<<
>>

Заключение

Когда исходным пунктом философствования становится «необос- новываемая и невыводимая фактичность существования» (Г.-Г. Га-

дамер), заранее не определенная ничем трансцендентным, откры­вается возможность понять повседневную человеческую жизнь как «толкующее существование», первичную сферу смыслообразо- вания.

«Принцип чистой имманентности жизни» (Г. Риккерт), од­нако, недостаточен для объяснения перехода от хаоса чувственных впечатлений к миру универсалий как порождению «измышляющего разума». Поэтому философам, исходящим из этого принципа, при­ходится настаивать на «имманентной трансцендентности» жизни (Г. Зиммель), истолковывая жизнь как рождающее само себя творение искусства, как Ницше, или приписывая ей герменевтическую структу­ру, как Дильтей и Хайдеггер. Вспоминая слова Заратустры о том, что «.нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить тан­цующую звезду»1, Г. Риккерт замечает: «Но хаос еще не есть пляшущая звезда»[354][355]. Оценивая творчество Дильтея, Гадамер показывает, что его попытка обосновать философию и гуманитарные науки «первичным фактом жизни», вывести возможность научной достоверности из им­манентной «мыслеобразующей работы жизни» (В. Дильтей), не может быть признана удавшейся[356]. И все же ницшевское отождествление «из­мышляющего» разума с практикой свершения жизни, обнаруженное в ходе деструкции феномена познания, обозначает важную тенденцию неклассической философии. Эта тенденция заключается, в частности, в преодолении разрыва между чувственным и сверхчувственным ми­рами, повседневной жизнью и миром универсалий. Обнаруживается причастность «неочищенного опыта» метафизическому миру, его бли­зость к абстрактному и универсальному. «Универсалии представляют собой первичные элементы опыта, - универсалии не как философские понятия, а как качества самого мира, с которым мы ежедневно стал- киваемся»[357].
Категории - не абстрактная схема, противопоставленная повседневной жизни, а выкристаллизованная из нее самой глубинная структура, имеющая далеко не только теоретическое значение. Рожда­ясь в практике повседневной жизни и функционируя в ней, категории «концептуализируют материал, из которого состоит переживаемый мир, причем концептуализируют его с учетом его возможностей, огра­ничиваемых, подавляемых и отрицаемых действительностью»[358].

Литература

1. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 543 с.

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

3. Гадамер Х.-Г. Хайдеггер и греки // Логос. 1991. № 2. С. 56-68.

4. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. М.: Республика, 1997. 495 с.

5. Данто А. Ницше как философ. М.: Идея-пресс, 2001. 280 с.

6. Делёз Ж. Ницше и философия. М.: Ад Маргинем, 2003. 392 с.

7. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собр. соч.: В 6 т. М.: Дом ин­теллектуальной книги, 2000. Т. 1. 763 с.

8. Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Три квадрата, 2004. 419 с.

9. Лаврова А. А. Философия языка Ф. Ницше: вызов традиции? // Фри­дрих Ницше и философия в России: Сб. ст. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1999. С. 208-220.

10. Марков Б. В. Пути Хайдеггера к Ницше // Хайдеггер М. Ницше. Т. 1. СПб.: Владимир Даль, 2006. С. 573-599.

11. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994. 368 с.

12. Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и фи­лософией жизни. М.: Прогресс-Традиция; Дом интеллектуальной книги,

1999. 284 с.

13. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2005. 880 с.

14. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. 829 с.

15. Плотников Н. С. Жизнь и история. Философская программа Виль­гельма Дильтея. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 232 с.

16. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академический проект, 2008. 695 с.

17. Риккерт Г. Философия жизни. К.: Ника-Центр, Вист-С, 1998. 505 с.

18. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М.: Моло­дая гвардия, 2005. 614 с.

19. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. 406 с.

20. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.

21. Хайдеггер М. Ницше. СПб.: Владимир Даль, 2006. Т. 1. 603 с.

22. Marton, S. Le probleme du langage chez Nietzsche. La critique en tant que creation // Rev. de metaphysique et de morale. Issue 2, 2012. Pp. 225-245.

23. Torjussen L. P. S. Is Nietzsche a phenomenologist? Towards a Nietzs­chean phenomenology of the body // Phenomenology and existentialism in the twentieth century. Vol. 1. 2009. Pp. 179-189.

УДК 1(091)+17+16+11+51-7

<< | >>
Источник: На философских перекрестках: коллективная научная мо­нография [С. А. Азаренко, Д. В. Анкин, Е. В. Бакеева, Н. В. Бряник, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров, Т. С. Кузубова, В. О. Лобовиков] / Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Урал. гум. ин-т, Департамент философии. - М.: Академический проект; Екате­ринбург: Деловая книга,2019. - 292 с.. 2019

Еще по теме Заключение:

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  2. Заключение
  3. Заключение
  4. Заключение
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  12. §5 Перспективы совершенствования процессуального законодательства в сфере реализации права на судебную защиту (вместо заключения)
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. 13. Акты гражданского состояния.
  15. 55. Субъективное гражданское право: понятие, содержание.