<<
>>

Framework Zachman

Наиболее популярная модель EA - Framework Zachman создана Джоном Захманом в 1987 г. и имеет вид матрицы 6 x 6. На пересечении строк и столбцов которой - модельные компоненты EA[6], с помощью ко­торых определена онтология (классификация) артефактов EA.

Все арте­факты тесно взаимосвязаны.

Строки матрицы

Строки матрицы (перспективы) отражают взгляд на предприятие различных групп сотрудников предприятия и тех, кто используют резуль­таты его деятельности:

1. Хозяин или планировщик (Planner) - устанавливает направление развития организации с учетом изменения внешней среды, сферы и цели деятельности предприятия. В этой категории находятся инвесторы, акцио­неры компании. Planner определяет контекст и границы (SCOPE) EA, со­став бизнес-сущностей (DATA) и бизнес-процессов (FUNCTION), место­положение бизнес-операций (NETWORK), участников бизнеса на уровне

подразделений (PEOPLE), временные циклы для главных бизнес-событий (TIME), бизнес-цели и стратегии предприятия (MOTIVATION).

2. Руководитель, владелец процессов (Owner) - менеджер, отвечает за функционирование предприятия: производство продуктов и/или предо­ставление услуг, управление затратами, выполнение персоналом своих обязанностей. Владельцы процессов способны оценивать компоненты си­стемы - внешнюю среду, технологии, культуру, поставщиков, клиентов, законы, конкурентов, возможности, риски, затраты и т.д. Owner определя­ет концептуальную бизнес-модель (BUSINESS MODEL), семантическую (смысловую) модель бизнес-сущностей (DATA), процессную модель (FUNCTION), топологии логистической системы (NETWORK), поток бизнес-операций, формирует организационную структуру предприятия (PEOPLE), определяет главные временные бизнес-события (TIME), разра­батывает бизнес-планы в поддержку бизнес-целей и стратегий предприя­тия (MOTIVATION).

3. Проектировщик (Designer) - системный архитектор, аналитики и ИТ-проектировщики, постановщики задач, бизнес-аналитики, создают проект предприятия и ИТ-системы с учетом требований и пожеланий.

Disigner разрабатывает логическую модель системы (SYSTEM MODEL), структуру баз данных на уровне информационных сущностей (DATA), архитектуру приложений для поддержки бизнес-процессов (FUNCTION), модель системы распределенной обработки данных (NETWORK), опреде­ляет роли пользователей (PEOPLE), оценивает временные циклы бизнес- событий (TIME), уточняет мотивацию участников (MOTIVATION).

4. Подрядчик (Builder) - генеральный подрядчик, обеспечивает про­изводство конечного продукта или услуги. В этой категории руководители проектов, ИТ-подразделения, аутсорсинговые структуры. Builder создает физическую модель системы (TECHNOLOGY MODEL), осуществляет выбор средств реализации, включая СУБД (DATA), программных компо­нент приложений (FUNCTION), инфраструктуры сети (NETWORK), поль­зовательских интерфейсов (PEOPLE), детализирует цикл обработки ин­формации (TIME) и технологические роли (MOTIVATION).

5. Субподрядчик (Subconstructor) - проектировщики и разработчи­ки, ответственные за построение и компоновку конечного продукта, услу­ги или отдельных их частей, а также поставщики оборудования или про­граммного обеспечения. Subcontractor осуществляет детализированную разработку проектных решений, определяет форматы данных (DATA), программные коды (FUNCTION), топологию и архитектуру сети (NETWORK), обеспечивает информационную безопасность (PEOPLE), разрабатывает графики машинной обработки (TIME) и инструкции для ролей (MOTIVATION).

6. Пользователь продуктов или услуг работающего предприятия, со­трудники компании. Работающее предприятие представляется в виде архи­тектуры данных (DATA), функциональной структуры управления (FUNCTION), сети (NETWORK), организационной структуры (PEOPLE), графика обработки данных (TIME) и изменения состояний (MOTIVATION).

Столбцы матрицы

Столбцы отражают различные стороны (аспекты) деятельности предприятия, которые сгруппированы по ответам на вопросы:

• Кто - участники (люди и организации), организационная струк­тура, потоки работ, роли, инструкции;

• Что - предметы предприятия, включая используемые данные (элементы, материалы и базы данных);

• Где - места выполнения процессов и функций предприятия (гео­графия, связи, сети и оборудование);

• Когда - временные характеристики работы предприятия (жизнен­ные циклы, события, переходы состояний, графики и расписания);

• Как - процессы и функции предприятия, программные модули

• Почему (Зачем) - мотивация, стратегии, целевые установки.

Столбцы: Данные (DATA), Функция (FUNCTION), Сеть (NET­WORK), Люди (PEOPLE), Время (TIME), Мотивация (MOTIVATION).

Базовые правила:

1) столбцы матрицы не имеют определенного порядка следования;

2) каждый столбец имеет простую базовую модель (Simple Basic Model);

3) базовая модель каждого столбца уникальная;

4) каждая ячейка содержит уникальный артефакт EA;

5) комбинация ячеек одной строки образует законченное представ­ление для заинтересованного лица;

6) логика отношений между двумя экземплярами одной и той же сущности EA рекурсивная.

Framework Zachman обеспечивает простоту понимания EA различ­ным группам специалистам, работу с абстракциями и сущностями, выде­ляя и изолируя отдельные параметры системы без потери восприятия предприятия как целого. При этом обеспечена независимость от инстру­ментов и методологий EA.

Развитием подхода Framework Zachman является модель Extended Enterprise Architecture Framework (E2AF), содержащая области: бизнес, приложения, информационная система, технологическая инфраструкту­ра и уровни абстракции: контекстуальный (Зачем?), уровень взаимодей­ствия (с Кем?), концептуальный (Что?), логический (Как?), физический (с помощью Чего?), трансформационный (Когда?).

L>J

<< | >>
Источник: Ильина О.П.. Архитектура корпораций и информационных систем : учебное пособие / О. П. Ильина. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ,2015. - 119 с.. 2015

Еще по теме Framework Zachman:

  1. 16.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  2. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты
  3. ПРИЛОЖЕНИЕ
  4. Формирование представлений о личностных и профессионально важных качествах идеального школьного учителя в 1900-1920 гг.
  5. Право на удовлетворение иска и право на получение судебной защиты
  6. Психолингвистический анализ современной медианоминации
  7. 21. Исполнение опекунами и попечителями обязанностей в отношении подопечного. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.
  8. Статистика влияния типа грунтов на распространение КРН
  9. 53. Оспоримые сделки: основания, условия, последствия и момент недействительности.
  10. Моделирование методом конечных элементов. Численный эксперимент
  11. Химченко Алексей Игоревич. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2014, 2014
  12. Комбинационные резонансы аддитивно-разностного типа
  13. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при турбулентном режиме
  14. Моделирование теплопотерь в конструкции вентфасада с учетом скорости ветра и термического сопротивления вентилируемого воздушного пространства с отражательной теплоизоляцией
  15. Выводы по главе
  16. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  17. 3.4. Обращения граждан.
  18. Заключение
  19. 9.3. Виды административного принуждения
  20. Общая характеристика исследования