, мало представляющие себе как преподавать и не имеющие достаточных квалификаций. Постепенно была создана сеть учебных заведений для подготовки учителей по типу французских нормальных школ. Программы школ были изменены, поскольку развитие экономики и общества в целом требовали внедрения и изучения естественных и точных наук, а также предметов прикладного характера. «Быстрые темпы роста образования в
США были тесно связаны с интенсивным развитием техники, вызванным постоянной нехваткой и высокой стоимостью рабочей силы» [198]. Постоянно усложнявшиеся производственные технологии в американской промышленности способствовали интенсивной замене простого труда более сложным и технологичным, требующим специальных навыков. При острой нехватке высококвалифицированных педагогических кадров в США наблюдалась нехватка школ и переполненность классов. Количество мигрантов возрастало в каждым годом. Одна из основных проблем, стоящих перед американским школьным учителем как во второй половине ХІХ века, так и по сей день - это многонациональный состав учащихся школ, а обучение при этом велось на английском языке. В течение долгого времени самыми востребованными были учителя английского языка, в задачи которых входило не только обучать, но и воспитывать в молодых людях американские ценности.

В отличие от образовательных систем большинства западноевропейских стран североамериканская школа изначально приспособила протестантские ценности, привнесенные в колонии англоязычными колонистами, а именно: трудолюбие, энтузиазм, индивидуалистический культ успеха, эффективность, рационализм, здоровый образ жизни.

Заселение в конце XIX и начале ХХ века североамериканского государства мигрантами обусловило сохранение и развитие в той или иной степени культурных обычаев и традиций переселенцев, которые привозили с собой не только материальные ценности, но и интеллектуальный багаж, традиции, предрассудки и культурные ценности. Представляется вполне естественным, что новые американцы пытались построить и организовать свою жизнь по образу и подобию той, какую вели прежде, а также создавать школы, которые были бы похожи по структуре на западноевропейские. При этом каждое сообщество, этническая группа и религиозное объединение людей обладали особыми идеями о целях и задачах воспитания и имели собственные суждения о ценностях и миссии школьного образования.

Время диктовало свои потребности, поэтому в школах пытались обучать детей, способных не только читать и писать. Попытку американизировать всех прибывших в страну нельзя назвать успешной. В беседе с корреспондентом АиФ (2004, № 19, C. 4) известный социолог Эмиль Паин в ответ на вопрос «Почему же США удалось переварить всех иммигрантов в единую нацию?» сказал: «Это иллюзия. Американцы
думали, что их «плавильный котел» все переплавит. Но оказалось, что они варили суп, а получился салат. Не работает «котел» и в Западной Европе. Арабы остаются арабами, турки - турками» [8, с. 92]. Но всякий социум, всякая большая, средняя или малая социальная группа, любой этнос или супер этнос формирует свою культуру, в которой отражаются традиции и обычаи. Обучение в школах детей разных национальностей и культур представляет собой очень сложный и трудоемкий процесс, требующий от учителей особых знаний и компетенций.

Идеологическая составляющая формирования образа идеального школьного учителя

Среди основных течений американской педагогической мысли второй половины XIX века, а также начала XX века можно выделить следующие.

Либеральное течение, направленное на методичное проведение демократических и гуманистических ценностей в системе образования. Философские источники - республиканские ценности этнической, религиозной и гендерной толерантности, американский индивидуализм (Г. Барнард, К. Бичер, Дж. Дьюи, Э. Паркхерст, Дж. Филбрик, Дж. Свитт и др.).

Консервативное течение было ориентировано на удержание расовой, национальной, гендерной дискриминации в североамериканской школе. Теоретической базой консервативного течения выступили научный расизм (Ж. Кювье, И. Кант, М. Грант, Т. Стоддард и др.), доктрина исключительности и мессианства, идеи англосаксонского патриотизма, доктрина социального дарвинизма (Г. Спенсер, Т. Мальтус, Ф. Гальтон, Ф. Ницше, Э. Геккель).

Традиционалистическое течение (Э. Дюркгейм, В. Дильтей, П. Наторп, Б. Рассел, М. Макмиллан) - удержание устоявшегося порядка и устройства американской школы как фундамента общественной системы в заокеанском обществе. Теоретические основы данного течения - это руссоизм и концепция «социальной стабилизации».

Помимо перечисленных течений большое влияние на развитие и совершенствование образования в США повлияли философские концепции, активно обсуждаемые в конце XIX веке, начале ХХ века - идеализм (главным образом идеи Платона и Гегеля), прагматизм и инструментализм (Ч.С. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи), религиозные учения, отображенные философией неотомизма (Ж. Маритен, Р. Хатчинз М. Адлер), а также теории экзистенциализма (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, В. Франкл,
К. Ясперс, Р. Мэй) и рационализма (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Р. Декарт, Г. Гегель). Важно заметить, что исследования Чарльза Дарвина внесли некоторые изменения в структуру и содержание образования в США. Обоснование Ч. Дарвином развитие человека и всего живого на земле естественными причинами, а не божественным проведением вызвало бурный отклик среди ученых и общественности всего мира, поскольку подрывала идеи христианства. Тем не менее, эта теория оказала огромное влияние на весь образовательный процесс.

К середине XIX столетия в США произошло усиление внешнего влияния США и одновременно совершенствовалась система школьного образования. По степени усовершенствования образования Северная Америка в это время ощутимо перегоняла западноевропейские страны, хотя в дидактике, методах и теоретических основах была обозначена непоследовательность и противоречивость применяемых концепций. Научно-технический прогресс потребовал внесений изменений в содержание образовательных программ, количественном и качественном определении области знаний, новых компетенций и умений учителей, новых знаний, умений и навыков для учащихся.

Анализ особенностей развития образования в США позволяет прийти к выводам о том, что к концу XIX века оно значительно отличалось от аналогичных школ других стран по структуре, методами организации управления, источниками финансирования, самой организацией учебного прогресса. Выделим преимущества и недостатки школьного образования в США к концу XIX века.

Среди достоинств укажем на следующие: разнообразие типов средних учебных заведений, децентрализованность управления школами, массовость начальной средней школы, опыт работы учителей с разными контингентами учащихся, включая многочисленные группы мигрантов, осознание важности теоретических и практических педагогических исследований как неотъемлемой части подготовки преподавательских кадров.

Недостатки системы образования США в означенный период: отсутствие единой национальной системы школьного образования, соединение разных по своей сути методологических подходов к образованию, существование большого количества школ начального образования при недостатке учебных заведений, подготавливающих высококвалифицированных учителей. Указанные недостатки системы образования

71 тормозили развитие экономики и требовали изменений в структуре и содержании школьного образования в США.

Политика трансформации школьного образования в практическое, прикладное получило свое развитие в педагогических идеях Джона Дьюи и других прогрессивных педагогов, чьи идеи нашли свое применение в начале ХХ века.

Краткое заключение по параграфу

Главнейшими социокультурными детерминантами, обусловившими ход и развитие педагогической мысли США во второй половине XIX века и актуализировавшими проблему поиска идеального школьного учителя, выступили следующие: (1) заказ государства и общества страны, превращающейся в мирового

лидера; (2) вызовы мирового образования, в первую очередь, в передовых

капиталистических странах (Англия, Франция, Германия и др.); (3) реальная ситуация в сфере обеспеченности педагогическими кадрами и системы их подготовки; (4) идеологическая составляющая формирования образа идеального школьного учителя США, отражающей его национальную специфику и колорит.

На самосознание общества США оказали влияние такие идеологические концепции как (а) американское мессианство, основанное на образах поиска и нахождения земли обетованной на новом континенте; (б) идеология либертарианства, связанное с колонизацией новых территорий, освобождением от власти метрополии, движением аболиционизма и развитием американских демократических ценностей; (в) идеология супердержавы.

Быстрый рост экономического, технологического, культурного, научного развития США в середине XIX века явился стимулом изменений в образовательной политике страны. Неоднородный состав населения США в этническом, расовом и языковом отношении заставил законодателей и разработчиков внести существенные коррективы в содержание учебных программ и постановки целей и задач школьного образования в указанный исторический период, а также послужил основой понимания проблем и особенностей всей системы американского образования.

Одним из наиболее влиятельных деятелей образования США был Хорас Манн (1796-1859), член сената штата Массачусетс. Заслуга Х. Манна состоит в том, что был

создан комитет, занимающийся вопросами образования (1837 г.), который он возглавил. Просветитель отстаивал права негров, основал первые педагогические институты, разработал основные принципы государственной системы просвещения в штате. Х. Манн был последователем различных национальных общественно политических, движений: аболиционизма (политическое течение за отмену рабства в США), Джефферсонианство, а также унитаризм. Кроме Х. Манна вопросами образования в стране серьезно занимался Генри Барнард. Свои исследования, анализы состояния школьного образования в США, статьи он опубликовывал в журнале Barnard’s American Journal of Education, которые широко обсуждались педагогами и законодателями по всей стране.

Знаковым событием США 1852 года было вступление в силу закона о всеобщем начальном образовании, принятом пока в штате Массачусетс, но постепенно штат за штатом, данный закон был реализован и охватил все школы страны к 1918 году.

В 1868 году был учреждён «Департамент США по образованию», первый государственный орган, контролировавший систему образования США.

К концу XIX века в США ввиду функционирования разнообразных типов частного обучения, семейного и религиозного воспитания обозначились свои особые цели и задачи обучения и воспитания, а именно: воспитание предприимчивости, стремление стать профессионалом в выбранном виде деятельности, индивидуализм, законопослушание, патриотизм, трудолюбие, стремление к успеху. Преобладание евангелических ценностей, определивших важность духовного воспитания на основе христианской морали, не отражало в полной мере интересы США в XIX века, когда страна стала претендовать в экономическом отношении на индустриальное господство.

Образовательные программы североамериканских школ второй половины XIX века в своей основе составлялись по образу и подобию их европейских аналогов.

Среди основных течений североамериканской педагогической мысли второй половины XIX века и начала XX века можно выделить следующие: либеральное, консервативное и традиционалистическое. Идеал учителя под воздействием либерального течения включил в себя такие профессиональные качества, как: воспитание республиканских ценностей этнической, религиозной и гендерной толерантности и американского индивидуализма. Учитель с сильными консервативными убеждениями не отвечал требованиям идеала школьного учителя в
развивающемся демократическом государстве.

Одним из отличительных профессиональных качеств идеального школьного учителя в США традиционалистического направления выступило сохранение традиций американской школы. Здесь можно утверждать о таком явлении, как «неотрадиционализм», поскольку под традиционализмом имеется в виду опыт Европы и остального мира. В связи с этим представляется целесообразным в виде таблицы обозначить идеологические корни, определившие развитие североамериканской традиции педагогической мысли.

Таблица 1 - Идеологические корни (background) формирования идеала школьного учителя в североамериканской традиции педагогической мысли

Background (ключевые идеологические источники особенностей северо­американской педагогической мысли) Константы американской педагогической традиции идеального школьного учителя
Христианское реформаторство 1. Энтузиазм идеального учителя.

2. Новаторство и приоритет нового перед старым, проверенным в Европе, «тради­ционалистским» подходом во всем.

3. Успешная личность.

4. Активизм, культ труда, эффектив­

ность, культ успеха, рационализм, экономность, расчетливость, отсутствие лишней лирики, умение объяснять, любовь к профессии и детям,

индивидуализм, уверенность в своем предназначении.

Строительство нового общества на новой земле 5. Диалог-спор с европейской традицией.

6. Американский патриотизм и особая американская открытость.

(Геополитические особенности США в контексте современной глобализации определяются сложившейся культурной традицией)

Преимущества развития системы школьного образования в США в середине XIX

74 века заключались в разнообразии типов средних учебных заведений, отвечающих требованиям различных категорий населения. Децентрализованность управления школами также имела свои плюсы: в каждом отдельном штате реализовывались свои программы, необходимые для удовлетворения запросов штата. Массовость начальной средней школы значительно увеличила количество грамотных молодых людей. Учителя приобрели опыт обучения разных контингентов учащихся, включая многочисленных групп иммигрантов. Без осознания важности теоретических и практических педагогических исследований как неотъемлемой части подготовки преподавательских кадров невозможно представить идеал школьного учителя.

Среди недостатков системы образования США в середине ХІХ века значится отсутствие единой национальной системы школьного образования. В преподавании наблюдается смешение дидактических средств и методологических подходов, что приводит к разных результатам обучения. В США наблюдается большое количество школ начального образования при острой нехватке учебных заведений, подготавливающих квалифицированных учителей. Необходимо отметить, что в рассматриваемый исторический период еще не была разработана единая система подготовки педагогических кадров, хороших программ подготовки школьных учителей было крайне мало. В результате в школах работали педагоги с недостаточными знаниями и квалификациями. Указанные проблемы тормозили экономическое развитие страны, требовали изменений в структуре и содержании школьного образования, а также высшего педагогического образования.

1.3.

<< | >>
Источник: АСТАПЕНКО Елена Владимировна. ИДЕАЛ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ АМЕРИКАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XX- НАЧАЛА XXI ВЕКА. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тверь 2019. 2019

Еще по теме Социокультурная обусловленность обращения к проблеме идеального школьного учителя в американской педагогической мысли:

  1. Понятие «идеальный школьный учитель» в истории развития американской педагогической мысли
  2. Личностные качества идеального американского школьного учителя
  3. Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБОСНОВАНИЯ АМЕРИКАНСКИМИ МЫСЛИТЕЛЯМИ ИДЕАЛА ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
  4. АСТАПЕНКО Елена Владимировна. ИДЕАЛ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ АМЕРИКАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XX- НАЧАЛА XXI ВЕКА. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тверь 2019, 2019
  5. Астапенко Елена Владимировна. ИДЕАЛ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ АМЕРИКАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тверь - 2019, 2019
  6. Тенденции критического осмысления педагогической деятельности в зеркале представлений об идеальном учителе
  7. Профессионально важные качества идеального школьного учителя
  8. Модель личностных и профессионально важных качеств идеального школьного учителя
  9. Генезис теоретических представлений американских мыслителей об идеале школьного учителя в ХІХ веке
  10. 3.1. Ценностные и коммуникативные основания модели идеального школьного учителя
  11. Глава 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ОБОСНОВАНИЯ ИДЕАЛA ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В США В НАЧАЛЕ ХХ! ВЕКА
  12. Новационное расширение представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1950 - 1980 гг.
  13. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  14. Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ США В ХХ ВЕКЕ