<<
>>

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (IX - начало XII вв.)

Основными источниками, позволяющими в определенной степени раскрыть со­держание жизни древнерусского государства, являются летописи XI-XIII вв., в кото­рых имеются сведения самого различного характера.

Летописи эти повествуют о го­раздо более ранних событиях, передававшихся, очевидно, устно, а затем уже зафик­сированных в летописях. Важнейшим документом рассматриваемой эпохи явились копии «Русской Правды», а также переписываемые из века в век старинные былины. Позволяют сопоставить известные факты и события далекого прошлого старинные греческие, латинские и другие зарубежные исторические хроники.

Древняя летопись «Повесть временных лет», составителем которой считается служитель Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор, гласит, что новгород­цы сами пригласили варяжских соседей из племени «русь» к себе на правление. При­чина - нежелание отдавать главенство какой-либо из соперничавших сторон славян­ского севера. Жребий истории пал на варяга Рюрика и его дружинников. Рюрик «сел на правление» в Новгороде (862 или 874 г.), а его соратники Дир и Аскольд нашли себе место на Днепре. После смерти Рюрика с его сыном Игорем прибывает в Киев дружинник Олег. Как свидетельствует тот же источник, Олег обманным путем захва­тил власть, после чего надолго связал свою жизнь с Киевом (882-912 гг.). После его смерти Киевом начал править сын Рюрика Игорь (912-945 гг.) - основатель киевской династии Рюриковичей.

Русские историки считают варяжского князя причастным к созданию основ древнерусского государства и киевской династии. Вместе с этим С. М. Соловьев и В. О. Ключевский отмечали, что объединение восточно-славянских земель под нача­лом Киева было подготовлено внутренними историческими и политическими процес­сами: у многих племен имелись военные вожди - «великие» и «светлые князья». Но произошло это объединение в результате похода князя Олега, датируемого летописью 882 годом, при активном участии его Руси - варяжской дружины вместе с другими племенами Поильменья.

Однако помимо указанной в российской историографии имеются две радикально противоположные друг другу концепции происхождения русского государства. Пер­вая, оформившаяся в XVIII в., — норманнская теория, основоположником которой явились немецкие историки Байер и Миллер. Немцы сумели аргументировано дока­зать финское происхождение термина «Русь», что значит «грести». Слово пришло, якобы, от воинов-гребцов. В дальнейшем они сделали вывод об избранности сканди­навов и неспособности славян самостоятельно заниматься политической деятельно­стью в тот исторический период.

Другая точка зрения принадлежала М. В. Ломоносову, который стал основателем антинорманнской теории происхождения древнерусского государства. В частности, он пытался отстоять славянское происхождение Рюрика, найти объяснение термина «Русь» в славянской топонимике. Все усилия великого ученого были направлены на создание патриотической истории Отечества. Последователями М. В. Ломоносова были многие российские и советские историки, в частности, академик Б. А. Рыбаков. Интересным является мнение ряда современных российских исследователей об этни­

ческом родстве варягов с остальными славянами. Согласно этой концепции варяги - жители Поильменья - такие же славяне, но занимались они вывариванием соли из морской воды Белого моря. Отсюда слова - «варить», «варежка», «Варяжское море» (озеро Ильмень).

Рассматривая особенности политического устройства Киевской Руси, следует выделить такой родоплеменной пережиток, как наследование великого княжения по старшинству. Это заставляло всю многочисленную родню Рюриковичей время от времени менять свое пребывание в одном из княжеств и перебираться в другое, что не способствовало ни укреплению центральной власти в Киеве, ни становлению федера­тивных начал на Руси.

Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальни­ком и судьей. Князь полностью отвечал за внешнюю безопасность, обеспечение внешней политики и внешней торговли. Однако государственный строй древнерус­ских земель-княжеств нельзя назвать монархией - во всех землях (городах) существо­вало вече.

Вече могло обсуждать и решать любой вопрос. Но самым главным предметом его компетенции было призвание или изгнание князей. Чрезвычайно важным кругом вопросов веча были вопросы о войне или же замирении. Так, когда для войны требо­вались силы всей волости и, следовательно, народного ополчения, обязательным бы­ло решение вече. Но власть веча везде, кроме Новгорода и Пскова, проявлялась в чрезвычайных случаях, тогда как княжеская власть была постоянной и повсеместно действующим органом управления.

Согласно древним былинам основателем града на Днепре был Кий - предводи­тель славянского племени дулебов (ориентировочно VI в.). Началом IX в. датируется пребывание в Киеве варяжских дружинников Дира и Аскольда. Однако первым пра­вителем древнерусского государства стал Олег, также принадлежавший дружине Рю­рика.

Утвердившись в Киеве, Олег подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути. Распространив влияние на финские и славянские племена, он тем самым освободил последних от обязательной дани хазарам. Олегу удалось объединить новгородский север и киевский юг под од­ной властью киевского князя, заложив таким образом первый камень в основание древнерусского государства. Некоторые племена и города сохраняли своих местных князей, князьков, но все они были теперь под рукой киевского великого князя.

В результате успешных походов на Царьград в 907 и 911 гг. Олегу удалось уре­гулировать русско-византийские отношения на выгодных для Руси условиях - ее куп­цы беспошлинно ввозили свои товары в Византию.

Княжение Игоря Рюриковича, преемника Олега, проходило в сложной обстанов­ке постоянных печенежских вторжений, что значительно отвлекало его силы. В ви­зантийских хрониках и первых русских летописях упоминаются несколько походов Игоря в Малую Азию и Царьград с целью поживиться - в 914 и 944 гг. Последний был неудачным, и в договоре 945 г. между Византией и Русью последней пришлось расстаться с правом беспошлинной торговли. Не сложилось у Игоря княжение и дома. В силу традиций князь с дружиной сам ходил за данью по своим землям. В 945 г. та­кой поход закончился трагически для Игоря - он был убит древлянами.

Жена его, Ольга, ввиду малолетства сына Святослава, княжила долго. Как отме­чают историки, из смерти мужа Ольга извлекла тяжкий для себя урок. Жестоко нака­

зав жителей Искоростеня (поселение древлян), она затем коренным образом изменила практику сбора дани со всех областей, установив правило «погостов» вместо опасных походов «в полюдье». И эта новая практика просуществовала на Руси столетия, пе­рейдя постепенно в «повозы» - доставку дани в Киев, а затем - в Москву.

Святослав Игоревич (945-972 гг.) вошел в русскую историю как князь-воитель. Именно Святослав в 60-е гг. X в. покончил с хазарским каганатом, подчинил северо- кавказские племена ясов и касогов, волжских болгар. Успешно отражал Святослав с дружиной набеги печенегов, не раз с победой возвращался из Византии. Примеча­тельно было то, что Святослав военные походы предпочитал государственной дея­тельности, облюбовал для своего жительства малый русский городок Переяславец. Не принял Святослав и христианства, оставшись язычником.

Видное место в когорте киевских князей занимает великий князь Владимир Свя­тославич (980-1015 гг.). Он вошел в историю как Владимир Креститель, Владимир Красное Солнышко. В 988 г. Владимир принял православную христианскую веру. Вслед за ним крестилась и вся Русь.

Расцвета своего Киевская Русь достигла во времена князя Ярослава Мудрого (1015-1054 гг.). Равным ему по масштабу государственной деятельности и мудрой политике считают и его внука - Владимира Всеволодича Мономаха (1113-1125 гг.). Ярослав Мудрый сумел заложить правовые основы жизни средневекового русского общества. Сборник первых правовых актов (гражданского и уголовного характера) - «Правду» Ярослава - вскоре назвали «Росськой (или Русской) Правдой». Она была составлена и переплетена в Новгороде в 1015-1016 гг.

Княжение Владимира Мономаха - последний всплеск величия Киева в условиях растущей разобщенности Ярославичей и их двоюродной и троюродной княжеских ветвей, а также набегов половцев. Это был последний киевский князь, при котором поддерживался относительный покой на Руси. Но древо киевское уже было расшата­но его детьми-князьями в бесконечных междоусобицах. После Владимира Мономаха более 100 лет русские князья боролись за право княжить в Киеве. Дело доходило до разорения стольного города, пока Киев, усилиями самих же князей, не перестал быть «матерью городов русских».

Характеризуя социальный состав русского общества XI-XII вв., можно выделить следующие слои: свободное население, тогда еще не знавшее сословного деления и перегородок, зависимые слои («закупы») и рабы (холопы, челядь).

Политические права свободного населения Руси были одинаковы у всех. Но имущественные различия были существенными. Исходя из этого, можно выделить несколько групп свободных русичей: верхи, средние и низы. К первым, судя по лето­писным данным, относились «лучшие», «большие», «старейшие», «первые» люди и т.п., а также «бояре». Социальная природа «верхов» неоднородна. Они происходили их родовой аристократии, а также из выслужившихся приближенных князя. К сред­ним свободным можно причислить княжеских дружинников, дворовых и управляю­щих, средних купцов. «Молодшие», «меньшие», «смерды», «простая чаль» - это низы свободного населения. Невозвращенные вовремя долг, деньги (купа) превращали бедного свободного в подневольного человека или даже раба.

Помимо долга распространенными источниками рабства являлись плен, рожде­ние от рабыни, женитьба на рабыне, а также услужение без договора. Сколько рабов и зависимых было на Руси - неизвестно.

<< | >>
Источник: Отечественная история: Учебное пособие/Под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Куди­новой, С.М. Нечитайлова. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн, ун-та,2004. - 193 с.. 2004

Еще по теме ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ (IX - начало XII вв.):

  1. 42. Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
  2. КРАСНИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ. Система национально-регионального управления в Российской империи (вторая половина XVII - начало XX вв.). ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора юридических наук. Новосибирск - 2019, 2019
  3. Участие государства в финансово-хозяйственной деятельности эмитента
  4. Государство и право дореволюционной России. ЛЕКЦИЯ, 2019
  5. 41. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права: понятие, правоспособность.
  6. 30. Возникновение юридических лиц: способы образования, порядок создания.
  7. 1.2 Основные теории образования и развития стресс-коррозионных трещин, пред­ставленные в материаловедческой литературе
  8. § 2. Направления совершенствования российского законодательства о банковской тайне в условиях передачи кредитными организациями информации о своих клиентах, являющихся иностранными налогоплательщиками, налоговым органам иностранного государства
  9. Языковые особенности современной медианоминации
  10. 10. Гражданское правоотношение: понятие, особенности и виды.
  11. 1.4. Социокультурные факторы, обусловливающие особенности функционирования славянизмов в поэзии Вяземского
  12. 3.5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.