<<
>>

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

С утверждением феодальных отношений и государственности язычество все бо­лее не соответствовало времени и интересам правящей элиты. Многобожие (полите­изм) язычества, регулирование отношений в системе «человек-природа» не могли ук­реплять власть князя, объяснять социальное неравенство, способствовать консолида­ции славянских земель, решению внешнеполитических задач и т.п.

Неудавшаяся ре­форма язычества (980 г.) наглядно это подтвердила и побудила князя Владимира к поиску такой религии, которая соответствовала бы достигнутому Русью уровню раз­вития.

По летописной версии, Владимир тщательно присматривался и выбирал новую веру - монотеистическую, пока не остановился на византийском варианте христиан­ства. Богословы объясняют этот выбор «замыслом Господа», «Божьим провидением». Подобная аргументация практически не нуждается в анализе реальных, земных при­чин крещения Руси.

Принципы историзма и объективности позволяют объяснить эту акцию сугубо земными обстоятельствами. Князя Владимира привлекло православие потому, что оно оправдывало существовавшие порядки, освящало княжескую власть и занимало подчиненное государству положение. В Киеве, видимо, знали о чрезмерных претен­зиях римского папы на светскую власть.

Древнерусское государство имело с Византией более прочные экономические и культурные связи, чем, скажем, с католическими или исламскими странами. Эти от­ношения обусловили лучший результат византийских миссионеров, сумевших подго­товить для православия на Руси более богатую почву.

Наконец, в православии уже тогда разрешались богослужения на национальных языках, а католицизм признавал только латынь. На Руси латынь была неизвестна, а греческий язык был знаком многим купцам и части феодальной верхушки, что также предопределило выбор веры Владимира. Со временем проповеди стали читаться не на греческом, а на церковнославянском языке.

Церковные источники утверждают, что крещение Руси произошло в 988 г.

Уме­стно уточнить, что в этом году, вероятно, крестились лишь киевляне и княжеское ок­ружение. Христианизация других русских земель продолжалась и много лет спустя.

В ходе этого процесса нередко применялись насильственные меры. Официальная религия, как правило, утверждалась и в других странах силой государства. Не могло быть иначе и на Руси. За языческими идолами стояло многовековое прошлое, влияние волхвов, груз традиций и привычных обрядов. Летописец, видимо, дословно воспро­изводит грозный приказ Владимира в канун крещения киевлян: «Кто не придет к ре­ке, богатый или убогий, нищий или раб, тот будет мне враг», «и не имать сей поща- ден быти от нас».

Силовыми методами из всех сфер жизни изгонялось язычество, разорялись ка­пища, а вместе с ними исчезали, к сожалению, безвозвратно многие пласты языческой культуры. Христианизации сопротивлялись не только волхвы. Огнем и мечом «кре­стились» новгородцы и суздальцы. Язычество оставалось знаменем сепаратистов и те, кто не хотел зависеть от Киева или Византии.

С принятием христианства началась длительная борьба киевских князей за само­стоятельность русской церкви. Византийская империя считала Русь политически за­висимым от себя государством на том основании, что русская церковь организацион­но, на правах митрополии входила в состав Константинопольского патриархата. Не­сколько веков в православных храмах Руси пели «многие лета» императорам Визан­тии, туда же со славянских земель отправлялась церковная десятина.

Вместе с тем крещение Руси приобщило славян к христианской культуре. Пра­вославие к тому времени ассимилировало и облекло в изящную словесную форму многие общечеловеческие ценности и нравственные нормы, запрещало кровную месть, многоженство и т.п. Идеологически закреплялось территориальное единство. С принятием христианства в качестве государственной религии Русь из языческой, вто­роразрядной страны перешла в ряд полноправных христианских держав, что облегча­ло решение многих внешнеполитических проблем.

Православие было, безусловно, более адекватно, чем язычество, феодальной организации древнерусского общества.

Являясь важным механизмом государственной машины, православная церковь выполняла ряд важных государственных функций: освящение власти князей и царей, воспитание подрастающих поколений, судопроизводство и т.п. Однако она не смогла противостоять деспотическому самодержавию, смягчить крепостничество и просве­тить народные массы. Были и такие времена, когда церковь активно пресекала все проявления народного протеста, боролась с освободительным движением, осуществ­ляла строгую цензуру, выступала против достижений науки и техники.

Оценивая значение крещения Руси, следует также подчеркнуть, что православие стало важным, хотя и не единственным, культурообразующим фактором, влияние ко­торого весьма заметно в архитектуре, литературе, живописи и т.п. Разумеется, пред­писания канона в иконописи, церковный запрет инструментальной музыки, скульпту­ры, шатрового покрытия храмов, скоморошества и т.п. - все это сдерживало творче­ский поиск, но общая тенденция очевидна.

В целом же введение «сверху» новой религии на Руси имело прогрессивное зна­чение, весьма заметное в средние века. Православная церковь, как государственная и идеологическая структура, при известной неоднозначности, особенно в новое и но­вейшее время, ее вклада в различные сферы, определяла многие грани политики, эко­номики и культуры России.

<< | >>
Источник: Отечественная история: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Куди­новой, С.М. Нечитайлова. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн, ун-та,2004. - 193 с.. 2004

Еще по теме ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ:

  1. Собственно церковнославянизмы и христианские религионимы
  2. Область применения ставки восстановления
  3. 4.4. Правительство Российской Федерации
  4. 8. Понятие и состав гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства. Толкование гражданско-правовых норм.
  5. БИБЛИОГРАФИЯ
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ
  7. § 2. Правовое содержание банковской тайны
  8. 3.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.
  9. §2 Суд в механизме реализации права на обращение за судебной защитой
  10. Анализ исследований взаимосвязи структуры и свойств электродных материалов
  11. Заключение
  12. 3.4. Численные исследования внутреннего резонанса 1:1
  13. Эффективности применения отражательной теплоизоляции в наружных стеновых конструкциях