<<
>>

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДОФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Появление славян как самостоятельного этноса, согласно археологическим мате­риалам, произошло еще в первое тысячелетие до и. э. В античных источниках первых веков и. э. славяне известны под именем «антов» и «венедов».

С VI в. н. э. в источни­ках появляется имя «славяне».

В настоящее время по вопросу о районе возникновения славянской этнической общности существуют две наиболее распространенные точки зрения. Согласно од­ной, таким районом была территория между Одером и Вислой - одерско-висленская теория; по другой - это был район между Одером и Средним Днепром - одерско- днепровская теория. Распространенная в прошлом веке гипотеза о приходе славян из Азии ныне отвергнута наукой.

Восточные славяне выделились из единой славянской общности в VI в. В ходе Великого переселения народов (IV-VII вв.) и в первые века после него они заняли территорию Восточно-Европейской равнины - от Карпатских гор на западе до сред­ней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера - на севере до Среднего Поднепровья - на юге. Колонизация новых земель славянами носила харак­тер проникновения, а не завоевания, она не вызвала крупных столкновений между пришельцами и туземцами. Как писал великий русский историк В.О. Ключевский, «могли случиться соседские ссоры и драки, но памятники не помнят ни завоеватель­ных нашествий, ни оборонительных восстаний». Славянские племена, имевшие более высокую земледельческую культуру, сумели ассимилировать туземные племена бал­лов, угро-финнов.

В «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в., указываются места расселения восточных славян: в среднем течении Днепра жили поляне; вокруг озера Ильмень и по реке Волхов - славяне иль­менские (новгородские); в Припятском Полесье - древляне; севернее их, между При­пятью и Западной Двиной - дреговичи (от слов «дрягва» - болото); западнее их, в междуречье Днепра и Десны - радимичи; между славянами ильменскими и радими­чами, на водоразделе Днепра, Западной Двины и Волги - кривичи; к северо-востоку от полян - северяне; по Оке - вятичи; по склонам Карпатских гор - белые хорваты; между ними и древлянами - волыняне и бужане (к югу от реки Буг); междуречье Прута и Днепра населяли уличи; между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы.

На­звание славянских общностей происходило либо от наименования местности, либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи). Летописные сведения о расселении славян были подтверждены находками археологов.

Славяне жили в окружении многочисленных соседских племен, которые не мог­ли не оказать на них влияния, проявляющегося во всем многообразии обыденной жизни. Непосредственными и ближайшими соседями восточных славян в занятых ими областях оказались многочисленные, разбросанные по необъятным лесным про­сторам племена. Это были угро-финские племена: эсты, карелы, водь, ижора, финны, лопари, югра, остяки, весь. В окско-волжском районе проживали племена мещера, мурома, меря, марийцы, мордва, и др. Разрозненные, слабые и миролюбивые угро- финские племена не оказывали активного сопротивления славянским пришельцам;

они уходили дальше на север и восток, или жили вперемешку с пришельцами, сохра­няя свой язык и этнический характер (как вотяки, мордва, зыряне), или растворялись в славянском море и совершенно ассимилировались и обрусели (как меря, весь, ме- щера, мурома).

Западными соседями славян были поляки, занимавшие территорию по берегам р. Вислы, с которыми славяне торговали. Наиболее беспокойными и опасными соседя­ми восточных славян были их соседи с юго-востока. Орды кочевых азиатских наро­дов в течение долгих веков не давали покоя славянскому населению Русской равни­ны. В IV в. на славян напали гунны. В VI в. появились авары («обры» по русской ис­тории), но их господство в южно-русских степях было непрочно и непродолжительно.

Им на смену в VI-VIII вв. явились новые азиатские орды - угров (венгров), бол­гар, хазар. Угры недолго задержавшись в южнорусских степях, прошли в долину Ду­ная, где и основали свое национальное государство.

Многочисленная орда болгар разделилась: часть из них двинулась на юго-запад, на Балканский полуостров; другая часть двинулась на северо-восток и заняла область средней Волги и Камы. В X в. болгары (волжские булгары), подчинив местные пле­мена, создали государство Волжская Булгария (просуществовала до XIII в.).

Столи­цей государства был город Булгар (или Болгары) на реке Волга. Через него проходили важнейшие пути торговли, в том числе со славянскими землями.

Хазары (хозары) в VIII-IV вв. на юго-востоке образовали обширное государст­во (Хазарский каганат). Им удалось подчинить ряд славянских племен и обложить их данью. Под их покровительством славяне могли производить оживленную торговлю с Востоком. Мирные отношения славян и хазар перемежались военными столкнове­ниями.

Весьма важную роль в начальной русской истории играли отношения с двумя странами, которые не соприкасались непосредственно с территорией занятой восточ­ными славянами, но оказали на них существенное влияние: одна на политический строй, другая - на всю культуру славян. Это были Скандинавия и Византия. VII-X века были временем энергичной и бурной экспансии скандинавских народов норма­нов, или «варягов». Варяги часто нападали на своих соседей, разбойничали на торго­вых путях. Война, пиратство и торговля были для них тремя постоянными занятиями, которые весьма тесно переплетались между собою. Вместе с тем для взаимоотноше­ний славянских и варяжских племен характерно широкое сотрудничество, активная торговля по важнейшему водному пути «из варяг в греки». Варяги нередко служили наемниками в дружинах славянских князей. Военные дружины варягов нанимались на службу к славянам для охраны русских городов и русской торговли, которым уг­рожали нападения хищных степных кочевников. Однако энергичные и предприимчи­вые варяжские вожди не всегда довольствовались ролью наемных охранников. Там, где они чувствовали себя достаточно сильными, они захватывали власть над местны­ми населением, и таким образом, «наемные охранители превратились во властителей» (В. О. Ключевский). Так, в IX в. в некоторых областях Руси образовалась вторая по­литическая форма - варяжские княжества: Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира в Киеве.

Византийская империя (IV - сер. XV вв.) была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономическим развитым европейским государством. Дворцы и храмы Константинополя (Царьграда) поражали посетителей своей красотой и величи­ем. Промышленность Византии производила множество предметов не только местно­

го потребления, но и для заграничного вывоза: золотые и серебряные украшения и разные металлические изделия, шелковые ткани, замечательную керамику, вина и фрукты. Понятно, что купцы со всего тогдашнего мира, в том числе купцы славян­ские и варяжские стремились в Византию, чтобы завязать с нею оживленные торго­вые связи. Торговля с Византией стала важнейшей составляющей экономики славян­ских племен. Из Византии на Русь вместе с христианством пришла высокая культура.

Источники свидетельствуют, что восточнославянские земли находились на раз­ном уровне развития. Более высоким он был в среднем Поднепровье, где проживали поляне. Этому содействовали плодородные земли, благоприятный климат. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками. Были обнаружены семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и ого­родных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и тех­нические культуры (лен, конопля). У славянских племен существовали две основные системы земледелия. В южных районах основной системой земледелия у восточных славян был перелог (залежная): участок земли засевали в течение 2-3 лет до истоще­ния, затем этот участок забрасывали (на 2-4 год) и переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда использовали соху, рало с полозом, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффектив­ным и давало более высокие и стабильные урожаи.

На севере, где приходилось отвоевывать у природы под пашню каждую пядь земли, была распространена подсечно-огневая система земледелия: в первый год де­ревья подрубали, на второй год их сжигали, золу использовали во время посева зерна. Как и при залежной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. Такая организация земледелия вынуждала славян время от време­ни переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отда­ленных участков. Пашенное земледелие появилось лишь в VIII в. в степных и лесо­степных районах. Землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII в. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. У бирали урожай при помощи серпа и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, ко­ров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей.

Важную роль в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и борт­ничество (сбор меда диких пчел). Развивались ремесла - кузнечное, гончарное, юве­лирное. Зарождалась внутренняя торговля. Восточные славяне активно торговали и со своими соседями. Через их земли проходили известные торговые пути. Одним из та­ких торговых путей был путь «из варяг в греки». Он шел из Балтийского моря по реке Нева в Ладожское озеро, затем по рекам Волхов и Ловать, через волоки на Днепре в Черное море и далее до Константинополя (Царьград). Другим торговым путем был Волжско-Донской путь (становление началось в IX в.) Торговые караваны шли из Среднего Поднепровья либо сушей до Дона, либо по Днепру, Черному и Азовскому морям, реке Дон, затем суда волоком перетаскивались из Дона в Волгу в том месте, где эти реки наиболее близко подходят одна к другой. Вниз по Волге спускались в Каспийское море, далее путь лежал в страны Востока. Славянские земли за счет внешней торговли получали ремесленные изделия, ткани, предметы роскоши, ору­

жие, серебряные монеты и др. Славяне вывозили мед, воск, пушнину, рабов. Следст­вием оживленного торгового движения было возникновение древнейших торговых городов Руси (VII-VIII вв.): Киева, Чернигова, Смоленска, Любеча, Новгорода Вели­кого, Пскова, Полоцка, Витебска, Ростова. Города становились не только центрами торговли и ремесла, но и оборонительными центрами и резиденциями носителей вла­сти.

Общественный строй восточных славян VI-IX вв. содержал элементы, харак­терные для переходного периода от родового строя к зарождающейся государствен­ности. С VI в. в процессе роста населения и совершенствования орудия труда проис­ходило разложение родоплеменного строя. Внутри родовой общины возникает иму­щественное и социальное неравенство, выделяется племенная элита. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизации) и включения в со­став общины рабов. В VI-VIII вв. в результате дробления и смешения племен склады­вались новые славянские общности - союзы племенных княжеств, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Объединение в племенные союзы было следствием как экономических, так и политических причин (необходимость совместной обороны от внешних врагов). Такие объединения племен возглавляли вожди племени (князья), которые, опираясь на военную дружину, сосре­доточивали власть в своих руках. Кроме того, важнейшими элементами политической организации славянских племен были институты общинной демократии. Главным из них было вече - собрание свободного мужского населения племени, на котором ре­шались важнейшие вопросы сообщества, избирался военный вождь (князь). Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча) Ополчение включало в себя боеспособных мужчин и созывалось в случае войны. Сдвиги в социальной и политической структуре восточнославянского общест­ва привели к созданию в VIII-IX вв. на основе союзов племен племенных княжений - зародышевой формы государственности. По русским и византийским источникам из­вестно, что племенные княжения существовали с центрами в Киеве, Новгороде и др. местах.

Восточные славяне были язычниками. В их верованиях прослеживались два на­правления: поклонение явлениям природы и культ предков. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли определенные функции служителей богов и толкователей их воли. Наиболее почи­таемыми богами славянского пантеона были: Дажбог - бог солнца, Перун - бог грома и молнии, Стрибог - бог ветра, Волос (Велес) - покровитель скотоводства и др. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду, а в последствии - от­дельным семьям. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погре­бальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраи­вали пир-тризну и военные состязания.

<< | >>
Источник: Отечественная история: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Куди­новой, С.М. Нечитайлова. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн, ун-та,2004. - 193 с.. 2004

Еще по теме ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДОФЕОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД:

  1. Анализ цикличности работы линейной части магистрального трубопровода
  2. Церковнославяно-русский полисемант век
  3. 64. Исчисление сроков в гражданском праве.
  4. Трансформация представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1920-1950 гг.
  5. Макроэкономические факторы
  6. Статистическая выборка исследования
  7. Славянизмы как маркеры танатологических мотивов в поздней лирике П.А. Вяземского
  8. Статистика влияния типа грунтов на распространение КРН
  9. Конструктивные элементы зданий с бревенчатыми наружными стенами и дощатой обшивкой
  10. Систематизация факторов, влияющих на ставку восстановления
  11. О методологических подходах к изучению языка поэзии П.А. Вяземского
  12. Заключение
  13. Выводы
  14. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  15. Численные исследования внутреннего резонанса 1:1:2
  16. Отечественная история: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Куди­новой, С.М. Нечитайлова. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн, ун-та,2004. - 193 с., 2004
  17. История России: учебное пособие / под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Кудиновой, - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,2013. - 167 с., 2013
  18. Тип дефолта
  19. Роль углеродных активаторов