<<
>>

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Важнейшей вехой на пути становления русской государственности и русского этноса стало принятие христианства в форме православия.

До середины X в. господствующей религией восточных славян было язычество.

Языческая религия обожествляла силы природы, поэтому боги были связаны с вы­полняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением обще­ственной жизни и социальной структуры общества, с образованием государства язы­чество как религиозная система была неспособна идеологически обосновать происхо­дящие изменения. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а ду­ховные и нравственные отношения выстраивались в соответствии с родоплеменными связями.

Киевский князь Владимир попытался преодолеть это противоречие в рамках языческой религии. В 980 г. он провел первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов славянских племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с богом Перуном. Бог грома и молний, покровитель князя и дружины, которого варяги принесли на Русь, Перун должен был упрочить идеи еди­нодержавия, целостности государства. Однако Владимир скоро отказался от рефор­мы, признав несовместимость язычества с поставленными целями. Кроме того, во многих славянских землях Перуна воспринимали как бога завоевателей и продолжали почитать привычных местных богов. Местные языческие культы и их служители волхвы приверженцы вечевых традиций становились опасными соперниками рода Рюриковичей. Принятие христианства, таким образом, предопределялось сложив­шимся типом государства.

Важное влияние на выбор веры оказал геополитический фактор. Традиционные политические и экономические связи с Византией способствовали проникновению православия на русские земли. Первое историческое упоминание о христианах-русах относится к 944 г., когда князь Игорь заключил мирный договор с Византией. Одна часть его дружинников клялась именем Перуна, другая - церковью Ильи-пророка в Киеве.

Известно, что княгиня Ольга приняла христианство, а в Киеве существовала христианская община. К X в. христианство принимают Венгрия и Польша. Правители эти стран использовали христианство как средство усиления своего влияния и спло­чения общества. В литературе высказывается мнение о тесных связях Руси с болгар­ской церковью, которая в это время утверждала православие в Болгарии, составляла богослужебные книги, обрядность на языке родственном населению Киевской Руси.

«Повесть временных лет» рассказывает, как князь Владимир выбирал для своей страны религию. Он послал бояр в другие страны для выбора лучшей веры, а в Киев прибыли мусульманские, иудейские и христианские миссионеры. Князь и его окру­жение решили принять христианство византийского образца. Вряд ли это повествова­ние достоверно. Еще церковный историк Голубинский признавал, что все рассказы летописи, так и «жития» Владимира об обстоятельствах принятия Владимиром хри­стианства являются благочестивыми вымыслами, составленными на разные визан­тийские сюжетные мотивы, и не содержат в себе ни крупицы исторической истины.

Раннее проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно хри­стианства, тесные связи с Византией, Болгарией достаточно жестко обусловили вы­

бор новой религии. В системе византийской государственности духовная власть за­нимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям Владимира. Вместе с тем имел место и случай. Владимир хорошо по­нимал, какую роль играли династические связи для укрепления международной роли государства. И когда он оказал услугу византийским императорам по разгрому мя­тежного полководца Варды Фоки, то потребовал себе в жены их сестру Анну, но им­ператоры нарушили свое обещание. Анна была против замужества. Она знала Влади­мира как жестокого человека, ярого язычника. Владимир осадил византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму, через который шел основной поток снабжения Визан­тии хлебом, и после долгой осады, перекрыв водопровод, взял город.

Анна была вы­нуждена согласиться на брак, но с условием принятия крещения Владимиром. Тот со­гласился и крестился в Корсуне вместе с дружиной. Он венчался с Анной по право­славному обряду.

По возвращении в Киев князь приступил к крещению жителей столицы. По сви­детельству митрополита Иллариона, киевляне перешли в «греческую веру» «аще кто и не с любовию, но страхом повелевшего крещахуся». Спокойно отнеслись к креще­нию жители южных и западных земель Киевской Руси, часто общавшиеся с иновер­цами. Языческие верования они воспринимали как обычаи и суеверия. Общепризнан­ной датой принятия христианства стал 988 год.

На севере и востоке христианизация повсеместно встречала сопротивление насе­ления. Князю Владимиру, дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, не исключая военную силу, чтобы утвердить христианские обряды и верова­ния. Новгородцы взбунтовались против присланного в 991 г. епископа Иоакима. Для их усмирения потребовалась военная экспедиция из столицы. Жители Мурома отка­зались впустить в город сына Владимира князя Глеба, заявив о своей приверженности вере предков. В Новгородской, Муромско-Рязанской, Ростово-Суздальской земле ко времени крещения успели сложиться элементы языческой организации, обособилась жреческая прослойка, которая активно выступала против новой религии. Летописи сообщают о восстаниях 1024 г. и 1071 г. в Суздальской земле и 1078 г. в Новгороде, которыми руководили волхвы. В Ростове еще в начале XII в. открыто поклонялись идолу Велеса, а в середине XII в. вятичи устроили самосуд над христианскими про­поведниками и убили одного монаха. В целом по стране распространение христиан­ства продолжалось до XII в. Дольше всех язычество сохранялось у вятичей, где сосе­дями славян были многочисленные угро-финские племена, обладавшие развитой язы­ческой религией. Удаленность от Киева делала северные и восточные земли более не­зависимыми от киевского князя, и христианство здесь рассматривалось как угроза по­литической автономии.

Процесс христианизации затянулся, потому что православной церкви пришлось вести длительную борьбу с дохристианскими верованиями. Народное языческое со­знание было настолько сильным, что православие вынуждено было приспосабливать­ся к нему. Культ богов сменился культом святых с прежними «языческими функция­ми». Христианского святого - пророка Илью «Громовержца» соотнесли с Перуном, святого Власия, покровителя хозяйства и домашнего скота - с Велесом, «скотьим бо­гом», а святую Параскеву Пятницу, покровительницу брака и семьи, - с Макошью, славянской богиней судьбы и достатка. Языческий Новый год (22 марта по старому стилю) слился с праздником Благовещения (25 марта), летний праздник бога Купалы

(22 июня) перешел на день Рождества Иоанна Предтечи и получился народный праздник Ивана Купалы и т.д.

Значительную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, возникшие на ее территории в середине XI в. В монастырях готовились кадры священнослужителей, шло осмысление вероучения, формировались основы новой обрядности, христиан­ского быта. Монастыри играли значительную роль в распространении грамоты. Они стали центрами миссионерской деятельности.

В Киевской Руси на основе христианизации происходит становление нового типа государственности в значительной мере в византийской форме. Благодаря принятию христианства вырос международный авторитет Древнерусского государства. Русь была признана равноправным партнером в международных делах. Расширились и упрочились политические, экономические, культурные, династические связи и ди­пломатические отношения с ведущими странами того времени, особенно с Византией.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии имело большое историческое значение. Христианство создало широкую основу для объеди­нения всех народностей, населявших страну, на общей духовной основе. Стали вы­тесняться языческие обряды и традиции, что способствовало гуманизации общества. Изживались местные племенные различия.

Русь начала усваивать византийские политические цели и идеалы. И прежде все­го понятие государя, поставленного от бога не только для внешней защиты, но и для поддержания внутренней гармонии в обществе. Сильное влияние христианство ока­зало на нравственность общества. Церковь запрещала господам истязать своих рабов. Возник обычай перед смертью отпускать рабов на волю. Под влиянием церкви было изжито многоженство и появилось понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, освященного таинством венчания.

Страна приобщалась к христианским ценностям, менялось сознание людей. Пе­ред человеком была поставлена задача личного самосовершенствования. Его телес­ный мир был признан греховным и нуждающимся в преобразовании. Значительным культурным переворотом стало введение единой письменности. Под влиянием хри­стиан развивалось храмовое строительство, книжное дело, литература, история и фи­лософия. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры. Новый импульс к развитию получили такие отрасли хозяйства, как огородничество, садоводство, различные виды ремесел - строительство, иконопись, ювелирное и де­коративно-прикладное искусство.

Складывается духовное сословие и выстраивается церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Во главе русской церкви стоял митрополит Киевский и всея Руси, который подчинялся константинопольскому патриарху. Мит­рополия делится на епархии во главе с епископами. Наряду с белым духовенством появляется черное, монастырское духовенство. Оформляется церковная юрисдикция. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследствен­ные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов.

Вместе с тем принятие Русью христианства в византийском варианте имело не­которые негативные стороны. Окончательный раскол христианства на католическую и православную церкви и разрыв церковных связей привел к определенной идейно- политической изоляции Руси от остального христианского мира. В конечном итоге на Руси утвердилась иная, чем в латинской Европе модель исторического развития.

<< | >>
Источник: История России: учебное пособие / под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Кудиновой, - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,2013. - 167 с.. 2013

Еще по теме ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ:

  1. Собственно церковнославянизмы и христианские религионимы
  2. Область применения ставки восстановления
  3. 4.4. Правительство Российской Федерации
  4. 8. Понятие и состав гражданского законодательства. Действие гражданского законодательства. Толкование гражданско-правовых норм.
  5. БИБЛИОГРАФИЯ
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ
  7. § 2. Правовое содержание банковской тайны
  8. 3.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.
  9. §2 Суд в механизме реализации права на обращение за судебной защитой
  10. Анализ исследований взаимосвязи структуры и свойств электродных материалов
  11. Заключение
  12. 3.4. Численные исследования внутреннего резонанса 1:1
  13. Эффективности применения отражательной теплоизоляции в наружных стеновых конструкциях
  14. 16.1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении.
  15. Моделирование методом конечных элементов. Численный эксперимент
  16. Право па судебную защиту и право на иск
  17. Основные результаты и выводы исследования
  18. 55. Субъективное гражданское право: понятие, содержание.