<<
>>

archimate

Базовые концепции

Archimate - кросс-платформенный инструмент для создания моделей EA в соответствии с требованиями TOGAF[8]. Язык моделирования ArchiMate обеспечивает описание, анализ и визуализацию архитектурных моделей.

Ядро языка ArchiMate состоит из трех классов сущностей (объ­ектов):

• Active Structure Concepts - активные структурные элементы, способные выполнять поведенческую деятельность.

• Behavioral Concepts - элементы поведения (активности) в ис­полнении одного или более активных структурных элементов.

• Passive Structure Concepts - пассивные структурные элементы, над которыми выполняется поведение активных структурных элементов.

Ключевой элемент Service (сервис, услуга) используется для обозна­чения функциональности, создающей ценность (Value) для внешнего окружения, других систем.

Термин Interface (интерфейс) используется для обозначения точки доступа к сервису, представляет внешний вид структурных элементов. При этом одинаковые интерфейсы предназначены для разных активных элементов, один активных структурный элемент может использовать раз­ные интерфейсы. Сервисы реализуются с помощью поведенческих эле­ментов. Основной принцип многоуровневого деления - сервисы верхнего уровня используют сервисы нижнего слоя, сервисы слоя могут также ис­пользовать сервисы своего слоя.

ArchiMate вводит три слоя для представления моделей EA:

1. Business (бизнес-слой) представляет создаваемые для внешнего пользователя бизнес-сервисы (продукты, работы, услуги), интерфейсы для доступа к ним, а также показывает функциональность системы управле­ния, организационную и процессную организацию предметной области. Соответствует бизнес-архитектуре TOGAF.

2. Application (прикладной слой) создает сервисы приложений для поддержки процессов бизнес-слоя. Сервисы приложений реализуются за счет функциональности программных компонентов, для использования сервисов приложений применяются интерфейсы.

Программные компо­ненты в процессе функционирования используют данные. Соответствует архитектуре данных и архитектуре приложений TOGAF в их взаимодей­ствии.

3. Technology (технологический слой) связан с предоставлением ин­фраструктурных сервисов для приложений. ИТ-инфраструктура образова­на вычислительной системой и системным программным обеспечением. Соответствует ИТ-архитектуре TOGAF.

Дополнительно выделены модели-расширения:

• Motivation - представление бизнес-требований заинтересованных сторон к ИТ-системе,

• Implementation and Migration - представление решений по транс­формации EA в целевую EA.

Название базовых элементов Archimate с указанием их типа и при­надлежности к слою и расширению модели EA.

Таблица 6

Слой Тип элемента Имя элемента Пояснение
Application Active Struc­ture Application collabora­tion Сотрудничество при­

ложений

Application component Компонент приложения
Application interface Интерфейс приложения
Behavior Application function Функция приложения
Application interaction Взаимодействие при­

ложений

Application service Сервис приложения
Passive Struc­ture Data object Объект данных
Business Active Struc­ture Business actor Бизнес-актор
Business collaboration Бизнес-сотрудничество
Business role Бизнес-роль
Location Местоположение
Behavior Business function Бизнес-функция
Business interaction Бизнес-взаимодействие
Business process Бизнес-процесс
Business service Бизнес-сервис
Business event Business event Бизнес-событие
Passive Struc­ture Business object Бизнес-объект
Contract Контракт
Meaning Смысловое содержание
Product Продукт
Representation Представление
Value Ценность
menta­tion and Migra- Deliverable Deliverable Реализация, внедрение
Gap Gap Разрыв
Plateau Plateau Платформа
Work Package Work Package Пакет работ
Motivation Assessment Assessment Оценка
Constraint Constraint Ограничение
Driver Driver Драйвер
Goal Goal Цель
Principle Principle Принципы
Requirement Requirement Требования
Stakeholder Stakeholder Заинтересованные сто­роны

Окончание табл.

6
Слой Тип элемента Имя элемента Пояснение
Technology Active Struc­ture Communication path Путь коммуникации
Device Устройство
Infrastructure interface Инфраструктурный ин­терфейс
Network Сеть
Node Узел
System Software Системное программ­ное обеспечение
Behavior Infrastructure function Функция инфраструк­турная
Infrastructure service Сервис инфраструктур­ный
Passive Struc­ture Artifact Артефакт

Метамодель Archimate содержит регламентированные типы связей элементов - рис. 13.

Активные структурные элементы могут образовывать элемент Col­laboration- сотрудничество, которому приписан новый поведенческий элемент - Interaction- взаимодействие (коллективное поведение активных элементов). Collaboration - временная группировки или агрегация двух или более структурных элементов, работающих совместно для того, чтобы выполнить некоторые коллективное поведение - Interaction, осуществляе­мое в сотрудничестве двух или более структурных активных элементов.

Рисунок 13

На рис. 14 показаны варианты групповых отношений:

• Collaboration,

• Interaction .

Рисунок 14

В табл.

7 представлены типовые связи (отношения) элементов моде­ли EA.

Таблица 7

Обозначение Содержание связи
О------- Агрегация (aggregation)- ассоциация между одним объектом "часть" и другим объектом "целое", экзем­пляры "части" входят в состав экземпляра "целое".
Ассоциация (association)- отношение между элемен­тами, которые не охвачены другими отношениями (например, связи между бизнес-объектами или объек­тами данных, бизнес-сервисами и целевыми установ­ками).
------------- ► Влияние (influence)мотивационных элементов друг на друга (положительное или отрицательное, указывается направление и сила влияния "+++", "++", "+", "-", "-", "- --").
.......... ■> Доступ (access) поведенческих элементов к бизнес- объектам или объектам данных, стрелка указывает направление доступа.
------ > Использование (used by, uses)- связь свидетельствует о том, что сервисы используются процессами, функци­ями или взаимодействиями, а бизнес-роли, компонен­ты приложений или их объединения используют ин­терфейсы.

Окончание табл. 7

Точки зрения (View, ViewPoint)

ArchiMate поддерживает представление EA для заинтересованных сторон - Viewpoint (табл. 8).

Таблица 8

Состояние EA Заинтересованные стороны Назначение ViewPoint Средства
Целевое назначение Проектирование (Designing) Архитектор, разработчик про­граммного обес­печения, дизайнер бизнес- процессов Навигации в EA, дизайн эле­

ментов, под­держка про­ектных реше­ний, выработ­ка сравнивать альтернатив

UML- диаграмма, диаграмма BPMN, блок-схема, схема ERD
Решения (Deciding) Менеджер, директор, генеральный ди­

ректор

Принятие ре­шений Таблица пе­рекрестных ссылок, ландшафтная карта, отчеты
Информирова­ние (Informing) Сотрудник, клиенты Объяснить, убедить, по­лучить согла­сие Анимация, мультфильм, процесс ил­люстрации, диаграммы
Уровень абстракции Детализация решений (Details) Инженер- программист, владелец бизнес- процесса Дизайн, управление Диаграмма классов UML, диаграмма процесса BPMN
Согласование представлений (Coherence) Операционные менеджеры Анализиро­вать зависи­мости, влия­ние измене­

ния

Просмотры выражающие отношения как "исполь­зовать", "осо­знать", и

" назначить"

Обзоры (Overview) Архитектор пред­приятия, ИТ-

директор, гене­ральный директор

Управление изменениями Ландшафтная карта

Типовой набор точек зрения указан в табл.

9. Тип точки зрения: S - стандартный тип,

M - мотивационный тип,

I - внедренческий тип.

Таблица 9

Название Тип Назначение ViewPoint
Actor Co­

operation

S Взаимодействие акторов друг с другом и с окру­жающей внешней средой.
Application

Behavior

S Поведение приложений описывает внутреннее поведение и функционал приложений, реализацию сервисов приложений.
Application Co-operation S Взаимодействие и оркестровка приложений для поддержки бизнес-процессов, отношения между компонентами приложений в терминах информа­ционных потоков между ними, а также с точки зрения сервисов, которые они реализуют или ис­пользуют.
Application Structure S Структура одного или нескольких приложений и соответствующих данных.
Application

Usage

S Использование приложений для поддержки биз- нес-процессов.
Business Func­tion S Бизнес-функция, высокоуровневое описание соста­ва и структуры, взаимодействия основных бизнес- функций, информационные и материальные потоки между ними. Данное представление используется для формулировки требований к компетенциям, ор­ганизационной и процессной структурам.
Business Pro­

cess

S Бизнес-процесс, высокоуровневое описание соста­ва и структуры, Взаимодействия бизнес- процессов, их связи с бизнес-сервисами, которые обеспечивают формирвоание ценностей для внеш­них потребителей, а также связь с назначенными бизнес-ролями и бизнес-акторами, состав исполь­зуемых бизнес-объектов.
Business Pro­cess Co­

operation

S Взаимодействие бизнес-процессов друг с другом и/или с окружающей их средой, в т.ч.
причинно­следственные связи бизнес-процессов, отображе­ние бизнес-процессов на бизнес-функции, бизнес- роли и бизнес-акторы.

Продолжение табл. 9

Название Тип Назначение ViewPoint
Business Prod­uct S Бизнес-продукт, описывает ценность продуктов для заинтересованных сторон, состав и структура продукта, связь с бизнес-сервисом, контрактом. Описаны интерфейсы бизнес-секрвисов, связан­ных с продуктом.
Goal Contribu­tion M Состав и взаимосвязи целей и требований.
Goal Realisa­tion M Реализация целей, структурирование целей, со­пряжение целей с требованиями и ограничениями.
Implementation and Deploy­ment S Внедрение и развертывание EA, описывает реализа­цию приложений средствами ИТ-инфраструктуры, связь логических компонентов приложений с физи­ческими артефактами, базами данных и т.п., моде­лирование производительности и масштабируемо­сти инфраструктурных решений, обеспечения ин­формационной безопасности и управления рисками.
Implementation and Migration I Внедрение и миграция EA, используется для опре­деления проектов и программ данного мероприя­тия, моделирования параметров проектов.
Information

Structure

S Информационная структура, уровни абстракции и детализации информации (концептуальный, внут­ренний и внешний уровни представления), с уче­том выбранного средства организации и ведения базы данных.
Infrastructure S ИТ-Инфраструктура, состав системного программ­ного и технического обеспечения, необходимого для поддержки приложений и данных (физические устройства, сеть, операционная система и т.п.).
Infrastructure

Usage

S Использование инфраструктуры, описывает спо­соб использования инфраструктурных сервисов, создаваемых элементами инфраструктуры, ис­пользуемых для поддержки приложений.
Layered S Уровневое представление EA, позволяет отделять внутреннюю структуру и организацию слоя от его внешне поведения в виде сервсов для вышестоя­щего слоя.
Migration I Переход (миграция) от базовой к целевой EA.
Motivation M Мотивация заинтересованных сторон.
Organisation S Организационная структура.

Окончание табл. 9

Название Тип Назначение ViewPoint
Principles M Принципы для EA, связь с целями.
Project I ИТ-проект, связанные с EA (изменение EA, ми­грация из базовой в целевую EA): состав работ, исполнители, параметры и конечные результаты проекта).
Requirements

Realisation

M Реализация требований с использованием базовых элементов метамодели.
Service Reali­sation S Реализация сервисов, описание способа реализа­ции бизнес-сервиса другими сервисами (приложе­ний, инфраструктуры), установление связки биз­нес-продукт и бизнес-процесс.
Stakeholder M Заинтересованные стороны, драйверы, целевые показатели и оценки.
Total S Обобщенная модель EA.

Для описания точек зрения годится шаблон вида:

• Stakeholders указание заинтересованных сторон (например, предприятие целиком, процессы, приложения, физические лица и т.п.

• Concerns проблемы, которые решают с помощью данного пред­ставления (определение миссии, стратегии и тактики деятельности пред­приятия, мотивация, структурирование элементов, установление отноше­ний и зависимостей между ними, согласование полноты представления, снижение сложности, управление рисками, обеспечение информационной безопасности).

• Purpose целевое назначение представления: проектироование (Designing), принятие решения (Deciding), информирование (Informing) .

• Abstraction Level уровень абстракции (обобщенное представле­ние, детальное представление).

• Layer Слой (бизнес, приложение, инфраструктура).

• Aspects Элементы метамодели (Passive Structure, Behaviour, Active Structure), мотивация (Motivation), внедрение и развертывание EA (Imple­mentation and Deployment).

Точка зрения имеет графическое представление - в виде диаграммы. Контекстная команда ViewPoint позволяет выбрать конкретный тип точки зрения, настроить панель инструментов для создания диаграммы.

Бизнес-слой

Статичная структура бизнес-слоя передается с помощью активных и пассивных элементов, динамическая структура бизнес-слоя - с помощью

поведенческих элементов. В бизнес-слое необходимо смоделировать как внешнее, так и внутреннее поведение.

Бизнес-сервисы являются внешним проявлением деятельности, они основаны на бизнес-процессах и бизнес-функциях, могут агрегировать производимые продукты, обладающие ценностью для потребителей. Биз- нес-сервисы имеют доступ к бизнес-объектам, контрактам, которые имеют различные формам представления бизнес-информации.

Бизнес-акторы и бизнес-роли используют бизнес-интерфейсы для доступа к бизнес-сервисам. В результате сотрудничества бизнес-ролей возникают их взаимодействия. Бизнес-роли владеют и участвуют в реали­зации бизнес-процессов. Бизнес-акторы играют разные бизнес-роли, при этом одна и та же бизнес-роль может быть назначена нескольким бизнес- акторам.

Бизнес-процесс - поток из более мелких процессов/функций, веду­щих к некоторому конечному результату (продукт, работа, услуга).

Бизнес-функции распространяют свое влияние на разные бизнес- процессы, описывают поведение на уровне требуемых ресурсов, навыков, компетенций и знаний участников.

Все поведенческие элементы запускаются с помощью бизнес- событий.

Все физические элементы бизнес-слоя имеют определенную локали­зацию.

Модель бизнес-слоя - бизнес-архитектура, ее обобщенное представ­ление показано на рис. 15.

Слой приложений и данных

Основные структурные элементы - компоненты приложения, кото­рые обеспечивают их развертывание, повторное использование, выполне­ние определенных функций приложения. Функциональность компонента приложения доступна через интерфейсы приложения. Возможна конфигу­рация из двух или более компонентов, которые могут совместно работать, реализуя поведенческое взаимодействие.

Интерфейс приложения - логический канал, через который могут быть доступны услуги компонента. Эти интерфейсы определяют поведен­ческие характеристики компонентов, используется для описания функци­ональности компонента.

Приложения в своей работе используют объекты данных. Объект данных - автономная часть информации, пригодная для автоматизирован­ной обработки. Объект данных соответствует бизнес-объекту и реализует­ся в виде артефакта. Объекты данных связаны отношениями ассоциации, специализация, агрегации с другими объектами данных.

Метамодель слоя приложений - рис. 16.

Рисунок 15

Рисунок 16

Бизнес-слой и слой приложений и данных и модели интегрируются. На рис. 17 показана основа связывания концепция слоя бизнеса и слоя приложений и данных.

Бизнес-сервисы агрегируют интерфейсы приложений, которые ис­пользуют бизнес-роли.

Поведенческие элементы бизнес-слоя используют сервисы приложе­ний, компоненты приложений.

Бизнес-объекты реализуются в виде объектов данных, создаваемые продукты агрегируют сервисы приложений.

Рисунок 17

Технологический слой

Основной элемент слоя - узел, имеющие два варианта представле­ния:

• как устройство - физические вычислительные ресурсы (аппа­ратная платформа);

• как системное программное обеспечение (программная плат­форма).

Узел может состоять из вложенных узлов, то есть внутреннюю структуру. На узлах разворачиваются артефакты, обеспечивающие пред­ставление компонентов приложений и объектов данных. Взаимосвязи компонентов слоя определяют коммуникационную инфраструктуру - то­пология передачи информации между узлами. Физическая реализация пу­ти коммуникации моделируется с помощью сети (средств физической свя­зи между устройствами). Сеть осуществляет один или более путей комму­никации и может состоять из подсетей.

Устройство - физический вычислительный ресурс, является специа­лизацией узла. Устройства могут состоят из других устройств, могут быть соединены по сети, на них могут быть развернуты артефакты.

Инфраструктурный интерфейс - точка доступа к функциональности узлов для окружающей среды - слоя приложений, определяет параметры и протоколы, форматы представления данных.

Инфраструктурные сервисы присвоены инфраструктурным интер­фейсам, описывают внешние видимые и доступные функции узлов. Ин­фраструктурные сервисы могут получить доступ к артефактам, использу­ются компонентами приложений или узлами.

Системное программное обеспечение может быть присвоено опре­деленному устройству, представляет собой программную среду для опре­деленных типов компонентов и объектов, которые развертываются в виде артефактов.

Артефакт - физическая часть информации, используется или произ­водится в процессе разработки программного обеспечения или разверты­вания и функционирования системы, может быть назначен узлу.

Метамодель технологического слоя представлена на рис. 18.

Рисунок 18

Для взаимосвязи приложений и инфраструктуры устанавливается соответствие объектов данных и компонентов приложений с артефактами (рис. 19).

Компоненты приложений используют различные инфраструктурные интерфейсы, а функции приложения - инфраструктурные сервисы.

Рисунок 19

Расширения модели EA

Мотивационные модели

Мотивационные модели создаются для всех заинтересованных сто­рон - Stakeholders (стейкхолдеров). К ним относятся физические лица или организации, непосредственно заинтересованные в результатах деятель­ности предприятия и выражающие свои мотивы по отношению к EA. Примеры стейкхолдеров: генеральный директор, совет директоров, акци­онеры, клиенты и проч..

Стейкхолдеры могут вступать в отношения композиции, агрегации, специализации по отношению к другим стейкхолдерам, формулировать требования для моделей EA. В формулировке требований участвуют эле­менты модели:

Драйверы - внутренние или внешние факторы, которые определяют выбор бизнес-стратегии и целей предприятия. Определяются на основе SWOT-анализа, выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз деятельности предприятия. Типичные отношения для драйверов: композиция, агрегация, специализация, влияние.

Цель - конечное состояние, которое заинтересованное лицо наме­рено достичь, например: "Увеличьте прибыль", "Сократить время ожи­дания в службе поддержки", "Ввести управление портфелем" и т.п. Ти­пичные отношения: для целей: композиция, агрегация, специализация, влияние.

Принцип - нормативное правило, подлежащее выполнению, учиты­ваемое при формулировке целей. Типичные отношения принципов: ком­позиция, агрегация, специализация, влияние. Принципы и требования тес­но связаны:

• принципы отражают общие правила, руководства по выполне­нию принципов;

• требования обязательны для выполнения.

Ограничения влияют на выбор способа реализации требований. Ти­пичные отношения для требований: композиция, агрегация, специализа­ция, влияние.

Оценка реализации драйверов, достижения целей; типичные отно­шения: композиция, агрегация, специализация, влияние. В качестве оце­нок могут использоваться ключевые показатели эффективно- сти/производительности (Key Goal Indicators), построенные по методике Balances ScoreCard (BSC).

В целом мотивационная модель выражает контент (содержание) EA, что соответствует столбцу Why (“Почему”) фреймворка Zachman Framework.

Метамодель Motivation представлена на рис. 20.

Рисунок 20

Внедрение/миграция EA

Внедрение EA связано с изменениями на уровне платформ (плато - Plateau,). EA стабильна в течение ограниченного периода времени, все из­менения ЕАосуществляются путем реализации проектов по переходу от базовой к целевой EA.

Проект состоит из пакетов работ, на которые могут назначаться биз- нес-роли. Каждая работа имеет место своего выполнения. Основные пара­метры проекта:

цели и конечный результат проекта;

состав и структура работ,

ограничения на время,

бюджет проекта,

трудовые и материальные ресурсы проекта,

владелец проекта.

Проект обеспечивает преодоление разрыва между базовой и целевой EA (рис. 21).

Рисунок 21

На рис. 22 представлено взаимодействие элементов моделей расши­рения: мотивационной и внедрения/миграции EA.

Рисунок 22

В будущем язык ArchiMate может быть расширен для описания биз­нес политики и правил, самого процесса проектирования.

Технология моделирования EA в среде Archimate

Основы

Моделирование EA в среде Archimate предполагает создание мо­дели EA, которая содержит описание базовых элементов и визуализиро­ванных моделей различных архитектур: бизнес-архитектуры, архитек­туры приложений, архитектуры данных и архитектуры ИТ- инфраструктуры.

Пользовательский интерфейс фреймворка Archimate:

• Model - отображение структуры папок в виде дерева для груп­повых элементов модели соответственно слоям модели; каж­дый элемент может быть связан с разными другими элемента­ми.

• Properties - окно для описания свойств элементов модели (со­став свойств и их значения задаются модельером), а также для визуализации связей элементов модели и их анализа;

• Outline - окно, позволяющее выполнять пространственную ориентацию на диаграмме, выводит миниатюры.

• Navigator - окно, в котором для выбранного элемента модели отображаются дерева связей. По этому дереву поддерживается навигация, можно проследить "источник-цель", открыть свой­ства элементов.

• Palette - палета инструментов для создания визуальных диа­грамм, допускает настройку внешнего вида

• Visualiser - окно визуализации элемент модели и их связей, поддерживается глубина анализа связей элементов, возмож­ность сохранения изображения.

• Hints - окно подсказки (контекстно-зависимая помощь).

На рис. 23 показан общий вид интерфейса Archimate. Курсор сво­бодно перемещается по окнам, работает система справки - Help.

Режим File обеспечивает работу с файлом модели, экспорт/импорт, формирование отчетов.

Режим Edit обеспечивает редактирование модели на уровне ее эле­ментов, команда Preference - настройка Archimate для индивидуального применен-ия.

Режим View управляет внешним представлением модели, режим Window - составом окон на экране.

Рисунок 23

Модель EA

Модель EA создается командой File, New. Выбирается вариант по­строения новой модели:

• пустая (Empty),

• шаблонная (Template),

[1] модель канва (Canvas).

Пустая модель (Empty) - новый файл модели, содержит групповые компоненты: Business, Application, Technology, Motivation, Implementation and Migration, Connectors, Relations, Views.

Пользователь самостоятельно внутри каждой группы создает эле­менты, папки для группирования элементов. Для каждой группы можно определить свойства, представить дополнительную документацию.

Для слоя Business создают элементы Business Actor, Business Role, Business Collaboration, Business Interface, Business Function, Business Pro­cess, Business Event, Business Interaction, Product, Contract, Business Service, Value, Meaning, Representation, Object, Location.

Для слоя Application создают элементы Application Component, Appli­cation Collaboration, Application Interface, Application Service, Application Function, Application Interaction, Data Object.

Для слоя Technology создают элементы Artifact, Communication Path, Network, Infrastructure Interface, Infrastructure Function, Infrastructure Ser­vice, Node, System Software, Device.

Для расширения Motivation создают элементы Stakeholder, Driver, Assessment, Goal, Principle, Requirement, Constraint.

Для расширения Implementation and Migration создают элементы Work Package, Deliverable, Plateau, Gap.

Элементы модели в группе Relations автоматически создаются при построении диаграмм, в которых существуют связи элементов.

Элементы в Connectors соответствуют типам разветвлений и слияний потоков работ для бизнес-процессов.

В группе Views находятся диаграммы, которые визуализируют раз­личные точки зрения на EA.

Диаграмма создается с помощью панели инструментов - выбирается тип элемента и перемещается на лист диаграммы, при этом элемент авто­матически включается в группу в дереве модели. Другой способ - элемент модели из папки дерева модели перемещается на лист диаграммы.

Модели на основе шаблона Model From Template:

• ArchiMate Concepts - модель содержит полный набор типовых элементов метамодели и расширений, стандартные диаграммы Viewpoint.

• Customizable Report - модель содержит свойства, позволяющие улучшить отчет.

• Skeleton - содержит диаграммы Views, интегрированные меж­ду собой (разработан Arne D. Halvorsen).

Типы моделей на основе Model With Canvas:

• Business Model Canvas[9]- модели стратегического менеджмен­та;

• Customer Journey Canvas[10]- модели для разработки бизнес- сервисов.

• SWOT-анализ - модели стратегического анализа для EA.

Создание EA в рамках выбранного варианта выполняется по алго­ритму:

• именование и сохранение файла модели;

• описание свойств модели;

• разработка элементов модели;

• описание свойств элементов модели;

• разработка точек зрения в виде диаграмм;

• описание свойств диаграмм;

• анализ EA на предмет выполнения всех архитектурных прин­ципов;

• публикация EA в виде отчета.

Новый файл модели именуется, указывается местоположение файла модели - стандартное расширение файла модели .archimate.

Для файла модели формируется отчет определенного типа: Jasper, HTML. Формат отчета Jasper Reports наиболее популярен, имеет тексто­вый и графический варианты, поддерживает большое количество форма­тов и шаблонов преобразования модели. Можно обмениваться файлами модели (команды экспорта/ импорта в формате CSV).

Свойства модели и элементов

Для полноты описания модели описываются свойства модели и ее элементов (Properties). Archimate не регламентирует состав свойств, пол­ная свобода в их определении и использоавании. Свойства могут быть за­даны для любого элемента (модель, папка или диаграмма); все определен­ные пользователем свойства будут представлены в отчете по модели.

Основные свойства модели:

название модели - Name,

имя файла - File,

цели создания - Purpose.

В качестве пользовательских свойств модели указывают:

автор модели,

дата создания,

статус модели,

источник информации модели,

методология моделирования и др.

Для задания свойств следует выделить элемент в дереве модели или в диаграмме, выполнить контекстную команду Properties для вывода окна свойств. Описание свойств в виде имени (Name) и значения (Value). Ос­новные команды управления в окне:

• New - добавить новое свойство текущему элементу;

• New Multiple - добавитьмножественное свойство для исполь­зования всеми элементами;

• Remove - удалить указанное свойство для текущего элемента;

• Manage - управлять общими свойствами элементов.

Свойства принимают значения: текст, число, гиперссылка (следует начинать значение свойства как http://, https://, ftp://.

Для других элементов модели основные свойства:

• имя - Name,

• документация - Documentation,

• тип интерфейса - Type Interface (только для интерфейсов).

Свойств Documentation может содержать как текст, так и гиперссыл­ку на файл.

Окно Properties содержит вкладки:

• Analysis - определяет, в каких диаграммах находится элемент (Used in Views), а также его связи с другими элементами (Mod­el Relationship);

• Appearance - визуальное представление элемента (цвет, шрифт, цвет фона, цвет линий, положение текста;

• Figure - выбор фигуры для элемента: Business Interface, Appli­cation Interface, Infrastructure Interface, Business Service, Applica­tion Service, Infrastructure Service, Business Process, Application Component, Node, Device

<< | >>
Источник: Ильина О.П.. Архитектура корпораций и информационных систем : учебное пособие / О. П. Ильина. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ,2015. - 119 с.. 2015

Еще по теме archimate:

  1. 53. Оспоримые сделки: основания, условия, последствия и момент недействительности.
  2. Моделирование методом конечных элементов. Численный эксперимент
  3. Химченко Алексей Игоревич. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва - 2014, 2014
  4. Комбинационные резонансы аддитивно-разностного типа
  5. Модели движения воздуха в воздушных пространствах конструкций вентфасадов при турбулентном режиме
  6. Моделирование теплопотерь в конструкции вентфасада с учетом скорости ветра и термического сопротивления вентилируемого воздушного пространства с отражательной теплоизоляцией
  7. Выводы по главе
  8. Влияние активаторов на зарядно-разрядные процессы
  9. 3.4. Обращения граждан.
  10. Заключение
  11. 9.3. Виды административного принуждения
  12. Общая характеристика исследования
  13. 16.2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  14. Проблема выявления собственно церковнославянизмов и церковнославяно-русских полисемантов в идиолексиконе Вяземского: некоторые процедуры и результаты