<<
>>

ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX в.

Начало освободительному движению в России было положено декабристами. Декабристами называют членов тайных обществ, которые возникли после загранич­ного похода русской армии 1813-1814 г.

против Наполеона. Первыми тайными обще­ствами будущих декабристов стали «Союз спасения» (1816 г.) и «Союз благоденст­вия» (1818 г.). В 1821-1822 г. были образованы Северное и Южное общества и поя­вились программные документы декабристов - «Русская правда» П. И. Пестеля и «Конституция» Н. М. Муравьева. Декабристы выступали против самодержавия и кре­постничества, однако после восстания 14 декабря 1825 г. движение декабристов было разгромлено.

После поражения декабристов общественное движение в России было в опреде­ленной степени деморализовано. В период с 1825 по 1831 гг. немногочисленные представители революционно настроенной интеллигенции пытались разработать про­граммы переустройства российского общества по образцу дворянских радикалов. В кружках братьев Критских, Н. Сунгурова, оренбургском офицерском кружке был вновь поднят вопрос о заговоре против власти.

В начале 30-х гг. XIX в. в общественном движении страны начинается новый этап. Историки связывают его с появлением в Москве кружков А. Герцена и Н Стан­кевича. В этот период шел поиск концепции преобразования страны, т.к. вместе с дворянами-декабристами с политической арены страны исчезла их революционная доктрина, основанная на идеях Просвещения. Разочаровавшись в самой сути евро­пейского либерализма, А. Герцен выдвинул и обосновал идею разумной организации общества. Он критиковал российскую действительность за общественное неравенст­во, а власти - за нежелание решать обозначившиеся социальные и политические про­блемы. После разгрома в 1834 гг. кружка и последовавшей за ним ссылки А. Герцен эмигрировал в Италию, где принял участие в революционном движении страны, а за­тем во Францию. В этот период сложившейся теории у него еще не было, однако Гер­цен был уверен, что суть общественных переворотов состоит в приближении к идеалу разумно организованного общества.

В конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. произошло определенное размежевание идейных течений. Сторонники консерваторов считали необходимым сохранение и укрепление самодержавия как основы могущества и процветания России. Знаменитая триада «самодержавие, православие, народность» стала идейной основой российского консерватизма. Консерваторы не отказывались от реформ, направленных на усовер­шенствование внутренней организации российского государства, но преобразования, по их мнению, должны были укрепить самодержавную власть императора.

Либеральные течения российской общественной мысли и движения были пред­ставлены западниками и славянофилами. Они оформились в начале 40-х гг. XIX в. Своеобразным толчком к этому послужило письмо П. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп». Автор предпринял попытку анализа исторического пу­

ти, пройденного Россией, и прогноза ее будущего. По его мнению, Россия, сущест­венно отстающая в своем развитии от западноевропейских держав, зашла в тупик, выход из которого весьма сложен. Одной из причин этого он считал принятие Русью православной веры, что «отрезало» Россию от Западной Европы.

Вокруг философско-исторических выводов Чаадаева развернулись дискуссии. Западники (Т. Грановский, К. Кавелин, Б. Чичерин, В. Боткин, С. Соловьев и др.) вы­ступали за европейский вариант развития России. Они подчеркивали, что страна уже идет по европейскому пути, вступив на него в результате реформ Петра I. Ее даль­нейшее движение в этом направлении должно привести к положительным переменам - отмене крепостного права и формированию гражданского общества. Свою задачу как «образованного меньшинства» они видели в подготовке российского общества к мысли о необходимости преобразований и воздействия на власть. Основным средст­вом ликвидации разрыва между Россией и Европой западники считали структурные преобразования.

Славянофилы (А. Хомяков, П. Киреевский, Аксаковы, Ю. Самарин и др.) исхо­дили из уникальности исторического развития России, которая долгое время шла иным, чем Западная Европа, путем.

История европейских государств, по их мнению, определялась борьбой эгоистических личностей, враждебных друг другу сословий. В основе же русской истории лежала община, мир, все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия постоянно укрепляла способность рус­ского человека жертвовать своими интересами ради общих, оказывать помощь тем, кто слабее. Государственная власть опекала народ и защищала его от внешних врагов. Эта власть имела самодержавный характер, но прислушивалась к мнению народа, общаясь с ним через Земские соборы. Однако эту гармонию нарушили петровские преобразования. Именно при Петре I, считали славянофилы, государство стало деспо­тическим, а власть перестала считаться с народом. Славянофилы призывали восста­новить старорусские устои общественной и государственной жизни. Конечно, они идеализировали прошлое России. Правительство Николая I относилось к славянофи­лам настороженно, ибо они угрожали нарушить стройность уваровской триады «са­модержавие, православие, народность», ставя вопрос о соответствии существующей монархии народным традициям.

Западники и славянофилы, несмотря на различие своих общественных воззре­ний, считали, что на прежних путях страна зашла в тупик, и пытались отыскать пути дальнейшего развития России.

В 40-е гг. XIX в. появляются ростки революционно-демократического движения. Это было закономерным процессом, связанным с разложением крепостнических от­ношений и выдвижением на арену политической борьбы разночинцев, отражавших социальные устремления крестьян. Революционно-демократическое мировоззрение представляло идеологию новых общественных сил, борющихся против самодержавия и крепостничества.

У истоков этого течения стоял В. Белинский, сторонник массовой народной ре­волюции. Неотложными задачами он считал уничтожение крепостного права, отмену телесных наказаний, уравнение в правах сословий.

По своим взглядам к В. Белинскому близки были петрашевцы - члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, созданного в 1845 г. Участники кружка дискутирова­ли по основным проблемам российской действительности - крестьянскому вопросу, судоустройству, цензуре. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы, в том числе М. Салтыков-Щедрин, Ф. Достоевский, А. Рубинштейн. Несколько раз заседание кружка посещал Н. Чернышевский. В конце сороковых годов среди петра­шевцев выделилось радикальное крыло во главе с Н. Спешневым, поставившее задачу организации восстания уральских рабочих, к которому должны были присоединиться крестьянские массы. В апреле 1849 г. кружок был разгромлен. Состоялся военно- полевой суд, который приговорил М. Петрашевского, Н. Спешнева и Ф. Достоевского к расстрелу; позже казнь заменили ссылкой в Сибирь. Деятельность петрашевцев способствовала распространению идей утопического социализма в России.

Революции 1848-1849 гг. в Европе оказали большое влияние на развитие обще­ственной мысли и движений в России. Многие из ее деятелей, разочаровавшись в итогах революций, отказались от прежних идей, что именно Европа укажет миру путь в будущее человечества. Либерализм и парламентаризм утратили свою ценность в глазах российских революционеров. В большей степени они начали склоняться к иде­ям значимости социальных изменений.

К началу 50-х гг. А. Герцен выдвинул теорию «русского» или общинного социа­лизма, согласно которой крестьянская община являлась «ячейкой социализма». Он считал, что перейти к социализму можно посредством социальной революции, однако она необязательно должна сопровождаться кровопролитием и гражданскими потря­сениями. Теория Герцена стала знаменем целого поколения российских революцио­неров 60-70-х гг. XIX в.

Преобразования 60-70-х гг. XIX в. и последующие события внесли много нового в общественно-политическую и духовную жизнь страны, наложив отпечаток на те процессы, которые начались еще в предреформенный период.

Многообразными по содержанию и формам стали общественные движения, раз­ворачивающиеся в условиях борьбы за расширение экономических, политических и гражданских свобод. В них участвовали выходцы из различных социальных сословий и групп, действовали политические организации, по-разному представляющие себе пути дальнейшего развития страны. Формировалось независимое от власти общест­венное мнение. Об этом свидетельствовали значительный интерес к литературным и общественно-политическим изданиям, оживленное обсуждение социальных тем, ос­мысление проблем российской действительности.

Происходит дифференциация сил общественного движения. Консерваторам, вы­ступающим за сохранение существующих порядков, противостоял правительствен­ный либерализм, возникший под влиянием общественно-политической борьбы. Спектр идейных направлений этого течения был достаточно широк - от теории по­степенных структурных реформ до обоснования необходимости принятия олигархи­ческой дворянской конституции. Наиболее яркими представителями либеральной бюрократии были Я. Ростовцев, Н. и Д. Милютины, К. Кавелин, Ю. Самарин и др. Им принадлежали основные идеи реформ 60-70-х гг. К ним примыкали по взглядам и

формировали в либеральном направлении общественное мнение писатели, ученые: В. Даль, М. Салтыков-Щедрин, П. Семенов-Тян-Шанский.

Значительное развитие получает либеральное движение, выступающее за свобо­ду предпринимательства и буржуазную демократию. Как особое общественное тече­ние либерализм в России возник в середине XIX в.; состав этого течения был неодно­роден: либеральные помещики, либерально-монархическая буржуазия, буржуазная интеллигенция. При этом важно подчеркнуть, что интересы буржуазии вначале цели­ком, а затем преимущественно выражали не сами буржуа, а дворяне. Буржуазия, вы­росшая в условиях правительственных заказов, была политически инертна, собствен­ная интеллигенция у нее в данный период еще не сложилась.

Либеральное движение второй половины XIX в. прошло ряд этапов развития - в 60-е гг. проходило формирование земского либерализма, в 70-е гг. наметился рост оппозиции, в следующее десятилетие оформились кружки и группы интеллигенции, в основном, столичной. Наиболее известными либеральными деятелями этого периода были профессора и публицисты М. Ковалевский, К. Арсеньев, представители земств Ф. Родичев, П. Долгоруков и др.

В 90-е гг. в либеральном движении наметились новые тенденции. Выделились радикальное (И. Петрункевич) и умеренное (Д. Шипов) направления. Значительно расширилась социальная база движения за счет представителей интеллигенции. Про­изошло и организационное оформление либеральных сил: в 1899 г. группа земских либералов объединилась в кружок «Беседа», а уже в начале века были созданы «Союз земцев-конституционалистов» (1903 г.) и «Союз освобождения» (1904 г.). Если «Со­юз земцев-конституционалистов» представлял собой весьма аморфное общество представителей земской оппозиции, то «Союз освобождения» являлся более или ме­нее единой политической организацией, хотя в политическую партию он не транс­формировался. В него могли входить отдельные группы «местного, профессиональ­но-смешанного характера». Либералы подчеркивали, что борьба за конституционную монархию должна вестись мирными средствами. Однако под напором рабочих они вынуждены были принимать более радикальные решения, вплоть до требования со­зыва Учредительного собрания.

Русским либералам постоянно приходилось делать выбор между оппозицией са­модержавию и противостоянием революции, такое положение дел привело, в конеч­ном счете, к вытеснению либерализма революционным движением.

Революционно-демократическое направление общественного движения пред­ставляла наиболее решительная часть русской разночинной интеллигенции, неприми­римо относящейся к самодержавию. В 60-е гг. оформляются своеобразные центры ре­волюционного движения: в Лондоне - при редакции журнала «Колокол», в России - вокруг редакции журнала «Современник». Идейной основой, своего рода знаменем целого революционного направления стала теория общинного социализма.

В революционно-демократическом движении выделялись три типа деятелей. Одни (А. Герцен, Н. Огарев) признавали революцию как крайний довод угнетенных. Другие (Н. Чернышевский, Н. Серно-Соловьевич) считали, что революция - единст­венное средство общественного переустройства. Они подчеркивали, что для осущест­

вления революции должны созреть определенные социально-экономические и поли­тические предпосылки. Третьи (Н. Ишутин, С. Нечаев) готовы были совершить пере­ворот ради его самоценности.

По мере снижения массовых выступлений некоторые радикалы (в т. ч. А. Гер­цен, Н. Чернышевский) перестали говорить о близкой революции, усилив пропаган­дистскую работу в обществе. Прокламации 60-х гг. адресовались различным соци­альным группам - крестьянству, солдатам, интеллигенции, студентам и др. В 1861— 1862 гг. в Петербурге Н. Чернышевский, В. Слепцов, Н. Обручев, Н. Серио-Соловье- вич организовали общество «Земля и воля», установившее связи с однотипными ор­ганизациями в других городах. После ареста в 1862 г. ряда лидеров революционно- демократического движения стало набирать силу крайнее направление, ставившее целью тоталитарное разрушение государства (нечаевский кружок и др.).

В 70-е гг. среди разночинной интеллигенции возникает движение, получившее название народничества. Представители его идеализировали крестьянскую общину как ячейку социализма. Они считали, что капитализм в России не имеет почвы для своего развития, страна может пойти своим оригинальным путем по сравнению с За­падной Европой, путем развития, соответствующим интересам народных масс. Раз­личные движения народников отражали теоретики: М. Бакунин (анархистское на­правление), П. Лавров (пропагандистское направление) и П. Ткачев (заговорщицкое направление). Общее в их взглядах состояло в признании революции как средства решения коренных проблем страны, а различия касались неоднозначных оценок роли классов и сословий в революционном движении и тактики борьбы.

Поиск путей вовлечения народа в революционную борьбу привел весной 1874 г. к массовому «хождению в народ», но эта тактика народников потерпела неудачу. Дальнейшие споры о методах борьбы привели в 1879 г. к расколу созданной тремя годами раньше организации «Земля и воля» на две группы.

Первая - «Черный передел» (Г. Плеханов, В. Засулич, В. Игнатов и др.) - основ­ным направлением деятельности выбрала пропагандистскую работу в массах. Члены организации «Народной воли» (А. Желябов, С. Перовская, В. Фигнер и др.) встали на путь индивидуального террора. 1 марта 1881 г. народовольцы убили императора Александра II, но вместо ожидаемого массового крестьянского выступления последо­вали беспощадная расправа над революционерами, разгром «Народной воли», казнь ее лидеров. Революционное народничество трансформировалось в либеральное на­родничество, выступавшее с программой реформ российского общества.

В 80-е гг. в Российской империи появились организации, ориентировавшиеся на революционный марксизм. Предпосылками для распространения марксизма явились завершение процесса утверждения капитализма и оформление пролетариата в доста­точно зрелый класс, что повлекло за собой изменения в соотношении сил освободи­тельного движения. В этих условиях наиболее дальновидные деятели народничества встали на марксистские позиции. Так, эмигрировав из России, Г. Плеханов в 1883 г. в Женеве создал группу «Освобождение труда», ставившую задачи распространения марксизма, критики народничества и разработки важнейших вопросов русской обще­ственной жизни.

<< | >>
Источник: Отечественная история: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Куди­новой, С.М. Нечитайлова. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн, ун-та,2004. - 193 с.. 2004

Еще по теме ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX в.:

  1. 6.3. Общественные объединения: понятие, виды. Права, обязанности и ответственность общественных объединений в сфере государственного управления.
  2. Государство и право дореволюционной России. ЛЕКЦИЯ, 2019
  3. История России: учебное пособие / под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Кудиновой, - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,2013. - 167 с., 2013
  4. Лекция 6. Предприятия, учреждения, организации и общественные объединения как субъекты административного права.
  5. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при турбулентном режиме
  6. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при ламинарном режиме
  7. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при переходном режиме
  8. ГЛАВА 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ АЭРОЗОЛЕЙ В ВЕНТИЛИРУЕМОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОНСТРУКЦИИ ВЕНТФАСАДА
  9. Моделирование процессов конвективного теплообмена в конструкциях вентилируемых фасадных систем с учетом скорости ветрового воздействия и режимов движения воздуха
  10. 29. Некоммерческие организации: понятие, общая характеристика, виды.
  11. 10.1. Сущность и признаки административного правонарушения
  12. Социокультурная обусловленность обращения к проблеме идеального школьного учителя в американской педагогической мысли
  13. 3.3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
  14. Опыт интерпретации целого текста. Поэтический некролог «Памяти Авраама Сергеевича Норова» как отображение православного миросозерцания
  15. 3.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.
  16. ВВЕДЕНИЕ