<<
>>

§ 3. Политическая и правовая мысль Русского государства в XIV-XVI вв.

На данном, так же как и на всех других предыдущих и последующих этапах развития Русского государства, возникающие в его пределах политические и правовые идеи, формирующие его политико-правовую идеологию, в значительной мере отражают те явления и события, которые возникают в это время в обществе и государстве.

В числе наиболее важных социально-экономических и социально­политических явлений и событий русской истории XIV-XVI вв. в научной литературе выделяются такие как: укрепление и развитие, по мере наметившегося в стране экономического роста, феодальных отношений; закрепощение крестьян и в связи с этим усиление их сопротивления; объединение русских земель вокруг Москвы и "превращение Московского княжества в Российское государство"; междоусобная борьба феодальных кланов; освобождение от монголо-татарского игра и формирование многонационального государства во главе с русским народом; и др.*(952)

Под влиянием этих и иных явлений и событий - своего рода факторов, воздействовавших на процесс формирования и реализации политико-правовой идеологии Русского государства на данном этапе его развития, в литературных и иных произведениях интеллектуальной Руси отмечались и обсуждались такие

616

теоретически и практически значимые вопросы, которые касались: происхождения Русского государства; его места и роли в жизни русского общества; соотношения светской и духовной власти; божественной природы высшей государственной власти на ранних этапах - князя, а позднее - царя; концепции идеального князя; и др.

Сравнивая политико-правовую идеологию Русского государства XIV-XVI вв. с идеологией Киевской Руси, исследователи не без оснований отмечают, что она "выглядит более сложной по содержанию и более разнообразной по тематике". В частности, в ее рамках существовали различные идеологические течения, представители которых, отстаивая свои позиции, ведут между собой политическую и идеологическую борьбу.

Кроме того, констатируют ученые, "русская политическая и правовая мысль в условиях Московского государства имела значительно более солидный культурный фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развивалась в Киевской Руси"*(953).

В переводе с языка теории на язык практики это означало, что она имела больше возможностей по сравнению с "культурным фундаментом" Киевской Руси оказывать влияние на политическую и правовую идеологию последующих столетий, нежели Киевская Русь оказывала влияние на становление и развитие идеологии Русского государства рассматриваемого этапа*(954).

Последнее, однако, вовсе не означало отсутствия какого-либо вообще влияния идеологии Киевской Руси, развивавшихся в ее пределах взглядов и идей, на идеологию последующих этапов развития Русского государства, ибо всегда существовала глубокая преемственность между различными этапами развития как Русского государства, так и соответствующего ему общества.

Идеология Киевской Руси в этом плане - в плане преемственности и влияния на идеологию Московского государства - не является исключением. Историческая преемственность Московского государства от Киевской Руси, в том числе культурного наследия Киевского государства, констатируется в научной литературе, является "вполне закономерным явлением", обусловленным существованием между

617

ними "исторической преемственности".

Эпоха Московского государства, отмечает В.А. Томсинов, "дала новое дыхание литературе Киевской Руси. Фактом является то, что в течение XIV-XV вв. были созданы новые списки сочинений русских авторов XI-XII вв., идеи которых широко использовались в Московии.

Среди последних важное место в политико-правовой идеологии Московского государства занимали политические и идеологические идеи Киевской Руси. Суждения Феодосия Печерского и митрополита Никифора, идеи Иллариона, Владимира Мономаха и многих других русских мыслителей XI-XII вв. "становятся отправной точкой размышлений о сущности власти и закона, об обязанностях правителей, о соотношении церкви и государства для русских идеологов XIV-XVI в."*(955).

Под влиянием важнейших социально-политических явлений русской истории XIV-XVI вв., а также под влиянием идей и суждений, существовавших в Киевской Руси, в политико-правовой сфере Московского государства формировались и широко обсуждались не только различные идеи и суждения, но и отдельные концепции.

Одним из примеров подобного рода концепций может служить, в частности, концепция "Идеального русского государя", которая развивалась в сочинениях Иосифа Волоцкого (1440-1575), аттестуемого в научной литературе как один "из самых выдающихся деятелей и идеологов русской православной церкви за всю ее историю"*(956); в работах Максима Грека (1470-1556) - одного из известных сторонников идеологии нестяжательства*(957), проповедовавшей идеи бескорыстной жизни, не обремененной стремлением к материальному обогащению духовенства, монастырей; данная концепция развивалась также в работах некоторых других мыслителей рассматриваемого этапа развития русского общества и государства.

Согласно концепции "Идеального Русского государя" в "обобщенном виде" он должен быть в первую очередь хранителем православно-нравственных устоев общества и государства; выступать как решительный защитник христианства от 618

нападения на него извне и от разлагающего его воздействия изнутри, со стороны "злокачественных еретиков"; быть благочестивым и справедливым по отношению ко всем своим подданным; управлять государством в соответствии с "Христовыми заповедями и законами"; обладать, согласно мнению Максима Грека, высказанному им в обращении к молодому царю Ивану IV, еще не ставшему "Грозным", такими свойствами, как "кротость и долготерпение, попечение о подчиненных, щедрое расположение к своим боярам, преимущественно же -правда и милость"*(958).

Наряду с концепцией "Идеального Русского государя" в политико-правовой идеологии Московского государства рассматриваемого этапа его развития широкое распространение получила также концепция, а точнее - теория "Москва - Третий Рим", "оформившаяся", согласно мнению исследователей, в посланиях Филофея - монаха Псковского Елизарова монастыря - к псковскому наместнику и великим князьям Василию и Ивану*(959).

Речь идет, в частности, о таких посланиях, как "Послание Московскому великому князю Василию Ивановичу" и "Послание к государю - царю и великому князю Ивану Васильевичу всея Руси", получивших широкую известность в конце XV - начале XVI в.

Основная цель данной теории - доказательство закономерности становления и возвышения централизованного Московского государства, а вместе с ним - великого князя московского как главы всей Русской земли.

В соответствии с основными атрибутами рассматриваемой теории вся история человечества представляется в виде возникновения, развития и упадка по воле Бога мировых государств.

Первым из такого рода мирового масштаба государств ("царь") был Древний Рим, который пал из-за своего язычества, ереси. Второе мировое государство ("царство") - Византия - погибла из-за унии с католической церковью. Она была наказана Богом, и Константинополь был завоеван турками.

Третий Рим - Москва как центр православия "будет стоять до окончания мира, ибо Русское государство избрано по воле провидения для защиты православной

619

религии".

При этом констатируется в посланиях Филофея, а позднее в научных исследованиях: "Сохранившая верность православию Россия не только осталась невредимой, но, напротив, явно набрала силу, сбросила татарское иго, успешно обороняет свои границы, возрос ее международный авторитет". И в заключение: "Слава и могущество Рима и особенно Византии не исчезли бесследно, они вновь возродились в России"*(960).

Теория "Москва - Третий Рим", так же как и концепция "Идеального Русского государя", свидетельствовавшие о высоком интеллектуальном уровне и несомненном патриотизме их создателей, безусловно сыграли положительную роль в укреплении Российского государства и консолидации русского общества рассматриваемого периода. Следует лишь добавить, что наряду с ними в политико-правовой идеологии Московского государства в это время развивалась также концепция Российского государства, идеи стяжателей и другие *(961).

<< | >>
Источник: Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Теория государства и права России. Том 1. Государство: учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,2019. - 640 с.. 2019

Еще по теме § 3. Политическая и правовая мысль Русского государства в XIV-XVI вв.:

  1. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Теория государства и права России. Том 1. Государство: учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,2019. - 640 с., 2019
  2. П.Л. КАЗАРЯН. ЯКУТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА (Историке-юридическое исследование). Учебное пособие ЯКУТСК - 1999, 1999
  3. О ПЛѢННЫХЪ ПО ДРЕВНЕМУ РУССКОМУ ПРАВУ (XV, XVI, XVII в-ька). И3СЛЕДОВАНІЕ И. д. Адъюнкта РишеЛьевскаГо Лицея Кандидата А. Лохвицкаго. МОСКВА. ВЪ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ типографіи, 1855
  4. Церковнославяно-русская полисемия как отражение секулярной и сакрально-религиозной функций русского языка
  5. Иванов А.А., Малахов В.П.. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.:2012. - 351 с., 2012
  6. Участие государства в финансово-хозяйственной деятельности эмитента
  7. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Теория государства и права России. Том 2. Право: учебное пособие. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова,2019. - 448 с., 2019
  8. Заячковский О.А., Маскаева И.И., Усенко Ю.Н.. Теория государства и права: учебное пособие. — Ка­лининград: Изд-во БФУ им. И. Канта,2011. — 272 с., 2011
  9. Государство и право дореволюционной России. ЛЕКЦИЯ, 2019
  10. Стешенко. История государства и права России_V - начало XX века Т.1, 2003
  11. Б.Н. Земцов. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ: Учебное пособие. - М.: Изд. центр ЕАОИ.2008. - 336 с., 2008
  12. Теория государства и права: учеб. пособие для студен­тов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруден­ция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.,2012. — 159 с., 2012
  13. Церковнославяно-русский полисемант век