<<
>>

РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (конец XI - XII вв.)

В XII в. Русь вступает в период феодальной раздробленности. Это был историче­ски закономерный этап развития феодального общества, через который прошли и страны Западной Европы. К середине XII в.

Русь раскололась на 15 княжеств и зе­мель. Следует обратить внимание на хронологические рамки периода. Тенденция к феодальной раздробленности проявилась еще в XI в., но условно принято считать на­чалом раздробленности Киевской Руси смерть князя Мстислава Владимировича в 1132 г. В XIII в. процесс феодальной раздробленности не прекратился, однако завое­вания русских княжеств монголо-татарами существенно отразилось на нем, что по­зволяет период зависимости выделить в самостоятельный этап.

Одной их главных причин раздробленности Древнерусского государства (как и других феодальных государств) явился бурный рост производительных сил общества: прогресс сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы. Подъем ремесла и торговли ускорил развитие новых городских центров. В ХП-ХШ вв. насчитывалось уже около 300 городов. Окраинные молодые города часто своим богатством затмевали столицу. Усложнялась социальная структура русского общест­ва: крупное боярство, торговцы, ремесленники, городские низы, крестьяне. В этот пе­риод не только князья, но и бояре обзаводились земельными владениями - вотчина­ми, что прочно привязывало их к местным центрам и местным князям.

Киев терял свою роль в жизни русских земель, что не было предопределено, а обуславливалось конкретно-историческими событиями. Благодаря крестовым похо­дам Запад проложил себе новые торговые пути на Восток, что сказалось на старых посреднических торговых центрах, в том числе и на Киеве. Нашествие половцев за­труднило движение торговых караванов в Константинополь и крымские города. По­ловцы постоянно опустошали земли Южной Руси, население стало искать более спо­койных мест для жительства.

Таковыми являлись внешнеполитические причины.

К внутренним политическим причинам, способствовавшим раздробленности русских земель, следует отнести, во-первых, порядок наследования великокняжеско­го престола и, во-вторых, княжеские усобицы по поводу Киевского стола. Первое вы­ступило в роли своеобразной предпосылки раздробленности. Со времен Ярослава Владимировича старший получал Киевский стол, а другие дети - разные земли во владениях. Постепенно каждое княжество получило свою династию. Сложилась так называемая удельная система. Но традиционно княжеский род сохранил память о престиже Киева - «матери городов русских», что провоцировало местных князей стремиться к обладанию Киевским престолом.

Среди полутора десятков государственных образований, сложившихся на терри­тории Руси, наиболее крупными были: Киевское, Черниговское, Владимиро- Суздальское, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Смоленское, Новгородское.

Эти государства при значительной пестроте экономических условий по полити­ческому устройству можно разделить на два основных вида: феодальные монархии и феодальные республики (Новгород, Псков).

Галицко-Волынское княжество занимало обширную территорию - от границ зе­

мель пруссов и литовцев до Дуная и от Буга до Закарпатья. Это был край с плодород­ными землями, богатыми лесами, многочисленными городами. Здесь проходили мно­гочисленные торговые пути: в Центральную и Западную Европу, в Балтию, на Вос­ток. Это способствовало экономическому росту и усилению политического влияния княжества. До конца XII в. Галицкое и Волынское княжества существовали раздель­но. Их объединение произошло в 1199 г., когда князю Роману Мстиславовичу удалось подавить сепаратизм местной боярской знати. На короткое время он занял Киевский престол (1203 г.), приняв титул великого князя. В Галицко-Волынском княжестве бо­ярская знать была экономически сильной, и после смерти Романа в 1205 г. началась борьба боярских группировок за власть. Ослаблением политического единства вос­пользовались польские и венгерские феодалы.

Сыну Романа Даниилу (1238-1264 гг.) пришлось выдержать длительную борьбу и добиться восстановления независимости и политического единства Галицко-Волынского княжества в 1238 г. Во время его прав­ления Галицко-Волынское княжество достигло своего расцвета. Были построены но­вые города (Холм, Львов и др.), значительно расширились торговые и политические связи с соседними странами. Галицко-Волынское княжество было разорено в 1240 г. монголо-татарами, а в XIV в. территория княжество попала под власть Польши, Лит­вы и Венгрии.

Ростово- или Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги, граничила с Рязанским, Черниговским, Смоленским княжествами и Новгород­ской землей. До IX в. в крае жили восточно-финно-угорские племена (меря, весь, му­рома), которые слились со славянами (вятичами и кривичами). В крае было много ле­сов, которые служили защитой от внешних врагов и основой многих промыслов. На­селение занималось земледелием, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, бо­ровым промыслом. В городе и селе были развиты ремесла. Обилие рек способствова­ло развитию торговли. Важнейший торговый путь проходил по реке Волге. Усилив­шийся приток переселенцев из Новгородской и Смоленской, а затем из южных земель в конце XI в. способствовал быстрому развитию Ростово-Суздальской земли.

Политическое обособление края от Киева произошло при князе Юрии Долгору­ком (1125-1157 гг.). Этот князь положил начало местной династии. Юрий Долгору­кий боролся, с одной стороны, за расширение границ своего княжества, а с другой - за великокняжеский Киевский престол, который захватил в 1155 г. С именем этого князя связано основание Москвы (1147 г.).

Расцвет Северо-восточной Руси связывают с деятельностью Андрея Боголюб- ского (1157-1174 гг.) и Всеволода Юрьевича (1176-1212 гг.). Андрей Боголюбский являл собой образец динамичного феодального правителя. Он был храбрым полко­водцем, целеустремленным и жестоким государственным деятелем, властолюбивым человеком. Андрей перенес столицу во Владимир-на-Клязьме. В своих действиях он опирался на зависимых от него служилых феодалов-дворян, мало считаясь с боярами и братьями-князьями. Его политика была направлена на укрепление авторитета Вла­димиро-Суздальского княжества. Он первый присвоил себе титул великого князя всей Руси. Самовластие князя порождало заговоры, в результате одного из них Андрей Бо­голюбский был убит (1174 г.). После двухлетней феодальной усобицы престол занял Всеволод, получивший прозвище Большое Гнездо. Он продолжил политику расшире­ния влияния Северо-восточной Руси. Но после смерти Всеволода Юрьевича само Владимирское княжество распалось на семь образований, причем владимирский князь стал первым среди равных князей Северо-восточной Руси.

Самым богатым городом на Руси в XII в. был Новгород. Новгородская земля за­нимала огромную территорию от Ледовитого океана да верховья реки Волги и от Прибалтики до Урала. Особенности этой земли определились рано. Отдаленность ее от Киева привела к тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей. Борьба князей за уделы позволили Новгороду сохранить свою независимость. Непло­дородные почвы и неэффективность земледелия обусловили высокий уровень разви­тия ремесла и торговли.

В Новгородской республике сложился особый общественно-политический строй. Для Новгорода характерно было призвание князя на престол. Князь был, прежде все­го, военачальником, исполнял представительные функции, был символом единства новгородских земель. Его права и обязанности были оговорены в ряде (договоре) ме­жду князем и городом, причем город мог прогнать князя в любой момент. Такое по­ложение сложилось после восстания горожан в 1136 г. Новгород прогнал князя, отде­лился от Киева и стал боярской республикой.

Высшим органом власти в Новгороде номинально являлось вече - собрание вла­дельцев городских усадеб, т.е. свободных и самостоятельных граждан. Вече прини­мало решения по вопросам войны и мира, утверждало уставы и законы, заключало договоры с князьями. Вече являлось верховным судом республики. Вече выбирало правителей города: посадника, тысяцкого, архиепископа. Посадник управлял горо­дом, судил население и контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял го­родское ополчение и ведал торговыми делами. Архиепископ являлся главой церкви, хранителем эталонов мер весов, скреплял печатью договоры с иностранцами.

Однако, несмотря на большую роль веча в жизни Новгорода, власть в республи­ке фактически принадлежала верхушке боярства и купечества. Новгородское боярст­во являлось кастовым, т.е. боярином можно было только родиться. Богатство бояр шло от их участия в дележе государственных доходов, ростовщичества и эксплуата­ции ремесленников, живших на их усадьбах.

Новгород вел постоянную борьбу за независимость против соседних княжеств, стремящихся подчинить себе богатый город. Он являлся торговым, политическим и военным форпостом на северо-западных рубежах страны.

Таким образом, в XII в. Древнерусское государство вступило в период феодаль­ной раздробленности. По результатам этот процесс был двойственным.

С одной стороны, раздвинулись границы русских земель, развились производи­тельные силы. Натуральное хозяйство сосуществовало со специализированным ре­месленным производством, которое разнообразилось и совершенствовалось. Город­ская культура достигла своего апогея. Ценности духовной культуры, утвердившиеся в социальных верхах, проникли в массы, отразившись в быте, хозяйствах, преданиях.

С другой стороны, междоусобицы проходили исключительно на русских терри­ториях. Для борьбы с соперником русские князья нередко приглашали степняков. И кто бы ни победил, погибало русское население, сжигались русские города и села. Усобицы приводили к запущению освоенных плодородных земель и к ослаблению военной мощи русских княжеств. Поэтому в сознание русских людей идея единения воспринималась как благо, а раздор - зло.

В период феодальной раздробленности возросла роль православной церкви, ко­торая выступала идеологическим и организационным скрепом русских земель.

Как отмечают историки, распад русских земель никогда не был полным, всегда сохранялись предпосылки для их будущего объединения (общие религия, язык, пра­во, традиции, ментальность, экономические связи).

<< | >>
Источник: Отечественная история: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Куди­новой, С.М. Нечитайлова. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн, ун-та,2004. - 193 с.. 2004

Еще по теме РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (конец XI - XII вв.):

  1. Церковнославяно-русская полисемия как отражение секулярной и сакрально-религиозной функций русского языка
  2. Церковнославяно-русский полисемант век
  3. Церковнославяно-русский полисемант жатва
  4. Вопрос о семантической систематизации славянизмов (церковнославяно-русских полисемантов)
  5. О способах понятийно-терминологической фиксации места славянизмов с сакрально-религиозной семантикой в русской речевой практике
  6. Секулярные славянизмы, христианские религионимы, церковнославянизмы и церковнославяно-русские полисеманты: вопрос о семантико-дискурсивной специфике
  7. Поэтическая концепция времени в зеркале церковнославяно­русских полисемантов
  8. ГЛАВА 3. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНО-РУССКИЕ ПОЛИСЕМАНТЫ КАК МАРКЕРЫ РЕЛИГИОЗНЫХ МОТИВОВ
  9. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  10. 3.2. Церковнославяно-русские полисеманты как лингвоментальное средство христианского осмысления человеческой жизни
  11. Кхонг Тху Хиен. РУССКИЕ И ВЬЕТНАМСКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С НАЗВАНИЯМИ РАСТЕНИЙ В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь - 2019, 2019
  12. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Систематизированный перечень лексем, фиксированных в «Словаре поэтического языка П.А. Вяземского» и наличествующих в авторитетных словарях церковнославянского языка (церковнославяно-русские полисеманты)
  13. Заключение
  14. О методологических подходах к изучению языка поэзии П.А. Вяземского