<<
>>

1. Введение

В настоящей главе осуществляется постепенный планомерный переход от описаний ценностных функций на естественном языке (Аристотелем, Э. Гуссерлем и другими философами) к точным определениям этих

функций на искусственном языке дискретной математической моде­ли.

А затем - к конструированию и оптимизации систем уравнений композиций этих функций с целью построения и совершенствования метафизических подсистем искусственного интеллекта относительно автономных когнитивных роботов будущего.

Воздержимся здесь от комментариев по поводу тех существ вида «homo sapiens», которые гордо провозглашают лозунги типа: «Время созидания философских систем закончилось»; «Метафизика преодо­лена»; «Бог умер»; «Абсолютное Добро не существует»; «Неизменных Универсальных Ценностей нет»; «Априорного Знания нет и быть не мо­жет» и т. п. Сосредоточимся на том, что, по нашему мнению, необходимо для создания более или менее адекватных относительно автономных систем ИИ (Искусственного Интеллекта), оперирующих как в своем внутреннем, так и во внешнем мирах. Для того, чтобы разговор стал осмысленным, нужно определить основные понятия. В связи с этим, здесь прежде всего целесообразно уточнить значение слова «интел­лект (вообще) или (универсальный) интеллект». По мнению автора данной главы, для существования интеллекта вообще (естественного или искусственного - неважно) необходимо наличие системы отношений между логико-научной, художественно-эстетической, морально-право­вой и метафизической подсистемами. Отсутствие даже какой-то одной из перечисленных подсистем (или отсутствие отношений между ни - ми) - существенное повреждение (инвалидность) интеллекта - потеря им универсальности. Очевидно, что в указанном значении термина, подавляющее большинство современных роботов - модель множества разнообразных видов инвалидности, в частности, - серьезного повреж­дения универсального интеллекта (необратимого превращения его в узко-специализированный интеллект) в результате адаптации к среде путем регресса.

Но речь в данной главе идет не о сегодняшних «ИИ-ро- ботах», а о будущих; речь идет о перспективе, об идеале, в котором «Математика и Добро» - отнюдь не только интеллектуально респекта­бельная шутка А. Н. Уайтхеда[359], но также еще и нечто очень серьезное и важное.

Предмет данной главы состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть - критический анализ и дальнейшее развитие очень привлекательной и эвристически значимой, но смутной (чересчур неопределенной) интуиции Э. Гуссерля о формальной этике и фор­мальной аксиологии, представленной в его книге «Лекции по этике

и учение о ценности (1908-1914)», впервые опубликованной в кон­це 80-х гг. ХХ в.1 Используемые в данной главе методы исследова­ния: - (1) традиционный историко-философский анализ философских текстов; (2) их модернизация, т. е. интерпретация с помощью совре­менных понятий и методов; (3) математическое моделирование си­стем ценностных значений, образующих формально-аксиологическую семантику естественного языка этих текстов. В частности, осущест­вляется экспликация и представление вышеупомянутой красивой, но смутной идеи Гуссерля на уровне искусственного языка некой дискретной математической модели, а именно, двузначной алгебры формальной этики как двузначной алгебры поступков[360][361]. На особом искусственном языке предложенной математической модели впер­вые даются точные определения значений используемых Гуссерлем, но не определенных им словосочетаний: «закон формальной акси­ологии» (или «формально-аксиологический закон»); «формально­аксиологическое следование» и т. п. Впервые в философской лите­ратуре плодотворная, но недостаточно точно сформулированная идея Гуссерля о формальной аксиологии эксплицирована, рекон­струирована и точно сформулирована на искусственном языке в рамках дискретной математической модели - двузначной алгебры формальной философии (метафизики и диалектики) как формальной аксиологии[362].

Эвристический потенциал двузначной алгебры формальной ак­сиологии демонстрируется далее на примере математического мо­делирования формально-аксиологической интерпретации общеиз­вестного загадочного утверждения Анаксагора о бытии всего во всем.

Впервые в мировой философской литературе знаменитая «темная» (смутная) сентенция Анаксагора формально-аксиологически ин­терпретирована и точно сформулирована на искусственном языке в рамках дискретной математической модели - двузначной алгебры метафизики как формальной аксиологии. Путем «вычисления» соот­ветствующих ценностных таблиц в настоящей главе доказывается, что предложенная формулировка (модель) формально-аксиологиче­ского аспекта сентенции Анаксагора на искусственном языке дву­значной алгебры метафизики есть формально-аксиологический закон этой алгебры. Понятие «формально-аксиологический закон двузначной алгебры метафизики как формальной аксиологии» является в данной главе не только кажущимся интуитивно ясным для автора (этого не­достаточно), но и точно определенным для всех возможных читателей. Строгая явная дефиниция этого очень важного понятия дана в пара­графе 3 настоящей главы (определение DF-2)наряду со строгими яв­ными дефинициями столь же важных понятий «формально-аксиологи­ческое противоречие» (определение DF-3),»формально-аксиологическое следование» (дефиниция DF-3)и «формально-аксиологическая эквива­лентность» (дефиниция DF-3).

Результаты первой части настоящей главы систематически исполь­зуются во второй части, посвященной преднамеренному построению некой открытой (для исключения и дополнения) логически непро­тиворечивой системы уравнений (формально-аксиологических эквива­лентностей) вышеупомянутой алгебры, в принципе, могущей иметь прикладное значение в будущем. Подразумевается, что эта относи­тельно небольшая конечная (но потенциально бесконечная) система уравнений композиций ценностных функций - простейшая ценност­но-функциональная модель формально-аксиологического аспекта фи­лософского мировоззрения людей, могущая быть основой для пред­намеренного конструирования и совершенствования различных ме­тафизических подсистем искусственного интеллекта относительно автономных когнитивных роботов будущего.

2.

<< | >>
Источник: На философских перекрестках: коллективная научная мо­нография [С. А. Азаренко, Д. В. Анкин, Е. В. Бакеева, Н. В. Бряник, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров, Т. С. Кузубова, В. О. Лобовиков] / Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Урал. гум. ин-т, Департамент философии. - М.: Академический проект; Екате­ринбург: Деловая книга,2019. - 292 с.. 2019

Еще по теме 1. Введение:

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. Введение
  4. Введение
  5. Введение
  6. Введение
  7. Введение
  8. ВВЕДЕНИЕ
  9. ВВЕДЕНИЕ
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. ВВЕДЕНИЕ
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. ВВЕДЕНИЕ
  15. ВВЕДЕНИЕ
  16. Фролов И.Т. и др.. Введение в философию Учеб. пособие для вузов,