<<
>>

Киевская Русь

В исторической науке существуют разные точки зрения на место России в миро­вом историческом процессе. Согласно одной из них - это европейская страна, относящая­ся к западному типу цивилизации.

Согласно другой точке зрения Россию следует рас­сматривать как вариант восточного общества. В соответствии с третьей - это евразийская цивилизация, возникшая в результате своеобразного взаимовлияния Востока и Запада. Для того чтобы определиться в этом многообразии подходов, необходимо получить це­лостное представление об историческом пути России.

Известно, что нашими предками были восточные славяне, которые выделились как самостоятельная ветвь из славян в VI в. Славяне также, как и германцы, вовлеченные в мощное миграционное движение «варварских» племен IV - VIII вв. («Великое переселе­ние народов»), сыграли важную роль в ликвидации античного общества и образовании феодальной средневековой Европы. В VI в. восточные славяне, освоившие территорию Центральной и Восточной Европы от Балтики до Карпат, начали продвигаться на север и восток, положив начало многовековой колонизации, завершившейся выходом русских к берегам Ледовитого океана на севере и берегам Тихого океана на востоке. Расселяясь по

территории Русской равнины в VII - VIII вв., восточные славяне заняли обширную об­ласть, расположенную по линии Волхов - Днепр, по которой проходил знаменитый вод­ный путь из Скандинавии в Византию («из варяг в греки»). В IX - X вв. здесь жили племе­на: уличей, тиверцев, хорватов, дулебов, волынян, бужан, полян, древлян, дреговичей, северян, родимичей, вятичей, кривичей, ильменских славян.

Славяне занимались земледелием и скотоводством, немаловажную роль в их жиз­ни играло рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество). Природно­климатические условия (низкое качество почв в лесной зоне в сочетании с коротким цик­лом сельскохозяйственных работ) способствовали быстрому истощению почв, порождая миграционный процесс, распашку все новых и новых земель.

Непрерывное продвижение вперед предопределило в итоге общий экстенсивный характер развития страны.

В VII - VIII вв. у славян повсеместно развивалось ремесло. В результате его отделе­ния от земледелия появились города - центры ремесла и торговли, которые также пре­вратились в опорные пункты. Города в основном располагались вдоль греко-варяжского пути. Варяжские пришельцы называли славянскую землю Гардарией - страной городов.

В дальнейшем города превратились в политические центры, к которым тяготела округа, составили социально-политическую основу Древней Руси.

До расселения славянских племен по Русской равнине они жили прочно спаянными родовыми коллективами. Род имел общее имущество, и все его члены были равны. Однако родовые связи начинают интенсивно распадаться по мере расселения славян в VI - VIII вв., ко­гда основной формой поселений становится небольшая деревня в несколько дворов, хозяйство каждого из которых ведет отдельная семья. Объединение нескольких таких семей представля­ло собой соседскую (территориальную) общину, члены которой индивидуально владели до­мом, приусадебным земельным участком и совместно пользовались пашней, пастбищами и лесами, принадлежащими общине. Необходимость выполнения трудоемких работ в опреде­ленные и строго ограниченные сроки предопределяли огромную роль общины в жизни сла­вян и позднее русских. Не случайно поэтому для России так характерна была устойчивость общинных институтов. Внутренняя жизнь общин строилась на принципах демократии: вы­борности старейшин и принятии коллективных решений.

Соседские общины объединялись в племена, а иногда и в более крупные общно­сти - межплеменные союзы, во главе которых стояли князья. Появление личной собст­венности в пределах общины создавало условия для роста имущественного неравенства среди славян. Обогащению части славян (в первую очередь племенной знати) способст­вовали походы на Византию и грабеж ее земель, а также торговая деятельность. В таких условиях разбогатевшая знать, опираясь на племенные органы управления, упрочивала свою власть над соплеменниками.

Складывались предпосылки формирования государст­ва как механизма саморегуляции общества. Возникновение государства у восточных сла­вян относится к эпохе раннего средневековья. В летописи XII в. («Повесть временных лет»), сообщающей о начале государственной жизни нашей страны, указывалось на ва­ряжское происхождение правящей династии, а название державы связывалось с названи­ем варяжского племени. Сведения о призвании славянскими племенами на княжение в Новгород Рюрика и его братьев - норманов по происхождению, выходцев из Скандина­вии, с тех пор кочевали из летописи в летопись.

Отряды северных германских племен, названные норманами, в VIII - X вв. воевали, тор­говали и разбойничали на морях и реках Западной Европы, в пределах Прибалтики и будущей России, устремляясь к Риму и Константинополю. Вполне вероятно, что славянские племена приглашали на условиях договора предводителей варяжских дружин (Рюрика, Ас­кольда, Дира, Рогволода и др.) для военной охраны. Однако варяжские вожди не всегда

удовлетворялись этой ролью и захватывали власть над местным славянским населением. Славяне и скандинавы в VIII - IX вв. находились на одном уровне развития. В этих усло­виях норманы не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государст­венности, зато одностадийность развития способствовала быстрой ассимиляции при­шельцев. До недавнего времени эта версия занимала доминирующие позиции. Однако вопрос о призвании варягов, а главное об их этнической природе всегда вызывал и про­должает вызывать острые споры. Сегодня в отечественной исторической науке все опре­деленнее утверждается точка зрения, согласно которой варяги принадлежали не к нор­маннам, а к миру славянства южно-балтийского побережья.

Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с юж­ной Русью, и с Русью северной. Очевидно, в IX в. у восточных славян сложилось два предгосу- дарственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим - зем­ли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери с центром в Новгороде. Вероятно, нака­нуне объединения оба они возглавлялись князьями варяжского происхождения. В 882 г. новгородский князь Олег объединил север и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался в одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев.

Возникло единое государство - Киевская Русь. Вопрос о происхождении древне­русского государства и династии киевских князей породил в отечественной историче­ской науке многовековой спор между норманистами, доказывающими организующую роль скандинавского начала в становлении государства у славян, и антинорманистами, защищающими теорию естественного возникновения славянского государства как ре­зультата длительного общественного процесса.

В истории Киевской Руси выделяется три периода: становления; укрепления и расцвета; разложения. Первый период, хронологические рамки которого определяются IX - концом X в., связан с деятельностью киевских князей - Олега, Игоря, Ольги, Свято­слава. В это время почти завершается процесс объединения основных восточнославян­ских земель. Киевскими князьями решается проблема обороны и одновременно завоева­ния и защиты торговых путей: ведется борьба с варяжскими дружинами, Византией и Ха- зарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком вливались в южно-русские степи. Формируется система эксплуа­тации лично свободного населения князьями и их дружинниками, начинается переход от сбора дани с населения путем периодических объездов князем и его дружиной зави­симых земель (полюдье) к фиксации дани и созданию административно-финансовых центров ее сбора. В Киевскую Русь проникает христианство.

Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец X - начало XI вв.) связан с правлением Владимира Святого (980 - 1015) и Ярослава Мудрого (1019 - 1054). Содержа­ние этого периода состоит: в окончательном завершении объединения восточнославян­ских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго­восточных рубежей страны; в расширении территории государства. Период расцвета Ки­евской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. (Этот процесс шел медленнее, чем в Европе. Некоторые ученые полагают, что он начался только в XI в.). Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, боярские, церковные наследствен­ные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорив­шихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения - рядо­вичи, закупы, холопы. Однако основную массу сельского населения продолжают состав­лять свободные крестьяне - общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм).

В рамках этого периода истории Киевской Руси при князе Владимире принимает­ся и утверждается единая государственная религия - христианство, в стране появляются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Руси стала «Русская правда», введенная в действие Ярославом Мудрым).

Наиболее значимым событием этого периода, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю страны, в значительной степени определившим особенности ее развития, явилось крещение Руси в 988 г. Принятие христианской религии, заменив­шей традиционные племенные, языческие верования, обеспечило духовное единство Ки­евской Руси, идеологически укрепило авторитет государства, подняло значение княже­ской власти. Христианство по-новому организовало сознание и бытие восточнославян­ского общества, оказало огромное влияние на его политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию культуры. Принятие христианства включило Русь в сис­тему общехристианских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызывать острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» обусловило развитие Руси по византийской (восточной) мо­дели развития.

Третий период (вторая половина XI - начало XII вв.) характеризуется усилением тенденций распада. По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятельности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять себя великокняжеской власти. Одно­временно начался затянувшийся на века процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к сле­дующему) вертикальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сыну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно вла­деть своим княжеством, было принято на съезде князей в 1097 г. Однако от принятия ре­шения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные са­мостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, крат­кий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113 - 1125) и его сыне Мстиславе (1125 - 1132).

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты раннефеодальной мо­нархии. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, которому подчиня­лись князья подвластных земель из числа его ближайших родственников. (На Руси при­знавался родовой сюзеренитет). Вокруг князя располагалась дружина. Между князем и дружиной устанавливались вассальные отношения. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили военную добычу. Князь советовался с дружиной по всем вопросам управления, суда, сбора дани. В противном случае он мог лишиться под­держки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. (Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения продолжали играть важную роль).

Княжеско-дружинная власть была ограничена элементами самоуправления, со­хранившегося от догосударственной организации племен. (Речь идет о вечевой власти, т. е. народном собрании). Можно полагать, что государственное устройство держалось на договоре князя с народным собранием (вече) отдельных земель. Особенно сильны были эти институты на окраинах страны. Однако во второй половине XI - начале XII вв. в Киевской Руси по существу шел процесс перехода к новой политической системе. Древнерусское государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств, возглав-

Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (X - XVI вв.) ляемую киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. К середине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных кня­жеств и ослабления Киева привел к распаду этого формально единого государства и об­разованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель. Наи­более крупными из них были Владимиро-Суздальское, Черниговское, Смоленское, Га- лицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле (Новгородская феодальная республика).

История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и своеобразной древне­русской цивилизации, в которой в силу серединного положения Руси между Востоком и Западом в трансформированном виде проявились черты и средневековой западноевро­пейской, и традиционной восточной цивилизаций.

1.3.

<< | >>
Источник: Илларионова Е. В., Фомина А.С., Гуськов С.А.. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА: Учебно­практическое пособие / Московский государственный университет экономики, стати­стики и информатики. - М.,2006. - 213 с.. 2006

Еще по теме Киевская Русь:

  1. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при турбулентном режиме
  2. Моделирование теплопотерь в конструкции вентфасада с учетом скорости ветра и термического сопротивления вентилируемого воздушного пространства с отражательной теплоизоляцией
  3. Выводы по главе
  4. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  5. 3.4. Обращения граждан.
  6. Заключение
  7. 9.3. Виды административного принуждения
  8. Общая характеристика исследования
  9. 16.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  10. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  11. ПРИЛОЖЕНИЕ
  12. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  13. Право на удовлетворение иска и право на получение судебной защиты
  14. Психолингвистический анализ современной медианоминации
  15. 21. Исполнение опекунами и попечителями обязанностей в отношении подопечного. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.