<<
>>

ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX в.

Начало освободительному движению в России было положено декабристами. Декабристами называют членов тайных обществ, которые возникли после загранич­ного похода русской армии 1813-1814 г.

против Наполеона. Первыми тайными обще­ствами будущих декабристов стали «Союз спасения» (1816) и «Союз благоденствия» (1818). В 1821-1822 гг. были образованы Северное и Южное общества и появились программные документы декабристов - «Русская правда» П. И. Пестеля и «Конститу­ция» Н. М. Муравьева. Декабристы выступали против самодержавия и крепостниче­ства, однако после восстания 14 декабря 1825 г. движение декабристов было разгром­лено.

После поражения декабристов общественное движение в России было в опреде­ленной степени деморализовано. В период с 1825 по 1831 г. немногочисленные пред­ставители революционно настроенной интеллигенции пытались разработать про­граммы переустройства российского общества по образцу дворянских радикалов. В кружках братьев В. И. и М. И. Критских, Н. П. Сунгурова, оренбургском офицерском кружке был вновь поднят вопрос о заговоре против власти.

В начале 30-х гг. XIX в. в общественном движении страны начинается новый этап. Историки связывают его с появлением в Москве кружков А. И. Герцена и Н. В. Станкевича. В этот период шел поиск концепции преобразования страны, т.к. вместе с дворянами-декабристами с политической арены страны исчезла их революционная доктрина, основанная на идеях Просвещения. Разочаровавшись в самой сути евро­пейского либерализма, А. И. Герцен выдвинул и обосновал идею разумной организа­ции общества. Он критиковал российскую действительность за общественное нера­венство, а власти - за нежелание решать обозначившиеся социальные и политические проблемы. После разгрома в 1834 гг. кружка и последовавшей за ним ссылки А. И. Герцен эмигрировал в Италию, где принял участие в революционном движении стра­ны, а затем во Францию.

В этот период сложившейся теории у него еще не было, од­нако Герцен был уверен, что суть общественных переворотов состоит в приближении к идеалу разумно организованного общества.

В конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. произошло определенное размежевание идейных течений. Сторонники консерваторов считали необходимым сохранение и укрепление самодержавия как основы могущества и процветания России. Знаменитая триада «самодержавие, православие, народность» стала идейной основой российского консерватизма. Консерваторы не отказывались от реформ, направленных на усовер­шенствование внутренней организации российского государства, но преобразования, по их мнению, должны были укрепить самодержавную власть императора.

Либеральные течения российской общественной мысли и движения были пред­ставлены западниками и славянофилами. Они оформились в начале 40-х гг. XIX в. Своеобразным толчком к этому послужило письмо П. Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп». Автор предпринял попытку анализа исторического пу­ти, пройденного Россией, и прогноза ее будущего. По его мнению, Россия, суще­

ственно отстающая в своем развитии от западноевропейских держав, зашла в тупик, выход из которого весьма сложен. Одной из причин этого он считал принятие Русью православной веры, что «отрезало» Россию от Западной Европы.

Вокруг философско-исторических выводов Чаадаева развернулись дискуссии. Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. П. Боткин, С. М. Соло­вьев и др.) выступали за европейский вариант развития России. Они подчеркивали, что страна уже идет по европейскому пути, вступив на него в результате реформ Пет­ра I. Ее дальнейшее движение в этом направлении должно привести к положитель­ным переменам - отмене крепостного права и формированию гражданского обще­ства. Свою задачу как «образованного меньшинства» они видели в подготовке рос­сийского общества к мысли о необходимости преобразований и воздействия на власть. Основным средством ликвидации разрыва между Россией и Европой западни­ки считали структурные преобразования.

Славянофилы (А. С. Хомяков, П. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.) исходили из уникальности исторического развития России, которая долгое время шла иным, чем Западная Европа, путем. История европейских госу­дарств, по их мнению, определялась борьбой эгоистических личностей, враждебных друг другу сословий. В основе же русской истории лежала община, мир, все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия постоянно укреп­ляла способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих ин­тересов, оказывать помощь тем, кто слабее. Государственная власть опекала народ и защищала его от внешних врагов. Эта власть имела самодержавный характер, но при­слушивалась к мнению народа, общаясь с ним через Земские соборы. Однако эту гар­монию нарушили петровские преобразования. Именно при Петре I, считали славяно­филы, государство стало деспотическим, а власть перестала считаться с народом. Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государ­ственной жизни. Конечно, они идеализировали прошлое России. Правительство Ни­колая I относилось к славянофилам настороженно, ибо они угрожали нарушить стройность триады «самодержавие, православие, народность», ставя вопрос о соот­ветствии существующей монархии народным традициям.

Западники и славянофилы, несмотря на различие своих общественных воззре­ний, считали, что на прежних путях страна зашла в тупик, и пытались отыскать пути дальнейшего развития России.

В 40-е гг. XIX в. появляются ростки революционно-демократического движения. Это было закономерным процессом, связанным с разложением крепостнических от­ношений и выдвижением на арену политической борьбы разночинцев, отражавших социальные устремления крестьян. Революционно-демократическое мировоззрение представляло идеологию новых общественных сил, борющихся против самодержавия и крепостничества.

У истоков этого течения стоял В. Г. Белинский, сторонник массовой народной революции. Неотложными задачами он считал уничтожение крепостного права, от­мену телесных наказаний, уравнение в правах сословий.

По своим взглядам к Белинскому близки были петрашевцы - члены кружка М. В. Буташевича-Петрашевского, созданного в 1845 г. Участники кружка дискутирова­

ли по основным проблемам российской действительности - крестьянскому вопросу, судоустройству, цензуре. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы, в том числе М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А. Г. Рубинштейн. Не­сколько раз заседание кружка посещал Н. Г. Чернышевский. В конце сороковых годов среди петрашевцев выделилось радикальное крыло во главе с Н. А. Спешневым, по­ставившее задачу организации восстания уральских рабочих, к которому должны бы­ли присоединиться крестьянские массы. В апреле 1849 г. кружок был разгромлен. Со­стоялся военно-полевой суд, который приговорил 121 человека к расстрелу, но затем приговор отменили. Руководителей кружка, в том числе Достоевского, отправили на каторгу, остальных разослали по арестантским ротам. Деятельность петрашевцев спо­собствовала распространению идей утопического социализма в России.

Революции 1848-1849 гг. в Европе оказали большое влияние на развитие обще­ственной мысли и движений в России. Многие из ее деятелей, разочаровавшись в итогах революций, отказались от прежних идей, считали, что именно Европа укажет миру путь в будущее человечества. Либерализм и парламентаризм утратили свою ценность в глазах российских революционеров. В большей степени они начали скло­няться к идеям значимости социальных изменений.

К началу 50-х гг. Герцен выдвинул теорию «русского» или общинного социа­лизма, согласно которой крестьянская община являлась «ячейкой социализма». Он считал, что перейти к социализму можно посредством социальной революции, однако она необязательно должна сопровождаться кровопролитием и гражданскими потря­сениями. Теория Герцена стала знаменем целого поколения российских революцио­неров 60-70-х гг. XIX в.

Преобразования 60-70-х гг. XIX в. и последующие события внесли много нового в общественно-политическую и духовную жизнь страны, наложив отпечаток на те процессы, которые начались еще в предреформенный период.

Многообразными по содержанию и формам стали общественные движения, раз­ворачивающиеся в условиях борьбы за расширение экономических, политических и гражданских свобод. В них участвовали выходцы из различных социальных сословий и групп, действовали политические организации, по-разному представляющие себе пути дальнейшего развития страны. Формировалось независимое от власти обще­ственное мнение. Об этом свидетельствовали значительный интерес к литературным и общественно-политическим изданиям, оживленное обсуждение социальных тем, осмысление проблем российской действительности.

Происходит дифференциация сил общественного движения. Консерваторам, вы­ступающим за сохранение существующих порядков, противостоял правительствен­ный либерализм, возникший под влиянием общественно-политической борьбы. Спектр идейных направлений этого течения был достаточно широк - от теории по­степенных структурных реформ до обоснования необходимости принятия олигархи­ческой дворянской конституции. Наиболее яркими представителями либеральной бюрократии были Я. И. Ростовцев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. Д. Кавелин, Ю. Ф. Самарин и др. Им принадлежали основные идеи реформ 60-70-х гг. К ним примыка­ли по взглядам и формировали в либеральном направлении общественное мнение пи­сатели, ученые: В. И. Даль, М. Е. Салтыков-Щедрин, П. П. Семенов-Тян-Шанский.

Значительное развитие получает либеральное движение, выступающее за свобо­ду предпринимательства и буржуазную демократию. Как особое общественное тече­ние либерализм в России возник в середине XIX в.; состав этого течения был неодно­роден: либеральные помещики, либерально-монархическая буржуазия, буржуазная интеллигенция. При этом важно подчеркнуть, что интересы буржуазии вначале цели­ком, а затем преимущественно выражали не сами буржуа, а дворяне. Буржуазия, вы­росшая в условиях правительственных заказов, была политически инертна, собствен­ная интеллигенция у нее в данный период еще не сложилась.

Либеральное движение второй половины XIX в. прошло ряд этапов развития - в 60-е гг. проходило формирование земского либерализма, в 70-е гг. наметился рост оппозиции, в следующее десятилетие оформились кружки и группы интеллигенции, в основном, столичной. Наиболее известными либеральными деятелями этого периода были профессора и публицисты М. Ковалевский, К. К. Арсеньев, представители земств Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков и др.

В 90-е гг. в либеральном движении наметились новые тенденции. Выделились радикальное (И. И. Петрункевич) и умеренное (Д. Н. Шипов) направления. Значи­тельно расширилась социальная база движения за счет представителей интеллиген­ции. Произошло и организационное оформление либеральных сил: в 1899 г. группа земских либералов объединилась в кружок «Беседа», а уже в начале века были созда­ны «Союз земцев-конституционалистов» (1903 г.) и «Союз освобождения» (1904 г.). Если «Союз земцев-конституционалистов» представлял собой весьма аморфное об­щество представителей земской оппозиции, то «Союз освобождения» являлся более или менее единой политической организацией, хотя в политическую партию он не трансформировался. В него могли входить отдельные группы «местного, профессио­нально-смешанного характера». Либералы подчеркивали, что борьба за конституци­онную монархию должна вестись мирными средствами. Однако под напором рабочих они вынуждены были принимать более радикальные решения, вплоть до требования созыва Учредительного собрания.

Русским либералам постоянно приходилось делать выбор между оппозицией са­модержавию и противостоянием революции, такое положение дел привело, в конеч­ном счете, к вытеснению либерализма революционным движением.

Революционно-демократическое направление общественного движения пред­ставляла наиболее решительная часть русской разночинной интеллигенции, неприми­римо относящейся к самодержавию. В 60-е гг. оформляются своеобразные центры ре­волюционного движения: в Лондоне - при редакции журнала «Колокол», в России - вокруг редакции журнала «Современник». Идейной основой, своего рода знаменем целого революционного направления стала теория общинного социализма.

В революционно-демократическом движении выделялись три типа деятелей. Одни (А. И. Герцен, Н. П. Огарев) признавали революцию как крайний довод угне­тенных. Другие (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Серно-Соловьевич) считали, что револю­ция - единственное средство общественного переустройства. Они подчеркивали, что для осуществления революции должны созреть определенные социально­экономические и политические предпосылки. Третьи (Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев) готовы были совершить переворот ради его самоценности.

По мере снижения массовых выступлений некоторые радикалы (в т. ч. Герцен, Чернышевский) перестали говорить о близкой революции, усилив пропагандистскую работу в обществе. Прокламации 60-х гг. адресовались различным социальным груп­пам - крестьянству, солдатам, интеллигенции, студентам и др. В 1861-1862 гг. в Пе­тербурге Н. Г. Чернышевский, В. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, Н. А. Серно-Соловьевич организовали общество «Земля и воля», установившее связи с однотипными органи­зациями в других городах. Тогда же появляется крайнее направление, ставившее це­лью тоталитарное разрушение государства (нечаевский кружок и др.).

В 70-е гг. среди разночинной интеллигенции возникает движение, получившее название народничества. Представители его идеализировали крестьянскую общину как ячейку социализма. Они считали, что капитализм в России не имеет почвы для своего развития, страна может пойти своим оригинальным путем по сравнению с За­падной Европой, путем развития, соответствующим интересам народных масс. Раз­личные движения народников отражали теоретики: М. А. Бакунин (анархистское направление), П. Л. Лавров (пропагандистское направление) и П. Н. Ткачев (заговор­щицкое направление). Общее в их взглядах состояло в признании революции как средства решения коренных проблем страны, а различия касались неоднозначных оценок роли классов и сословий в революционном движении и тактики борьбы.

Поиск путей вовлечения народа в революционную борьбу привел весной 1874 г. к массовому «хождению в народ», но эта тактика народников потерпела неудачу. Дальнейшие споры о методах борьбы привели в 1879 г. к расколу созданной тремя годами раньше организации «Земля и воля» на две группы. Первая - «Черный пере­дел» (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов и др.) - основным направлением деятельности выбрала пропагандистскую работу в массах. Члены организации «Народной воли» (А. И. Желябов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер и др.) встали на путь индивидуального террора. 1 марта 1881 г. народовольцы убили императора Александра II, но вместо ожидаемого массового крестьянского выступления последо­вали беспощадная расправа над революционерами, разгром «Народной воли», казнь ее лидеров. Революционное народничество трансформировалось в либеральное народничество, выступавшее с программой реформ российского общества.

В 80-е гг. в Российской империи появились организации, ориентировавшиеся на революционный марксизм. Предпосылками для распространения марксизма явились завершение процесса утверждения капитализма и оформление пролетариата в доста­точно зрелый класс, что повлекло за собой изменения в соотношении сил освободи­тельного движения. В этих условиях наиболее дальновидные деятели народничества встали на марксистские позиции. Так, эмигрировав из России, Г. В. Плеханов в 1883 г. в Женеве создал группу «Освобождение труда», ставившую задачи распростране­ния марксизма, критики народничества и разработки важнейших вопросов русской общественной жизни.

<< | >>
Источник: История России: учебное пособие / под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Кудиновой, - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,2013. - 167 с.. 2013

Еще по теме ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В XIX в.:

  1. 6.3. Общественные объединения: понятие, виды. Права, обязанности и ответственность общественных объединений в сфере государственного управления.
  2. Государство и право дореволюционной России. ЛЕКЦИЯ, 2019
  3. История России: учебное пособие / под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Кудиновой, - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,2013. - 167 с., 2013
  4. Лекция 6. Предприятия, учреждения, организации и общественные объединения как субъекты административного права.
  5. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при турбулентном режиме
  6. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при ламинарном режиме
  7. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при переходном режиме
  8. ГЛАВА 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ АЭРОЗОЛЕЙ В ВЕНТИЛИРУЕМОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОНСТРУКЦИИ ВЕНТФАСАДА
  9. Моделирование процессов конвективного теплообмена в конструкциях вентилируемых фасадных систем с учетом скорости ветрового воздействия и режимов движения воздуха
  10. 29. Некоммерческие организации: понятие, общая характеристика, виды.
  11. 10.1. Сущность и признаки административного правонарушения
  12. Социокультурная обусловленность обращения к проблеме идеального школьного учителя в американской педагогической мысли
  13. 3.3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
  14. Опыт интерпретации целого текста. Поэтический некролог «Памяти Авраама Сергеевича Норова» как отображение православного миросозерцания
  15. 3.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.