<<
>>

Эволюция общественной мысли России XVIII - первой половины XIX вв. Кризис российского абсолютизма в первой половине XIX в.

Модернизация знаменовала собой крупные перемены не только в экономической, политической, социальной и культурной областях, но и в общественном сознании. В XVIII - первой половине XIX вв.

это означало приверженность европейскому рациона­лизму и идеалам Просвещения, стремление к росту материального богатства и техниче­скому прогрессу, индивидуализм и готовность к переменам в жизни. Процесс обновления общества зависел от того, насколько оно усвоило модернизаторские идеи. В этом отно­

шении между Западом и Россией были существенные отличия. В странах западной циви­лизации каждому новому витку модернизации предшествовали перемены в обществен­ном сознании (Возрождение и Реформация, Просвещение). В России перемены в общест­венном сознании шли либо одновременно с модернизационными процессами, либо сле­довали за ними. Со времен Петра I в России существовал социокультурный раскол общества - отчуждение европеизированной культуры «верхов» от традиционалистской культуры русского народа («цивилизация» и «почва» по терминологии В.О. Ключевско­го), поэтому модернизаторские идеи получали распространение главным образом среди части просвещенного слоя, но не среди широких масс.

В общественной мысли России в указанный период под влиянием идей Просве­щения на первый план выдвинулось две проблемы: проблема государства и проблема крепостного права, решить которые пытались и власть, и широкие общественные силы. Государство, во-первых, усилив привилегии дворянства и внеся в его ряды идеи просве­тителей, создало предпосылки формирования оппозиции власти среди дворянской ин­теллигенции. Во-вторых, власть с течением времени не могла игнорировать проблемы крепостничества и самодержавия. Поэтому перед правительством стояло две альтернати­вы: решать проблемы путем реформ «сверху» или оттягивать революцию путем космети­ческого ремонта системы. Свободолюбивые общественные силы стремились к созданию гражданского общества и правового государства.

Перед ними, как и перед государством, стояли два возможных пути решения указанной задачи: способствовать эволюции само­державия в конституционное государство или, дестабилизировав режим, осуществить радикальные преобразования.

Во второй половине XVIII века российские проблемы, требующие разрешения, об­суждались не только монархом и министрами, но и просвещенными слоями общества. В условиях начавшегося разложения крепостнического хозяйства и распространения идей французских просветителей самодержавие в лице Екатерины II проводило политику просвещенного абсолютизма, которая, как уже было сказано, по-разному оценивается ис­ториками. Политика просвещенного абсолютизма проявилась в работе Уложенной ко­миссии, в знаменитом «Наказе» (составленная императрицей своеобразная инструкция к проведению Уложенной комиссии, в которой рассматривались принципы организации государства, основ законодательства, судопроизводства, сословной политики), в секуля­ризации церковных владений, в реорганизации системы управления на местах и в целом ряде указов, создающих условия для торгово-промышленной деятельности крестьянства и купечества. При этом Екатерина II отстаивала незыблемость самодержавия, необходи­мость крепостного права, которое в ее царствование достигло своего апогея, закрепила все права и сословные привилегии дворянства.

Правительственной точке зрения были противопоставлены взгляды просветите­лей Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, С.Е. Десницкого, А.Н. Радищева и др. Просветители выступали против деспотизма (абсолютизма) и рабства (любого ограничения свободы че­ловека). Главным фактором для существования человеческого общества они считали го­сударственное устройство и законодательство. По их мнению, право на существование имело только такое общество, целью которого является счастье и благоденствие его чле­нов. Дальше всех в своих воззрениях пошел А.Н. Радищев, который считал, что если пра­витель узурпирует власть, то общество имеет право на вооруженную борьбу с тиранией. «Просвещенная» императрица всегда хотела «всеобщего послушания» от своих поддан­ных, и в 1790 году А.Н.

Радищев был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой в Сибирь, лишением чинов и дворянства, а в 1792 году Н.И. Новиков без суда был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

В первой половине XIX века решение вопроса о правомерности неограниченного самодерживия и крепостного права становится насущной потребностью российского общества.

Россия превратилась в одну из крупнейших мировых держав. Однако состояние ее экономики не соответствовало ее политическому статусу. Начавшийся в конце XVIII в. процесс разложения феодально-крепостнической системы уже в начале XIX в. приобре­тает кризисный характер. В XIX в. капитализм проникает и в сельское хозяйство, и в про­мышленность. В сельском хозяйстве это выражается в развитии всероссийского рынка, увеличении товарно-денежного оборота в селах, в углублении специализации районов, в расслоении внутри деревни, где зарождалась местная буржуазия. В промышленности в 30 - 40-е гг. начался промышленный переворот, в стране происходил процесс первона­чального накопления капитала.

Однако развитию промышленности и сельского хозяйства препятствовало крепо­стное право. Помещикам был невыгоден наемный труд, ведь крепостные были дешевой рабочей силой. Крепостная система препятствовала созданию кадрового пролетариата в промышленности, сдерживала развитие производства. Таким образом, в первой половине XIX в. традиционная система экономики препятствовала становлению капиталистиче­ских отношений. Решить эту проблему можно было, отменив крепостное право.

Сложность, однако, заключалась в том, что российский абсолютизм умел выбивать подати из населения, наводить внутренний порядок, вести войны, но затруднялся в ре­шении проблем развития производительных сил и повышения жизненного уровня насе­ления. Кризис российского абсолютизма отчетливо проявился в первой половине XIX в. Поэтому вопрос об отмене крепостного права переплетался с вопросом о коренных изме­нениях государственного строя империи.

Каким же образом представляли себе решение этих вопросов в дворцовых покоях и министерских кабинетах?

Первые годы царствования Александра I, который вступил на престол в 1801 году, ознаменовались рядом либеральных начинаний по крестьянскому вопросу, в системе об­разования и управления. При царе действовал негласный комитет, состоявший из обра­зованных, прогрессивно мыслящих друзей царя. Но даже либералы отвергали возмож­ность отмены крепостного права, ибо освобождение «непросвещенных» крестьян могло привести к «буйству», угрожать гибелью государству.

Особое место в общественно-политической жизни страны первой четверти XIX века занимает деятельность М.М. Сперанского, образованнейшего человека своего времени, который пытался с учетом специфических российских условий реализовать идеалы Просвещения. В проекте коренной государственной реформы Сперанский вы­ступил сторонником разделения властей и привлечения общества к государственному управлению. Высшим законосовещательным органом должна была быть Государственная Дума, высшей исполнительной властью обладал император, при котором существовал Государственный совет. В основу организации думской системы и судебной власти был положен принцип выборности, который реализовался с учетом имущественного ценза. Хотя вопрос об отмене крепостного права Сперанским не поднимался, осуществление проекта могло привести к утверждению в России парламентского строя. Однако импера­тор не был готов к подобным преобразованиям, и в 1812 г. под давлением консерватив­ных сил Сперанский был сослан в Нижний Новгород.

Широкие общественные силы представляли себе решение насущных российских вопросов по-иному, нежели правительственные круги. В условиях усиления с начала 20-х гг. XIX века реакции формируется движение декабристов, среди которых было немало участников и героев Отечественной войны 1812 г. Проект Конституции, написан­ный Н.М. Муравьевым (Северное общество), выражал либеральный характер преобразо­ваний и предполагал ликвидацию самодержавия, крепостного права, установление кон­ституционной монархии, сохранение помещичьей собственности на землю. «Русская правда» П.И. Пестеля (Южное общество) представляла республиканский характер пре­образований: уничтожение крепостничества и самодержавия, установление парламент­ской республики с президентской формой правления, решение земельного вопроса пу­тем сочетания двух форм собственности - частной и общественной. Осуществление своих преобразований П.И. Пестель и Н.М. Муравьев мыслили революционным путем. Их про­екты открывали возможность буржуазного развития страны.

Предпринятая декабристами попытка революционного выступления 14 декабря 1825 г. закончилась неудачей. Но свободная мысль продолжала свое развитие в светских салонах, университетах, кружках. К концу 30-х гг. возникли течения западников и славя­нофилов. Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин и др.) верили в единст­во человеческой цивилизации и считали, что в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политиче­ских свобод, развития предпринимательства, противниками крепостного права. Славя­нофилы (А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы и др.) считали, что западный опыт неприемлем для России. Они были противниками крепост­ного права, критиковали бюрократизм и деспотизм, но при этом выступали за неограни­ченную власть царя и земский собор, где народ мог выразить свое мнение. По их мнению, в основе жизни каждого народа лежит идейное начало - «народный дух», таковым в Рос­сии являлось православие. И западники, и славянофилы отличались решительным не­приятием революции.

От западников постепенно отделилось особое направление (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский), сторонники которого, видя всю противоречивость общест­венного уклада, пришли к идеям социализма. А.И. Герцен полагал, что социализм в Рос­сии имеет больше оснований, нежели на Западе, так как Россия сохранила свою кресть­янскую общину (отсюда теория русского общинного социализма).

Социалистические идеи получили распространение в кружке В.М. Буташевича- Петрашевского, в Кирилло-Мефодиевском обществе, которые признавали необходимость революционной борьбы и в конце 40-х гг. были разгромлены правительством.

Что же касается новаций со стороны государства во второй половине 20-х - первой половине 50-х годов, то Николай I, вступивший на престол под грохот пушек на Сенат­ской площади, не внес ничего принципиально нового в правительственную политику. В качестве идеологического обоснования реакционного курса самодержавия министр на­родного просвещения С.С.Уваров разработал теорию «официальной народности», во­плотившуюся в знаменитой триаде «православие, самодержавие, народность». Самодер­жавие объявлялось гарантом нерушимости русского государства, обеспечивающим вели­чие и могущество России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа. Под народностью понималось отсутствие в русском обществе основы для соци­альных конфликтов, единение царя и народа.

Таким образом, общественная мысль России в качестве первостепенных задач российской модернизации выдвигала отмену крепостного права и переустройство деспотического государства. Особую роль в изменении общественного сознания

сыграли кружки и группы «образованного меньшинства» 30 - 40-х гг. XIX века. Их дея­тельность способствовала распространению модернизаторских идей вширь. Именно на этой основе стали возможны реформы 60-х гг. и борьба за выбор путей развития России в пореформенный период.

2.3.

<< | >>
Источник: Илларионова Е. В., Фомина А.С., Гуськов С.А.. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА: Учебно­практическое пособие / Московский государственный университет экономики, стати­стики и информатики. - М.,2006. - 213 с.. 2006

Еще по теме Эволюция общественной мысли России XVIII - первой половины XIX вв. Кризис российского абсолютизма в первой половине XIX в.:

  1. Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции. Постановления арбитражного суда первой инстанции
  2. КРАСНИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ. Система национально-регионального управления в Российской империи (вторая половина XVII - начало XX вв.). ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора юридических наук. Новосибирск - 2019, 2019
  3. Выводы по первой главе
  4. 6.3. Общественные объединения: понятие, виды. Права, обязанности и ответственность общественных объединений в сфере государственного управления.
  5. Социокультурная обусловленность обращения к проблеме идеального школьного учителя в американской педагогической мысли
  6. Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ США В ХХ ВЕКЕ
  7. Понятие «идеальный школьный учитель» в истории развития американской педагогической мысли
  8. Государство и право дореволюционной России. ЛЕКЦИЯ, 2019
  9. История России: учебное пособие / под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Кудиновой, - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,2013. - 167 с., 2013
  10. Лекция 6. Предприятия, учреждения, организации и общественные объединения как субъекты административного права.
  11. 4.4. Правительство Российской Федерации
  12. Классификация современной медианоминации на основе тематических сегментов российского издательского рынка
  13. 1. Гражданское право в системе отраслей российского права.
  14. Анализ текущего состояния и перспектив развития российского рынка корпоративных облигаций
  15. 4.6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  16. 3.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.
  17. § 2. Направления совершенствования российского законодательства о банковской тайне в условиях передачи кредитными организациями информации о своих клиентах, являющихся иностранными налогоплательщиками, налоговым органам иностранного государства
  18. 4.3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  19. Лекция 3. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации.