<<
>>

ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА IV ГРОЗНОГО. УКРЕПЛЕНИЕ ДЕСПОТИЧЕСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ

Иван IV Васильевич родился 25 августа 1530 г. Он был поздним сыном великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской, дочери князя Глинского, выходца из Великого княжества Литовского, свойственницы последних сербских деспотов.

Внук византийской царевны Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, и свойственник сербских деспотов соединил в себе и хорошие и дурные черты характеров своих предков. Государственный ум и малодушие, трезвый расчет и порывы необузданного гнева, религиозность, доходящая до ханжества, и неприятие церковной действительности, жестокость, озлобленность, ненависть к людям и сладо­страстие составляли причудливый сплав характера первого царя.

Великий князь Василий III умер, когда сыну было 3 года. После смерти матери, великой княгини Елены (по одной из версий - ее отравили), Иван, которому исполни­лось 8 лет, остался круглым сиротой. Вокруг него началась острая борьба за власть, преимущественно между двумя наиболее знатными боярскими фамилиями, князьями Шуйскими и Бельскими. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной княгини Елены - Глинские.

В неполных 17 лет 16 января 1547 г. великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя - Иван IV. Новый титул - царь - не только резко подчеркивал суверенность российского монарха во внешних сношениях, особенно с ордынскими ханствами (ханов на Руси называли царями), но и четче, чем прежде, отделял государя от его подданных. Царский титул закрепил пре­вращение князей-вассалов в подданных. Столица государства, Москва, отныне укра­силась новым титулом - «царствующий град», а русская земля - Российским царством.

До воцарения Ивана IV страной неограниченно управляла Боярская дума. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взя­точничество достигли невиданных размеров.

Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государ­ственного аппарата, необходимы были реформы. В продолжении политики централи­зации власти был заинтересован весь господствующий класс. В 1549 г. около царя Ивана IV сгруппировался правительственный кружок (князь А. М. Курбский назвал его «Избранной радой»). Возглавил его талантливый государственный деятель Алек­сей Федорович Адашев.

«Избранная рада» была органом, который осуществлял исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. В середине XVI в. «Избран­ная рада» провела ряд серьезных реформ, направленных на централизацию и укреп­ление нового государства.

27 февраля 1549 г. было созвано совещание, на котором присутствовала Бояр­ская дума в полном составе, фактически это был первый Земский собор. Земский со­бор - это собрание сословных представителей: бояр, столичного дворянства, духовен­ства. До конца XVI в. Земский собор созывали еще три раза: в 1566, 1584, 1598 гг. Со­зывы соборов свидетельствовали о складывании в России сословно-представительной монархии.

В 1550 г. был принят новый Судебник, основанный на Судебнике 1497 г., но значительно расширенный и систематизированный. Он закреплял создание в Москов­ском государстве «праведного» (справедливого) суда, контролируемого «лучшими людьми» из данного сословия на местах.

Власть наместников ограничивалась путем привлечения к участию в наместни­ческом суде представителей посадского населения черносошного крестьянства. В го­родах и волостях целовальники целовали крест на верность царю и старосты станови­лись «чиноначальными людьми» государства. Верность и сменяемость этих лиц ста­вила их деятельность (в пользу государства и контролируемую государством) также и под контроль подданных.

Отменялись податные льготы монастырей. По отношению к крестьянам была повторена норма предшествующего Судебника 1497 г. о Юрьевом дне с некоторым увеличением размера «пожилого». Впервые вводились наказания для бояр и дьяков- взяточников.

Была проведена реорганизация центральных органов управления, за которыми вскоре укрепилось наименование приказов (до середины 60-х годов их называли «из­бами»), Одним из первых приказов была Челобитная изба, которую возглавил Ада­шев. Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы) на имя госуда­ря и проводить по ним расследование. Тем самым Челобитная изба становилась как бы высшим контрольным органом. Руководство этим приказом давало Адашеву ог­ромную власть и авторитет. Посольский приказ возглавлял Иван Висковатый (дьяк, около 20 лет руководил русской внешней политикой, казнен в годы опричнины по ложному доносу). Поместный приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Разрядный приказ стал своего рода штабом вооруженных сил: определял, сколько служилых людей и из каких уездов должно выйти в полки. Разбойный приказ вел борьбу против «разбоев» и «лихих людей». Земский приказ ве­дал порядком в Москве. В 1555-1556 гг. было принято Уложение о службе. Опреде­лялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне; если вотчины или поместья феодалов были большими, то он должен выводить с собой и вооруженных холопов.

Не меньшее значение имела реорганизация местного управления. Издавна на местах власть принадлежала наместникам (в уездах) и волостелям (в волостях). Они получали эти территории в «кормление». В пользу кормленщика шли судебные по­шлины. Таким образом, кормления были системой вознаграждения за службу: долж­ности наместника и волостелей на определенный срок получали в вознаграждение за участие в военных действиях. Теперь кормления отменялись. Сбор налогов, податей и суд передавались на местах в сельской местности в руки «губных старост», избирав­шихся из местных дворян. Деньги, ранее шедшие кормленщикам, отныне взимало го­сударство в качестве налога. В тех уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население выбирало земских старост из наиболее зажиточных слоев черносошного и посадского населения.

Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества: 1. Молодых аристократов нель­зя было в 15-18 лет (с 15 лет начинали службу) назначать воеводами, а дать «низкое назначение» тоже была невозможно - «поруха» чести. Было решено, что служба мо­лодых людей на высоких должностях не считается прецедентом. 2. Произошло «ого­сударствление» местничества. Назначение на службу стало государственной обязан­ностью.

Губная и земская реформы являлись шагом вперед к централизации, но все же еще не сделали местные органы достаточно централизованными. Из-за неразвитости государственного аппарата правительство не могло обойтись без представителей со­словий в управлении. В России, в отличие от Западной Европы, где сословными были высшие органы власти (Г енеральные штаты, парламенты), здание сословно­представительной монархии строилось снизу с местных органов власти.

Важное место в правительственной деятельности «Избранной рады» занимала организация класса феодалов. В 1550 г. было решено «исполнить» в Московском уез­де «избранную тысячу» бояр и дворян, обязанных быть всегда наготове для исполне­ния ответственных поручений. В 1552 г. был составлен полный список Государева двора (4 000 человек), называвшийся Дворовой тетрадью. Люди, входившие в Госу­дарев двор, именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами. Из состава Двора выходили воеводы, головы, дипломаты, администраторы и т.д. В Дворовой тетради дворян записывали по тем уездам, где они владели землей. Таким образом закреплялась организация феодалов в уездные служилые корпорации.

При Иване IV проводилась централизация денежной системы и мер вместимо­сти. Основной мерой вместимости сыпучих тел стала четверть, медные эталоны кото­рой были созданы и разосланы по уездам.

Централизация коснулась и церковного управления. Общерусская церковная ре­форма была проведена на Стоглавом соборе (1551 г.), названном так по сборнику его постановлений, состоявшему из ста глав. На нем присутствовали, помимо высших церковных чинов, сам царь, князья, бояре и думные дьяки. Инициаторы реформы на­меревались соединить земское устроение с «многоразличным церковным исправле­нием», чтобы подкрепить начавшиеся преобразования авторитетом церкви. В едином государстве создавался единый пантеон русских святых, унифицировались церковные обряды на территории страны. В руках церкви оставались все земли, приобретенные ею ранее, но в дальнейшем церковники могли приобретать и продавать земли только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о взаимоотношениях светской и духовной власти победила линия на ограничение и контроль монастырского земле­владения со стороны царя. Но один из удельных пережитков сохранялся: духовенство подлежало суду епископов, а не государства.

В середине XVI в. была проведена налоговая реформа: установлена единая для всего государства единица налогообложения - соха. Для содержания войска были введены новые налоги: «пищальные» деньги - на содержание стрелецкого войска, «полоняничные» деньги - на выкуп пленных.

Реформы, проведенные «Избранной радой», хотя не все были полностью осуще­ствлены, означали важный шаг вперед в направлении централизации власти и пре­одоления пережитков феодальной раздробленности. Они привели к крупным воен­ным и внешнеполитическим успехам. Было завоевано татарское Казанское ханство, затем были покорены подвластные Казани народы (черемисы, мордва, чуваши, баш­киры). В 1556 г. была завоевана Астрахань.

«Избранная рада» проводила реформы, рассчитанные на длительный период, а царь стремился к немедленному результату. В условиях России XVI в., где созрели предпосылки для централизации, ускоренное движение к ней возможно было только на путях насилия и террора, так как еще не был сформирован аппарат власти, особен­но на местах. Властолюбивый царь не мог долго терпеть рядом с собой умных и вла­стных советников. В 1560 г. правительство «Избранной рады» пало: Сильвестр был

сослан в Соловецкий монастырь, А. Ф. Адашев умер в тюрьме, а его брат Данила - казнен. Князь А. М. Курбский бежал в Великое княжество литовское, спасаясь от опалы.

Удельно-княжеская знать была недовольна проводимой политикой централиза­ции государственного управления. В середине XVI в. среди знати создается оппози­ция, группировавшаяся вокруг сильного удельного князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата царя.

В свою очередь, царь взял курс на усиление личной власти, учредив опричнину. Опричнина означает систему чрезвычайных мер, осуществляемых царем Иваном IV для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления самодержавия

Слово «опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь» (синоним слова «кроме» в древнерусском языке). У погибшего на по­ле боя воина забирали в казну поместье, пожалованное ему за службу великому кня­зю, его вдове и детям оставляли небольшой участок земли. Этот остаток поместья и назывался «опричниной».

Историки употребляют слово «опричнина» в двух значениях: в узком — для обо­значения государева двора в 1565-1572 гг., в широком — понимая под этим словом политику правительства этих же лет, целью которой было уничтожение остатков удельной старины.

Введению опричнины предшествовали следующие события:

- 3 декабря 1564 г. царь с семьей и приближенными выехал в Александрову сло­боду;

- 3 января 1565 г. в Москву приехал гонец с двумя царскими грамотами. В пер­вой, адресованной митрополиту Афанасию, царь обвинял бояр в изменах. В другой грамоте заверял посадских людей в том, что гнева на них и опалы не держит. Это был блестящий политический маневр талантливого демагога: царь выступил в тоге радетеля за интересы посадских низов против ненавистных посадскому люду феода­лов;

- 5 января 1565 г. прибытие в Александрову слободу депутации духовенства и бояр. Они должны были упросить царя вернуться на царство.

Царь смилостивился и согласился вернуться на царство при соблюдении двух условий: 1) на изменников распространяются опала и казни; 2) в своем государстве он учиняет опричнину (небольшой удел, в который царь «удалялся от царствова­ния»), Вся страна «земщина» оставалась в управлении Боярской думы, деятельность которой контролировалась Иваном IV. В опричнину были взяты лучшие земли и особо важные в военно-стратегическом отношении территории. Людей, входивших в состав государева двора, называли опричниками. Феодалы, не принятые в опрични­ну, лишались поместий и вотчин в опричных уездах и выселялись в земщину.

В изображении Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, опрични­на является кровавой эпопеей бессмысленных убийств, совершавшихся по велению царя. Жертвами опричного террора стали и боярско-княжеская, и дворянско- помещичья фронды. Власть, по мнению царя, должна внушать всем, покушающимся на нее, страх. Бояться власти должны все подданные, независимо от их общественно­го положения.

Долгое время в литературе было распространено и другое мнение, согласно ко­торому опричнина - дело исторически необходимое, поскольку Руси, чтобы выжить,

нужна была централизация, а бояре вроде бы были ее противниками, поэтому и при­ходилось их уничтожать. Но факты говорят, что бояре вовсе не были противниками централизации, и Иван Грозный боролся не только с боярами (на каждого боярина или дворянина приходилось, по меньшей мере, 3-4 рядовых служилых землевладель­ца).

Путь централизации страны через опричный террор, по которому пошел Иван Грозный, был разорительным и даже гибельным для России. Жестокость нужна была как воплощение силы для воспитания покорности. Опричнина была попыткой ком­пенсировать слабость власти ее суровостью.

Для осуществления террора был создан специальный аппарат, имеющий своих преданных агентов на местах, связанных круговой порукой. Опричнина порождала доносительство, предательство, ложь воровство, убийство. Так, поводом для разгрома Новгорода Великого был ложный донос о том, что новгородцы якобы хотят перейти под власть польского короля, а самого царя Ивана «извести» и на его место посадить удельного князя Владимира Андреевича Старицкого. Погром продолжался более пяти недель - с 6 января по 13 февраля 1570 г., когда ежедневно «ввергали в воду» (под­пел) 500-600, а в иные дни и до 1500 человек. По возвращении в Москву Иван Гроз­ный начал казни опричников, которым предъявлялись обвинения в измене. Погибли отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский и др. Осенью 1572 г. царь оприч­нину «отставил». Террор продолжался, но в меньших масштабах.

После опричнины в стране разразился тяжелейший экономический кризис (де­ревни и села запустели, необработанными оказались до 90 % земли). Социально- экономическое развитие России в XVI в. стояло перед двумя возможными путями развития: первый путь - консервация и даже укрепление феодальных отношений; второй путь - дальнейшее развитие в недрах феодальной формации начальных форм капиталистического производства на основе применения вольнонаемного труда. Так вот опричнина значительно помогла крепостникам решить этот вопрос в пользу пер­вого пути. Она сильно затормозила (хотя и не приостановила) развитие зачатков бур­жуазных отношений в стране и в то же время чрезвычайно расширила сферу крепост­нической эксплуатации крестьян.

Задержав поступательный ход экономического развития России, опричнина по­дорвала хозяйственную, а следовательно, и оборонную мощь государства. В 1571 г. крымский хан Давлет-Гирей прорвался до самой Москвы, взял пленных, сжег и раз­грабил город. Начавшаяся в 1558 г. Ливонская война затянулась и шла неудачно для России. По заключенному в 1582 г. перемирию на 10 лет Иван Грозный отказался от всех своих завоеваний в Литве и Лифляндии. На севере шведы перешли в наступле­ние и взяли города Иван-город, Ям и Копорье. В 1583 г. со шведами было заключено перемирие, по которому Грозный потерял даже часть Балтийского побережья.

Иван Грозный умер в марте 1584 г. Правление Ивана Грозного явилось войной против своего народа, государственным разбоем, принимаемым исключительно ради укрепления личной власти, а это, в свою очередь, влияло на нравственную атмосферу в обществе, общественная мораль растлевалась легкостью расправы над человеком. Все это наложило серьезный отпечаток на всю российскую историю.

<< | >>
Источник: Отечественная история: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Куди­новой, С.М. Нечитайлова. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн, ун-та,2004. - 193 с.. 2004

Еще по теме ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА IV ГРОЗНОГО. УКРЕПЛЕНИЕ ДЕСПОТИЧЕСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ:

  1. 5.5. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих
  2. ПРИЛОЖЕНИЕ
  3. О методологических подходах к изучению языка поэзии П.А. Вяземского
  4. 17.2. Функции административных органов в зарубежных странах
  5. 5.1. Понятие и система государственной службы.
  6. Производство в порядке надзора
  7. Право на защиту и право на судебную защиту
  8. Право на судебную защиту как конституционное и субъективное процес­суальное право
  9. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  10. 3.4. Обращения граждан.
  11. Заключение
  12. 9.3. Виды административного принуждения
  13. Общая характеристика исследования
  14. 16.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  15. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  16. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.