<<
>>

Континуальность и дискретность социального процесса

Здесь мы сталкиваемся с парадоксом социальных процессов. Суть его - в том, что индивиды могут сохранять континуальность своего бытия только благодаря различным обособленным от себя «органам» и средствам, курсирующим «в отрыве» от людей по социальному про­странству и социальному времени и связывающим именно таким обра­зом различные состояния человеческой жизни и человеческого опыта.

Подчеркнем два обстоятельства. Во-первых, дискретные предме­ты, с помощью которых люди поддерживают и расширяют социаль­ное воспроизводство своей жизни, создаются людьми в ходе эволюции

общества, т. е. они отделяются от функций, операций, способностей, совпадающих с непосредственной деятельностью индивидов, выде­ляются из социальных взаимодействий, аккумулируют в себе опыт коллективной и индивидуализированной деятельности. Во-вторых, благодаря предметному обособлению и закреплению своего опыта, люди оказываются способными не только транслировать его, но и син­тезировать опыт разных культур и эпох. Прерывность человеческого опыта, таким образом, оказывается и условием, и результатом соци­альной эволюции. И эта прерывность, обусловленная разделенностью совместной деятельности людей, создает постоянную возможность но­вой «сборки» этого опыта в иных формах совместности или индивид­ного развития. Отметим, что здесь речь идет не только о дискретности языковых средств, передающих информацию, но и о самих умениях, способностях, силах людей, закрепивших в предметности свою соци­альную форму, а стало быть, особым образом подготовленных к «под­ключению» новой социальной энергии.

К сказанному важно добавить, что сами люди выступают носите­лями разделенной общественной жизни. Автономизация индивидов, их отделение от непосредственных социальных зависимостей создает предпосылки для образования социальных организаций, в которых люди взаимодействуют уже не на основе жестких связей, а в силу их взаимообусловленности нормами, проблемами, потребностями, интересами.

В романтической философии XIX в. такая автономиза­ция оценивалась отрицательно, отождествлялась с механическим упрощением общественной жизни, соответственно - с частичным, од­носторонним функционированием человеческих индивидов. Однако автономизация вовсе не противостоит самореализации индивида: она может быть и зачастую является главным условием его саморазвития. Другое дело, что автономизация индивидов предполагает изменение характера внешних социальных структур и регулирующих их норм и «механизмов». Иными словами, разделенность социальной жизни, имеющая в своей основе взаимодействия автономных индивидов, нуждается и в соответствующих формах совместности, формы же эти не являются натуральными структурами; их людям приходится выра­батывать. В этих ситуациях как раз и обнаруживается, что разделен­ность общественной жизни между обособленными индивидами - это не только ее расчленение, но и условие синтезирования новых качеств, предметностей, связей.

Проблема совместно-разделенной деятельности окажется еще сложнее, если мы учтем, что формами разделенности социального бы­

тия, реализующими его «кристаллизации», являются не только люди, предметы, знаковые средства, но и отдельные моменты, аспекты, связи бытия самих индивидов. Парадокс континуума, о котором шла речь выше, распространяется, следовательно, и на процесс жизни индиви­да; и в этом процессе непрерывность и цельность реализуются через отдельные качества и свойства, их собирание и перекомпоновку.

К. Маркс в «Капитале» писал о чувственно-сверхчувственной при­роде человеческих предметов. Не только в их веществе, но и в скры­тых в них схемах человеческой деятельности, закрепленных в них силах и способностях людей заключаются «тайны» экономики и ее дальнейшей эволюции[271]. Именно эти скрытые качества обеспечивают «встречи» их с человеческими потребностями. Они главным обра­зом и действуют в процессе становления и развития личности, в ее отношениях с другими людьми. Это же и, может быть, в еще боль­шей степени относится к самим людям, тем более в современном обществе, когда заговорили о человеческом и социальном капитале, не доискиваясь, как правило, их источников роста, тем более, не до­ходя до вопроса о их тождестве.

Именно люди с их силами, их способностями, знаниями и прида­ют предметам те социальные качества, которые делают последних носителями все возрастающей или меняющейся стоимости. На этом уровне различия между стоимостью и ценностью могут стираться, хотя на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий это были совершенно различные понятия и качества.

Акцентируя внимание на человеческих индивидах, подчеркнем: они являются чувственно-сверхчувственными существами, хотя, раз­умеется, соотношения этих качеств у них оказываются различными, но это уже социально-экономический вопрос. Именно они придают природной материи те формы, которые в настоящем виде обеспечи­вают социальной истории ее многообразие.

Речь не о том, что в разных отношениях и разных представле­ниях люди или их предметы могут фиксироваться, то как части­цы, то как волны социального процесса. Задача выразить их бытие как форму процесса, в которой качество «волны» образует качество «частицы», в котором их особенность воспроизводит и преобразует социальный процесс. Люди и их вещи оказываются пространствами особого рода, не сводимыми к их телесности, поскольку эти индиви­дуализированные и опредмеченные пространства оформляются вре­

менем совместно-разделенной деятельности, где они отделяются друг от друга и тем самым получают возможность открываться друг другу, образовывать все новые конфигурации социальности.

Когда Бергсон говорит о социальном процессе как о текучести, вре­менности, длительности, он упускает из виду главный социально-фи­лософский вопрос: а кто обеспечивает все это? Это уже не «логика вещей» и не дарвиновская эволюция.

Как возможен социальный процесс, если в нем отсутствует напря­жение, создаваемое индивидной самореализацией? Исчерпывает­ся ли он непосредственным взаимодействием социальных индиви­дов, их общением, их коммуникациями? Какое значение имеют вещи для реализации связей между социальными субъектами?

Современное понимание сложной системы включает положение о том, что элементы системы тоже могут трактоваться как системы с особой организацией, с ресурсами самоизменения. Так рассмотрение общества как органической, активной системы неизбежно ставит во­прос о системном характере бытия человеческих индивидов, о возмож­ностях их самоизменения и самореализации. Трудно представить по­следовательную концепцию самоизменения общества, если индивиды рассматриваются и (и практически реализуют свое бытие) как винтики или зубчики большой социальной машины.

<< | >>
Источник: На философских перекрестках: коллективная научная мо­нография [С. А. Азаренко, Д. В. Анкин, Е. В. Бакеева, Н. В. Бряник, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров, Т. С. Кузубова, В. О. Лобовиков] / Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Урал. гум. ин-т, Департамент философии. - М.: Академический проект; Екате­ринбург: Деловая книга,2019. - 292 с.. 2019

Еще по теме Континуальность и дискретность социального процесса:

  1. Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном процессе
  2. Моделирование разрядных процессов
  3. 14.1. Административный процесс: сущность, виды
  4. Доказательства и доказывание в арбитражном процессе
  5. В процессе дозревания
  6. 14.2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
  7. Влияние углеродных активаторов на процессы структурирования в электродных материалах
  8. В процессе формирования (в активной массе)
  9. Изменения в процессе дозревания положительных и отрицательных электродных материалов
  10. Физико-химические явления и процессы в свинцово-кислотном эле­менте
  11. Предъявление иска и возбуждение дела в арбитражном процессе
  12. Физико-химические процессы при изготовлении электродных пла­стин
  13. Влияние термоциклических процессов на развитие КРН
  14. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  15. Процессы изготовления свинцово-кислотных аккумуляторных бата­рей
  16. ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЫ И ПРОЦЕССЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТОКА
  17. Арбитражный процесс: практикум / сост. Ф. Р. Гаджиева. - Став­рополь: Изд-во СКФУ,2015. - 94 с., 2015
  18. 2.2 Особенности процессов теплообмена в конструкциях с вентилируемыми воздушными пространствами при учете скорости ветрового воздействия
  19. Абознова Оксана Владимировна. СУД В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург - 2006, 2006
  20. Метод расчета процессов инфильтрации воздуха через дощатую обшивку на относе для бревенчатых стен