<<
>>

Место средневековья во всемирно-историческом процессе

Отечественная историческая наука советского и частично постсоветского периода, в основе которой лежал формационный подход, рассматривала средневековый период мировой истории как историю феодального строя, феодальной общественно­экономической формации.

Основой феодального строя считался такой способ производ­ства материальных благ, при котором земля (главное средство производства) находится в собственности крупных землевладельцев, эксплуатирующих труд зависимых от них кре­стьян, ведущих свое хозяйство на землях, принадлежащих землевладельцам. Эти произ­водственные отношения в итоге определяли структуру общества, характер политической и правовой надстройки, характер идеологической жизни. Такое толкование феодализма являлось основой и для определения хронологических рамок средневековья, и для его внутренней периодизации. В рамках истории средних веков (V - середина XVII вв.) выде­лялось три периода, отражающих основные закономерности становления, расцвета и за­ката феодализма.

В период раннего средневековья (V - середина XI вв.) происходило формирование феодального строя. Шел процесс зарождения и развития феодальной собственности на зем­лю, складывались классы землевладельцев и зависимых от них крестьян, формировались народности, создавались раннефеодальные государства, на всю Западную Европу рас­пространялось влияние католической церкви - основной идеологической силы средневе­ковой Европы.

Период классического средневековья (XI - XV вв.) характеризовался расцветом фео­дального способа производства; появлением и развитием городов, положивших начало фор­мированию светской городской культуры; образованием централизованных монархий с со­словным представительством. Одной из характерных черт этого периода явилось усиление эксплуатации крестьян вследствие начинающегося разложения феодализма. В результате мощные крестьянские восстания XIV - XV вв.

потрясли здание западноевропейского общества. В конце второго периода в Италии, где города получили наиболее бурное развитие по сравне­нию с другими странами Европы, зарождается новая культура - культура Возрождения или гу­манизма, отражающая взгляды ранних буржуазных элементов города.

Содержание позднего средневековья (XVI - первая половина XVII вв.) состояло в разло­жении феодализма, возникновении и развитии предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства. Новое сталкивалось со старым, ломая отжившие отношения и соответствующие им институты, выливаясь в острые социальные взрывы.

Позднее средневековье - это время великих географических открытий, начала колони­альных захватов; Реформации, первой крупной идеологической битвы с феодализмом, мощ­ных крестьянских восстаний, ранних буржуазных революций. Основной формой государства этого периода в Европе становится абсолютная монархия, поддерживая и укрепляя которую класс феодалов пытался отсрочить крах своего господства. Однако ни абсолютизм, ни начав­шаяся католическая реакция не могли предотвратить крушения феодальных устоев и оконча­ния средневековья. На смену феодальной шла капиталистическая формация.

Сегодня в исторической науке формационному подходу противопоставляется ци­вилизационный подход к историческому процессу, в соответствии с которым основной типологической единицей истории является не формация, а цивилизация, представ­ляющая собой сообщество людей, объединенных общественно значимыми духовными ценностями и идеалами, единым стилем творческого мышления, обобщенным образом мира. Цивилизация имеет устойчивые особые черты в социально-политической органи­зации, культуре, экономике. При таком подходе в центре исторического процесса прежде всего оказывается не производство и его организация, а человек, его внутреннее состоя­ние, развитие его творческих способностей, его права и свободы, окружающая его социо­культурная среда, которые определяют прогресс общества, уровень его культурного, экономического и духовного развития.

Поскольку среди ученых нет единства в определении хронологических рамок ци­вилизации средневековья, будем иметь в виду феодальную Европу V - XVI вв. (период ме­жду античностью и Реформацией), народы которой развивались сходными путями, де­монстрируя общность духовных ценностей. Средневековье, таким образом, представляет собой одну из стадий в процессе становления современной европейской цивилизации. Цивилизационный подход к истории позволяет увидеть, чем жили люди средневековья, каков их менталитет; познакомиться с образом жизни, который определялся господ­ствующей идеологией средневековья - христианством, вошедшим в души европейцев, организовавшим их сознание и бытие.

Характерно, что в течение столетий средневековая Европа развивалась крайне медленно, находясь под жесткой церковно-идеологической опекой. Однако в XII-XIII вв.

положение начинает меняться. Несмотря на то, что церковь удерживала официальное идеологическое руководство обществом, культура в Европе в этот период начинает раз­виваться не только помимо церкви, но частично против нее. Возрождение интереса к земному миру, к человеку, нашедшее отражение в светской, городской культуре, дает мощный импульс развитию. Начинается формирование ценностей аналогичных перио­ду античности, становление общества прогрессивного типа развития. Развернулся про­цесс рационализации сознания, начала складываться система светского образования. Проникающие с начала XIII века в Европу нормы римского права способствовали зарож­дению основ правового государства, государственной защиты прав личности.

Развернувшаяся в XIV - XVI вв. эпоха Возрождения позволила воскресить нормы античной цивилизации с ее гуманизмом, жизнеутверждающей силой, демократическими традициями, верой в безграничные возможности человека.

Огромную роль в становлении европейской цивилизации сыграла Реформация XVI в. Начавшись в Германии, она быстро распространилась на другие страны средневе­ковой Европы. Реформация позволила ограничить роль церкви и духовенства, разру­шить этические и эстетические нормы католицизма; породила новое направление в хри­стианстве - протестантизм, систему духовных ценностей, способствующих развитию инициативы личности. В результате идея частной собственности, жажда деятельности, стремление к личному успеху получили духовную санкцию. Реформационные процессы в массовом сознании начались раньше или протекали параллельно развитию буржуаз­ных отношений. Реформация в этом смысле открывала эпоху, на пороге которой стояла Европа нового времени.

Взгляды на историю, и в том числе на историю средневековья, с позиций форма­ционного и цивилизационного подходов убеждают, что они не противоречат друг другу, а являются разными аспектами осмысления единого исторического процесса. Не случай­но поэтому все громче звучат голоса отечественных историков, ставящих вопрос о поиске синтеза социально-классового и общечеловеческого подходов, о разработке единой тео­рии, дающей целостное представление об историческом процессе. Термин «цивилиза­ция», используемый сторонниками такого синтеза, носит несколько условный характер, так как подразумевает единство формационного и цивилизационного подходов.

1.2.

<< | >>
Источник: Илларионова Е. В., Фомина А.С., Гуськов С.А.. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА: Учебно­практическое пособие / Московский государственный университет экономики, стати­стики и информатики. - М.,2006. - 213 с.. 2006

Еще по теме Место средневековья во всемирно-историческом процессе:

  1. Медианоминация. Место медианоминации в системе коммерческой номинации
  2. Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном процессе
  3. Моделирование разрядных процессов
  4. 14.1. Административный процесс: сущность, виды
  5. Доказательства и доказывание в арбитражном процессе
  6. В процессе дозревания
  7. 14.2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
  8. Влияние углеродных активаторов на процессы структурирования в электродных материалах
  9. В процессе формирования (в активной массе)
  10. Изменения в процессе дозревания положительных и отрицательных электродных материалов
  11. Физико-химические явления и процессы в свинцово-кислотном эле­менте