<<
>>

Понятие «идеальный школьный учитель» в истории развития американской педагогической мысли

Учитель выступает ключевой фигурой педагогического процесса во всем мире. Оценка профессиональной деятельности школьного педагога обычно связана с опорой на критерии идеального учителя. Понятие «идеальный школьный учитель» может передаваться в традиции педагогической мысли страны, континента, культуры, сохраняя свои сущностные свойства под разными названиями.

Понятие «идеальный школьный учитель» относится нами к ключевым элементам культурной и педагогической мысли исследуемого исторического периода в развитии школьной педагогики США. Неудивительно, что учитель мыслится как субъект педагогического процесса, как движущая сила этого процесса, как ее источник. При этом в традиционной (протестантской) культуре США фигура учителя рассматривается как ключевой фактор формирования духовного состояния наиболее активной и динамично развивающейся части общества. Формированию педагогической традиции страны сопутствует формирование идеала педагога.

Образование в мире связано не только с обучением в школе. Школа является одним из институтов социализации подрастающего поколения. Мы живем в эпоху бурных изменений, когда основная функция школы как социального института уже не воспринимается обществом как нечто само собой разумеющееся. В связи с этим возникает целый ряд вопросов о том, какие ожидания мы возлагаем на сегодняшнюю школу, какую роль она играет в жизни людей, должна ли она воспроизводить существующую культуру, каким мы видим идеального школьного учителя? При поиске ответов необходимо учитывать мировой опыт, в том числе опыт наиболее успешных стран мира, к каковым можно отнести и США. Поскольку понимание современного состояния вопроса заставляет нас учитывать его истоки, для обоснованного ответа необходимо проследить динамику социокультурных вызовов и ответов, данных ранее в изучаемой национальной педагогической традиции, а также направления педагогических исследований, определивших развитие системы школьного образования в США и в мире, существенным образом оказавших влияние на приоритетные качества
идеального школьного учителя США.

Крупнейшим направлением развития педагогических концепций в США и во всем мире выступил гуманизм. Гуманистический вектор педагогической деятельности идеального школьного учителя включает в себя разносторонние знания, владение культурой межличностного общения, способность к проявлению эмпатии, творчество, уважение учащегося, содействие развитию индивидуальных способностей ребенка. Обучение и коммуникация строится на взаимном доверии, творчестве и во взаимосвязи эмоционального и когнитивного компонентов. Гуманистические концепции образования в США представлены следующими направлениями:

1) Традиционная христианская педагогическая антропология, связанная с кругом приходской жизни и учением церкви о человеке, а также с общественными практиками воцерковления детей и открытием церковно-приходских школ, в которых образ учителя и образ пастыря, т.е. духовного наставника, составляет единое неразрывное целое.

2) Педагогическая антропология (А. Маслоу и др.);

3) Экзистенциализм (Р. Мэй и др.);

4) Педагогика диалога (К. Роджерс и др.);

Рассмотрим главные идеи представителей гуманистической направленности развития образования в США с точки зрения приоритетных качеств идеального школьного учителя.

Традиционная христианская педагогическая антропология

В исторический период США, характеризуемый учеными периодом «Новая Англия» (1620 - 1744 гг.), еще не сложилась система школьного образования как такового. Христианский пастырь, пользующийся заслуженным авторитетом в обществе, становится школьным учителем. Он имеет нравственный авторитет, харизму, убежденность, служит личным примером. Христианский учитель-пастырь уделяет повышенное внимание требованиям христианской и общественной морали христианской общины. Вера в Бога и протестантская этика служат фундаментом личностных и профессиональных качеств идеального американского школьного учителя. Неслучайно уже в период Новой Англии проявляются следующие константы идеального школьного учителя: энтузиазм, трудолюбие, рационализм, оптимизм и активизм. Образовательная парадигма в указанный период основывается на христианских добродетелях и культе труда. Как правило, учитель одновременно

45 является проповедником, духовным деятелем, авторитетом христианской общины. Идеальный школьный учитель в концепции христианской педагогической антропологии - образец достойной нравственной личности, источник ценных знаний, а также организатор учебного процесса.

Педагогическая антропология

Сущность антропологического подхода в педагогике состоит в соотнесении любого знания со знаниями о природе человека, таким образом возникает интеграция человека в педагогику. Видным представителем педагогической антропологии является американский ученый Абрахам Гарольд Маслоу(1908-1970), который оказал огромное влияние на развитие мировой психологии и гуманистической педагогики. А. Маслоу разработал теорию, объединяющую в себе различные идеи о развитии личности, нацеленную на раскрытие потенциала человека и предлагающую конкретные решения образовательных задач и достижения педагогических целей. В отличие от бихевиоризма и психоанализа психолого-педагогическая концепция А. Маслоу считается наиболее подходящей для раскрытия личности учеников, так как главная ее идея состоит в признании свободной и развивающейся личности. Наибольший интерес для понимания особенностей развития личности представляют собой следующие произведения А. Маслоу: «A Theory of Human Motivation» (1943), «Personality and patterns of culture» (1950), «Self-actualizing People: A Study of Psychological Health» (1950), «Understanding Human Motivation» (1958). Повышенный интерес в теории А. Маслоу вызывает модель иерархии потребностей. Знаковая концепция А. Маслоу - это самоактуализация, которая считается высшей целью развития человека, ориентированная на идеалы развития личности. Рефлексивный анализ ключевых проблем гуманистической теории Абрахама Маслоу позволяет предположить, что основная задача образования состоит в овладении продуктивными способами мыслительной деятельности. Идеальный школьный учитель, в первую очередь, должен овладеть формами и методами обучения, способствующими саморазвитию и самоопределению учащегося, эффективному раскрытию его индивидуальных особенностей, созданию условий, при которых ребенок сам захочет учиться. В процессе обучения идеальный учитель предоставляет ученикам максимум возможностей найти себя, быть инициативным, развивать свои способности. Идеальный школьный учитель априори владеет педагогической теорией и эффективными методиками обучения и воспитания. Теория личности А. Маслоу стала

46 теоретической основой реформирования системы американского образования в середине XX века.

Экзистенциализм

Формирование экзистенционально-герменевтического направления в западной философии образования происходило в Федеративной Республике Германии в конце 1950-х годов как одно из разновидностей обоснования различных гуманитарно­педагогических концепций, касающихся различных составляющих духовного мира человека. Вместе с тем, педагогика свободы направлена на создание и апробацию средств, способствующих саморазвитию человека, его самоопределении в жизни, самореализации.

В современной педагогической антропологии, педагогике свободы, герменевтике и экзистенциализме смысл философии образования заключается в выявлении сути образования, в формировании нового образа человека, а также в поиске идеального педагога. Идеи экзистенциализма оказали заметное влияние на исследования американских ученых. Ярким представителем экзистенциализма признан американский ученый Ролло Мэй(1909-1994). Р. Мэя читают одним из самых известных экзистенциональных психологов в США. Суть экзистенциональной психологии можно выразить следующим образом: люди ответственны за то, какими личностями они являются. Р. Фрейджер при анализе воззрений Р. Мэя отмечает, что «существованию отдается предпочтение перед сущностью, рост и перемены считаются более важными, чем устойчивые и неподвижные характеристики, процесс имеет преимущество перед результатом» [187, с. 172]. Р. Мэй, исследуя психически здоровых людей и больных, пришел к важным выводам, связанным с их отношениями к проблемам и способам их решений. Некоторым людям, считал Р. Мэй, не хватает силы духа принять свою судьбу и вершить ее. Они стараются уйти в сторону, спрятаться от проблем, в результате они отказываются от свободы выбора и пытаются уйти от своих действий. При этом, такие люди исаженно представляют себя, и чувствуют себя посредственностями, не ощущают свою важность как личности и поэтому отстраняются от реальности жизни. Напротив, здоровые люди, принимают жизнь со всеми ее неожиданностями, проблемами и радостями, чувствуют свободу выбора и действий. Они любят жизнь и понимают ее быстротечность, поэтому стремятся жить и радоваться, не боятся ошибаться. Последователи идей экзистенциализма вместе с Р. Мэйем утверждали, что

47 существование предшествует сущности, то есть важнее исследовать, что люди делают, а не что они есть.

Анализ экзистенциональной психологии Ролло Мэя позволяет предположить, что главной задачей идеального школьного учителя является воспитание в молодом человеке чувства ответственности. Идеальный школьный учитель работает над сложной задачей: научить учащихся принимать свои собственные решения, вырабатывать активную жизненную позицию. При этом ученик должен понимать, что он сам отвечает за свои поступки. Важнейшим качеством идеального учителя является ответственность. Кроме Ролло Мэя идеи экзистенциализма также разделяли и друге ученые - В. Кауфман, У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди, И. Ялом и Э. Хемингуэй.

Педагогика диалога

Педагогика диалога представляет собой один из методов обучения, в котором происходит понимание и осознания полученных знаний, смыслов и идей. Видными представителями данного гуманистического направления являются: выдающийся Австро-Венгерский философ и ученый ХХ века Мартин Бубер, русский философ Михаил Михайлович Бахтин, польский ученый Януш Корчак, американский психолог Карл Роджерс и другие. Диалогическая составляющая гуманитарной педагогики заключается в обстоятельствах взаимодействия учителя и учащихся, где обязательно возникают диалоги и разного рода коммуникации.

Большое влияние на развитие американского образования оказал Карл Роджерс (1902-1987). Основываясь на феноменологии, К. Роджерс считал, что каждый человек живет своим личным опытом и даже с помощью психологии невозможно полностью понять другую личность. В своей теории К. Роджерс делает акцент на внутреннем мире человека. Человек является субъектом в своей личной жизни, человеком, способным самостоятельно определять приоритеты, принимать решения, быть самостоятельным и ответственным. Для реализации целей и назначения человека в жизни должны быть соответствующие условия, способствующие личностному развитию.

В связи с этим ученый различает два типа обучения: информационное, нацеленное на запоминание большого количества фактов, и значимое учение, предоставляющее не только знания как таковые, но и почву для размышлений, изменений к лучшему и стремлению развиваться.

К. Роджерс считал приоритетным направлением собственно личностное развитие,

формирование адекватной, гибкой, здоровой Я-концепции. Обучение, помогающее человеку быть личностью, является значимым обучением. Идеальный школьный учитель, осуществляющий значимое обучение, видит в процессе педагогической деятельности проблемы учащегося, решение которых важно для его развития, хотя ученик не всегда осознает их личностно важными. В процессе равноправного диалога учителя и учащегося происходит понимание и осознание проблем и способов их решения.

Задача идеального школьного учителя в значимом образовании - помочь ученику принять и полюбить себя таким, какой он есть, раскрыть свои особенные черты. Для этого необходимо развивать конгруэнтность, то есть способность быть самим собой во взаимоотношениях с людьми, не притворяться. К. Роджерс видит задачу обучения в том, чтобы учитель помогал ученику понять себя, проанализировать свои проблемы, развить мотивацию для решения всех жизненных проблем, саморазвития.

К. Роджерс указал на пять условий значимого учения, способствующего развитию полноценной личности. Согласно первому условию, содержание обучения должно отражать жизненные проблемы учащихся. Второе условие связано с «реальностью личности учителя», который сам должен быть честным и искренним человеком. Третьим важным условием является принятие учителем учащегося таким, какой он есть, без условностей и предубеждений. Идеальный школьный учитель должен позитивно относиться к своим ученикам и стремиться понимать их чувства. Четвертое условие связано с отношением учителя к источникам и способам получения знаний. Идеальный школьный учитель дает возможность получить новые знания о мире, но не навязывает их учащимся. Обучение построено не на авторитаризме, а на свободном выборе, на возможности спорить, обосновывать идеи, выбирать свои способы решения задач. Пятое условие значимого учения - осознание учителем, что его ученики являются самоактуализирующимися личностями. Чтобы удовлетворить этому условию идеальный учитель мотивирует учащихся к интеллектуальному росту, творчеству; способствует ученикам в поиске правильных решений и выходов из сложных ситуаций.

К. Роджерс считал, что в процессе обучения важно перенести акцент с преподавания на учение, организовать преподавание не как передачу информации, а как фасилитацию осмысленного учения. Под термином фасилитация следует понимать облегчение и одновременно стимулирование процесса учения, т.е. создание

49 интеллектуальной и эмоциональной обстановки в аудитории, атмосферы

психологической и педагогической поддержки. Идеальный школьный учитель открыт для учеников, он искренен, признает ошибки; в арсенале педагогических и

методических средств имеет все необходимые материалы; мужество, терпение и человечность; не позволяет проявлять гнев и раздражение.

«Я бы хотел, чтобы в моем классе создалась атмосфера, которой часто боятся воспитатели, - взаимного уважения и свободы самовыражения. Она непременно позволит творческому человеку писать стихи, рисовать картины, пробовать новые рискованные ситуации без страха, что его, такого ребенка, осудят и придавят. Я бы хотел быть учителем, который его обережет» [148, с. 23]. Когда Карла Роджерса попросили сформулировать и ответить самостоятельно на вопросы, которые бы он задал себе как учителю, он попытался суммировать свои мысли и суждения о правильном преподавании и роли идеального учителя, учителя-фасилитатора. Важными качествами идеального школьного учителя выступают следующие: умение входить во внутренний мир человека; относиться к этому миру без предрассудков и субъективных оценок; способность проявлять эмпатию; стимулирование открытых, эмоционально насыщенных взаимоотношений; взаимное уважение; внимание к интересам каждого ученика; содействие индивидуальному развитию учащихся.

Идеальный школьный учитель, по мнению К. Роджерса, это учитель-фасилитатор, который помогает ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к обществу, к общечеловеческим знаниям; помогает несовершенным идеям и творческим задумкам воплотиться в интересные проекты, нестандартные решения. Важно отметить, что не дисциплина, рациональность и оценивание, а эмоциональная сторона взаимоотношений взрослых и детей, доверие, эмпатия, радость совместной деятельности, межличностные отношения являются главными особенностями гуманистической и психоаналитической педагогики.

Следующим значимым направлением развития педагогической мысли США является прогрессивизм. В конце XIX - начале XX веков в США в образовании и в социально политической жизни страны происходили значительные изменения, характеризующиеся процессами реформирования. Урбанизация и индустриализация в США требовали, в первую очередь, реформирования системы образования, чтобы быстро и эффективно подготовить грамотных молодых людей, способных трудиться на

производстве. Традиционное образование не отвечало запросам времени, так как уделяло недостаточное внимание приобретению практических навыков. Прогрессивизм возник в ответ на вызовы общества, экономическое развитие, превращение США в мощную мировую державу. Наибольшее интеллектуальное влияние на развитие идей прогрессивного образования оказали видные ученые - американские педагоги Уиллиам Джеймс и Джон Дьюи, австрийский психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд и франко-швейцарский философ Жан-Жак Руссо. Идеи прагматизма Джона Дьюи явились фундаментом прогрессивной теории образования. Теоретические воззрения, методы и принципы прагматизма Дж. Дьюи были успешно апробированы в экспериментальной школе при Чикагском университете.

Последователи идей прогрессивного образования в США активно пытались применять свои теории в школьной практике. Среди самых известных можно назвать Карлтона Вошберна, Уиллиама Х. Килпатрика, Харольда Рагга, Джорджа С. Каунтса, Боида Х. Боуда, и Джона Чайлдза. Прогрессивная теория образования доминировала в американском образовании с 1920 по 1950 годы.

В контексте идей прогрессивизма идеальный школьный учитель - энтузиаст, исследователь, наставник, координатор изменений, хороший психолог и методист, экспериментатор. Педагоги-прогрессивисты жестко критиковали авторитарный стиль педагогического общения, физические наказания, они были сторонниками демократического стиля общения ученика и учителя.

Идеи прогрессивизма повлияли на содержание учебных планов многих средних школ, предоставив возможность учащимся выбирать учебные дисциплины в зависимости от своих предпочтений. При этом классические дисциплины часто оказывались менее востребованными, что существенно отразилось на качестве школьного образования в целом.

Контрастным направлением педагогической мысли в США в 1930-х годах выступил эссенциализм как ответная реакции на прогрессивизм. Сторонники эссенциализма (Уиллиам Бэгли, Исаак Кандел, Фредерик Брид, Моример Смит, Артур Бестор, Химан Риковер и др.) были обеспокоены превращением некогда качественного школьного образования в «образование для жизни», что школьное образование концентрируется вокруг интересов ученика. В результате такого образования, по мнению эссенциалистов, США испытывали дефицит хорошо образованных

51 выпускников школ, способных серьезно заниматься науками и техническим образованием. К концу 1950-х, началу 1960-х годов под влиянием эссенциалистов многие школы США пересмотрели свои учебными программы и внесли значимые изменения в содержание школьных дисциплин.

В контексте идей эссенциализма идеальный американский школьный учитель должен иметь высшее профессиональное образование, владеть эффективными методиками преподавания, уделять повышенное внимание развитию интеллектуальных способностей школьников, мотивировать учащихся продолжать образование в колледжах и университетах.

Педагогические исследования многих ученых затрагивают также вопросы психологии и ее влияние на школьное образование. Психологическая направленность педагогической мысли представлена исследованиями Гуго Мюнстерберга(1863-1916). Г. Мюнстерберг выделял воодушевление из всех важных качеств личности идеального учителя. Он говорил о взаимосвязи отдельных элементов с совокупной ценностью всей дисциплины, и что ощущение значимости должно быть донесено до каждого ученика, даже если на данном уроке обсуждается простая задача. Многие мировые психологи на протяжении веков продолжают утверждать, что успех учителя в педагогической деятельности напрямую связан с вдохновением, и тогда ученики смогут прочувствовать настоящий интерес к изучаемому предмету.

Помимо воодушевления, Г. Мюнстерберг выделяет внутреннюю теплоту идеального учителя, от которой зависит успех педагогической деятельности. Г. Мюнстерберг имеет в виду призвание быть учителем и беззаветную любовь к своему благородному труду. «Идеалистическому настроению учителя», по мнению психолога, «благоприятствует... врожденный эмоциональный темперамент» [120, с. 273].

Мюнстерберг критикует общества, которые не уважают педагогов и не могут создать им достойные условия жизни, однако если такие условия созданы, учитель посвятит ее осуществлению «идеалов своего сердца» [Там же. С. 274]. Г. Мюнстерберг отмечает недостаточное количество учителей-мужчин в школах. Xотя женщины и предрасположены к учительской профессии ввиду их личностных качеств, таких как забота, внимание, приветливость, терпение и др., все же воспитание и образование мальчиков требует присутствия мужчин. Г. Мюнстерберг, исследуя проблем американской школы, пришел к выводу, что ее эффективность будет повышена, если

52 привлекать в школы больше учителей-мужчин. К сожалению, мужчины неохотно идут в школы, так как не получают там достойное финансовое вознаграждение.

Г. Мюнстерберг также выделяет такие важные профессиональные качества идеального учителя, как основательная профессиональная подготовка, отсутствие шаблонности в работе, тщательная подготовка к занятиям. Идеальный учитель знает больше и лучше любого учебника, никогда не ограничивается только знаниями, изложенными в школьных книгах, а дает в несколько раз больше информации для развития и осмысления. В профессиональной подготовке учителей Г. Мюнстерберг предлагает кроме обучения в колледже проводить два года в высшем учебном заведении, совершенствуя специальные знания по предмету и педагогической теории, ознакомлению с новейшими эффективными методами преподавания. Г. Мюнстерберг приветствует желание некоторых учителей проводить самостоятельные исследования, улучшающие качество преподавания и способствующие росту учителя. Идеальный школьный учитель не допустит скуки в школьных занятиях, поскольку стремится обновлять учебный материал и использует новейшие методики. Как психолог, ученый и теоретик, Г. Мюнстерберг был абсолютно убежден, что успех педагогической деятельности учителя невозможен без достаточных знаний в области психологии. Поэтому курс обучения на педагогических факультетах должен быть представлен достаточным количеством часов на изучение теории и практики педагогической психологии.

Различные философские идеи и течения существенным образом влияли на развитие образования в мире и в том числе США. Особое место в теории и практике образования США занимает прагматизм и инструментализм. Основателями философии прагматизма следует считать американских ученых Чарльза Сандерса Пирса (1839-1914), и Уиллиама Джеймса(1842-1910).

Суть прагматизма в концепции Ч.С. Пирса сводится к тому, какая практическая польза может быть извлечена из нового знания, какие практические последствия можно получить из объектов, действия с этими объектами. Джон Дьюи предложил новый вариант прагматизма - инструментализм. Дж. Дьюи вслед за Пирсом настаивал на ценности новых научных гипотез и теорий только если они смогут иметь практический смысл, если с их помощью можно прогнозировать конкретные результаты и пользу для человека. Дж. Дьюи отмечал важность каждодневного опыта для человека, был

53 сторонником научных исследований. Применительно к образованию концепция прагматизма была направлена на то, чтобы и школьное, и высшее образование учило людей решать конкретные проблемы, прагматично подходить к жизни и ее проблемам.

Идеальный школьный учитель, согласно концепции У. Джеймса продумывает свои занятия таким образом, чтобы они соприкасались с насущными интересами учащихся, пытается провести параллели между изучаемом темой и жизненной практикой индивидуума. Кроме того, идеальный учитель работает над поддержанием мотивации к обучению, а именно: постоянно обновляет содержание дисциплины, вносит яркую, интересную информацию, приводит аналогии и запоминающие примеры из истории.

Научные исследования американских педагогов, философов и психологов затрагивают разные аспекты развития и деятельности человека. Одним из интереснейших направлений в психологии является бихевиоризм. Бихевиоризм выступил контрастным направлением в психологии, суть которого в изучении поведения человека и поисках различных способов влияние на поведение человека. Основным методом классического бихевиоризма является наблюдение и экспериментальное изучение реакций человека на воздействия окружающей среды. Результаты таких наблюдений дают массу данных, анализ которых позволяет разрабатывать механизмы воздействия на поведение человека. Представители бихевиоризма в США: Эдвард Ли Торндайк, Джон Бродес Уотсон, Эдвард Чейз Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

Бихевиоризм оказал заметное влияние на развитие образования, особенно на развитие интеллекта человека. Основные идеи об интеллекте воплотились в теории и методах количественного измерения умственных способностей индивидуума посредством измерения характерных реакций. Эти идеи легли в основу интеллектуального тестирования, разработчиком которого выступил Эдвард Ли Торндайк(1874-1949) [См., например, 293]. Тесты, предложенные Э.Л. Торндайком, явились прообразом программируемого обучения в создании и разработке которого участвовал Беррес Скиннер(1904-1990) и др., взявшие за основу теорию и методические достижения психолога. Э.Л. Торндайк раньше других, еще до того, как дефиниция «обратная связь» стала использоваться в педагогике вместе с компьютерным подходом к координированию учебной деятельностью, акцентировал значение обратной

54 связи в учебной деятельности, предложив «законы воздействия» [См. 295]. Выводы и практические идеи концепции Торндайка представляют педагогическую ценность для школьных учителей, помогают отбирать лучшие методики. Последователи бихевиоризма видели в идеальном школьном учителе специалиста, способного внедрять программируемое обучение, владеющего новыми методиками преподавания.

Наряду с существующими теориями образования особо выделяется философское направление неотомизм (перрениализм), происходящее от имени католического священника Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Сущность бытия, по мнению неотомистов, необъяснима с научной точки зрения. Познание этой сущности можно осуществить только обращаясь к богу. Яркие приверженцы неотомизма - Ж. Маритен, У. Каннимгам, У. Махгаген, М. Казотти и Р. Хатчинз, М. Адлер и др. Главные педагогические идеи неотомизма строятся вокруг «двойной природы» человека. Человек соединяет в себе духовную и материальную составляющие. Неотомисты выделяют духовную составляющую воспитания из всех других образовательных целей. По мнению последователей неотомизма приоритетными добродетелями в вопросах воспитания должны стоять доброта, идеи гуманизма, правдивость, любовь к ближнему, альтруистическое самопожертвование.

Американские последователи идей неотомизма Роберт Хатчинз, Мортимер Адлер, обогатили педагогическую мысль США ценными положениями, которые частично противостояли устоявшейся прагматической педагогике. Следует выделить образовательную программу перенниалистов, разделявших идеи неотомистов. Данным направлением руководил президент Чикагского университета Роберт Хатчинз(1899­1977). Р. Хатчинз с жесткой критикой отзывался об американском образовании середины ХХ века. Критике подверглась педагогика прагматизма с ее четко фиксированным набором практических знаний в ущерб классическим академическим предметам, всесторонне развивающими личность ребенка. Направленность на практицизм и эмпиризм практически не оставила места интеллектуальному развитию ребенка, развитию способности мыслить. Как вызов существующим школьным программам Р. Хатчинз обосновывает свое видение общего образования, главной задачей которого является развитие интеллектуального потенциала личности, в первую очередь, закрепление ментальных навыков. Р. Хатчинз стремится сформулировать вечные ценности, идеалы и важнейшие знания, накопленные человечеством, которые бы

55 стали доминантным содержанием обучения. Вечные, непреходящие общечеловеческие ценности, истины описаны в великих книгах всех времен и, по мнению Р. Хатчинза, они доступны людям и сопровождают их на протяжении всей истории человечества. Изучение этих великих произведений должно стать главной задачей учебных заведений. Р. Хатчинз также призывает изучать грамматику, которая поможет читать, понимать и комментировать великие книги, латинский и греческий языки, риторику, логику и математику. Логика и математика не только развивают ум и служат средством решения конкретных практических задач, но и помогают развитию логического и организованного мышления.

Идеальный школьный учитель, по мнению неотомистов, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами: нравственность, умение мотивировать, аналитическое, критическое мышление, интеллектуализм, рефлексивные навыки, энтузиазм, умение объяснять, высшее профессиональное образование, умение планировать и достигать поставленные цели, владение интерактивными методиками преподавания.

Кризис 1930-х годов и сопровождающая его депрессия оказали негативное влияние не только на экономику США и других стран, но также и на политику и социальную жизнь граждан. Затянувшаяся безработица заставила молодых людей оставаться в школе и продолжать свое образование, а не идти на производство, едва научившись читать и писать. Неслучайно в период всемирного экономического кризиса 1930-х годов прогрессивные педагоги, ученые и мыслители пытаются разработать новую концепцию образования, которая бы помогла выйти из социального кризиса, которая бы изменила традиционную роль школы от обычной передачи знаний до общественного института, генерирующего социальные реформы. Движение передовых ученых получило название реконструкционизм. Философским основанием реконструкционизма выступил прагматизм Дж. Дьюи. Видными представителями реконструкционизма являются Джордж Каунтс, Харольд Рагг, Теодор Брамелд и др. Ученые считали, что именно учителя являются важными источниками и инструментами социальных перемен в обществе. Правильное образование, в первую очередь школьное образование, по мнению сторонников реконструкционизма, должно стать движущей силой изменения общественного порядка, и должно базироваться на демократических принципах. Новые учебные планы, по мнению реконструкционистов, должны

56 учитывать базовые идеи таких социальных дисциплин, как антропология, экономика, социология, политология и психология. В контексте реконструкционизма идеальный школьный учитель должен обладать следующими качествами: лидерство,

справедливость, целеустремленность, профессионализм, культурная осведомленность, социальная ответственность.

Вопросы образования, его цели и ценности волновали ученых, философов и педагогов на протяжении всей истории человечества. Многие идеи сформулированы в концепциях, которые подвергаются критике, но не оставляют равнодушными ученых. Одной из интереснейших современных образовательных систем является модифицированный реконструкционизм или футуризм. Идеи сторонников футуристического образования (Алвин Тоффлер, Xарольд Шейн и др.) имеют много общего с последователями реконструкционистов, например, они считают, что образование должно строить «предпочтительное будущее», а именно: подготавливать людей, способных адекватно воспринимать перемены в мире и обществе, принимать решения и делать рациональный выбор, предвидеть будущее, которое может развиваться в различных направлениях, идти в ногу со временем. Футуристы утверждали, что современная система образования давно устарела и не отвечает вызовам будущего, поэтому они предлагали новые программы образования и инновационные методики преподавания. Разработка новых образовательных программ требовала критического исследования и осмысления имеющегося социального, политического и экономического развития США и мира.

В 50-е годы XX века в психологической науке США и в мире в целом происходят значительные изменения, разрабатываются новые концепции и направления исследований. На смену бихевиоризма, например, приходит когнитивизм. Интенсивная разработка точных технологий и вычислительной техники; появление первых электронно-вычислительных машин, нацеленных на решение логических задач, повышенные требования к рабочей силе, а именно: поверхностные знания и умения выполнять простейшие операции оказались уже недостаточными, требовались всесторонние глубокие знания в разных сферах. Развитие новых технологий заставили ученых и исследователей по-новому взглянуть на процессы мышления, познания и понимания. Неслучайно в фокусе внимания оказывается феномен знания, включающий в себя вопросы получения, хранения, обработки, представления знаний, как в голове

57 человека, так и внутри компьютера. Дж. Брунер был одним из первых ученых в США, который указал на актуальность идей когнитивизма в психологии и педагогике. Приверженцы когнитивистского направления в психологии и педагогике (Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Герберт Саймон и др.) активно выступают за обновление американской школы.

С точки зрения сторонников когнитивизма идеальный американский школьный учитель должен иметь высшее профессиональное образование, уметь ясно и четко излагать материал, прибегая к различным методическим средствам. Приоритетной задачей идеального школьного учителя является идея как преподавать, а не что преподавать. Идеальный учитель знает и применяет в своей педагогической практике нарративные структуры, которые развивают в детях различные мыслительные техники, например, догадки, гипотезы, необычные идеи, проницательность. Дж. Брунер отмечает, что идеальный школьный учитель уделяет особое внимание развитию интеллектуальных способностей учащихся, поэтому выстраивает свою деятельность так, чтобы учащиеся желали учиться ради самого процесса обучения, но не ради оценок или успеха на экзаменах. Неслучайно повышение учебной мотивации - является одной из важнейших задач идеального школьного учителя.

Одной из самых смелых педагогических парадигм ХХ века является концепция критической педагогики. Критическая педагогика рассматривает отношения между властью и угнетенными массами, когда образовательная политика отражает основные цели власть имущих. Яркими представителями критического направления в педагогике выступают следующие видные мировые педагоги: Питер Мак-Ларен (Канада-США), Джон Тейлор Гатто (США), Паулу Фрейре (Бразилия), Анри Жиру (США) и другие. Критическую педагогику с ее передовыми взглядами Питер Мак-Ларен (р. 1948) приравнивает к революционной педагогике. Перед учителями, учащимися и всеми работниками культуры она ставит следующие вопросы. «Как создать условия для свободного развития каждого индивида в ситуации, когда капиталистическое общество рассматривает человека лишь как товар и средство создания прибавочной стоимости, в которой живой труд конкретного работника полностью и бесследно растворяется? Как в этой ситуации воспитать трезво и критически мыслящего человека, понимающего, как устроен современный мир, и осознающего свое место в нем?» [106, с. 14-15]. Мак-Ларен уверен, что если продолжать делать упор на педагогику, ориентированную на

менеджмент, то это будет способствовать падению квалификации учителей, утверждению таких чисто технократических моделей, в которых упор делается на планирование и разработку концепций, а не реальное воплощение идей, поэтому в настоящее время преобладающим типом учителя в США становится клерк. Идеальный школьный учитель в концепции критической педагогики обладает следующими качествами: умение критически анализировать собственные взгляды и установки, которые он приносит в профессию; постоянное самосовершенствование; авторитетность, уважение; любовь к детям; способность научить детей принимать их собственные решения.

Начиная с середины ХХ века в американской педагогической мысли на разных уровнях активно обсуждаются вопросы, связанные с мультикультурализмом, а также мультикультурном образовании, хотя проблемы, связанные с многокультурным обществом, были озвучены гораздо раньше, например в 1909 году Ч.С. Пирс в своей работе «A pluralistic universe» предвосхищал идеи плюрализма и многокультурного общества, которые в самом ближайшем будущем должны будут стать базовыми в мире и формировать новую философию, культуру и социологию. Актуальность данной политики, а точнее идеологии мультикультурализма вызваны несколькими важными факторами. В первую очередь, это наплыв мигрантов в такие страны, как США, Канада, Австралия, Великобритания и др. Во-вторых, попытки объединить все нации, культуры и этносы не удались. Идея «плавильного котла» нации в США провалилась. В-третьих, мультикультурное образование - это реальная попытка исправления социальных, экономических и политических несправедливостей прошлого.

В некоторой степени идеи мультикультурализма перекликаются с проблемами критической педагогики. Идеология мультукультурализма, заключающаяся в том, чтобы сосуществовать в поликультурном обществе, уважая другие культуры, учитывать интересы, традиции, культурные ценности укрепилась в обществе. Неслучайно в США востребованность мультикультурного образования особенно актуальна, поскольку страна объединяет в себе представителей разных культур и национальностей, что требует от социума толерантности, понимания особенностей традиций, культурных обычаев и поведения. Постепенно в программы обучения на факультетах педагогического образования и некоторых других включаются дисциплины, связанные с мультикультурным образованием.

В контексте идеологии мультикультурализма на первый план выходят такие характеристики идеального школьного учителя, как: чуткость к потребностям студентов, культурное взаимодействие, способствующее успешности обучения; осознание равенства представителей различных культур, отсутствие превосходства одних над другими; использование различных методик и педагогических технологий; учет индивидуальных особенностей учащихся; знание природы стереотипов и их влияние на формирование предубеждений, расизма, дискриминации, конфликтов и умение противостоять им; заинтересованность в историческом, культурном происхождении учащихся; владение навыками межличностного общения (вербального и невербального); умение выбирать адекватную ситуации модель поведения, умение управлять процессом коммуникации, способность выказывать позитивный настрой.

Следует также упомянуть феминизм, как политическое движение (борьба женщин за свои права) и как интеллектуальное движение в философии. На начало XX века женщины не имели избирательных прав практически нигде в мире, но благодаря движению феминисток в США, например, в 1920 году была принята 19 поправка к Конституции, дающая право женщинам участвовать в выборах. Нас, в первую очередь, интересует образовательный феминизм, а именно, как идеи феминизма отражаются на школьном образовании и требованиях к идеальному школьному учителю. В США самыми известными последователями идей феминизма являются Кэрол Гиллигэн (Carol Gilligan), Нэл Ноддингз (Nel Noddings), Сара Раддик (Sara Ruddick).

Благодаря движению феминизма в учебных программах образовательных учреждений появились «женские дисциплины» (например, рукоделие, ведение

домашнего хозяйства и др.), а также все больше женщин стало появляется в системе образования. Следует отметить, что наиболее напряжённую борьбу за признание своих прав американские женщины вели в сфере образования, а именно за право обучаться в колледжах и университетах, поскольку хорошее образование давало фундамент для будущей карьеры и профессионального роста. Женщины, по сути своей, наиболее предрасположены к работе в образовательных учреждениях, особенно с младшими школьниками. Сочувствие, выдержка, искренняя заинтересованность, любовь и забота являются теми личностным качествами, которые способствуют налаживанию хороших взаимоотношений с учащимися и обеспечивают эффективное обучение. Феминизм в образовании также касается вопросов, связанных в представительством женщин во

60 власти. Американская феминистка Нэл Ноддингз, например, в своем труде «Вызов заботе в школах» пишет о том, что необходимо реформировать систему образования, учитывая феминистское сознание, нравственную заботу, присущую женщинам, их ответственность и заботу.

Идеальный школьный учитель в концепции образовательного феминизма - это учитель-женщина, обладающая следующими качествами: способность проявлять эмпатию, заботливость, искренняя заинтересованность детьми, высокий профессионализм, хорошие коммуникативные навыки, организаторские способности, нравственность, культура, хорошее воспитание.

Рассмотрение и оценка педагогических, психологических, философских и социокультурных теорий и направлений исследований в контексте проблемы идеального учителя США позволило проследить основные направления ее трактовки.

Краткое заключение по параграфу

В истории развития американской педагогической мысли школьный учитель был и остается главной фигурой образовательного процесса. Понятие «идеальный школьный учитель» в США обсуждалось философами, историками, педагогами, психологами и широкой общественностью на протяжении всей истории США. Проведенный ретроспективный анализ основных концепций развития американской педагогической мысли обозначил направления развития школьного образования, выявил проблемы школы, цели и ценности образования и воспитания, определенные требования к личности идеального школьного учителя на каждом историческом этапе развития американского общества.

Выделены следующие основные направления и концепции становления и развития педагогической мысли в США и в мире, существенным образом оказавшие влияние на идеал американского школьного учителя. Гуманизм представлен следующими направлениями: традиционная христианская педагогическая антропология; педагогическая антропология; экзистенциализм; педагогика диалога. Анализ источников также выявил такие концепции, как прогрессивизм; эссенциализм; прагматизм и инструментализм; бихевиоризм; неотомизм / перенниализм; реконструкционизм; когнитивизм; футуризм; мультикультурализм; феминизм, а также такое направление

педагогической мысли, как критическая педагогика, и особо выделяется психологическая направленность педагогической мысли.

В каждой концепции предъявляются свои требования к личности идеального американского школьного учителя. С позиций гуманизма идеальный школьный учитель должен обладать следующим качествами: энтузиазм; педагогический талант; внимательное отношение к детям; участливость; искренность; терпимость к различиям между детьми; эмпатия; готовность развивать в детях индивидуальные способности, умение объяснять материал доступным и понятным языком; нравственность, совершенное владение методикой преподавания, ответственность; умение воспитывать дисциплину; профессионализм; стремление к самосовершенствованию; достижение педагогических задач. С позиций экзистенциализма идеальный учитель не преподносит смыслы как данность, как готовое знание. Смысл должен быть найден, но не может быть предоставлен. Идеальный школьный учитель на практике должен помогать ученикам находить конкретные смыслы, развивать способность учеников мыслить, быть ответственным за свои поступки и за свою жизнь.

В контексте идей прогрессивизма идеальный школьный учитель выступал исследователем, наставником, координатором изменений, хорошим психологом и методистом, а также экспериментатором. Педагоги-прогрессивисты жестко критиковали авторитарный стиль педагогического общения, физические наказания, они были сторонниками демократического стиля общения ученика и учителя.

Идеальный школьный учитель, по мнению эссенциалистов, должен иметь высшее профессиональное образование, владеть эффективными методиками, развивать интеллектуальных способностей школьников, мотивировать учащихся продолжать образование в колледжах и университетах.

Идеальный школьный учитель с точки зрения критической педагогики - профессионал своего дела, уважает учащихся; учитывает потребности учеников; развивает критическое мышление школьников, строит общение и обучение на принципах равноправия и диалога; пользуется уважением со стороны учащихся, а также обладает такими личностными качествами, как внутренняя рефлексия и толерантность.

В контексте идеологии мультикультурализма приоритетными качествами американского идеального школьного учителя являются: чуткость к потребностям студентов, культурное взаимодействие; осознание равенства представителей различных

62 культур; использование подходящих методик и педагогических технологий; учет индивидуальных особенностей учащихся; знание природы стереотипов и их воздействие на формирование предубеждений, расизма, дискриминации и конфликтов; заинтересованность в историческом и культурном багаже учащихся; коммуникативные навыки межличностного общения как вербального, так и невербального; умение выбирать адекватную ситуации модель поведения, позитивность.

Главной задачей идеального школьного учителя, по мнению сторонников неотомизма, является развитие интеллектуальных способностей учащихся, обращаясь к мировым источникам образовательной мысли, а также воспитание нравственности и ответственности. Сторонники когнитивизма сходятся во мнении с неотомистами в вопросах развития ментальных способностей школьников, развитии учебной мотивации и умений учащихся мыслить и принимать собственные решения. При этом идеальный школьный учитель должен работать над эффективными методиками преподавания.

Несмотря на разнообразие концепций и идеологий развития образования в США, большинство исследователей сходятся во мнении, что идеальный американский школьный учитель должен иметь соответствующую профессиональную подготовку, быть лидером, энтузиастом своего дела, владеть передовыми методиками преподавания, быть толерантным, уметь мотивировать учащихся, быть авторитетом, владеть навыками межличностного общения. Более того, многие мыслители видят в личности учителя главенствующую фигуру, способную проводить в жизнь образовательные реформы и быть двигателем интеллектуального развития поколений.

1.2.

<< | >>
Источник: АСТАПЕНКО Елена Владимировна. ИДЕАЛ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ АМЕРИКАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XX- НАЧАЛА XXI ВЕКА. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тверь 2019. 2019

Еще по теме Понятие «идеальный школьный учитель» в истории развития американской педагогической мысли:

  1. Социокультурная обусловленность обращения к проблеме идеального школьного учителя в американской педагогической мысли
  2. Личностные качества идеального американского школьного учителя
  3. АСТАПЕНКО Елена Владимировна. ИДЕАЛ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ АМЕРИКАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XX- НАЧАЛА XXI ВЕКА. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тверь 2019, 2019
  4. Астапенко Елена Владимировна. ИДЕАЛ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В ТРУДАХ АМЕРИКАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тверь - 2019, 2019
  5. Тенденции критического осмысления педагогической деятельности в зеркале представлений об идеальном учителе
  6. Модель личностных и профессионально важных качеств идеального школьного учителя
  7. Профессионально важные качества идеального школьного учителя
  8. Генезис теоретических представлений американских мыслителей об идеале школьного учителя в ХІХ веке
  9. 3.1. Ценностные и коммуникативные основания модели идеального школьного учителя
  10. Новационное расширение представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1950 - 1980 гг.
  11. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  12. Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ США В ХХ ВЕКЕ
  13. Глава 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБОСНОВАНИЯ АМЕРИКАНСКИМИ МЫСЛИТЕЛЯМИ ИДЕАЛА ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
  14. Трансформация представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1920-1950 гг.
  15. Глава 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ОБОСНОВАНИЯ ИДЕАЛA ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В США В НАЧАЛЕ ХХ! ВЕКА
  16. Из истории медианоминации
  17. 1.1. Масштаб и история изучения проблемы стресс-коррозии (КРН)
  18. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КРН НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДАХ