<<
>>

§ 4. Политико-правовая идеология России на этапе образования и усиления абсолютизма

1. Существование и функционирование официальной политико-правовой идеологии абсолютизма в России охватывает собой период, а точнее этап развития ее государственно-правовой системы со второй половины XVII в.

и вплоть до революционных событий 1917 г., в результате которых "на смену" российскому монархическому государству пришло российское республиканское государство.

Данный этап развития Российского государства, отразившийся в его идеологии, характеризовался изначально постепенным разложением феодализма и возникновением элементов капитализма, а также преобразованием сословно­представительной монархии в абсолютную, которое завершилось в начале XVIII в. при Петре I.

Для этого этапа была характерна также дальнейшая централизация Русского государства, которая повлекла за собой установление в стране самодержавного строя, на базе которого впоследствии создавалась абсолютная монархия с ее соответствующей идеологией.

Идеология абсолютизма складывалась, как констатируется в научной исторической литературе, на этапе подготовки и проведения петровских реформ, обусловивших перерастание самодержавной власти монарха в его абсолютную власть*(962).

В российском варианте, равно как и во всех других случаях, абсолютизм, согласно сложившемуся о нем в научной литературе мнению, представляет собой политический режим, "не ограниченный каким-либо законодательным актом самодержавной власти, соответствующий форме правления - абсолютной монархии, при которой вся верховная власть безраздельно принадлежит одному лицу - монарху"*(963).

Российский абсолютизм, будучи неразрывно связанным с самодержавием и возникая на базе самодержавия, тем не менее не отождествляется с ним. Ибо в условиях самодержавия самодержцы - главы государства никогда не обладали абсолютной властью и правили в XVI-XVII вв. совместно с Боярской думой и Земскими соборами*(964).

На одном из этих Соборов в 1613 г., как известно, царем был избран Михаил Романов, положивший начало новой династии - династии Романовых.

Самодержавие и абсолютизм, таким образом, будучи однопорядковыми явлениями, не выступают тем не менее в виде идентичных феноменов. Каждый из них обладает своими специфическими чертами и особенностями.

2. Основные черты и особенности российского абсолютизма, кроме максимального сосредоточения государственной власти в руках одного лица - абсолютного монарха, заключались также в том, что он:

а) возник на этапе перехода России от феодализма к капитализму;

б) в отличие от западноевропейского абсолютизма, социальной базой которого

был союз дворянства с городами, российский абсолютизм опирался "почти исключительно на крепостническое дворянство, служилое сословие"; в) незамедлительно покончил со всеми пред шествовавшими ему сословно­представительными органами и учреждениями; г) отличался сильным, разветвленным профессиональным бюрократическим аппаратом, постоянной армией, полицией и жандармерией; д) сопровождался внешней экспансией государства, направленной на расширение своей территории, а также усилением детальной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп; и е) опирался в сфере экономической идеологии на философию меркантелизма, "ориентирующую экономику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм"*(965).

Говоря об основных чертах и особенностях российского абсолютизма, следует заметить, что он, как явление, вместе с сопутствовавшей ему идеологией никогда не оставался неизменным, а по мере развития российского общества и государства последовательно, так же как и самодержавие, развивался и видоизменялся, приобретая при этом новые формы и выражения.

Данный процесс имел место на протяжении всей истории существования и функционирования абсолютизма в России, а именно - со времени правления Петра I (1689-1725), когда, как отмечают исследователи, "самодержавие приобрело новое качественное содержание" в силу того, что "самодержец стал носителем абсолютной, юридически неограниченной власти", и кончая временем правления царя Николая I (1825-1855) - временем апогея российского самодержавия и абсолютизма*(966).

Поскольку Россия в то время представляла собой, по образному выражению А.И. Герцена, весьма жесткую "империю чиненых перьев и граненых штыков", то последующее правление - правление Александра II (1855-1881) в этом смысле представлялось вместе с проводимыми им реформами гораздо более либеральным как по форме, так и по содержанию*(967).

3. Будучи довольно действенным и к тому же относительно динамичным феноменом в предоктябрьский период жизнедеятельности российского общества и

622

государства, политико-правовая идеология на этом этапе образования и функционирования абсолютизма активно разрабатывалась и совершенствовалась как усилиями самих самодержцев-правителей, так и в значительной степени их сторонников - российских мыслителей.

Среди плеяды правителей того времени, оказавших значительное влияние на разработку теории и накопление практики реализации российского абсолютизма, несомненно выделяются со своими работами Петр I и Екатерина II.

Объясняя и вместе с тем оправдывая проводимые в стране так называемые петровские реформы, которые внесли радикальные изменения в российское общество и государство и способствовали формированию официальной идеологии российского абсолютизма, Петр I широко использовал при этом, наряду с доктриной "самодержавной власти в России", также доктрину "всеобщего блага".

"С самого вступления нашего на престол, - заявлял он в своем Манифесте от 16 апреля 1700 г., - все старания и намерения наши клонились к тому, как бы сим государством управлять таким образом, чтобы все подданные наши попечением о всеобщем благе более и более приходили в лучшее и благоприятнейшее состояние".

При этом, заботясь об обеспечении "всеобщего блага" и одновременно о защите высшей государственной власти, Петр I устанавливал в своем "Воинском артикуле" следующее абсолютистского характера положение, согласно которому тот, "кто против его величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том рассуждать, будет оный имеет живота лишен быть, и отсечением головы казнен"*(968).

Следует заметить, что главным средством обеспечения "всеобщего блага" в стране актами Петра I (приказами, манифестами и пр.) объявлялась разносторонняя деятельность самого государя, власть которого считалась неограниченной и надзаконной.

"Ибо его величество, - законодательно закреплялось в "Воинском артикуле", - есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский

623

государь, по своей воле и благомнению управлять"*(969).

Наряду с Петром I значительный вклад в развитие политико-правовой идеологии российского абсолютизма, а также доктрины "самодержавной власти в России" внесла Екатерина II.

Своеобразным стимулом ее активного и непосредственного участия в развитии политико-правовой идеологии России на данном этапе эволюции российского общества и государства послужило ее естественное желание и стремление, после прихода к власти в результате государственного переворота, к максимальной легитимизации своего статуса как главы Российской империи - российской самодержицы*(970).

Под влиянием западноевропейских либеральных теорий и идей в официальную политико-правовую идеологию России данного этапа ее развития Екатериной II были внесены нововведения, которые в своей совокупности формировали новое видение российской самодержавной власти и проявлялись как основные элементы идеологии "просвещенного абсолютизма".

Они касались, с одной стороны, возможности ограничения абсолютной власти монарха его "добрыми делами" и "человеческими качествами". А с другой - идеи закрепления в законодательном порядке общих рамок деятельности правительства как института и установления компетенции основных государственных органов.

Идеология "просвещенного абсолютизма" в полной мере была представлена в работе под названием "Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения", над которым она работала, по утверждению исследователей, более двух лет*(971).

Развивая заимствованную у Монтескье идею об ограничении, а точнее - об установлении пределов монархической власти в условиях сословно­представительной монархии, которую французский философ развивал в своем известном труде "О духе законов", Екатерина II "трансформировала" ее в "Наказе" применительно к российской действительности.

Так, если у Монтескье пределы или ограничения власти монарха

624

устанавливаются под влиянием народа, различных сословий, то в России эти пределы, согласно мнению Екатерины II, должны определяться самим монархом, в данном случае - ею самой.

Объявляя государя источником власти, существующей в стране, Екатерина II считала, что он не должен непосредственно участвовать в управлении делами государства и "должен воздерживаться от того, чтобы самому решать судебные споры, поскольку для этого ему надлежит иметь других особ, которые бы судили по законам".

Данные и другие им подобные идеи, касающиеся, в частности, важности законности и законов как средства обеспечения государственных общественных интересов, как инструмента воспитания подданных и исправления их пороков, помимо "Наказа" неоднократно повторялись в той или иной форме также и в других актах Екатерины II в виде манифестов, писем, законов, записок и пр. *(972) Кроме того, как отмечают исследователи, многие из изложенных в "Наказе" политико­правовых идей "повторяли или предвосхищали то, что уже было выражено или выражалось впоследствии в текстах законодательных актов Российской империи". Это были, в частности, идеи служения носителя верховной государственной власти - монарха благополучию и счастью народа, идея законности, взгляд на закон как на средство воспитания, воплощения правды и справедливости, и др.

Однако многие "заложенные" в многочисленных законах, изданных при Екатерине II, благие идеи и намерения носили в основном не более чем умозрительный, формальный характер, в силу чего "действительное состояние дел во вверенной ей империи в части, касающейся правопорядка, было довольно плачевным - правопорядок в русском обществе не стал прочнее за время правления Екатерины II".

Подтверждением данного вывода можно считать грустное признание императрицы о том, что "меня обворовывают так же, как и других", хотя и с оптимистичным добавлением, что "это хороший знак и показывает, что есть что воровать"*(973).

4. Наряду с активным участием российских самодержцев в развитии политико-

625

правовой идеологии в период образования и усиления абсолютизма в России значительную роль в этом процессе сыграли также российские мыслители и просветители рассматриваемого периода*(974).

Среди них следует назвать прежде всего таких выдающихся авторов глубоких политико-правовых исследований и носителей передовых для того времени взглядов и идей, как Юрий Крижанич (около 1617- 1683), Феофан Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1686-1750), И.Т. Посошков (1652-1726), М.М. Щербатов (1733-1790) и др.

На более поздних этапах развития российского общества и государства, в XIX в. выделяются такие мыслители и исследователи, как М.М. Сперанский (1772-1839), Н.М. Карамзин (1766-1826) и другие авторы, внесшие значительный вклад в развитие российской официальной и неофициальной политико-правовой идеологии предоктябрьского периода.

Кроме того, в российской политико-правовой идеологии данного периода определенную роль играла идеология революционного демократизма, носителями которой были В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и другие носители данной идеологии.

Помимо и наряду с идеологией революционного демократизма в конце XIX - начале ХХ в. в российскую политико-правовую идеологию начала активно входить марксистская, пролетарская по своей природе и характеру идеология, представителями и носителями которой были В.И. Ленин (1870-1924), Г.В. Плеханов (1850-1918) и ряд других пролетарских политических деятелей*(975).

Разумеется, данная идеология, равно как и другие развивавшиеся в это время в рамках различных политических течений идеи и концепции, не являлись составными частями официальной государственной политико-правовой идеологии, но они тем не менее оказывали на нее значительное влияние.

В результате этого политико-правовая идеология России предоктябрьского периода складывалась, с одной стороны, из системы политических взглядов и доктрин, исходящих от власть имущих и их сторонников, а с другой - из политико-

626

правовых идей и доктрин, порожденных ее противниками.

<< | >>
Источник: Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Теория государства и права России. Том 1. Государство: учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,2019. - 640 с.. 2019

Еще по теме § 4. Политико-правовая идеология России на этапе образования и усиления абсолютизма:

  1. 42. Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.
  2. 41. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права: понятие, правоспособность.
  3. 30. Возникновение юридических лиц: способы образования, порядок создания.
  4. 1.2 Основные теории образования и развития стресс-коррозионных трещин, пред­ставленные в материаловедческой литературе
  5. Государство и право дореволюционной России. ЛЕКЦИЯ, 2019
  6. Б.Н. Земцов. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ: Учебное пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ.2008. - 336 с., 2008
  7. История России: учебное пособие / под ред. Л. Н. Булдыгеровой, Н. Т. Кудиновой, - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,2013. - 167 с., 2013
  8. ТИУНОВА Ольга Вячеславовна. ВЕРБАЛЬНАЯ МАНИФЕСТАЦИЯ МЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ПО ДАННЫМ СЛОВАРЕЙ И ОБРАЩЕНИЯ К НОСИТЕЛЯМ ЯЗЫКА. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь 2019, 2019
  9. Быкова А.Г.. и пьянство в России в XIX - начале ХХ вв.: из истории проблемы: Монография. - Омск: Омский юридический институт,2006. - 136 с., 2006
  10. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Теория государства и права России. Том 2. Право: учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,2019. - 448 с., 2019
  11. Сергеевич В.И.. русского права: в 3 т. /В.И.Сергеевич; вступ. ст. Ю.И.Семенова; Гос. публ. ист. б-ка России. — М., 2007. Т.З: Землевладение. Тягло. Порядок обложения. —2007, —497 с., 2007
  12. Сергеевич В.И.. Древности русского права: в 3 т. /В.И.Сергеевич; вступ. ст. Ю.И.Семенова; Гос. публ. ист. б-ка России. — М., 2007. Т.2: Вече и князь. Советники князя. —2007. — 595 с., 2007
  13. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Теория государства и права России. Том 1. Государство: учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,2019. - 640 с., 2019
  14. 70. Меры гражданско-правовой ответственности и способы гражданско-правовой защиты.
  15. 2.3. Понятие, сущность и юридическая природа административно-правовых отношений. Классификация административно-правовых отношений.
  16. 2.1. Понятие и структура административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм.
  17. § 2. Правовое содержание банковской тайны
  18. 7.4. Виды правовых актов управления